SPIRIT CORP

 
Совместный проектПри поддержке
Профиль  CNews.ruiRU

Банковские интернет-услуги в России

Банковские интернет-услуги в России 
Содержание:

ЦБ как интернет-регулятор
Банковские интернет-услуги в странах Западной Европы
Банковские интернет-услуги в США

Как отмечают участники рынка банковских интернет-услуг на протяжении всего 2002 года в России шло значительное развитие сегмента дистанционного обслуживания. Разработчики программного обеспечения стали предлагать более адекватные решения, расширили номенклатуру возможных интернет-услуг в рамках своих систем. Клиенты постепенно преодолевают свои технологические и психологические стереотипы и все больше интересуются новыми видами дистанционного обслуживания. Соответственно и банки в рамках достаточно жесткой конкуренции, стремясь удовлетворять потребности клиентов, внедряют системы интернет-банкинга.

 
Говорить о количестве российских банков, которые сейчас оказывают услуги интернет-банкинга достаточно сложно. Некоторые банки оказывают ограниченный спектр онлайн-услуг (например, только просмотр выписки по счету). Другие банки могут оказывать полный спектр услуг — передача платежных поручение, поручений на перевод, продажу, покупку и конвертацию иностранной валюты, депозитарные поручения, сообщения свободного формата и пр. Если брать статистику по проданным лицензиям компаниями-разработчиками, информация будет также не адекватная, т.к. банк может приобрести лицензию, но система будет запущена в коммерческую эксплуатацию только через полгода.

Так или иначе, порядка 100 банков в России оказывают полноценные услуги по дистанционному обслуживанию через интернет. Около 50% из них расположены в Москве. Это связанно и с тем, что большое количество банков сконцентрировано именно в Москве, и с тем, что уровень компьютеризации и интернетизации в столице значительно выше, чем в любом другом регионе России.

Несмотря на то, что во многих банках сейчас доступно интернет-обслуживание, многие юридические клиенты до сих пор предпочитают работать со старыми системами Банк-Клиент через модемное соединение. Хотя, в последнее время наблюдается комплексное использование обеих систем. Классический Клиент-банк для юридических лиц остается привлекательным по многим причинам, среди которых — качество каналов связи, наличие базы данных на локальной машине, хорошая интеграция с внутренними системами автоматизации. Параллельное использование интернет-банкинга предоставляет такие возможности, как формирование платежного поручения операционистом в классическом Клиент-банке с последующей ее подписью руководителями из любой точки мира. Система интернет-банкинга для юридических лиц удобна для просмотра информации из банка (остатки, выписки). На данный момент для обслуживания физических лиц классические системы Клиент-Банк практически не используются.

На данный момент наиболее полный и качественный интернет-сервис предлагают те банки, которые одни из первых стали продвигать идею онлайн-обслуживания: Гута-Банк, Автобанк, Судостроительный Банк, Банк «Cеверная Казна» и некоторые другие. Как правило банки используют одну систему для обслуживания как юридических так и физических лиц, хотя в некоторых кредитных организациях внедрено две и более системы. Так в Гута-банке используется три системы интернет-банкинга: система «Банк-Клиент Онлайн», система «Телебанк» и система «Телеинфо». Сейчас около 8% клиентов физических лиц работает через интернет, причем через интернет-систему проходит 10% операций физических лиц.

Другим банком, который активно использует систему интернет-банкинга для работы с клиентами, является АКБ «Югра» филиал в Санкт-Петербурге. Филиал использует с июня 1999 года систему iBank, созданную компанией «Бифит». Эта система используется для обслуживания как юридических, так и физических лиц. В 2001 году процент юридических клиентов, которые использовали систему «Интернет-банкинг», составлял 65-70%, в 2002 году он превысил 80-82%. Система iBank для филиала AКБ «Югра» основная банковская система в части операционных расчетов. Все клиенты, открывающие в филиале счет, сразу получают доступ к Интернет-банкингу.

Процент платежей, которые обслуживает система Интернет-банкинг в 2001 году был 55-60%, 2002 году он составил — 75-80%, остальные 20-25% платежных документов обрабатываются системой Fine Reader Bank, ручной ввод документов исключен полностью. С физическими лицами картина совсем иная, только 3-4 % используют систему «Домашний — банк» с доступом к счету через систему Интернет-банкинга. По словам начальника управления банковских технологий АКБ «ЮГРА» в Санкт-Петербурге «интерес физических лиц к системам Интернет-банкинг остается на очень низком уровне. Причин несколько: мало домашних компьютеров, дорогой доступ в интернет, неготовность к работе с банковскими документами, банковский нигилизм».

Также активно пользуются онлайн-услугами клиенты Банка «Северная Казна» Разработчиком, действующей в банке системы «Интернетбанк», является Управление информационных банковских технологий банка «Северная Казна». «Интернетбанк» эксплуатируется в банке с февраля 2000г. В 2002г. было переработано ПО системы «Интернетбанк» с целью выполнения требований Закона РФ «Об электронной цифровой подписи», а также введены дополнительные функции.

Показатели по использованию систем удаленного доступа клиентами банка «Северная Казна» юр. лицами. (Процентное соотношение считалось к работающим клиентам)

Системы Доля клиентов в % Объем операций в %
на 01.01.02г. на 01.01.03г. на 01.01.02г. на 01.01.03г.
Интернетбанк 27 35,5 20,8 28
Клиент-Банк 10,2 13 40,4 44,9

Как видно из таблицы системой «Клиент-Банк» в основном пользуются очень крупные клиенты, а системой «Интернетбанк» средние и мелкие, хотя есть много клиентов и в той и другой группе, которые пользуются обеими системами. Что касается физических лиц, можно обозначить следующие цифры о количестве действующих интернет-счетов, которые говорят о заинтересованности услугами интернет-банкинга и о его перспективе. На начало 2002 г. было открыто 526 счетов, на начало 2003 г. — 917 счетов. По мнению специалистов Банка «Северная Казна» в ближайшие 5-10 лет Россия по использованию интернет-услуг должна вплотную подойти к европейским показателям.

Большинство банков используют интернет-системы сторонних производителей. Среди основных разработчиков систем дистанционного банковского обслуживания в России такие компании как ИНИСТ (Банк-Клиент/Интернет), Банк'с Софт Системс (БСС, ДБО BS-Client), Диасофт. Большинство компаний предлагают систему не только как отдельный интернет-модуль, но как комплексную систему автоматизации дистанционного обслуживания. Так, например, система от БСС ДБО BS-Client позиционируется как интегрированное решение, включающее в себя автоматизацию всех банковских услуг, предоставляемых за порогом центрального офиса банка.

В состав «ДБО BS-Client» входят подсистемы классического электронного банкинга, интернет-банкинга и телефон-банкинга, в рамках которых возможно обслуживания всех типов респондентов банка (физических и юридических лиц, филиалов, банков-корреспондентов, отделений и т.д.). По данным самой компании на январь 2003 года свыше 160 банков приобрели и либо уже используют, либо осуществляют внедрение системы интернет-банкинга нашего производства, всего же свыше 700 банков России и ближнего зарубежья используют те или иные продукты семейства BS-Client. Всего за 2002 год систему в той или иной конфигурации приобрели 202 кредитные организации, и 80 из них приобрели подсистему интернет-банкинга1.

Компания ИНИСТ в настоящее время предлагает новую версию системы «ИНИСТ Банк-Клиент», которая представляет собой коммуникационный центр банка. На едином программном ядре реализован доступ к услугам банка через интернет и через модемное соединение, или через телефон. По данным компании к началу 2003 года 32 банка приобрели систему «ИНИСТ Банк-Клиент», причем только один использует ее в режиме обычного банк-клиента через модемное соединение, остальные банки используют систему и в режиме интернет-банкинга и в режиме обычного банк-клиента. В 2002 году было проведено внедрение в 14 кредитных организациях.

Компания «Диасофт», сейчас компания предлагает 2 системы интернет-банкинга — 5NT ONLINE и WorkFlow(e) CLIENT. Первая система установлена в двух банках, вторая — в одном, но планируется, что в ближайшем будущем система WorkFlow(e) CLIENT будет установлена в 10 кредитных учреждениях.

Все участники рынка уверены, что через интернет-банки будут предоставлять все большее количество услуг. В ближайшем будущем интернет-банкинг будет восстребован в первую очередь физическими лицами, малыми и средними предприятиями с небольшим количеством платежей и простой процедурой оформления платежных документов. Крупные юридические лица будут отдавать предпочтения обычному Банк-клиенту, но также все больше будут использовать параллельно и интернет-системы.

ЦБ как интернет-регулятор

Еще одним ярким событием 2002 года в России, которое нельзя не отметить, говоря об итогах этого года для рынка интернет-банкинга, стало решение ЦБ РФ контролировать и регулировать деятельность банков в интернет. ЦБ проанкетировал почти все действующие банки и узнал, кто из них работает в интернете, какие виды услуг оказывает, сколько имеет интернет-клиентов, какое программное обеспечение применяет. По результатам был разработан проект указания, по которому банки будут обязаны информировать ЦБ об использовании в своей деятельности интернет-технологий. Понятно, что необходимость регулирования и надзора за применением банками интернет-технологий прямо вытекает из задач ЦБ по защите интересов кредиторов и вкладчиков кредитных организаций, это подтверждают и сами банки.

Представители банков считают своевременным решение ЦБРФ по контролю деятельности банков в Интернете, и надеются, что ЦБРФ займет ту позицию, которая позволит контролировать кредитные организации в части защиты прав и интересов клиентов банка, а так же соблюдения законодательных и нормативных актов РФ. Заинтересованная позиция ЦБРФ будет способствовать появлению новых информационных технологий в финансовом секторе экономики РФ. По мнению банкиров ЦБ должен контролировать открытие счетов, их режим, исполнение дистанционных распоряжений на проведение операций, и т.д. Использование же каналов удаленного доступа, средств защиты (ЭЦП, шифрование) и электронного документооборота должно регулироваться общим законодательством. В то же время некоторые инструкции ЦБ, составленные без учета возможности дистанционного банкинга и поэтому затрудняющие его внедрение, нуждаются в пересмотре.

Подробнее с развитием интернет-банкинга в России можно ознакомиться в Обзоре CNews.ru «Информационные технологии в банковской сфере»

Банковские интернет-услуги в странах Западной Европы

К концу 2002 года более трети (39%) пользователей интернета в Европе постоянно пользовались онлайновыми банковскими услугами (примерно 54 млн. чел.). Наибольшей популярности интернет-услуги достигли в серверных странах. Так, например, 54% интернет-пользователей в Швеции на постоянной основе пользуются банковским интернет-сервисом, в то время как, этот показатель для Греции составляет пока только 13%. По прогнозам Jupitermedia Corporation к 2005 году в среднем по Европе доля интернет-пользователей, которые будут совершать банковские операции в Сети, уже достигнет 48 %. Однако далее рост значительно замедлится, и, как прогнозируется, в 2007 году доля интернет-пользователей, совершающих банковские онлайн-операции, будет составлять 51%.

Пользователи интернет-банкинга в Западной Европе (2001 - 2007 гг.)

Пользователи интернет-банкинга в Западной Европе (2001 - 2007 гг.)

Пользователи интернет-банкинга в % от общего количества интернет-пользователей в Западной Европе

Страна 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Германия 44,0% 47,4% 50,5% 53,2% 55,2% 56,7% 57,8%
Австрия 25,6% 31,0% 35,0% 38,3% 40,8% 42,3% 43,6%
Швейцария 41,2% 45,3% 49,1% 52,2% 54,0% 55,1% 56,2%
Великобритания 35,0% 40,5% 45,0% 48,8% 51,7% 53,8% 55,4%
Ирландия 22,0% 26,4% 29,3% 32,2% 34,6% 36,6% 38,4%
Швеция 50,6% 54,4% 57,2% 59,6% 61,4% 62,7% 63,7%
Дания 36,5% 41,6% 44,8% 47,4% 49,0% 49,9% 50,8%
Норвегия 45,5% 48,6% 52,5% 55,7% 57,6% 58,7% 59,8%
Финляндия 45,3% 48,9% 52,8% 55,1% 56,6% 57,8% 58,1%
Голландия 28,4% 32,0% 36,7% 40,7% 43,7% 45,9% 47,6%
Бельгия 23,1% 29,3% 35,3% 39,3% 41,7% 43,3% 44,4%
Люксембург 26,6% 32,6% 38,3% 42,0% 44,2% 45,8% 46,8%
Франция 32,6% 37,8% 42,4% 45,3% 47,1% 48,4% 49,2%
Италия 20,4% 24,8% 30,5% 35,5% 39,1% 41,8% 43,9%
Испания 24,9% 32,5% 37,9% 41,3% 43,5% 45,0% 45,9%
Португалия 17,3% 22,6% 27,2% 31,2% 34,1% 36,3% 38,0%
Греция 9,2% 13,1% 17,2% 21,3% 24,7% 27,6% 30,2%
В среднем по Европе 34,3% 38,6% 42,6% 45,9% 48,2% 49,9% 51,2%

Источник: Jupiter European Financial Services Forecast, 11/02

Что касается абсолютных цифр, то количество пользователей банковских интернет-услуг за ближайшее 5 лет должно вырасти почти в 2 раза с 54 млн. (10,5% населения) в 2002 году до 103 млн. (26,2 % населения) в 2007 году. Необходимо отметить, что присутствует значительная разница в популярности банковских интернет-услуг в зависимости от их вида. К концу 2002 года 11% интернет-пользователей оплачивали счета непосредственно через интернет, в то время как за получением ипотечного кредита обратилось всего 0,3% интернет-пользователей. Удобство и распространение прямого дебетования2 значительно сдержит дальнейший рост оплаты счетов через интернет, коэффициент проникновения к 2007 году по данным Jupiter достигнет 22%. Так же большинство клиентов банков не будет рассматривать интернет, как канал для получения ипотечного кредита, и в будущем. Всего 1% пользователей интернет прибегнут к онлайновым услугам для получения данного вида кредита в 2007 году.

Популярность видов банковсих интернет-услуг в Европе

  2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Оплата счетов (млн. человек) 11,8 15,4 20,0 25,0 29,9 36,5 44,5
Оплата счетов (коэфициент проникновения) 9,8% 11,0 % 12,7% 14,4% 16,1% 18,8% 22,1%
Ипотечное кредитование (млн. человек) 0,2 0,4 0,6 0,8 1,1 1,5 1,9
Ипотечное кредитование (коэфициент проникновения) 0,1% 0,3% 0,4% 0,5% 0,6% 0,8% 1,0%

Источник: Jupiter European Financial Services Forecast, 11/02

Наряду с интернет-банкингом будут также развиваться такие виды дистанционного обслуживания, как мобильный-банкинг (проведение транзакций через сотовые телефоны) и ЦТВ-банкинг (через цифровое телевидение). Коэффициенты проникновения сейчас (как прогнозируется и в будущем) у м-банкинга и ЦТВ-банкинга значительно меньше чем у интернет-банкинга. Основной рост популярности мобильных платежей и платежей с помощью цифрового телевидения, как прогнозируется произойдет после 2004 года.

Мобильный-банкинг и ЦТВ-банкинг

  2002 2003 2004 2005 2006 2007
Мобильный банкинг (коэф. Проникновения) 0,4% 0,5% 0,8% 1,7% 3,0% 4,7%
Пользователи м-банкинга (млн.) 1,4 1,8 3,3 6,5 11,6 18,4
ЦТВ-банкинг (коэф. Проникновения) 0,5% 0,5% 1,0% 1,9% 3,1% 4,5%
Пользователи ЦТВ-банкинга 0,7 0,9 1,6 3,1 5,1 7,5

Источник: Jupiter European Financial Services Forecast, 11/02

Несмотря на текущие достаточно высокие показатели коэффициентов проникновения банковского интернет-обслуживания, исследование, проведенное аналитической компанией Forrester Research в середине 2002 года показало, что многие банки неэффективно используют выделенные средства под развитие онлайн-сервисов (как интернет-банкинга, так и web-сайтов). Даже такие лидеры в онлайн-сервисе как Halifax, Credit Suisse и Deutsche Bank не отвечают всем требованиям клиентов.

По данным Forrester расходы крупнейших 20 банков Европы на развитие и поддержку интернет-подразделений составляют от 20 до 50 млн. евро. в год. Ранее большинство банков концентрировалось на улучшения общего содержания сайта и навигации, в этом году было больше потрачено средств на развитие интернет-транзакций. В 2002 году бюджет крупных банков Европы для интернет-подразделений распределялся следующим образом: одна треть средств использовалась под инфраструктуру и интеграцию, одна треть для построения систем интернет-рассчетов и других приложений, оставшиеся часть на управление контентом, дизайн и пр. Более двух третей сайтов банков содержат для клиентов всю необходимую информацию и дополнительные функции (такие как кредитный калькулятор), но до сих пор существует проблема общего построения сайтов и навигации (например, на 50% сайтов посетители по разным причинам не пользуются удобной функцией поиска по сайту).

Согласно исследованиям компании DataMonitor наиболее сильными по качеству интернет-обслуживания являются английские и германские банки по сравнению с итальянскими, французскими и испанскими кредитными учреждениями. В Англии на данный момент существует достаточно много крупных чистых Интернет-банков (многие были образованы ипотечными банками, и различными депозитными институтами, которые захотели расширить сферу своей деятельности) — это такие банки как Egg, Smile, First-e, Abbey National. В тоже время сейчас сильными конкурентными позициями в интернет-обслуживании обладают и традиционные банки, такие как Barclays, HSBC, Lloyds TSB. В Германии самым крупным банком по интернет-сервису является Deutsche Bank 24, за 2002 год количество клиентов, которые работают с банком через интернет выросло, почти до 2 млн., Сейчас в 33% случаев каждый новый клиент банка Deutsche Bank 24 подключается к системе интернет-обслуживания.

Банковские интернет-услуги в США

Распространенность банковских интернет-услуг в США значительно меньше, чем в Европе, особенно если сравнивать с отдельными странами еврозоны. Всего 20% пользователей интернет в Америке на постоянной основе пользовались интернет-банкингом к концу 2002 года (что составляет чуть более 30% клиентов банков). Необходимо отметить, что многих клиентов банки не могут обслуживать через интернет просто, потому что эти клиенты не используют в своей работе компьютеры (что составляет примерно 40% клиентов, преимущественно пожилого возраста)3. Все же за последние 7 лет по данным Online Banking Report (OBR) темпы роста дистанционного банковского обслуживания в Америке были намного больше, чем в среднем по всему миру.

Позиция Май 1995 Декабрь 2002
Финансовые институты с услугой web-банкинга (WW) 1 6,000
Финансовые интситуты, имеющие интернет-сайт (WW) 50 14,000
Всего пользователей (физ. лиц) онлайн-банкинга (WW) 5 млн* 100 млн.
Всего пользователей (физ. лиц) онлайн-банкинга (US) 300,000 28 млн.

*С учетом использования dial-up соединения WW — всего в мире

Источник: Online Banking Report 11/02

Число клиентов, которые используют интернет-сервис, некоторых американских банков достаточно велико. Так, например, у Wells Fargo число онлайн-клиентов к концу 2002 года составляло 3,9 млн., у Bank of America — 3,7 млн., у банка Wachiova 3,5 млн. клиентов4. OBR прогнозирует, что к концу десятилетия число частных клиентов работающих с банками через интернет в США возрастет вдвое и превысит значение 50 млн. Аналогичный показатель для всего мира к концу десятилетия достигнет 300 млн., т.е. станет в 3 раза больше, чем сейчас.

В Америке также как и в других странах одной из самых востребованных интернет-услуг является оплата счетов. Необходимо отметить, что доля из всех банковских клиентов, которые оплачивают счета через банк, намного меньше, чем доля банковских клиентов, которые работают с банком через интернет.

Оплата счетов разными категориями клиентов

Оплата счетов разными категориями клиентов

Источник: Celent 01/2003

Не смотря на ключевую значимость такой услуги как онлайн-оплата счетов, в ближайшем будущем банки Америки на развитие этой услуги собираются выделить незначительную долю средств из общего бюджета. В среднем большая часть бюджетов пойдет на улучшение привлечение новых клиентов и безопасности, несмотря на то, что 85% пользователей финансовых интернет-услуг в США удовлетворены уровнем безопасности. Для Европы в среднем этот показатель находиться на уровне 70%5.

Ближайшее расходы банков США на развитие Интренет-услуг

Направление Доля
Безопасность 40%
Привлечение клиентов 20%
Выставление и обработка счетов 14%
Настройка авторизации 9%
CRM 8%
Управление счетами 6%
Прочее 3%

Источник: American Banker и Gartner Group, 9/02

Наряду с web-представительствами традиционных банков в Америке насчитывается относительно большое количество чистых Интернет-банков. Количество традиционных банков, которые оказывают Интернет-услуги 890, из 100 крупнейших банков США более 70% предоставляют онлайн-услуги. На начало 2003 года в США работало 29 чистых интернет-банка. Большинство из них были образованы в 1999 и 2000 году различными финансовыми институтами.

Поскольку доверие клиентов к интернет-банкам значительно меньше, чем к старым традиционным, кредитные интернет-учрежения, как правило, привлекают клиентов низкими комиссионными и более высокими начисляемыми процентами на остатки по счетам. Так, например, по состоянию на середину 2002 года6 интернет-банки начисляли 1,8% на остаток по текущим счетам, а традиционные банки всего 0,6%. К тому же минимальный остаток на счете, необходимый для начисления процентов, интернет-банки требуют почти в 2 раза меньше, чем традиционные ($1,200 и $2,300 соответственно). Величина комиссионных за обслуживание счета также примерно на 30% (в зависимости от типа счета) меньше у интернет-банков. Некоторые онлайн-банки вообще не взимают комиссионных, даже за ведение бездоходных счетов (по которым не начисляются проценты на остаток).

Количество счетов, за обслуживание которых не взимаются комиссионные

Количество счетов, за обслуживание которых не взимаются комиссионные

Источник: Bankrate.com 05/2002

Михаил Рамзаев



1 Всего 160 банков приобрели систему ДБО BS-Client с модулем Интернет-банкинга, но это не значит, что все из них внедрили или внедряют данный модуль. По собственным данным, число банков использующих Интернет-модуль на много меньше 160, скорее всего большинство банков отложили внедрение Интернет-системы на будущее.
2 Прямое дебетование (direct debit) - метод взимания оплаты, преимущественно, повторяющегося характера (арендная плата, страховая премия и т.д.) при которой дебитор уполномочивает свое финансовое учреждение осуществлять платеж со своего текущего счета для оплаты выставленного счета от указанного кредитора.
3 Источник: Некоммерческая организация Pew Internet and American Life Project
4 Источник: American Banker
5 По данным American Express/International Communications Research
6 По данным BankRate.com

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS