SPIRIT CORP

 
Совместный проектПри поддержке
Профиль  CNews.ruiRU

Автоматизация в банковской сфере России

Автоматизация в банковской сфере России 
Содержание:

  • Объем рынка автоматизации банков
  • Количественное распределение рынка среди разработчиков
  • Год установки системы в банках

    В 2002 году экспертами компании «Диасофт» было проведено исследование состояния ИТ-инфраструктуры коммерческих банков, представленных в России. Сбор информации осуществлялся на основе телефонного опроса и анкетирования руководителей ИТ-служб банков. Опрос проводился в течение 2002 года. В опросе по случайной выборке приняло участие 1100 банков. CNews.ru представляет результаты исследования.

    Объем рынка автоматизации банков

    Объем рынка банковского программного обеспечения (Автоматизированных банковских систем) в 2002 году возрос на10–15%. Сейчас, по оценкам Константина Маркелова, заместителя гендиректора консультационной компании «СПЛАН-Холдинг», объем открытого рынка банковских информационных технологий составляет $50–60 млн.

    Основными потребителями высокотехнологичных решений в России являются крупные московские и петербургские банки, однако не менее активно включаются в процесс и ведущие региональные банки. Более того, по ассортименту услуг, размерам филиальной сети, персоналу, финансовым показателям они в последнее время приближаются к московским. В ближайшее время можно ожидать, что банки начнут в массовом порядке заменять ПО, которое было внедрено 4–6 лет назад и морально устарело.

    «ФБ Консалт»

    «ФБ Консалт»: Продукты и услуги компании

    Насыщение товарами и услугами, возрастающие ожидания клиентов, рост стоимости привлечения новых клиентов и, как следствие, усиление конкуренции и снижение рентабельности, — вот базовый перечень проблем российских и иностранных компаний, работающих на зрелых рынках («рынках покупателя»).

    Конечной целью внедрения любой CRM-системы является прибыльное привлечение и удержание клиентов путем реализации клиенто-ориентированной стратегии на базе информационных технологий. CRM позволяет «познать на фактах», как именно ведут себя клиенты и как экономически целесообразно их обслуживать, то есть вести бизнес «проактивно».

    Опыт «ФБ Консалт» показывает, что сегодня наиболее развитые компании (прошедшие фазы экспансии и минимизации издержек) остро ощущают потребность в стратегии дифференциации — обеспечении «наценки выше среднерыночной» и/или лояльности за счет индивидуализации клиентских отношений. При этом главной проблемой остается «взаимоувязывание» спроса (на основе глубокого понимания потребностей клиента) с реализуемыми продуктами, что требует обеспечения коллегиальной работы «на клиента» всех функциональных подразделений.

    Подробнее о решениях и услугах компании «ФБ Консалт»

    Количественное распределение рынка среди разработчиков

    Нужно понимать, что выбранный критерий не является показателем распределения объема рынка по доходам разработчиков.

    На рис.1. видно, система какого разработчика установлена в банках в качестве основного решения. По количеству внедрений лидирующие позиции на рынке по-прежнему занимают компании «Диасофт» и R-Style Softlab — в настоящее время по этому критерию им принадлежит по 26% рынка. По-прежнему значительное количество банков (14%) предпочитает работать, используя собственную разработку. «Форс», «ЦФТ», «БИС», «Кворум», «Програмбанк», «UniSab» и другие контролируют примерно по 3–4% банковского рынка. Данные исследования свидетельствуют о том, что «десятка» лидеров на рынке автоматизации за последние 3 года остается неизменной.

    Рис. 1. Количественное распределение рынка среди разработчиков

    Рис. 1. Количественное распределение рынка среди разработчиков

    Диаграмма 2 показывает, как разработчики программного продукта распределены среди 100 крупнейших российских банков по активам. Значительная доля крупнейших отечественных банков — пользуются решениями компании «Диасофт» (38%), на втором месте — R-Style (20%). Оставшиеся 42% банковского рынка делят между собой примерно на равные доли (от 3 до 9%) 7 известных российских разработчиков.

    Рис. 2. Распределение разработчиков среди 100 крупнейших российских банков

    Рис. 2. Распределение разработчиков среди 100 крупнейших российских банков

    Проведем подобное исследование среди большего числа банков, чтобы получить более объективную картину. Вот что дает нам обзор первых пятисот коммерческих банков России по активам (рис.3). По обслуживаемому проценту рынка лидирует «Диасофт» (34%), за ним следует R-Style Softlab (26%). И опять на диаграмме хорошо видно, насколько велик отрыв этой пары лидеров «в общем зачете» от остальных фирм-разработчиков.

    Рис. 3. Распределение разработчиков среди 500 крупнейших российских банков

    Рис. 3. Распределение разработчиков среди 500 крупнейших российских банков

    Так можно привести схему распределения разработчиков ПО среди средних и мелких коммерческих банков России (от 501 до 1100-го банка) (рис. 4). Традиционно Диасофт и R-Style Softlab расположились на вершине. Но в отличие от первых двух случаев, ситуация здесь несколько иная: 35% рынка средних и мелких банков держит R-Style Softlab, в активе Диасофт — 28%. Остальные 8 разработчиков по-прежнему делят между собой оставшиеся 37%.

    Рис. 4. Распределение разработчиков среди средних и мелких банков

    Рис. 4. Распределение разработчиков среди средних и мелких банков

    Год установки системы в банках

    Рис. 5. Год установки системы в банках

    Рис. 5. Год установки системы в банках

    Как показывает диаграмма на рис. 5, половина систем, эксплуатирующихся в банках в настоящее время, установлены до 1997 года включительно. То есть практически половина банков используют программные продукты, которые к настоящему времени морально устарели и не способны адекватно осуществлять поддержку бизнеса финансовых институтов на современном уровне. Так как массовая замена ПО, связанная с переходом на новый план счетов, была произведена в конце 1997 года, то установленный срок поколения программных продуктов, которые теоретически должны меняться каждые 5–6 лет, подошел к концу. Следовательно, можно сделать вывод, что половина российских банков являются на данный момент кандидатами на приобретение современного банковского программного продукта. Логично предположить, что весомым аргументом для смены или приобретения АБС послужит и введение МСФО. Думается, что банки «убьют сразу двух зайцев», если займутся совершенствованием автоматизации своего бизнеса именно сейчас, в начале 2003 года: так решится проблема устаревших систем и будет обеспечен переход на МСФО

    Рис. 6. Количество установок в головных банках

    Рис. 6. Количество установок в головных банках

    Рис. 6. демонстрирует количество внедрений автоматизированных банковских систем в головных банках по годам — с 1994 по 2002. Видно, что наибольшую активность в приобретении ПО для автоматизации своей деятельности банки проявляли в 1997- 1998 годах. Резкий спад произошел на следующий — 1999 год. Но уже к 2000 году банковский рынок вышел из кризисного состояния и постепенно начал расти. В среднем, количество внедрений в головных банках за последние три года остается примерно одинаковым, но с тенденцией к росту.

    Опыт работы на банковском рынке показывает, что АБС подлежит замене или глобальному обновлению через каждые 5–6 лет. Таким образом, есть немалая доля вероятности, что 2003 год ознаменуется всплеском активности банков в области автоматизации своей деятельности. Совокупность многих факторов, таких как перманентное устаревание АБС, грядущий переход на МСФО и появление новых потребностей финансовых институтов создаст в ближайшем будущем некую критическую массу, которая и сподвигнет банки перейти на качественно новые системы.

    Помимо этого, стоимость решений в связи с предъявлением банками новых, более сложных, требований резко возросла за последние 5 лет. Поэтому можно сказать, что всплеск денежного объема рынка банковского ПО в 2003 году будет более выражен, чем рост по количеству установок.

    Вернуться на главную страницу обзора

  • Версия для печати

    Опубликовано в 2003 г.

    Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS