SPIRIT CORP

 
Совместный проектПри поддержке
Профиль  CNews.ruiRU

MANGO TELE.COM

Юрий Зигуля: В телеком пришел новый менеджмент с иной, абсолютно новой бизнес-культурой

Юрий Зигуля 
Интервью CNews.ru дал Юрий Зигуля, директор компании «Информационное бюро «Бизнес волна», оказывающей услуги под маркой MANGO TELE.COM.

CNews.ru: Какие тенденции на российском рынке телекоммуникаций, на ваш взгляд, были определяющими в 2002?

Юрий Зигуля: Российский телекоммуникационный рынок переживает значительный подъем. На мой взгляд, существующая активность на рынке в большой мере обусловлена, в том числе, либерализацией лицензирования по связи. Главный результат этого — телефонные компании в Москве и в России примерно с 1998 — 1999 года стали появляться «как грибы после дождя». Хорошо ли это? Отвечу однозначно: да. Хотя, с одной стороны, продолжают присутствовать компании с неясными перспективами, предлагающие сомнительного качества услуги, наиболее активные из них вообще работают без лицензий и никак не регламентируют свою работу в надзорных органах. Однако с другой стороны, рынок стал более прозрачным, стали более понятными правила игры, выровнялись спекулятивно высокие цены или низкие демпинговые цены на большинство ресурсов, что является несомненным плюсом. Бурный рост инициировал рост инвестиционной привлекательности отрасли, ну а деньги, в свою очередь, позволили перейти к тотальному техническому переоснащению основных производственных мощностей. И как итог, за деньгами в отрасль пришел новый менеджмент с иной, абсолютно новой бизнес-культурой.

За демократизацией рынка и внедрением большого числа технологических альтернатив последовали существенные качественные изменения в самих телекоммуникационных компаниях: они стали более открытыми и более агрессивными. Слишком показательны примеры того, как отраслевые лидеры за какие-то полгода становятся отраслевыми аутсайдерами. Еще три года назад для многих относительно безбедное существование было связано с перераспределением редких телекоммуникационных ресурсов, доставшихся в порядке приватизации, или с транспортом голосового трафика «из порта в порт» при опоре на известный административный ресурс. Теперь обостренная конкурентная борьба заставляет менеджмент большинства компаний озаботиться поиском новых проектов, искать ответы на насущные вопросы: как зарабатывать такие же деньги завтра, как сохранить темпы роста, как грамотно и более эффективно управлять имеющимися активами и т.д.

Ну и в конечном итоге выигрывает от этого только потребитель. Сегодня в Москве за какие-то три дня можно установить в офисе или дома цифровой телефонный номер или доступ в интернет. При этом операторы связи предложат потребителю широчайший ассортимент технологических решений. И все произойдет в разумные сроки, за разумные деньги.

CNews.ru: Как вы оцениваете собственные позиции в условиях активизации процессов слияния и поглощения телекоммуникационных компаний? Насколько эта тенденция может быть опасна для бизнеса мелких операторов?

Юрий Зигуля: Что касается отрасли в целом, то, на мой взгляд, идет нормальный перманентный процесс организации и структурирования рынка. Как, допустим, в лесу не бывает деревьев одинаковой высоты и толщины, так и в бизнесе будут всегда присутствовать и «дубы-великаны» из отраслеобразующих компаний, и мощный всеохватывающий «подлесок» малых и средних операторов связи. Удел больших компаний — поставлять на рынок carrier-to-carrier сервисы. Маленькие и средние операторы будут заниматься тем, чем большим операторам заниматься не интересно: это carrier-to-customer сервисы или так называемая «розница», будут заниматься венчурными проектами, будут работать в нишах с уникальными, я бы даже назвал их экзотическими услугами. Заметьте, что теперь практически никто на телекоммуникационном рынке уже не позиционирует себя как «универсальная» компания. Внутриотраслевая специализация, отчетливая «нишевость» компаний — явный признак наступающей зрелости рынка.

В силу этого я поостерегся бы проводить оценку рынка по преобладанию компаний того или иного размера или по тенденциям к слиянию или к разделению. Абсолютный размер компании не может являться критерием ее оценки — хороша она или плоха, благополучна она или нет. Возьмем, к примеру, MANGO TELE.COM: мы не считаем свой проект большим. Да, наша валовая прибыль несопоставима с прибылью любой большой компании. И мы смотрим на это спокойно, потому что по таким относительным показателям, как прибыль, приходящуюся на единицу персонала компании, мы уверенно опережаем любого крупного игрока, а это позволяет нам поддерживать уровень зарплаты выше, чем средний по отрасли. Кроме этого, у нас выше инновационная активность, и поэтому у нас работать просто интереснее. Далее, у нас более понятные бизнес — процедуры, более «быстрый» менеджмент, мы нашли свою уникальную рыночную нишу, добились технологического преимущества и поэтому, легко отвоевываем свою долю в этой рыночной нише. Именно это делает нас привлекательными для инвесторов.

Я не вижу ничего страшного, если успешный небольшой проект вливается в структуру большого оператора. За прошедший год мы находим несколько примеров того, как крупные компании приросли малыми и успешными проектами. Поскольку это обеспечивает перелив капитала в перспективные для дальнейшего развития направления, от таких приобретений рынок только выигрывает. В противовес этому, я могу привести не меньшее количество примеров того, как в ушедшем году активный менеджмент и персонал покинул крупные компании, чтобы заняться «нишевыми» проектами, до которых у больших операторов просто «не доходят руки» в силу их косности и неповоротливости.

CNews.ru: Каковы ваши прогнозы относительно развития российского сегмента IP-решений? Планируете ли вы участвовать в какой-либо из создаваемых сейчас бирж операторов?

Юрий Зигуля: В настоящее время в отрасли поддерживается высокий темп технологического перевооружения. Я абсолютно уверен, что о традиционных PSTN-сетях через какой-то десяток лет будут вспоминать с такой же ностальгией, как теперешнее поколение вспоминает о телеграфной связи или даже о пейджинговой связи — повсеместном и непременном атрибуте не такого уж и далекого прошлого.

Смею утверждать, что IP-революция свершилась! Сегодня человечество вплотную подошло к реализации лозунга «everything over IP & IP over everything». В силу этого, мне видится такая инфраструктура телекоммуникационного рынка: а) с одной стороны это клиент со своим уникальным и постоянным местом в сети — IP-адресом; б) с другой стороны компании, обеспечивающие наполнение сетей сервисами (голосовые услуги, телевидение, мультимедиа и т.п.); в) между ними система так называемых софтсвичей, обеспечивающих интеллектуальную маршрутизацию и биллинг трафика в режиме on-line; г) ну и естественный базис в виде компаний, обеспечивающих существование непосредственно телекоммуникационной среды, поддерживающих IP-протокол на любых сетях и в любых средах. Как мы видим, структура сети кардинальным образом отличается от того, что мы наблюдаем в настоящее время.

Традиционно считается, что успех развития IP-коммуникаций обусловлен тем, что IP-решения на порядок дешевле, чем какие-либо другие. При этом надо учитывать не только дешевизну телекоммуникационного оборудования. Следует учитывать также факт значительного преимущества в виде упрощения телекоммуникационных решений, их большей открытости, большей интеллектуальности, что ведет к снижению операционных издержек по обслуживанию сетевых решений. Могу привести в качестве примера наш проект MANGO TELE.COM, в котором маршрутизация трафика автоматизирована и ее обеспечивает круглосуточно одно рабочее место технической службы. Клиентскую же базу более 1000 корпоративных клиентов обслуживает всего 2 — 3 человека. Этот факт только подтверждает утверждение, что избыточная интеллектуальность сервиса никогда не вредит делу. В настоящее время активно пользуемся софтвичем www.ipcb.net, который предлагает нам как выгодные условия по терминации трафика, так и является источником минут.

Однако не могу пройти мимо такого факта, что, несмотря на очевидные выгоды, которые несет с собой внедрение IP-телекоммуникаций, существуют объективные препятствия для развития и внедрения современных технологий.

CNews.ru: Расскажите подробнее об этих препятствиях?

Юрий Зигуля: Во-первых: это административное давление на IP-технологию. Существуют ряд стран, где за IP-телефонию буквальным образом сажают в тюрьму. Никто не может открыто, легально и свободно поставить IP-шлюз, например, в Турции, в Белоруссии, или в Армении, в ряде других стран. Ситуация отдаленно напоминает эпоху средневекового мракобесия. В действительности фактическое положение дел сложилось в силу того, что в ряде случаев национальные отраслеобразующие операторы связи либо же полугосударственные компании не могут смириться с ошибочностью прошлых инвестиционных решений и допустить демократизацию национальных телекоммуникационных рынков, их демонополизацию и открытие для IP-технологий.

Во-вторых: это незрелость собственно инфраструктуры рынка. Хотя безусловным локомотивом, переводящим голосовой трафик в сети передачи данных, являются обычные карточные телефонные компании, на практике переход к новой рыночной инфраструктуре происходит парадоксальным образом «сверху вниз». В глобальном масштабе пока только ряд национальных и транснациональных операторов связи приступили к переводу своих сетей на IP-протоколы, а также ограниченное число крупных транснациональных корпораций осуществляют переход к корпоративным IP-решениям. Но их число мало, и они привыкли к прямым контрактным соглашениям. Краеугольным же камнем, важнейшим ключевым звеном телекоммуникаций будущего может стать IP-биржа. Ей уготована роль универсама телекоммуникационных услуг для миллионов небольших и средних клиентов. К сожалению, на мой взгляд, число клиентов, имеющих свой маленький шлюз и желающих получить требуемый объем сервисов, пожалуй, еще мало. Без существования определенной критической массы таких клиентов в мире эффективность IP-бирж остается низкой. А это в свою очередь сдерживает глобальное развитие открытого рынка IP-телекоммуникаций.

В-третьих: существующее состояние сетей передачи данных и сложившиеся розничные цены на Интернет-трафик, по крайней мере, в Российском сегменте сети Интернет, способны, мягко говоря, пока обеспечить клиентов только услугами электронной почты и доступа к сетевым ресурсам. До тех пор, пока клиенту один Гигабайт будет обходиться в 100$, любая попытка уговорить его отказаться от PSTN и перейти к VoIP будет выглядеть абсурдной. А для этого должна быть избыточной пропускная способность сети, и кроме этого должен в основном завершиться процесс возврата инвестиций в развитие сети. А до этого, к сожалению, российскому рынку Интернет услуг еще расти и расти.

В-четвертых: пока не существует отраслевых стандартов в частности по оборудованию, по терминальным устройствам, по софтверным решениям, по используемым протоколам. О массовости услуги можно будет вести речь только в том случае, когда клиент получит возможность купить десятидолларовый IP-терминал в ближайшем киоске и начать общаться с внешним миром в режиме plug’n’play, как это он делает сегодня с обычным телефоном или телевизором.

В-пятых: не решена административная проблема взаимоувязывания VoIP и PSTN сетей. Например, как можно набрать 12 цифр IP-адреса конкретного IP-терминала и дозвониться до клиента? По большому счету, технически эта проблема решаема достаточно просто, но, опять таки, она имеет глобальный масштаб в плане стандартизации.

В-шестых: сама по себе сеть Интернет по определению уже таит в себе массу скрытых угроз. Ни один компьютер, подключенный к сети, не гарантирован от кибератак. Что такое внезапный паралич сети Интернет даже в отдельном своем сегменте, обусловленный этими причинами, мы уже знаем по событиям 24 — 26 января этого года.

В-седьмых: ….

… ну а по большому счету проблем развития IP-решений, назовем их проблемами макро-масштаба чрезвычайно много. Они все взаимозависимы и могут быть решены только комплексно, в ходе самого процесса развития рынка IP-услуг, и развития IP-сетей. Тем не менее, есть понимание того, что за IP лежит безусловное будущее. А дальше, … «капля камень точит», переход мировых технологий на IP начался и произойдет рано или поздно помимо нашей воли.

CNews.ru: Как вы оцениваете перспективы интеллектуальных сервисов, пока недостаточно распространенных на российском рынке? Какими сегментами будут наиболее востребованы услуги подобного рода?

Юрий Зигуля: Характеризуя состояние рынка, могу сказать, что полновесные решения по всему спектру интеллектуальных сервисов предлагаются в Москве только несколькими операторами, и MANGO TELE.COM без сомнения в числе технологических лидеров. К сожалению, большинство потребителей телекоммуникационных услуг не имеют представления о том, что именно из себя представляет «интеллектуальный сервис». Даже представители ряда достаточно известных операторов связи остаются в невольном заблуждении, что интеллектуальный сервис — это в первую очередь перевод звонка, и это то, что умеет «делать» любая современная учрежденческая АТС. В реальности, компьютерная телефония не знает границ. Любой сервис, любую услугу можно придумать и воплотить в жизнь.

Я всегда утверждал, и прошу простить меня за возможную резкость, что для успешного продвижения интеллектуальных услуг необходимо наличие интеллекта как у оператора связи, так и самого потребителя этих услуг. Именно поэтому ожидание наступления безусловного коммерческого успеха от внедрения интеллектуальной услуги только в силу ее уникальности и неповторимости обречено на провал. Интеллектуальность сервиса должна следовать за потребностью клиента и органично вписываться в перечень его ожиданий, привычек, в круг его обычных представлений о телекоммуникациях. Внедряя интеллектуальные сервисы, мы должны идти вслед за конкретными потребностями клиента. На этом пути компьютерная телефония — это всего лишь грандиозный инструмент — возможность создавать и развивать интеллектуальные сервисы. И мы, пользуясь этим достаточно сложным инструментом, создаем простые услуги. Например, известно, что IVR (Interactive Voice Response — Интерактивное голосовое меню) входит в стандартный перечень интеллектуальных сервисов. Вряд ли нас добьемся успеха, обратившись к рынку с предложением «Купите IVR!». Однако мы используем IVR как инструмент обработки ПИН-кодов в таком банальном продукте как телефонная карта. При этом никому не придет в голову позиционировать телефонную карту как некий интеллектуальный продукт, потому что этого продукта определенные и очень простые задачи и ее покупают не за интеллектуальность.

В то же время, когда услуга становится привычной для потребителей, уже само ее долгое присутствие на рынке создает встречный спрос. Скажем, в США немыслимо арендовать офис, не будучи уверенным, что телефонные звонки могут быть в нужный момент переадресованы с учрежденческой АТС на любой другой номер (Call-Forwarding), а голосовые и факсимильные сообщения перенаправлены на e-mail (Voice-Mail; Fax-Mail). Для конкретной бизнес — среды определенный перечень сервисов становится нормой. И мы уже сталкиваемся с тем, что интеллектуальные сервисы начали формировать определенную культуру ведения бизнеса, определенную коммуникативную среду. Все больше людей покупает нашу услугу MANGO CENTREX, потому что этой услугой пользуются друзья, знакомые, партнеры, соседи, потому что это действительно недорого, удобно, простым способом решает массу проблем и приносит очевидные выгоды.

Резюмируя сказанное, отмечу, что, внедряя интеллектуальные услуги на рынок, надо двигаться в двух направлениях. Первое направление — создание максимально простой услуги, некой оболочки, удовлетворяющей массовые запросы потребителей, в которой интеллектуальные сервисы выступают инструментом в достижении поставленной задачи. Другое направление — усложнение сервиса под индивидуальные требования конкретного заказчика. Это единственный случай, когда мы можем давать безудержную волю своей фантазии. Например, у нас есть клиент — известная московская сеть магазинов с филиалами в Перми, Новосибирске и Владивостоке. Специально для него мы адаптировали нашу услугу MANGO CENTREX и воссоздали функциональность, повторяющую Inbound Contact-Center. В конечном итоге, мы объединили несколько офисов единым московским многоканальным номером. При этом переадресация телефонных звонков из Москвы в Пермь осуществляется по сети передачи данных на IP-адрес конкретного шлюза Cisco1750. Переадресация же звонков из Москвы на телефонные номера в Новосибирске и Владивостоке осуществляется по сети общего пользования и вдобавок «закрылась» от широкого использования ПИН-кодом, который известен только топ — менеджменту этой компании. Вот такое непростое решение явно не носит массовый характер. Однако лишь благодаря таким экзотическим запросам, мы можем должным образом оттачивать и адаптировать MANGO CENTREX, доводить его до стандартного формата.

CNews.ru: Подводя итоги 2002 года, какие из проектов, реализованных вашей компанией, вы могли бы особо выделить?

Юрий Зигуля: Проект MANGO TELE.COM существует на рынке всего два года. Мы пока находимся на той стадии развития, когда каждый сегодняшний день существования на рынке не похож на вчерашний. Поэтому уже замечателен тот факт, что проект MANGO TELE.COM стал успешным и коммерчески эффективным. Мы не ошиблись в своих предварительных оценках текущего состояния и прогнозов развития рынка услуг связи, в частности рынка интеллектуальных сервисов.

CNews.ru: Какова на данный момент структура вашей абонентской базы? Какая доля приходится на корпоративных клиентов?

Юрий Зигуля: Большая часть наших клиентов — пользователи корпоративных ПИН-кодов для доступа к междугородной и международной телефонной связи. Сейчас опережающими темпами растет число корпоративных пользователей услуги MANGO CENTREX. Применительно к карточной телефонии о клиенте как таковом говорить не приходится, поскольку телефонная карта переводит телефонию из разряда услуги в разряд товара.

CNews.ru: Ожидаете ли вы в 2003 г. существенного расширения абонентской базы и за счет чего?

Юрий Зигуля: Я ожидаю, что выравнивание цен на дальнюю телефонию будет приводить к неизбежному коллапсу компаний, существующих за счет разницы между оптовым и розничным тарифами на дальний трафик. Очевидно, что в выигрыше останутся компании, способным сделать из простой возможности совершить телефонный звонок настоящий товар, привлекающий потребителя чем-то другим кроме низкой цены.

На мой взгляд, время «мозговых штурмов» проходит и наиболее интересных событий следует ожидать в розничном сегменте рынка. Именно здесь нам видны «пустые места», заняв которые мы надеемся на хорошую отдачу.

CNews.ru: Какие современные телекоммуникационные технологии, на ваш взгляд, наиболее перспективны в условиях российского рынка?

Юрий Зигуля: Вопрос в высокой степени актуален, поскольку затрагивает абсолютно каждого оператора связи, в силу перспективы неотвратимости обязательных отчислений «на развитие сельской связи». Многих интересует, на что будут расходоваться средства этого фонда. Допустим, они будут потрачены на благие цели, на проведение в каждую избушку и в каждую юрту абонентского окончания и выделенной линии Интернет. В таком случае, какие технологические решения будут использоваться? Будут ли учитываться сложившиеся мировые тенденции развития телекоммуникационной отрасли?

Дело в том, что в телекоммуникационной отрасли традиционно есть ряд достаточно редких и поэтому дорогостоящих ресурсов, распределяемых государством или доставшимся определенным компаниям в порядке приватизации. Выход на рынок любого технологического решения, преодолевающего монопольное владение этими ресурсами (будь то номерная емкость, «последняя миля» и т.п.), будет неизбежно приводить к снижению цены на этот ресурс. В свою очередь, увеличение числа альтернативных решений означает более глубокое проникновение этих услуг на рынок, расширение числа пользователей услугами связи. Задам риторический вопрос: так не лучше было бы не тиражировать устаревающие технологии, обреченные на перманентную убыточность, а акцентировать внимание на внедрении альтернативных технологических решений?

Давайте коснемся фактов. Совершив недавно поездку по регионам, я обратил внимание, что теперь человек, которому нужен телефон, не пишет «челобитную» в местную канцелярию и не стоит годами в очереди на установку телефона, а просто идет в офис мобильного оператора. И это всего лишь небольшое отражение существующей тенденции развития телекоммуникационных альтернатив опережающими темпами.

В силу естественных причин на рынке электросвязи будет продолжаться граничащее с «бумом» проникновение мобильных технологий. Кроме этого, все большее число телекоммуникационных сервисов можно будет получать по Интернет и через Интернет. Так называемые «традиционные» технологии будут развиваться постепенно и пропорционально в силу существующей в России неудовлетворенности спроса на самые простые услуги связи.

CNews.ru: Каковы ваши планы на 2003 год? Планируется ли запуск принципиально новых проектов?

Юрий Зигуля: Не раскрывая конфиденциальную информацию, укажу лишь на то, что мы продолжим экспансию в занимаемой нами нише за счет расширения нашей розничной сети и усиления разного рода маркетинговых акций. Мы по-прежнему декларируем, что нашей стратегической целью является укрепление позиций на розничном рынке, рядом с клиентом и надеюсь, мы останемся чисто сервисной компанией. Технологически мы будем оставаться приверженцами IP-телекоммуникационных решений и намерены перенести ряд интеллектуальных клиентских сервисов на IP.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS