Совместный проект
CNews.ru Деловой еженедельник "Компания"

Сергей Токмаков: "У ASP-технологий в России хорошие перспективы"

Сергей ТокмаковДля компании Sterling Group 2001 год в первую очередь был отмечен выходом на новые рынки. Об основных направлениях развития компании в минувшем году, о том, как они были связаны с изменениями, происходящими на рынке информационных технологий CNews.ru рассказал президент компании Sterling Group Сергей Токмаков.

CNews.ru: Какие изменения произошли в течение 2001 года на российском рынке системной интеграции?

Сергей Токмаков: На мой взгляд, 2001 год не стал годом каких-либо принципиальных изменений на IT-рынке. Очевидно, что в России не произошло серьезного пересмотра отношения к интернету. Речь идет не об интернет-технологиях, а о компаниях, работающих на этом сегменте рынка. Большинство из них до сих пор имеют завышенную оценку своего бизнеса. Как пример: для появления действительно эффективной системы B2B необходимо наличие систем управления на предприятии (например ERP), а их нет. Можно создать прекрасную систему B2B или B2C, а на обоих концах этой системы будут сидеть живые люди, переносить информацию на бумагу и т.д. Интернет - это лишь инструмент для бизнеса, не более того. Но в России, в отличие от западных стран, по-прежнему сохраняют иллюзии по поводу интернета.

Другой характерной чертой прошедшего года было изменение у многих заказчиков отношения к ERP системам, появился интерес к CRM-решениям. Причем эти заказчики не просто хорошо разбираются в информационных технологиях, они мыслят категориями, направленными на решение проблем своих предприятий. Можно утверждать наверняка, что уходит в прошлое время, когда на предприятиях внедрялись информационные технологии ради самих информационных технологий. Сегодняшние заказчики используют IT для повышения эффективности работы своей организации. Хотя кадровые проблемы у предприятий по-прежнему не решены - им остро не хватает современных управленцев.

Если говорить о финансовых показателях бизнеса в области типичной системной интеграции (компьютеры, сетевое оборудование и т.д.), то в течение прошедшего года проявилась четкая тенденция к снижению маржи в крупных интеграционных проектах. Маржа стремится к уровню недорогих массовых решений на базе персональных компьютеров и может составлять 10-15%. При этом стирается граница между массовым сегментом рынка и заказными техническими решениями на базе "тяжелой" техники. Указанная тенденция была предсказуема. Наша компания уже не причисляет себя к тем системным интеграторам, которые занимаются только инсталляцией сложных сетевых решений. Доля таких проектов в обороте Sterling Group составляет сейчас лишь около 10%.

Наши основные заказчики - это компании, ставящие перед собой комплексные задачи информатизации, увязанные с бизнес-целями предприятия. Такому клиенту важно не просто получить правильно построенную корпоративную сеть передачи данных и голоса, он стремится обеспечить ее эффективное администрирование, аудит, получить рекомендации по построению корпоративной информационной системы, которая будет управляться на основе единой корпоративной политики. Прежде всего, востребованы полноценные комплексные решения с глубокой интеграцией в бизнес-процессы предприятия.

CNews.ru: Какие общественно-политические события, на ваш взгляд, повлияли на состояние российского IT- рынка в прошедшем году?

С. Т.: Значительное влияние оказывают изменения, происходящие в нашей стране: налоговые, таможенные, условия проведения различных конкурсов. Если же говорить об общемировых факторах, то я бы назвал продолжающийся спад на западном IT-рынке (он был предопределен искусственным раздуванием рынка в период борьбы с пресловутой проблемой 2000 года, а также во времена расцвета интернет-решений). Конечно, после взлета обязательно должно было последовать падение, но понимание такого явления, увы, не служит защитой от неблагоприятного воздействия проблем западного рынка - слишком тесно мы с ним связаны.

Мы стараемся там, где возможно, ослабить такую связку, уходя от зависимости от "избранных" вендоров. В качестве примера приведу следующий факт. Sterling Group - давний и крупнейший российский партнер Hewlett-Packard по направлению "тяжелых" решений. Некоторое время назад мы взяли курс на продвижение системных решений Sterling Group, а н просто бренда HP (то же самое касается любого другого производителя аппаратной части или программного обеспечения). Уже сейчас мы ощущаем изменения в наших отношениях с заказчиками. Стало легче.

Если говорить о влиянии российских событий на IT-рынок, то нельзя не остановиться на Федеральной целевой программе "Электронная Россия". Реализация данной программы может дать значительный толчок дальнейшему развитию IT-бизнеса в России.

CNews.ru: Что изменилось в жизни вашей компании за прошедший год?

С. Т.: Главным достижением Sterling Group я считаю построение новой корпоративной "вертикали" управления.. Сейчас мы завершаем реорганизацию департаментов компании. Параллельно с этим процессом продолжаем совершенствование корпоративной системы управления Sterling Group. Построили распределённую сеть из двенадцати географически удаленных пунктов с главными узлами в Москве, Женеве, Воронеже, Петербурге.

В области финансов достигнут значительный рост по выполненым контрактам и особенно по новым.(более 50%), Почти в два раза возрос объём работ по нашим услугам и программному обеспечению собственной разработки. Возросла доля этого вида деятельности в общем объёме. Сейчас она составляет 40%.

Если говорить о наших планах - то в течение первых двух месяцев 2002 года компания должна закончить сертификацию по стандартам ISO 9000 в новой редакции. Мы продолжаем внедрение дополнительных возможностей в нашу корпоративную информационную систему, построенную на базе средств SAP R/3, начали внедрение CRM системы, а также завершаем реорганизацию управленческой "вертикали" компании.

CNews.ru: С какими заказчиками был связан для Sterling Group прошедший год? Отразились ли изменения, происходящие в отечественной экономике, на деятельности компании?

С. Т.: Основные наши заказчики в 2001 году - это промышленные компании: нефтегазовой отрасли, транспорта и металлургии. В целом наблюдается увеличение среди наших клиентов доли промышленных предприятий. Если в 1998-1999 годах нашими главными заказчиками были коммерческие банки, "Ростелеком" и Центробанк РФ, то в последующие годы доля этих заказчиков постоянно снижалась, пока не достигла 10%. Думаю, что это позитивная тенденция для нас, поскольку она означает уменьшение зависимости от отдельных партнеров и появление в портфеле заказов множества новых имен. С другой стороны, снижается и доля прямых поставок в пользу консалтинговых работ и услуг по внедрению.

Прошедший год ознаменовался и выходом на новые рынки. Металлургия - самое молодое направление деятельности нашей компании. Эта отрасль сейчас бурно развивается, заказчикам - металлургическим предприятиям - требуются и современные системы автоматизированного управления технологическими процессами, и средства управления уровня предприятия (ERP-системы), и средства их сопряжения.

В минувшем году у нашей компании рядом с SAP R/3 - символом крупных ERP-систем прошлых лет - появилось мощное средство Oracle Applications, которое интенсивно захватывает свою долю российского рынка.

Так, недавно Sterling Group стала партнером "Объединенной металлургической компании" (ОМК) по внедрению на основных предприятиях этого заказчика корпоративной интегрированной системы управления Oracle E-Business Suite 11i. В частности, мы выполняем работы по разработке аппаратно-технической платформы, созданию корпоративной сети передачи данных и системы учрежденческой связи, разработке технических заданий, тестированию проектных решений и системной поддержке проекта.

Вообще, в течение прошедшего года рынок интегрированных сиcтем управления уровня предприятия развивался достаточно динамично. Еще пару лет назад считалось, что он уже окончательно поделен. Но время показало, что это была лишь иллюзия.

Появились новые поставщики ERP-систем, в том числе и отечественные. Я считаю это хорошим знаком: больше хороших систем автоматизации - большая свобода выбора у заказчика. А значит - возрастает вероятность того, что клиент приобретет систему, реально подходящую его предприятию.

Интересно, что при всем многообразии нынешних заказчиков ERP-систем, условно их можно разделить на две большие группы. Первая - это предприятия, решившие внедрить автоматизированную систему управления впервые. Ко второй группе относятся "бывалые" предприятия, имевшие в прошлом опыт неудачного внедрения. Эти два класса существенно различаются по своим ожиданиям, связанным с внедрением ERP-системы.

CNews.ru: Около года назад Sterling Group объявила о намерении развивать направление ASP. Есть ли сегодня у вашей компании проекты, реализованные на основе этой технологии?

С. Т.: Достижения в этом направлении, безусловно, есть. Во-первых, модель ASP мы испытываем "на себе": именно таким образом взаимодействуют с ASP-центром одиннадцать наших региональных офисов. Один из этих центров находится в Женеве. И работа с этим центром используется для отладки технологии управления компанией по модели ASP

Во-вторых, мы заключили первый контракт на поставку технического решения в соответствии с моделью ASP. На самой крупной птицефабрике ОГУП "Ульяновскптицепрома" создается единая система управления предприятием, которая позволит осуществлять контроль производственных процессов, сделать прозрачным весь учет и принимать эффективные оперативные решения. Работы над этим проектом ведутся с июня 2001 года. Проект реализуется на основе ASP-технологии - программное обеспечение и техническая часть находятся в московском офисе Sterling Group, куда поступают данные с объекта по системам связи.

В ближайших планах - использовать в режиме ASP наше программное обеспечение TransBase, предназначенное для оптимизации деятельности автотранспортного предприятия.

CNews.ru: Каково отношение отечественных заказчиков к возможности обработки их корпоративной информации "на стороне"?

С. Т.: Я уверен, что у модели ASP в России есть перспективы. Есть ряд проблем связанных с определением ответственности, страхованием этой ответственности и рисков. Но самая большая проблема связана с безудержной тягой российских бизнесменов к "сверхсекретности" своей информации. Вряд ли вся информация на предприятии секретная. К категории такой информации может относиться консолидированнная финансовая, маркетинговая инвормация, а такой в общем объёме единицы процентов. Думаю, что массовое использование возможностей ASP начнется у нас в России приблизительно года через два. Именно столько времени понадобится, чтобы руководители российских предприятий поняли, какие возможности скрываются за аббревиатурой "ASP" и начали считать, что им будет выгоднее: создавать собственную автоматизированную систему или воспользоваться в режиме аренды уже готовой системой, оплачивая только обработку заказа отдельной функции или арендную плату. Мы, со своей стороны, готовы предоставить решения на основе ASP-технологии уже сегодня.

Версия для печати

Опубликовано в 2002 г.

Вернуться на главную страницу обзора

Обсудить

Подробнее об итогах 2001 года на IT-рынке читайте в разделах:
  • Общая ситуация и тенденции на IT-рынке России:
  • Рынок телекоммуникаций
  • Рынок консалтинга и услуг в IT-сфере
  • Рынок информационной безопасности
  • Рынок программного обеспечения
  • Рынок компьютерного оборудования и периферии
  • Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS