Распространение overcloud-решений даст импульс новым облачным сервисам
Сейчас создают и быстро развивают системы класса «overcloud»
CNews: Начнем с общего вопроса: куда идет развитие российских облаков, что меняется в потребностях корпоративных заказчиков?
У заказчиков растет потребность в контроле собственной ИТ-инфраструктуры. Сегодня инфраструктура практически всегда включает облачные решения — как публичные облака, так и приватные. Заказчикам нужно на мета-уровне контролировать потребление ИТ, что позволит оптимизировать затраты и снижать риски, при этом сохраняя все преимущества облачных решений: гибкость, легкую управляемость, предоставление сервисов «по запросу» и т.д.
CNews: Есть ли решения, позволяющие создать требуемые условия для заказчиков, и как эти инструменты могут выглядеть?
Сейчас создают и быстро развивают системы класса «overcloud». Термин пока не устоявшийся, им называют софт, позволяющий заказчикам контролировать гибридные ИТ-инфраструктуры с использованием нескольких облаков, причем как приватных, так и публичных. Заказчик получает систему, построенную по принципу «одного окна», где учтены все ИТ-ресурсы, используемые компанией, которыми можно «дирижировать» в зависимости от ситуации и поставленных задач.
В результате компании получают и сохраняют полный контроль над собственным ИТ-рельефом, вне зависимости от того, какие ресурсы принадлежат им, а какие доступны в виде сервисов. Наличие такой мета-прослойки позволяет легко и просто выполнять балансировку нагрузок, управлять миграциями данных и информационных систем заказчиков между разными cloud-платформами или baremetal-серверами. Становится проще задавать правила использования ресурсов и контролировать их соблюдение, что упрощает процессы управления инфраструктурой.
Легко видеть, что компании, применяющие «overcloud», при полном контроле над ресурсами могут оптимизировать затраты на ИТ и повышают уровень инфобезопасности.
Распространение overcloud-решений даст импульс новым форматам
CNews: Что мешает распространению «overcloud»?
Облачные направления — технологии и сервисы — росли крайне быстро, так что этот класс ПО от такой динамики отставал, так как сам по себе является их технологическим продолжением. До массового использования overcloud рынок должен дозреть, причем это справедливо как для провайдеров, так и для заказчиков. Соответствующий процесс идет, но он не быстрый — игрокам рынка нужно наработать опыт и компетенции для работы с гибридными инфраструктурами.
CNews: Повлияет ли распространение «overcloud» на форматы предоставления облачных услуг?
Распространение overcloud-решений даст импульс новым форматам для российского рынка. Такие системы полностью охватывают ИТ-рельеф компании, учитывая как облачные ресурсы, так и оборудование, развернутое на стороне заказчика или в арендованных дата-центрах. Спросите у любой крупной корпорации: сколько у нее в ИТ-рельефе работает информационных систем, какие версии ОС и open source-библиотек, сколько процессорных ядер и сколько памяти — вряд ли получите точный ответ, а сегодня такая ситуация становится неприемлемой.
В новых условиях, когда станет проще контроль ИТ-инфраструктур, крупные облачные провайдеры могут начать, например, создавать продукты, предусматривающие передачу заказчикам в аренду аппаратного обеспечения для разворачивания приватных облаков. Аренда таких программно-аппаратных комплексов в ряде случаев оказывается актуальна для заказчиков, но этим «железом» нужно правильно управлять, включая в единую систему контроля. Такие форматы практиковали, например, Microsoft Azure и AWS, но раньше в российских условиях они не получили распространения, а сейчас по понятным причинам недоступны. С появлением и распространением overcloud-решений такие подходы станут более актуальными. При этом главная характеристика таких решений — это платформонезависимость, то есть инстансы overcloud-системы должны дублироваться и синхронизироваться на всех типах эксплуатируемых ресурсов.
Мы создали и развиваем собственную платформу
CNews: Вы выступаете как вендор?
Совершенно верно: мы создали собственную платформу, которую развиваем и продвигаем на российский рынок. Наш продукт, Datamart Platform Studio, актуален для компаний, активно развивающих свою ИТ-инфраструктуру, оптимизирующих затраты на ИТ, обладающих разветвленной филиальной сетью. Мы это видим по клиентам, проявившим интерес к решению и внедряющим пилотные проекты на основе нашего продукта.
Яндекс, Сбер, VK и другие крупные российские игроки облачного рынка осознают актуальность инструментов класса «overcloud», но пока сосредоточены на развитии и совершенствовании традиционных публичных облачных сервисов. Создание и развитие продукта для построения overcloud — наш корневой бизнес, поэтому мы уже предлагаем готовую систему. Например, управляемая нашим продуктом инфраструктура не требует постоянного подключения всех элементов – вполне возможна ситуация, когда часть ИТ-ресурсов функционирует без связи с основным ИТ-рельефом заказчика. Предположим, развернутые на морских судах решения могут продолжать работу во время плавания, собирая и обрабатывая данные, а при возвращении в порт автоматически будет выполнена синхронизация с другими компонентами корпоративной инфраструктуры, получены накопленные метрики, применены актуальные настройки и апдейты.
С точки зрения бизнеса мы фокусируемся на крупных заказчиках, но при этом считаем важным, чтобы наш продукт оставался доступным даже малому бизнесу. Предприятиям сегмента СМБ тоже надо оптимизировать затраты на ИТ, защищать персональные данные клиентов, вовремя устранять потенциальные уязвимости и т.д.
Выводя продукт на рынок, следует обеспечить поддержку и развитие
CNews: Перейдем к open source – как выглядит ситуация в этом направлении?
Следует напомнить, что в бизнесе, построенном на open source, есть два основных пути.
Первый предусматривает «переупаковку» open source решений, без глубокого влияния на основную часть кода. Программы с минимальными изменениями упаковывают в продукт для продвижения на локальном рынке. При этом локализуется документация, создается поддержка и тарифная сетка — всё «по-взрослому», кроме того, что за фактическое развитие продукта отвечает неконтролируемая команда сторонних разработчиков.
Другой вариант предлагает идти несколько глубже, а именно погружение в код все же производить, создавая для этого внутреннюю команду разработчиков, делать форк и самостоятельно определять вектор развития. На рынок в таком случае выходит уже переосмысленное и переработанное решение, которое тоже упаковано в продукт. Заметим, идущие по второму пути компании не все делают такое на продажу, иногда они становятся вендорами для самих себя.
Однако, следует помнить, что выводя продукт на рынок, следует отработать структуру и процедуры, обеспечивающие ему существование при смене команды разработки. Если этого не сделать, то получается, что продукт жив, пока жива команда, создавшая его и готовая развивать. Программисты часто уходят — на более высокие зарплаты, на более интересные проекты и т.д. — это вполне нормально. Чтобы пришедшие в проект могли обеспечить ему поддержку и развитие, нужно заранее создать документацию, отладить процессы управления разработкой и выполнить множество других процедур, которые хотя известны, но достаточно сложны и в общем случае стоят дорого.
Нужно всегда иметь «план Б»
CNews: Как в таких условиях на развитие open source в российских условиях влияет уход глобальных компаний?
В современных условиях нужно всегда иметь «план Б», это касается не только ИТ. В ситуации с изменением правил лицензирования open source это хорошо заметно.
Технически можно продолжить взаимодействие с open source-сообществом в старых форматах, только получая доступ к ресурсам, теперь закрытым для российских компаний, обходными путями. Но использовать такой формат работ я бы сильно не рекомендовал: это незаконно, небезопасно и неэтично.
Придется искать новые пути. Для одних компаний — это возможность быстрого роста, для других — создает непреодолимые сложности. Для компаний, которые строили свой бизнес на «переупаковке» решений, происходящее грозит потерей управляемости и остановкой бизнеса. Но если компании были глубоко вовлечены в развитие продуктов — а таких немало в российском ИТ, многие это практиковали годами — тогда есть возможность продолжить развитие, совершенствуя программные решения уже внутри РФ.
Перейти из первого варианта во второй крайне сложно — нужно перепрофилировать бизнес-модель, быстро сформировать новые продуктовые команды из профессионалов, а это сложно. Даже в очень крупных open source-проектах ядро команды — группа, которая вносит более 95% изменений в код — бывает очень редко больше сорока человек. Бывают исключения, но они редкие, например, даже развитием такого массового продукта как Kubernetes занимается команда немногим больше — около полусотни разработчиков, хотя чисто технически контрибьютерами являются более 5000 инженеров. Большинство более мелких open source-проектов создают силами «core team» из пяти-семи мотивированных профессионалов. Но при имеющемся дефиците «айтишников» на российском рынке проблематично найти даже пять-семь мотивированных профессионалов, которых можно быстро вовлечь в проект.
Выход за пределы рублевой зоны — вполне перспективное направление
CNews: Можно ли найти интересные решения в региональных open source: китайском, индийском и т.д.?
Можно, прецеденты есть. Например, в китайских репозиториях находили низкоуровневые библиотеки, которые были более эффективными, чем доступные в европейских и североамериканских. Однако, сложность поиска нужных решений и их валидирования настолько высока, что проще, а главное стратегически полезней, развивать собственный open source.
CNews: Насколько актуален выход российских решений на рынки, расположенные за пределами рублевой зоны?
С прикладной точки зрения выход за пределы рублевой зоны российских проектов — вполне перспективное направление. Однако, политические вопросы делают в моменте проблематичным выход российских решений на региональные рынки, с другой стороны это удачное время сфокусироваться непосредственно на разработке, а не дистрибуции.
CNews: Будут ли российские разработчики открывать код?
Я выступаю за открытие кода, делать это можно и нужно. Российские разработчики, по сути, давно прошли стадию, когда страшно открывать «исходники» продуктов. Открытие кода не лишает компанию прав на разработку и не выбивает из рук команды управление, но дает новые возможности для развития и продвижения — этим точно стоит пользоваться.