CNews: Как бы вы охарактеризовали развитие российского ИТ-рынка в 2013 году?
Елена Лукутина: 2013 год был достаточно активным и интересным как для рынка, так и для компании «Неофлекс». Какие тенденции мы наблюдали в отрасли в прошедшем году? Продолжилось интенсивное развитие банков: выходят на розничный рынок новые кредитные организации, серьезно перерабатываются ИТ-ландшафты, управление рисками становится все более изощренным, появляются новые инструменты для анализа данных о клиентах, операциях. Клиенты банков активно используют удаленные каналы, негодуя, если реакция банка на их запросы не последует моментально. Государство тоже не дремлет. Усложняются требования к отчетности, появляются электронные каналы взаимодействия с государственными органами.
Все это создает спрос на специализированные ИТ-решения, интеграцию между ними, то есть на нашу работу. Однако в любой бочке меда найдется капля дегтя: банки действительно хотят получать современные ИТ-решения, но при условии их невысокой стоимости. Им нужны еще более сложные проекты, чем вчера, но только существенно дешевле.
CNews: Сегодня многие говорят о стагнации российского ИТ-рынка. По вашим ощущениям, сокращается ли рынок банковской информатизации?
Елена Лукутина: Слово «стагнация» точно неприменимо. Сейчас выиграет тот, кто будет эффективно работать со своей клиентской базой, оценивать риски разных категорий клиентов, делать своим клиентам кросс-предложения. Поэтому для банков нужны специализированные ИТ-инструменты, обеспечивающие скорость и полноту принятия решений, анализ процессов. Так что движения на рынке много, просто со стороны банков видна тенденция к оптимизации затрат, к более взвешенному принятию решений о начале новых проектов и выбору интегратора. Это замечают все участники рынка.
CNews: Участники рынка отмечают, что уровень компетенции ИТ-специалистов в регионах заметно растет. Вы наблюдаете эту тенденцию?
Елена Лукутина: Это действительно так. Мы видим логичное развитие рынка, которое раньше имело центростремительный характер, а сейчас развернулось в сторону регионов. За пределами столицы есть хорошие высшие учебные заведения, готовящие квалифицированных специалистов не хуже, чем в Москве. Банки и ИТ-компании активно открывают региональные филиалы, переносят туда целые центры компетенции, чтобы добиться удешевления стоимости своей работы.
В частности, наш саратовский филиал за последний год вырос в четыре раза. В нем работают специалисты практически всех направлений. Современные средства удаленной связи помогают им эффективно участвовать во всех наших проектах. Периодически сотрудники филиала приезжают в Москву для того, чтобы пообщаться с клиентами напрямую.
В саратовском филиале есть целые группы, например, тестирования, которые работают на крупные московские проекты. Мы общаемся со специалистами в регионах ежедневно, чаще всего даже не замечая, что они в другом городе. Сейчас в одном из крупнейших проектов, который мы выполняем для банка ВТБ24, большая часть разработчиков и вся группа тестирования расположены в саратовском филиале, хотя заказчик принимает нашу работу в Москве.
За последний год мы достаточно много сил вложили в обучение, развитие и подготовку этих кадров, в инфраструктуру филиала. Сейчас это полноценная команда, которая на равных работает с московским офисом. Специалисты в регионах открыты, позитивны, дружелюбны. Там совершенно не чувствуется нервозности и агрессивности московских ритмов. Мы будем двигаться в регионы и дальше, открывать новые филиалы. Скорее всего, в других часовых поясах.
CNews: Как прошел 2013 год для вашей компании? Довольны ли вы ростом с учетом текущей конъюнктуры рынка?
Елена Лукутина: Мы в целом довольны показателями прошлого года, хотя они оказались немного ниже запланированных. В 2013 году было несколько очень интересных проектов: в Национальном расчетном депозитарии, в банках ВТБ24, Sberbank CIB, «Восточный экспресс», «Юниаструм», «РН банк», «Интеркоммерц», «Совкомбанк», «Татфондбанк», «Яр-банк», «Пробизнесбанк», БФА, «Ренессанс Кредит», «Сетелем», «Связь-банк», «ДжиИ Мани банк» и других кредитных организациях. Всего за минувший год компания выполнила более 360 проектов в 56 банках, причем 40 из них входят в топ-100. Также мы выпустили ряд новых продуктов ― модули Neoflex FrontOffice «Мобильное кредитование», «Кредитный калькулятор», модуль Neoflex Reporting «Анализ продаж розничных кредитных продуктов», решение Neoflex Strategy Testing Manager для тестирования кредитных стратегий, новые решения для связи с государственными органами в линейке Neoflex Adapters.
Самый главный результат прошлого года – мы вышли на новый уровень: наши проекты стали более крупными, сложными, комплексными. Их размеры достигают сегодня нескольких тысяч человеко-дней, в то время как в прошлые годы средний проект редко превышал одну тысячу. Нам по-прежнему удается делать их успешно, несмотря на огромное количество сложностей, которые приходиться преодолевать.
CNews: Вы сказали, что стало больше комплексных проектов. Что вы под этим понимаете?
Елена Лукутина: Комплексные проекты «Неофлекс» включают разработку или внедрение нескольких специализированных систем и, как правило, направлены на автоматизацию целого направления бизнеса. Один из характерных примеров – наш проект в «РН банке» группы Renaut-Nissan. Там мы разрабатывали ИТ-платформу для автокредитования. Решение состояло из модулей «Автокредитование» и «Кредитный калькулятор» на основе Neoflex FrontOffice, компоненты принятия решений по кредиту FICO CDA, системы по обслуживанию просроченной задолженности FICO Debt Manager. Естественно, все это нужно было интегрировать с другими системами банка. Проект был запушен в эксплуатацию в ноябре прошлого года, обеспечив новому банку выход на рынок автокредитования. Комплексные ИТ-проекты сложны для управления, в них несколько компонентов, нужно уметь вести работы параллельно, синхронизировать с другими проектами, постоянно реагировать на изменения.
В ИТ-проекте, как в сложном рецепте, важно абсолютно все: количество, качество и даже температура используемых продуктов, последовательность шагов, оснащение кухни, настроение и вдохновение повара. Если все сошлось в одной точке, получилось вкусно – значит хороший повар. Если постоянно получается вкусно, оригинально и красиво – это уже высший класс. Шеф-повар.
Вот и в нашей сфере так. Важно, какие компоненты используются для реализации проекта, как ведет его компания, какие применяются производственные технологии. Ну, и то, как настроена все проектная команда.
Аналогичные комплексные решения мы сейчас разрабатываем в «ЯР-банке», а также в банке «Интеркоммерц», где дополнительно к системам кредитования внедряется и наш новый модуль «Анализ продаж розничных продуктов» линейки Neoflex Reporting.
CNews: В ваших проектах преобладают решения партнеров или собственные продукты?
Елена Лукутина: В наших проектах часто бывает, что мы используем как продукты, разработанные нами, так и специализированные продукты наших партнеров. Стараемся выбирать лучшее из того, что представлено на рынке, и максимально использовать свой опыт.
В течение девятилетней истории «Неофлекс» мы работали в различных направлениях банковской автоматизации и накопили внушительную экспертизу. Наш опыт в области банковской аналитики и отчетности, управления рисками, розничного бизнеса позволяет приходить к клиентам не просто в качестве сервисной компании, которая готова сделать, что клиент пожелает, предоставив своих экспертов, но еще и предлагать ценные компоненты ― собственные продукты компании и продукты наших партнеров.
В портфеле «Неофлекс» есть такие испытанные временем решения, как аналитическая система Neoflex Reporting, система для розничного банка Neoflex FrontOffice, относительно новая линейка решений для взаимодействия с госорганами Neoflex Adapters, разработки компании FICO, GoldenSource и, конечно, таких грандов, как SAP, IBM, Oracle. В этом году мы выводим на рынок новый уникальный продукт Neoflex Integra ― набор модулей для разработки интеграционных решений.
CNews: Расскажите подробнее об этом продукте.
Елена Лукутина: Мы девять лет профессионально занимаемся интеграцией банковских приложений. Недавно посчитали и удивились, что сделали 450 проектов по построению сервис-ориентированной архитектуры, потратив в общем около 65 000 человеко-дней. Мы смогли проанализировать накопленный опыт и скомпоновать его в продукт. Одновременно к этому нас подтолкнула тенденция рынка к оптимизации затрат и к удешевлению проектов.
Вот мы и придумали продукт Neoflex Integra. Это наш концентрированный опыт, как сироп из яблок, который можно пить зимой, чтобы получить витамины. Основой Neoflex Integra являются модель данных, содержащая необходимый перечень прикладных объектов, модель сервисов и адаптеры к различным системам. Начиная проект, мы приходим с уже готовыми компонентами, которые, достаточно просто настроить, и можно сразу же использовать в качестве базы для интеграции банковских систем. У этого продукта, родившегося в прошлом году, есть несколько модификаций – облегченная, стандартная и для крупных компаний. Такое решение позволяет банкам на начальной стадии увидеть, как будет выглядеть новый ИТ-ландшафт.
CNews: Какие наиболее значимые проекты 2013 года вы бы выделили?
Елена Лукутина: Если говорить о знаковых проектах 2013 года, то их было несколько. Мы разработали крупное интеграционное решение в ВТБ24, как я уже говорила, внедрили комплексное решение для автокредитования в «РН банке», сделали проект по расчету нормативов в банке «Ренессанс кредит». Очень интересный проект по автоматизации единой базы и котировок всех финансовых инструментов был выполнен в Национальном расчетном депозитарии, где мы внедряли программный продукт нашего партнера – компании GoldenSourse.
CNews: Расскажите подробнее о проекте в ВТБ24.
Елена Лукутина: Решение, созданное в рамках этого проекта, было запущено в эксплуатацию в прошлом году. Проект прекрасно иллюстрирует, как компания качественно выросла, ведь ей оказался по плечу один из самых крупных на сегодняшний день проектов в отрасли. Для ВТБ24 мы разработали «Универсальный слой банковских сервисов» (УСБС). Это интеграционное решение, которое обеспечивает взаимодействие основных банковских информационных систем в процессе обслуживания клиентов, продаж, управления маркетинговыми активностями, получения отчетности. В 2011 году в банке была принята рассчитанная на несколько лет программа по внедрению новой розничной платформы. В рамках этой программы ведутся проекты по внедрению новых систем и модернизации существующих. УСБС – центральный элемент новой розничной платформы.
Размер банка и амбициозность поставленных задач обусловили беспрецедентные масштабы проекта. Выполненное нами интеграционное решение состоит более чем из 600 сервисов. Мы работали над ним в течение полутора лет, а команда специалистов только со стороны «Неофлекс» в пиковых точках достигала 50 человек.
В сентябре 2013 года была завершена первая часть решения, которая обеспечила работу банка с единой клиентской базой данных. Сейчас проводится расширение набора операций, тиражирование по филиалам. Это решение является бизнес-критичным, любые сбои влияют на работоспособность банка. Поэтому с самого начала пристальное внимание было уделено вопросам надежности, доступности и отказоустойчивости.
CNews: Как участие в таком масштабном проекте изменило вашу компанию?
Елена Лукутина: Реализация этого проекта потребовала от нас выхода на новый технологический и управленческий уровень. Нам пришлось серьезно изменить все процессы внутри компании.
Мы построили четкий производственный процесс, где аналитики, разработчики и тестировщики взаимодействуют между собой. Каждая задача на разработку отслеживается, у каждого дефекта есть свой срок устранения. Каждая ошибка, обнаруженная заказчиком, тщательно анализируется, чтобы мы могли подкорректировать внутренние процедуры контроля качества и не пропускали таких ошибок. Нами внедрена специализированная система мониторинга прохождения тестовых сценариев, их соответствия требованиям заказчика, а также автоматизированы регрессионные тесты, которые всегда проверяются при выпуске новых релизов.
Есть ряд отчетов, производственных показателей, которые мы отлеживаем ежедневно, чтобы обеспечить бесперебойную работу нашего производственного конвейера. Все это привело к закономерному результату. После запуска в эксплуатацию в УСБС было найдено рекордно низкое количество дефектов, существенно ниже, чем в наших предыдущих проектах.
Вообще в течение прошлого года команда тестирования «Неофлекс» выросла более чем в два раза. Во всех проектах стали использоваться современные методики обеспечения качества.
CNews: Как проявили себя сотрудники «Неофлекс» в этом проекте?
Елена Лукутина: Говорят, что на первом месте в любом деле – кто, а потом уже, как. Самое важное – это команда. Сотрудники, их настрой, нацеленность на результат, сыгранность команды имеет определяющее влияние на успех проекта. Производственная инфраструктура, конечно, тоже важна. Но руки мастера важнее.
У нас работают увлеченные и профессиональные сотрудники. Для большинства из них цели проекта становятся важными жизненными целями.
Раз уж мы заговорили о ВТБ24, то упомяну, что проектная команда по собственной инициативе участвовала в пилотном проекте. Многие стали клиентами банка, открыли счета и приобрели продукты, чтобы лично проверить, насколько хорошо работает их решение. Им было важно все увидеть своими глазами. Я считаю, это нормально, когда компания, реализуя крупный проект, вовлечена в него и по собственной инициативе вкладывает дополнительные усилия, чтобы оценить или улучшить результаты.
Каждый наш проект находится под пристальным вниманием ключевого менеджера компании. У нас нет отдельных продавцов и деливери-менеджеров. Ответственный куратор погружен в проект и делает все для его успеха.
Мы стараемся поддерживать в компании атмосферу творчества, инновационности. В прошлом году запустили собственную программу грантов. Инвестиции в R&D способствовали появлению новых идей и продуктов. В частности, в рамках этой программы создана интерактивная система с сенсорным интерфейсом Neoflex Infoboard. Новый продукт представляет собой набор пользовательских рабочих столов с вынесенными графическими модулями — виджетами.
CNews: Ваши рецепты универсальны?
Елена Лукутина: Для каждого клиента, каждого проекта приходится подбирать особенный рецепт, учитывающий все детали.
Недавно один наш клиент сказал мне, что по его опыту «Неофлекс» ― компания, с которой невозможно договорится на нереально сжатые сроки проекта. Все другие поставщики соглашаются, а «Неофлекс» упирается. И это действительно так. Ответственность за свои обещания – основная ценность нашей компании. Но если можно напрячься и сделать – мы обязательно возьмемся за такой проект. Приведу пример из недавнего прошлого. В банке «Ренессанс кредит», в течение трех месяцев нам нужно было обеспечить сдачу нормативов в соответствии с требованиями Центрального банка. Раньше среднее время работы над проектами по автоматизации банковской отчетности было в районе девяти месяцев, и никак не меньше шести. Мы смогли найти рецепт, и через 3 месяца 1 августа 2013 года нормативы были рассчитаны с помощью нашей системы Neoflex Reporting.
CNews: Расскажите о планах вашей компании на 2014 год. Как бы вы охарактеризовали рынок в текущем году?
Елена Лукутина: Разумеется, планы компании будут корректироваться в зависимости от ситуации на рынке: 2014 год, по общему мнению, более сложен, чем предыдущий. Но мы надеемся еще вырасти, если не в количественном, то в качественном смысле, на крупных проектах, продолжающихся в ВТБ24, Сбербанке, Национальном расчетном депозитарии и многих других финансовых организациях. И десятилетие надеемся отметить. Мы заранее начали к нему готовиться, постараемся удивить наших друзей и клиентов.
В предыдущие годы был задан вектор, которого мы собираемся в ближайшее время придерживаться, я имею в виду комплексный подход к проектам и сочетание сервисности компании с продуктовостью. Дальнейшее развитие получат актуальные направления, в том числе связанные с разработкой мобильных сервисов, BI-технологиями. И, конечно, деталям в 2014 году будет уделено еще больше внимания, потому что интерес клиентов часто сосредотачивается именно на них. Вот вам и еще один рецепт успеха компании!