SPIRIT CORP

 
Совместный проектПри поддержке
Профиль  CNews.ruiRU

i-Teco

Шамиль Шакиров: Рынок стал более восприимчив к позиционированию услуг

Шамиль Шакиров 
Компания «Ай-Теко», работающая в области системной интеграции, всегда придавала большое значение сервису, и доля оказываемых ею услуг росла с каждым годом. Консалтинг всегда в той или иной степени присутствовал в реализуемых компанией проектах. Однако сегодня удельная доля этих услуг у «Ай-Теко» растет настолько быстро, что в прошлом году развитие этого направления потребовало особых шагов со стороны руководства. О том, какие тенденции явились определяющим в 2002 году для российского рынка системной интеграции в целом и для «Ай-Теко» — в частности, в интервью CNews.ru рассказывает Шамиль Шакиров, президент компании.

CNews.ru: Какие события на рынке информационных технологий в 2002 году имели, на ваш взгляд, наибольшее значение для развития отрасли?

Шамиль Шакиров: Я не могу назвать одно или два конкретных события этого года, которые кардинально повлияли на развитие отрасли. Скорее, стоит говорить о череде определяющих событий: слияний, альянсов, технологических прорывов.

Хотелось бы отметить основные, с моей точки зрения, тенденции IT-рынка.

Я считаю, что в 2002 году в России, наконец, сформировалось понимание того, чем, по сути является системная интеграция. Раньше «системными интеграторами» называли себя все компании, работающие с корпоративными клиентами. И не столь принципиальным было то, что они предлагали — поставку компьютерного оборудования или сложные интеграционные проекты.

Сегодня крупные корпоративные клиенты нуждаются в серьезных услугах с точки зрения интеграции и консалтинга. Вместе с тем же оборудованием и ПО IT-компаниями предлагается существенная доля дополнительных услуг по разработке и внедрению проектов, их сопровождению.

Сами клиенты стали понимать, что услуги — это неотъемлемая часть проектов и их необходимо приобретать. Пришло понимание того, что эти услуги требуют определенного опыта, экспертизы, знаний. Я думаю, что рынок стал более восприимчив к позиционированию услуг как некоторого дополнительного и необходимого товара. В особенности это коснулось бизнес-руководства фирм-заказчиков, которое отличалось большим консерватизмом в этом вопросе. Эта тенденция в дальнейшем сыграет существенную роль в проектах, связанных с системной интеграцией.

CNews.ru: Как вы оцениваете действия государства в развитии IT в России в 2002 году?

Шамиль Шакиров: До определенного момента государство присутствовало в IT-бизнесе только в качестве заказчика. Сегодня мы с вами наблюдаем ситуацию, когда первые лица государства обозначили приоритетность этого направления, оценили его необходимость. Наверное, это сыграло определенную роль и показало ориентиры для бизнес-руководителей. Рейтинг IT-отрасли вырос только за счет такого внимания. Понимание необходимости развития IT оказалось даже важнее, чем те деньги, которые могут быть выделены на проекты по этой программе.

Наш с вами опыт, да и опыт многих стран показывает, что чрезмерная активность государства, слишком резкие его шаги не приносят обычно позитивного результата, поскольку способны дискредитировать саму идею. Пусть лучше эти шаги будут плавными и последовательными.

Государство может быть полезно IT-бизнесу возможностью обеспечения определенной стабильности. Если она наступит — любой бизнес будет чувствовать себя комфортно. Второе позитивное условие — определенная прогнозируемость. Если государство говорит о наличии определенных планов в IT-бизнесе вообще и создании конкретных проектов в частности, то компаниям нужно время, чтобы в них включиться и быть к ним готовыми. Поэтому крайне необходимым представляется декларирование долговременных задач.

Думаю, что российский IT-бизнес как никакой другой нуждается в государственной поддержке. Дело даже не столько в инвестициях, сколько в том, на что они будут направлены. Наверное, здесь важнее общая сбалансированная координирующая политика.

CNews.ru: Одно из направлений деятельности «Ай-Теко» — реализация проектов в банковской сфере. Какие задачи решаются сегодня при осуществлении таких проектов? Как вы оцениваете перспективы создания государственной системы удостоверяющих центров электронной цифровой подписи в 2003 году?

Шамиль Шакиров: На сегодняшний день в банках накоплено большое количество IT- систем — как инфраструктурных элементов, так и прикладных систем. Но не всегда эти элементы складывались согласованно друг с другом. И, на мой взгляд, сегодня наиболее актуальными становятся задачи интеграции этих элементов друг с другом и с новыми внедряемыми решениями. Важным является решение проблемы миграции в новые программно-аппаратные среды.

Огромную роль играют сейчас вопросы консолидации — как данных, так и  серверных ресурсов, когда десятки серверов начального уровня заменяются одним — двумя серверами высокого класса, позволяющим гибко перераспределять вычислительные мощности между приложениями. Такое решение упрощает администрирование систем и дает дополнительные возможности в вопросах повышения информационной безопасности. Появление серверов класса HP SuperDome и других продуктов такого рода позволяет нам сегодня эффективно решать подобные задачи. Отдельно хочу отметить интересный нюанс. Не только руководители IT-служб, но и бизнес-руководство проявляет большой интерес, к построению полноценных резервных центров и формализации процессов эксплуатации систем, обеспечения их надежности, снижения времени реакции в нештатных ситуациях.

Создание системы удостоверяющих центров электронной цифровой подписи неизбежно. Подобные центры уже появляются, и есть определенный интерес — как со стороны крупных финансовых структур, так и со стороны государства. Однако это вопрос первоначальных инвестиций, а также — степени востребованности этих услуг в настоящее время. Создание Центров ЭЦП требует серьезных вложений. Думаю, что этот рынок в России еще не сложился, и на подобные вещи пока тратиться не готов. Так что активное развитие таких проектов возможно лишь в перспективе, когда, помимо реальной потребности, большим станет элемент доверия бизнесу банковской инфраструктуры. Важна тут и степень развития банковских услуг.

CNews.ru: Был ли 2002 год определяющим с точки зрения изменения внимания к IT со стороны заказчиков различных отраслей экономики?

Шамиль Шакиров: Думаю, что существенного изменения не произошло. Доминирующим рынком остается финансовый, этот сегмент всегда занимал существенное место в среде IT-заказчиков. Следует отметить рост интереса к сложным IT-решениям со стороны коммерческих структур и со стороны нарождающегося рынка средних предприятий. Еще вчера для нас рынка средних предприятий не существовало — проекты велись в банках, государственных структурах, на крупных промышленных объектах.

Сегодня уже есть целый ряд торговых компаний, у которых имеется большой интерес к современным IT, системами автоматизации, сложными телекоммуникационными проектами, консалтингу.

Кроме того, растет рынок использующих высокие технологии различных отраслевых предприятий, для которых IT не является средством производства, которые ранее инвестировали исключительно в необходимое им промышленное оборудование и АСУ ТП.

Сегментация бизнеса «Ай-Теко» в основном соответствует ситуации на рынке. Если сравнивать с 2001 годом, то соотношение между сегментами бизнеса, с которыми работает «Ай Теко», осталось в прошлом году практически без изменений.

Примерно 30-35% наших заказчиков работают в государственном секторе, еще 30-35% — в сфере финансового бизнеса. Около 30% — приходится на предприятия промышленности, нефти и газа и телекоммуникаций.

Должен отметить, что телекоммуникационный сегмент в нашем бизнесе растет. В ближайшее время возможен скачок в развитии исключительно IT-проектов в этом секторе.

CNews.ru: 2002 год знаменателен началом объединения HP и Compaq. Ранее они были двумя основными вашими поставщиками — теперь это одна компания. Как слияние отразилось на вашем бизнесе?

Шамиль Шакиров: Мы довольны тем, что слияние прошло очень гладко, объединенная компания вынесла свои лучшие технологии, сумела сохранить кадры московского офиса. Были технологически сильные стороны и у Compaq, и  у НР, а сейчас все стало гораздо проще, поскольку для продвижения были собраны лучшие решения, и во многом уже сегодня обеспечена их интеграция. Нам стало легче предлагать эти решения клиентам, обеспечивая оптимальный выбор от одного производителя.

Недавно НР подвела итоги своей работы в России в 2002 году. И мы в очередной раз порадовались оценке своих результатов совместной работы с этой компанией: начиная с 1998 года, мы в пятый раз стали золотыми партнерами НР в России  — и по объему бизнеса, и по качеству проектов.

В 2002 году более половины нашего бизнеса было связано с решениями Hewlett-Packard — серверные комплексы, системы хранения данных, SAN, системы управления IT-на основе HP OpenView (это около $ 40 млн.). Оставшиеся 50% бизнеса, в основном, равномерно распределялись между другими нашими ключевыми партнерами — Cisco, Oracle, Мicrosoft и некоторыми другими.

Сегодня мы являемся самым крупным партнером НР, обладаем огромным количеством экспертизы с точки зрения поддержки решений этого вендора. С момента запуска производства наиболее мощных серверов НР SuperDome нам удалось проинсталлировать в России девять таких систем, что по нашим данным составляет не менее 2/3 всего количества установленных в России серверов НР SuperDome. Эти вычислительные системы были использованы в проектах в индустриальном секторе, самая крупная инсталляция — 64 процессорная система — была произведена в Межведомственном Суперкомпьютерном Центре. Мы чувствуем потребность российского рынка в подобных решениях. Конечно, вопрос конкретного внедрения требует длительной проработки, когда и мы сами, и наш заказчик должны полностью убедиться в полном соответствии этих решений своим задачам, определении его оптимальных параметров. Во многих случаях для этого мы проводили длительное тестирование, обеспечивая заказчика дорогостоящим демо-оборудованием. При необходимости — вместе с разработчиками выезжали в европейские лаборатории производителей, тестируя то или иное приложение для будущего заказчика и демонстрируя производительность, которую можно достичь с использованием этой технологии.

И на основании этого клиент принимал решение о внедрении того или иного решения. Поскольку оно требует очень серьезных вложений, велики были и наши инвестиции как поставщика этих решений. С ростом количества завершенных нами подобных проектов появляется возможность ознакомиться со всеми их особенностями и у других заказчиков. В этом случае огромную пользу оказывает общение клиентов друг с другом. И сейчас такие визиты становятся все более популярными и полезными.

CNews.ru: Какие проекты прошлого года представляются вам наиболее интересными?

Шамиль Шакиров: У нас было много проектов, и каждый из них можно назвать показательным в какой-то степени: с точки зрения объема, сроков реализации или использования новаторских технологий.

Было очень интересным наше сотрудничество с  ТНК. «Ай-Теко» завершила основной этап проекта создания Единой службы поддержки пользователей услуг IT-компании ТНК. Для России он был беспрецедентным, поскольку был реализован для IT- подразделения компании (так называемого РТЦ) в полторы тысячи человек. Этот проект длился полгода, и был для нас наиболее новаторским.

В рамках этого проекта, рассказ о котором может стать темой для отдельной беседы, консультантами нашей компании совместно с представителями подразделений РТЦ была создана единая «Центральная диспетчерская служба» (ЦДС). Был разработан и внедрен процесс обработки заявок персоналом ЦДС, спроектирована и внедрена система автоматизации процесса, разработана структура управленческой отчетности по деятельности ЦДС и специалистов, создана гибко настраиваемая подсистема генерации отчетов.

Другой крупномасштабный проект — «Модернизация информационной инфраструктуры Казначейства РФ. Была создана высокопроизводительная вычислительная инфраструктура на платформе Compaq ProLiant DL380 и DL760 в виде отказоустойчивых кластерных конфигураций. География проекта, стоимость которого составила $10 млн., распространялась на 80 российских регионов. В каждом из них нужно было произвести установку довольно серьезного вычислительного комплекса, требовалось провести подготовку персонала. Было инсталлировано порядка 450 серверов и кластеров. За шесть месяцев мы справились с проектом, где-то осуществив его своими силами, где-то — с привлечением наших региональных партнеров.

В результате данного проекта возросла пропускная способность системы обработки, повысилась доступность приложений и данных, уменьшилось время простоя системы. В дальнейшем это позволит повысить оперативность и качество решения задач исполнения бюджета, качество предоставляемых отчетных материалов, точность финансовых прогнозов, эффективность управления бюджетными средствами.

Достаточно масштабным было обучение, проведенное в рамках этого проекта. Оно происходило в несколько этапов: мы приглашали к себе партнеров, читали специально разработанный курс, включающий в себя базовые тренинги по стандартным технологиям (MS, Linux и Compag) и выработку навыков, связанных с работой этого программно-аппаратного комплекса. По результатам обучения были сертифицированы специалисты, занимающиеся внедрением и поддержкой проекта.

В прошедшем году нами был реализован проект построения мультисервисной сети в городе. Вологда. Проект интересен в качестве примера комплексного подхода к снижению издержек на содержание государственного аппарата, созданию единого информационного пространства администрации Вологодской области.

Внедрение решения выполнялось поэтапно. На первом этапе были объединены: ведомственная телефонная сеть, локальные вычислительные сети финансовых органов Вологодской области и другие подсистемы. В мае 2002 года были завершены работы по созданию первой очереди МСС, объединяющей центральную часть и несколько муниципальных образований. В рамках проведения работ по реализации второй очереди МСС была добавлена система обеспечения конфиденциальности циркулирующей в МСС информации, система централизованного мониторинга и управления оборудованием сети, а также увеличено число узлов в муниципальных организациях.

CNews.ru: С какими заказчиками проще работать IT-компаниям: с госструктурами или коммерческими компаниями?

Шамиль Шакиров: Хотя однозначного ответа здесь наверно быть не может, но в большинстве случаев проще работать с коммерческими структурами. Их бизнес-практика нам более понятна, короче цепочка принятия того или иного решения, отчего оно принимается эффективней и быстрее.

Чем больше структура, тем больше в ней совершенно неизбежных бюрократических процедур, дольше процесс принятия решения, его коррекция. Государство в этом смысле представляет собой самую большую структуру. Каждый проект имеет определенный бюджет. И вопрос утверждения и реализации бюджета в рамках государственного проекта — совсем не быстрая процедура. Бюджет принимается Госдумой, потом деньги на реализацию проекта выделяются Минфином. Пока эти деньги дойдут до конкретного проекта, проходит довольно много времени. И на каждом из этапов вносятся определенные коррективы — это касается как финансирования, так и сути того или иного проекта. Чем длиннее путь — тем сложнее оперативное управление проектом.

CNews.ru: Как вы оцениваете результаты работы команды «Ай-Теко» в 2002 году, каковы финансовые результаты деятельности? Какие задачи стоят перед компанией в 2003 году?

Шамиль Шакиров: Нам удалось многое, но, разумеется, не все: что-то оставили и на следующий год. С точки зрения объема — бизнес компании увеличился более чем на 30% в количественных показателях, существенно выросла доля услуг. Сейчас мы на пороге подведения годовых итогов. Мы предполагаем, что наш оборот за 2002 год составит порядка $ 63 млн.

Нам удалось в этом году завершить ряд консалтинговых проектов, часть из которых стали для нас новаторскими. Мы завершили внутри компании формирование подразделения, специализирующегося на работе с финансовым рынком. Внутри компании развивались проекты в области телекоммуникаций, на фоне этого также было сформировано специализированное подразделение. Надеемся с его помощью реализовать ряд проектов и услуг в области построения инфраструктуры и передачи данных на основе оборудования Cisco.

Сегодня мы не только оказываем квалифицированные консалтинговые услуги, но и обладаем собственным сервис-центром, готовым работать в качестве поставщика аутсорсинговых услуг широкого спектра. Есть точка входа, система ведения контрактов, процедуры приема заявки и ее эскалации, системы контроля качества, и самое главное — есть специалисты высокой квалификации. На процесс оказания услуг у «Ай-Теко» есть сертификат серии ISO 9001, а сервис-центр «Ай-Теко» получил своеобразный «знак качества» мирового уровня — в августе 2002 года мы стали авторизованным центром поддержки OpenView (SVI-партнер).

В 2003 году мы будем активно заниматься развитием всех направлений, связанных с предоставлением услуг — консалтингом, аутсорсингом по основным IT-компонентам. Речь будет идти о построении сложных информационных систем, их поддержке.

Мы планируем, что в 2003 году рост бизнеса «Ай-Теко» будет на уровне 20-25 %. Причем для нас важно не столько увеличение оборота, сколько повышение качества проектов и рост доли услуг в этих проектах. На сегодняшний день у нас несколько десятков крупных клиентов, работа с которыми которые составляют 90% бизнеса компании.

CNews.ru: Российский IT- бизнес часто обвиняют в том, что его консалтинговая составляющая находится в зачаточном состоянии. В 2002 консалтинг остался на том же уровне, или произошли подвижки в этой области?

Шамиль Шакиров: Заказчики, использующие общемировую практику ведения бизнеса, чья практика требует принятия дорогих IT-решений, все в большей степени готовы пользоваться внешними консалтинговыми услугами. В дальнейшем ничего революционного в этом сегменте не произойдет, и нам нельзя находиться в состоянии ожидания того, что завтра у нас «вдруг» появится огромный рынок консалтинговых услуг. Если мы хотим на этом рынке что-то продавать и зарабатывать, мы должны его формировать, создавая определенную культуру, поднимая качество и профессионализм услуг, распространяя опыт в конкретных областях. Консалтинг неизбежно будет выходить из тени, из состояния, когда его стоимость в том или ином виде включалась в стоимость поставки оборудования.

Сейчас мы достаточно часто сталкиваемся с задачей оценки эффективности вложений в IT. Несложные подсчеты того, насколько затраты на консалтинг способны повлиять на эффективность инвестиций всего IT-проекта, говорят о том, что услуги необходимы. Затраты на IT растут, проекты становятся все более сложными, и очень важно перед тем, как начать проект, посоветоваться, подумать, оценить, разобраться в общей практике по данной проблеме, и только затем — пускаться в расходы.

Я (не претендуя на научность подхода) разделил бы спектр наших услуг в этой области на три группы — традиционные услуги системного интегратора, аутсорсинг и системная поддержка и, наконец, собственно консалтинг.

Например, даже в такой традиционно инженерной области, как оптимизация настроек серверных комплексов, мы обладаем уникальными методами экспертизы, позволяющими иногда поднять производительность без дорогостоящей модернизации систем и без перехода на другие платформы. У нас насыщенная внутренняя программа по обучению консультантов, с привлечением зарубежных коллег и сертификацией. В итоге мы получаем серьезных специалистов в области построения систем управления.

Мы инвестируем в обучение, поскольку видим интерес, проявляемый заказчиками. Если мы этого не будем делать — то завтра не сможем адекватно ответить на запросы клиентов.

CNews.ru: Какова реальная потребность бизнеса в использовании новых технологий? Согласны ли вы с мнением, что заказчикам еще необходимо время на осознание ранее предложенных наработок? Не в этом ли кроется причина возникновения кризиса в IT-бизнесе развитых странах?

Шамиль Шакиров: Сейчас наблюдается очень интересная тенденция. Ранее западные производители в России настойчиво и, подчас, искусственно предлагали потенциальным заказчикам некое новаторское решение, которое в тот момент оказывалось явно избыточным. Сейчас ситуация в отношении IT у серьезных клиентов сильно изменилась. Мы можем много читать и знать, но потребности таких заказчиков сегодня несколько опережают возможности IT-рынка. Они первыми узнают о технологиях, появившихся у производителей, требуют от нас знания этих технологий, их экспертизы. И когда они просят нас показать, где это уже работает, нам иногда сложно это сделать.

Поскольку их интерес носит опережающий характер, мы все чаще вынуждены быстро осваивать новые технологии, создавать пилотные проекты, одномоментно занимаясь их внедрением в России.

Масштабы сегодняшнего отечественного бизнеса позволяют говорить о готовности заказчиков к восприятию новых IT-решений крупнейших производителей. Нам приятен этот обоюдный интерес к новаторству. Кроме того, заказчик сейчас стал более платежеспособным, вырос уровень его профессионализма: он гораздо яснее понимает, что он хочет.

Отношения между заказчиком и подрядчиком строятся сегодня как сотрудничество профессионалов. Мы решаем общую проблему, чтобы прийти к совместному решению для бизнеса. От роли просто исполнителей мы пришли к осознанию партнерства с заказчиком. И сегодня как никогда самыми дорогими для нас становятся наша репутация и доверие со стороны партнеров и клиентов.

CNews.ru: Какие тенденции на IT-рынке станут определяющими в 2003 году?

Шамиль Шакиров: Расширяется спектр услуг, связанных с развитием сервиса и консалтинга. Многие стремятся на этом фокусироваться, что является неизбежным в отношении сохранения доходности своего бизнеса. Будет расти число проектов, связанных только с консалтинговыми услугами или с сопровождением, аутсорсингом. Будет цениться сервис, который сегодня уже напрямую связан с успешностью бизнеса. Наиболее отчетливо мы это наблюдаем на примере банков. В целом, банковский сектор вступает в период прямой зависимости успешности и эффективности бизнеса от качества используемых информационных технологий. Рынок становится все более конкурентным, требуется оперативное и эффективное управление ресурсами, глубокая аналитика, высокое качество клиентских услуг.

Как и на мировом рынке, в России неизбежен процесс большей специализации и развития кооперации между компаниями. Некоторые компании будут целиком уходить в решение вопросов, связанных с конкретными отраслями рынка, другие — будут позиционировать себя универсальными игроками. Вместе с рынком и проектами будут расти и компании, претендуя на большую долю заказов.

CNews.ru: Основными проблемами развития IT на отечественных предприятиях традиционно считают непонимание руководством пользы от IT и неподготовленность менеджмента. Устарело ли это мнение? Как исполнители проекта могут помочь в решении такой проблемы?

Шамиль Шакиров: Любой собственник готов вкладывать средства, если он будет видеть отдачу от инвестиций. Работая с заказчиком, мы стараемся встать на позицию руководителя IT-подразделения заказчика, взглянуть на проблему его глазами. Сегодня мы можем быть полезны IT-руководителю в его общении с бизнес-руководством.

Мы думаем о том, как помочь IT-директору убедить руководство компании в преимуществе того или иного решения, как обосновать затраты на развитие IT-инфраструктуры и, самое главное, — как доказать, что эти затраты следует рассматривать как инвестиции.

Информационные технологии сейчас тесно переплетаются с бизнесом, поэтому интеграторам приходится строить отношения не только с IT-директорами, но и с топ-менеджментом заказчика. Разговор переходит от обсуждения производительности той или иной системы к обсуждению соответствия того или иного решения задачам бизнеса.

Сам рынок становится более профессиональным, на нем меньше случайностей.

Мне как руководителю компании приятно при общении с заказчиками чувство уверенности в знаниях, экспертизе, предлагаемых нашими экспертами решениях. Минувший год был для «Ай-Теко» успешным. Он показал, что мы правильно определили тенденции рынка и готовы к диалогу, как с IT-руководством заказчика, так и с его бизнес-руководством.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS