Спецпроекты

На страницу обзора
Наша цель – полностью перенести свою инфраструктуру в частное облако
Капитальные затраты федеральной сети магазинов «Уютерра» на создание частного облака для мощностей, необходимых в федеральном сетевом ритейле, оказались соизмеримы с регулярными отчислениями провайдеру сервисов. Поэтому компания выбрала первый вариант. По словам Игоря Межова, директора по информационным технологиям и операциям «Уютерра», задача по миграции инфраструктуры реализуется собственными силами и с использованием свободного ПО. Облачные технологии нужны компании в тех сферах, где требуется повышенная доступность и эластичность по нагрузкам.

Игорь Межов

CNews: Как изменился ИТ-бюджет вашей компании за последнее время?

Игорь Межов: Не вырос, несмотря на расширение сети магазинов, общую экономическую ситуацию, увеличение мощностей и расширение функционала. Для развития нам не надо огромного бюджета – мы широко используем свободное ПО и собственные разработки, которые позволяют нам обеспечивать нужный функционал при минимальных затратах.

CNews: Как вы оцениваете состояние ИТ-инфраструктуры вашего предприятия?

Игорь Межов: Сейчас почти три четверти центральной инфраструктуры уже перенесено в облако. Полностью перенесена вся доменная инфраструктура, служебные и вспомогательные сервисы, ресурсы разработки и тестирования. Даже достаточно нагруженные терминальные сервера и сервера приложений SAP успешно работают в таком виде. Единственное, что пока остается за бортом – тяжелые сервера баз данных, требования к надежности и производительности которых пока не удовлетворяются ресурсами нашего облака.

CNews: Какие стратегически важные ИТ-проекты вы реализовали в последнее время?

Игорь Межов: Мы произвели редизайн структуры ЦОД, который заключался в создании отказоустойчивой сети для всех серверов в ЦОД (2 группы коммутаторов, горячий failover, 10Гбит). В арендуемом облаке развернули и внедрили SAP CRM, обеспечивающего функционирование программы лояльности. Кроме того, мы создали и запустили частное облако на базе KVM/OpenNebula/CEPH. Еще одним проектом я могу назвать миграцию всего SAP-ландшафта c Solaris на Linux.

CNews: Какие изменения претерпела инфраструктура вашего предприятия за последние два года?

Игорь Межов: Уже несколько лет назад многие части инфраструктуры и сервисы мы запускали в виртуализованном режиме. В определенный момент возникла необходимость в унификации всех систем виртуализации и обеспечении его развитыми средствами управления и мониторинга. И здесь мы, как это обычно и бывает, выбрали нестандартное решение: вместо приличных затрат на решения от вендоров первого звена возникла идея попробовать свободные решения, благо основным используемым гипервизором уже был KVM. В результате уже в 2013 году мы запустили у себя облачную среду OpenNebula, переведя все хосты в облаке под ее управление. Сейчас уже вторая итерация – с сентября 2014 года мы перешли с версии 4.6 на 4.8.

Полноценная облачная среда невозможна при виртуализации только вычислительных ресурсов – также обязательны виртуализация сетевого доступа и ресурсов хранения. С виртуализацией сети проблем меньше, поскольку наша существующая сложившаяся структура сети достаточно статична и не требует динамической реконфигурации, как например у провайдеров облачных сервисов. С этими задачами вполне справляются виртуальные коммутаторы OpenVSwitch, поддержка которых есть почти в любом современном дистрибутиве Linux.

С виртуализацией ресурсов хранения все сложнее: для обеспечения живой миграции почти везде требуется разделяемое хранилище (shared storage). Как правило для этих целей используются специализированные дисковые массивы. Способ построения сети хранения в данном случае не так уж и важен – будет ли это выделенная SAN сеть на базе FibreChannel, более дешевый iSCSI или модный ныне набирающий популярность конвергентный доступ по FCoE. Из этого у нас используется и первое и второе, но для частного облака мы выбрали совершенно другой подход. С лета 2014 в лабораторных условиях мы начали строить кластер хранения на базе CEPH. Это отдельная и очень большая тема, здесь же отмечу просто: CEPH – это высокодоступное масштабируемое программное хранилище (SDS – software defined storage) построенного из обычных простых серверов и дисков (common hardware). В его основе лежит очень оригинальная идея, позволяющая обеспечить хорошее распараллеливание операций по узлам хранения. Безусловно, у CEPH есть свои плюсы и минусы, но масштабируется он отлично - есть инсталляции с объемом более трех петабайт и количеством узлов хранения более тысячи. С сентября мы начали выводить CEPH в продуктивную эксплуатацию, сейчас размер хранилища более 30ТБ, оно составлено из 7 узлов хранения и обеспечивает работу более 40 виртуальных машин.

CNews: Каковы ваши среднегодовые расходы на использование облачных сервисов?

Игорь Межов: В нашей компании на использование облачных сервисов приходится примерно 3% от общих расходов ИТ-бюджета. Мы не прогнозируем увеличение доли по аренде облачных мощностей, так как мы эффективно используем собственные мощности и собственное частное облако. Так как «Уютерра» – федеральная компания, то у нас очень большой объем информации, довольно высокие требования к ресурсам, обработке и хранению информации. Эффективнее единожды произвести капитальные вложения в частное облако, чем выплачивать стоимость провайдеру услуг, которая, через некоторое время, будет соразмерной с инвестициями в собственную облачную инфраструктуру. Именно так мы и поступили.

CNews: Какую роль в достижении стратегических целей вашей компании играют облачные сервисы?

Игорь Межов: Мы поставили себе цель полностью перенести свою инфраструктуру в частное облако. Задача не оформлена отдельным проектом ИТ-департамента. Затраты приходятся только на обновление парка серверов. Многие сервера не справляются с нагрузкой. Мы создаем частное облако самостоятельно, не прибегая к услугам подрядчиков.

CNews: В каких сферах бизнеса вы уже оценили преимущества облачных решений?

Игорь Межов: SAP CRM и сайт/интернет-магазин мы используем во внешнем облаке, а остальные – в частном. Исключение составляют тяжелые сервера баз данных, которым выделены постоянные вычислительные мощности и ресурсы хранения.

Мы положительно оцениваем опыт использования облачных сервисов в тех сферах, где требуется повышенная доступность. Для нас это SAP CRM. Прежде, чем определиться с поставщиком, мы оценили ведущих провайдеров облачных услуг по таким критериям, как наличие необходимого класса обслуживания, поддержка требуемых систем и приложений.

Полтора года назад мы завершили проект по внедрению системы управления отношениями с клиентами на базе SAP CRM for Retail. В свое время мы проанализировали использование собственной ИТ-инфраструктуры и пришли к выводу, что IaaS позволит компании снизить затраты, обеспечив требуемые показатели доступности облачных вычислительных мощностей, их масштабируемости и эластичности. Мы разместили систему в облачном хостинге компании «Онланта». Сервера принадлежат владельцу ЦОДа, а права на эксплуатируемое ПО принадлежат нам.

При развертывании системы мы столкнулись с некоторыми проблемами, такими, как обеспечение связности SAP-ландшафта между площадками «Уютерра» и «Онланты». Также могу отметить сложность самого SAP-ландшафта – четыре машины. Однако мы быстро разрешили все проблемы.

Качеством обслуживания SAP CRM мы довольны. Представители провайдера всегда оперативно реагируют на обращения. По вопросам изменения требуемых ресурсов провайдер придерживается очень хорошей практики: сначала – бизнес-интересы заказчика, а все формальности – после.

У розничной сети более 2 млн покупателей – участников программы лояльности «Уютерра Клуб». Внедрив SAP CRM в облаке, мы получили современную гибкую ИТ-платформу, позволяющую развивать программу лояльности, мощные инструменты планирования, запуска и анализа маркетинговых акций.

CNews: Каковы ваши дальнейшие планы по развитию облачного направления?

Игорь Межов: Облачное размещение было выбрано по нескольким критериям. Во-первых, в силу своего территориального расположения мы не можем обеспечить необходимый уровень сетевой доступности данного сервиса на своей площадке, поэтому был выбран внешний облачный хостинг на vSphere. Во-вторых, это также дало возможность запускать дополнительные сервера приложений для периодической расчетной нагрузки, тем самым экономя ресурсы и бюджет в остальное время, когда эти мощности не нужны.

Там, где требуется эластичность по нагрузкам, мы также задействуем облачные сервисы. Однако приложения должны уметь масштабироваться горизонтально, что, к сожалению, не для всех бизнес-приложений справедливо на данный момент.

CNews: Согласны ли вы с утверждением, что риски утечек информации в публичном облаке зачастую ниже, чем внутри компании?

Игорь Межов: Отчасти я согласен с этим утверждением. Вынос систем вовне, безусловно, уменьшает окно возможностей организации утечек для инсайдеров, но зато расширяет круг лиц, которые, возможно, имеют доступ к системам на персонал провайдера.

CNews: Какие законодательные нововведения 2013–2014 годах, на ваш взгляд, могут стать драйвером роста для внедрения облачных сервисов или свести их использование к минимуму?

Игорь Межов: Требования по защите персональных данных, например, будучи выполняемы «буквально», сильно ограничивают облачное размещение систем, оперирующих такими данными. Так, к примеру, в рекомендациях по соблюдению требований закона «О защите персональных данных» есть такие аспекты, как контроль и учет физических носителей, содержащих ПД, регистрация их выдачи, передачи, вывода из эксплуатации. Такой подход практически неприменим к облачным технологиям, когда виртуализуются не только вычисления и обработка, но и сетевые коммуникации и мощности хранения.

CNews: Как будет развиваться облачная индустрия в вашем сегменте бизнеса в краткосрочной перспективе (2–3 года)?

Игорь Межов: Я уверен, что рынок облачных технологий в ритейле будет расширяться. Наибольшую динамику может показать сегмент частных облаков. Как я уже отметил, эффективнее единожды произвести капитальные вложения в частное облако, чем на протяжении некоторого времени выплатить совокупно соразмерную капвложениям сумму. Публичные облака покажут незначительный рост.

По всем вопросам, связанным с подготовкой рейтингов, обращайтесь по электронной почте или по телефону:

+7 (495) 500-00-36, доб.300

электронная почта

Для заказа исследования CNews Analytics вы можете заполнить эту форму

клиенты cnews analytics

ГазПром
ЕЭС