SPIRIT CORP

 
Совместный проектПри поддержке
Профиль  CNews.ruiRU

«К-системс»

Эдуард Воронецкий: Интернет — это мощный инструмент бизнеса, а бизнес требует регламентации

Эдуард Воронецкий 
Компании «К-системс» удалось достичь в 2002 году 100% роста своего бизнеса. В планах «К-системс» на текущий год — развитие несколько нетипичных для компьютерной компании направлений. О своем видении ситуации на рынке в интервью CNews.ru рассказывает директор компании Эдуард Воронецкий.

CNews.ru: В конце прошлого года в интервью CNews.ru вы отмечали, что в 2002 году на российском рынке ПК не стоит ожидать качественного и количественного роста по сравнению с 2001 годом. Насколько оправдались ваши прогнозы?

Эдуард Воронецкий: Пессимистический прогноз, данный мной в прошлом году, не оправдался, чему я очень рад. Рынок, по нашей оценке, вырос на 30%. В наступившем году основные ожидания рынка (и наши в том числе) связаны с сохранением стабильности в политической и экономической сферах. В этом случае для российского IT-рынка рост в 2003 году может составить 10—15%. Если говорить о бизнесе компании «К-Системс», то мы выросли на 100%. Фактически оборот 2001 года составил половину оборота 2002 года — и в количественном выражении, и в денежном.

CNews.ru: Как вы оцениваете влияние государства на развитие IT-отрасли в 2002 году? По вашему мнению, главное — чтобы государство не мешало IT-бизнесу, или же вы ждете от власти каких-то реальных действий?

Эдуард Воронецкий: Главное, чего мы ожидаем от государства в 2003 году, — это сохранение стабильности, которую ему удалось обеспечить в прошлом году.

В 2002 году государство по-прежнему являлось крупнейшим заказчиком IT-продукции и услуг. Необходимо отметить, что основной объем продаж в нашей отрасли приходится именно на продажи государству, госзаказчику, а не конечному потребителю. Хотя потребительский рынок уже сформирован, его требования к технике остаются прежними — минимальная планка цен. Это зачастую противоречит политике обеспечения и поддержания высокого качества продукции — важнейшей составляющей нашего производственного цикла.

Большой плюс я вижу в том, чтобы государство не наращивало количество различных платежей и налогов на бумажных носителях, создавая тем самым неудобные и громоздкие формы отчетности. Следует стимулировать компанию-налогоплательщика приобретать средства электронной техники и представлять необходимую фискальным органам информацию в электронном виде — при такой политике государства рост ИТ-рынка будет довольно значительным.

Любой пользователь, будучи здравомыслящим человеком, заинтересован в упрощении своей жизни. Сегодня каждый предприниматель содержит бухгалтера, который с утра до вечера занимается оформлением бумажек, а в дальнейшем — их «движением». Если же будут разработаны единые электронные формы отчетности для рассылки по интернету, наверняка руководитель предпочтет приобрести компьютер, поскольку стоимость ПК сопоставима с окладом бухгалтера за один месяц.

В 2002 году государство сделало еще один шаг навстречу предпринимателям, для которых основную проблему всегда составляли оборотные налоги и налоги с фонда заработной платы: был отменен один из больших оборотных налогов — налог на пользователей автодорог. Если же еще будут сокращены налоги с фонда оплаты труда, это станет вторым положительным сдвигом, который позволит многим увеличить свои доходы и совершать на законно заработанные деньги вполне легальные покупки, в том числе — и покупки вычислительной техники.

CNews.ru: Мировой рынок в 2002 году не смог преодолеть тенденцию к спаду. В какой степени, на ваш взгляд, это связано с разочарованием рынка в сверхвозможностях ИТ в вопросе повышения эффективности бизнеса?

Эдуард Воронецкий: Я не совсем согласен с вашим утверждением. В прошлом году, по мнению ряда аналитиков, ИТ-индустрия миновала спад, и даже наблюдался определенный годовой рост — примерно 1,5%, при этом рост по итогам IV квартала составил 4%. Это говорит о том, что слухи о спаде в IT-секторе мировой экономики несколько преувеличены. Сегодня ИТ-рынок стал частью рынка потребительских товаров и услуг, так что ситуация на нем будет меняться в зависимости от показателей роста или спада потребительского рынка в целом.

В 2001 году высокий спрос в данном секторе был искусственно создан компаниями, заинтересованными либо в выпуске определенной продукции, либо в стимулировании фондового рынка, либо в привлечении интереса к себе. IT-рынок был «раздут» и не подкреплялся реальным спросом на их продукцию. Прошлый год, на мой взгляд, был более сбалансированным в этом плане, и сейчас показатели соотношения спроса и предложения выглядят более объективно.

Мне бы не хотелось давать прогнозы в отношении перспектив мирового IT-рынка. Но уверен, что российский рынок вырастет, если, повторяю, сохранится стабильность. Спрос на IT-продукты и услуги удовлетворен в России лишь в незначительной степени. Поэтому мировые гиганты смотрят на нас широко раскрытыми глазами и строят далеко идущие планы. Страна с таким количеством высокоинтеллектуальных и образованных специалистов, но со столь низким уровнем насыщения IT-оборудованием и услугами не может стоять на месте: у нас есть все необходимые ресурсы, которые, безусловно, будут реализованы в IT-сфере. Если со стороны государства не последует революционных шагов как вперед, так и назад, то этот оптимистический прогноз должен оправдаться.

CNews.ru: Какие компьютерные технологии, появившиеся или получившие мощный толчок в развитии в 2002 году, на ваш взгляд, наиболее перспективны?

Эдуард Воронецкий: Сложно отметить какой-либо прорыв в данной отрасли. Возможно, это прозвучит несколько неожиданно, но вот у создателей вирусов качественный прорыв, напротив, произошел. И это может привести к парализации некоторых секторов IT-отрасли, в первую очередь — связанных с интернетом. Угроза действительно существует, потому что любая общая среда (будь то социальная или технологическая), не выработавшая законов своего существования, неминуемо приходит к кризису. Интернет все еще остается полностью нелегитимной средой. Создавалась она как закрытая сфера, или сеть, а сейчас это совершенно не регламентированное общее пространство. Существующие в разных странах законодательства зачастую очень слабо стыкуются, и механизм контроля также пока очень слаб.

Нет никаких сомнений в том, что сегодня интернет — это мощный инструмент бизнеса, а бизнес требует регламентации в той или иной степени. Кроме того, это инструмент власти, эффективная среда для принятия государственных программ в большинстве стран, в том числе и у нас (к примеру, «Электронная Россия»). Государство стремится создать такой инструмент, и намерено его контролировать. Если этого не делать, то либо этот инструмент будет парализован, либо благие намерения приведут к обратному результату.

Естественно, разработчики антивирусных программ построили максимально пессимистичные прогнозы. Конечно, таким образом они пытаются расширить рынок сбыта собственных продуктов. Объективная необходимость бить тревогу еще не настолько очевидна, однако предпосылки для этого действительно существуют. Любой специалист, использующий интернет с целью повышения эффективности профессиональной деятельности, рано или поздно находит в нем множество уязвимых мест. И если неполадки в работе внутренней корпоративной сети не столь ощутимы для компании, поскольку электронные бизнес-процессы можно заменить бумажными или живым общением, то в глобальной системе ухудшение качества каналов связи и качества прохождения через них информации может привести к самым нежелательным результатам.

В целом же на рынке в 2002 году революционных событий не отмечалось. Все изменения были эволюционными. И это хорошо: планомерное развитие гораздо надежнее, чем спады, риски и взлеты, последствия которых часто непредсказуемы.

CNews.ru: Какие тенденции стали определяющими на рынке в 2002 году?

Эдуард Воронецкий: На рынке вырос спрос на качественное оборудование, уменьшилась доля дешевых товаров, произошел сдвиг в сторону улучшения качества. Мы сделали акцент на производство определенной линейки продукции с высоким уровнем надежности и хорошими техническими характеристиками. Это обеспечило стабильный рост оборота, хотя мы и отдаем себе отчет в том, что данный принцип не позволил нам охватить какую-то часть рынка.

В 2002 году произошел качественный сдвиг в предпочтениях российских потребителей в сторону отечественных производителей компьютерного оборудования. Термины времен начала перестройки («желтые», «серые», «белые» компьютеры), наверное, ушли безвозвратно. Сегодня есть только компьютеры «brandname» и техника «неизвестных производителей» («no name»). В понятии «brandname» уже не столь значимым моментом является то, где именно произведена продукция. Поэтому, учитывая тот факт, что экономика российского производителя более эффективна, цена предлагаемого им оборудования, при аналогичных качественных и технических характеристиках более предпочтительна для пользователей. Эта особенность также способствовала нашему росту в течение прошлого года.

В прошлом году наш оборот увеличился вдвое. Мы для себя прогнозировали такие результаты и для их достижения сделали основное — увеличили производственные мощности. Надеюсь, и в текущем году это поможет нам достичь хороших результатов. Кроме того, мы провели более глубокую регламентацию процессов внутри компании. И, разумеется, мы не смогли бы удвоить оборот, если бы рынок не был стабильным, а государство не занималось реализацией поставленных задач, поскольку именно оно является одним из самых крупных и требовательных заказчиков IT-отрасли.

CNews.ru: Существует мнение, что в России сегодня нет национальных торговых марок — есть лишь «корпоративные бренды», а люди приходят в магазин не за компьютером конкретного производителя, а за ПК вообще. Что вы думаете по этому поводу?

Эдуард Воронецкий: Отчасти я согласен с этим мнением. Если рассматривать компьютерный рынок в целом, то торговые марки строго сегментированы: это и политика самих производителей, и осознанная экономическая необходимость. Дело в том, что бренд — это всегда большие вложения, которые должны себя оправдывать. Вкладываться сейчас в достижение общероссийской известности, которая, тем не менее, не влечет за собой существенного увеличения сбыта, наверное, не имеет смысла.

Сегодня большую часть потребителей компьютерной продукции составляют регионы, где сдвига в сторону бренд-техники пока не происходит. Там есть сотни компаний, производящих оборудование под собственной торговой маркой и успешно продающих его за счет невысокой цены. Регионы — это по-прежнему потребители самого дешевого оборудования, не предполагающего повышенных сервисных услуг и качества.

Хотя, думаю, со временем региональным компаниям будет все сложнее закупать элементную базу по тем же ценам, что и крупные отечественным производителям, которые могут обеспечить стабильное качество и объемы производства. Это тенденция нескольких лет. Клиенты в регионах начнут заказывать компьютеры определенных российских производителей, и региональные компании будут вынуждены поставлять именно такую технику. Это и есть их основная задача — работа с местными клиентами и получение прибыли от этой деятельности. Но производство и продажа — процессы абсолютно разные, и они должны быть разделены. В одном городе не может существовать сотня производителей ПК, но вполне могут работать сотни продавцов компьютерной техники.

Когда производитель ставит перед собой цель создать в определенном сегменте бренд, он, как правило, достигает этого. Сужу по собственному примеру: в прошлом году в Москве компьютеры «К-Системс» стали доступны покупателям торговой сети «Белый ветер» — и там уже наблюдается ситуация, когда люди приходят специально за нашей продукцией. Это говорит о том, что поставленная и экономически обоснованная задача вполне достижима.

В создании же «общероссийского бренда», на мой взгляд, видимой экономической целесообразности пока нет. Скорее всего, одной из тенденций 2003 года будет жесткое сегментирование, потому что создание корпоративного бренда — это одно, розничного — совсем другое, вывод на рынок одновременно и корпоративного, и розничного брендов — третье, а привязка к региональному сектору — еще более сложная и затратная задача. Розничный сектор на сегодняшний день является для производителей более ресурсоемким и менее прибыльным. В перспективе же наша глобальная задача — закрепиться на различных сегментах рынка.

CNews.ru: Какие изменения принес 2002 год в области региональной политики компании?

Эдуард Воронецкий: Весь прошлый год мы достаточно тщательно занимались анализом результатов, полученных компанией в регионах. И пришли к выводу, что без изменения психологии регионального потребителя нам будет очень сложно работать на региональном рынке.

Трудно обойтись и без помощи региональных партнеров. У нас есть опыт создания собственных филиалов и дочерних компаний в регионах, а также опыт работы с дилерами — все возможные способы взаимодействия с регионами мы к настоящему времени испытали.

На мой взгляд, в данном случае наиболее перспективной стратегией является попытка повлиять на психологию конечного потребителя, на его подход к приобретению оборудования. Это повлечет за собой интерес региональных компаний к нам как к производителю российской бренд-техники. Наши маркетинговые акции, ориентированные на конкретных потребителей в конкретных регионах, не будут преследовать цель завоевать весь региональный рынок — в 2003 году нам это представляется объективно невозможным. Сегодня у «К-Системс» порядка 20 партнеров в регионах — освоение этого рынка входит в число наших потенциальных стратегических задач.

CNews.ru: Какие планы вам пока не удалось реализовать?

Эдуард Воронецкий: Ряд изменений внутри компании мы не успели довести до конца. Изменения эволюционные, их основная задача — обобщить, сегментировать и структурировать все происходящие в компании процессы.

У нас есть интересный сектор производства: «К-Системс» — единственная компьютерная компания, уже более трех лет занимающаяся изготовлением светодиодной продукции. Этот сектор уникален и в плане технологий, и с точки зрения затрат. В прошлом году мы не реализовали свои планы потому, что больше внимания уделяли производству компьютерной техники, а не светодиодной продукции: в лучшем случае мы сохранили объемы производства и свои позиции предыдущих лет. Задача следующего года — безусловно, лидерство в данном сегменте: для этого у компании имеются все возможности, прежде всего — лучшие интеллектуальные ресурсы. А в текущем году появятся и лучшие технологические ресурсы: в настоящее время на базе московского АО «Радиофизика» мы создаем новую производственную линию.

Производство светодиодной продукции требует больших вложений в разработку дизайна и в технологические процессы. Поэтому в течение года оно будет совершенствоваться. Разумеется, этот процесс требует и привлечения новых сотрудников. Сегодня в России одной из самых серьезных проблем является отсутствие квалифицированных кадров, умеющих «работать руками». Их в стране почти не осталось. В связи с этим у нас планируется значительное увеличение штата компании: для производственного подразделения оно составит порядка 20%. На сегодняшний день в московском офисе «К-Системс» работают более 200 сотрудников.

CNews.ru: Каковы планы компании на 2003 год?

Эдуард Воронецкий: Во-первых, это грядущий переезд той части компании, которая занимается обслуживанием клиентов, в новый офис, расположенный в центре Москвы. На освободившихся площадях мы собираемся расширить производство до запланированных объемов.

Говоря о перспективах роста показателей нашей работы, еще раз подчеркну: прежде всего, мы надеемся на сохранение политической и экономической стабильности. Если оптимистичные прогнозы рынка оправдаются, то рост бизнеса на 30% будет для нас хорошим показателем. 100%-ный рост может себе позволить либо растущая компания, либо работающая на развивающемся рынке. В 2003 году российский ИТ-рынок уже перейдет из категории развивающихся в разряд стабильно растущих. Для компаний, ориентированных на стабильную и долгосрочную деятельность, стремление к реализации революционных планов чревато разочарованием.

Если говорить о расширении нашего модельного ряда, то помимо развития сектора светодиодного оборудования мы займемся производством Windows-терминалов. На нашем рынке эта продукция до сих пор была представлена либо известными западными брендами, либо предложениями небольших компаний, производящих терминалы по заказам конкретных пользователей. Сейчас нами разработаны и запущены в серийное производство MS-терминалы, которые имеют неизменный спрос в самых разных секторах экономики.

Доля светодиодного оборудования не будет превышать 5% нашего оборота. Доля терминальной продукции в компьютерной линейке составит не более 1%. Этот сектор рынка достаточно узок, и производители комплектующих объективно не заинтересованы в его расширении. Он существует не сам по себе, а за счет рынка ПК: есть потребители, которые вынуждены пользоваться настольными компьютерами, хотя в принципе могут ограничиться и терминальными решениями. Ранее использование этого продукта обходилось дороже, чем эксплуатация ПК. Теперь же терминальные решения имеют ряд экономических и потребительских преимуществ.

Производство мониторов под торговой маркой K-Systems Irbis Screen я бы назвал вспомогательным бизнесом для нашей компании. Мы не ставим перед собой задачу активно развивать «мониторный бизнес» как таковой, а лишь стремимся удовлетворить потребности наших клиентов в мониторах собственного производства.

Большие надежды мы связываем с расширением серверной линейки. В конце прошлого года мы получили статус авторизованного партнера корпорации Intel по серверным решениям на базе процессоров Intel® Itanium®. «К-Системс» стала второй компанией в России, получившей право поставлять такие решения на отечественный рынок и имеющей возможность их производить.

Еще одна «технологическая тема», которую мы планируем развивать и которая связана с большим количеством затрат, — ноутбуки. Этот бизнес достаточно специализированный и очень сложный, однако в следующем году мы планируем увеличить долю портативных ПК на 5—10 %.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS