SPIRIT CORP

 
Совместный проектПри поддержке
Профиль  CNews.ruiRU

Рынок телекоммуникаций России

Рынок телекоммуникаций России 
Содержание:

Рынок сотовой связи: бум не утихает
Рынок мобильного контента и неголосовых услуг
Фиксированная проводная связь
«Новые» услуги

 Lucent
Лихорадка на мировых рынках в 2002 году стала причиной того, что очень немногие ИТ- и телекоммуникационные компании могут сегодня похвастать сколь-нибудь значимыми достижениями. На этом фоне российская отрасль связи в целом выглядела блестяще. Темп задавали такие секторы телекоммуникационного рынка как сотовая связь, IP-телефония и интернет-провайдинг.

Сразу оговоримся, что несмотря на высокие темпы развития отрасли связи, Россия в целом остается все еще довольно отсталой страной с низким, по сравнению с индустриальными странами, проникновением сотовой, а тем более обычной проводной связи. Четверть сельских населенных пунктов России до сих пор не телефонизировано, а там, куда линии подведены, лишь 40% абонентов могут пользоваться услугами автоматической междугородной связи.

Министр связи и информатизации РФ Леонид Рейман, встречаясь в ноябре 2002 года с Президентом Владимиром Путиным, доложил о результатах работы отрасли за 9 месяцев 2002 года и ходе телефонизации страны. В частности, министр отметил «высокие темпы установки новых телефонов», рост на 45,2% объема услуг связи, оказанных всеми операторами связи, увеличение отечественных и иностранных инвестиций в отрасль на 19,7% и 30% соответственно.

По данным начальника Управления Государственной комиссии по электросвязи (УГКС) при Минсвязи РФ Владимира Рудакова, современная емкость российских телефонных сетей составляет 35,37 млн. номеров, причем на 100 жителей приходится 24,7 стационарного телефонного аппарата. Уровень цифровизации международных каналов связи приближается к 65%. В России насчитывается 11 млн. персональных компьютеров. К концу 2002 года число постоянных пользователей интернета превысило 5 млн., а объем информации, передаваемой по сетям операторов, удваивается каждые два-три года.

Рынок сотовой связи: бум не утихает

Количество абонентов сотовой связи всех стандартов в России к концу 2002 года, по данным консалтинговой компании J'son&Partners и аналитического отдела агентства «Сотовик», увеличилось до 17,8 миллионов. Прирост «мобилизованных» граждан за 2002-ой год составил 121% (в конце 2001 года насчитывалось около 8 млн. абонентов), что немногим меньше, чем в 2001 году, когда численность подписчиков выросла более чем на 130% (с 3,4 млн. в конце 2000 года). Уровень проникновения сотовой связи за 2002 год вырос с 5,6% до 12,4%. Вся эта статистика свидетельствует об одном — сотовый бум в Российской Федерации продолжается.

На российском рынке сотовой связи утвердились три основных игрока. В порядке убывания общей численности абонентов они располагаются так: Мобильные ТелеСистемы (МТС), ВымпелКом (семейство торговых марок «Би Лайн») и МегаФон. В десятке лидеров за ними с большим отрывом следуют СМАРТС, Уралсвязьинформ и другие операторы.

Крупнейшие операторы сотовой связи в России

Оператор Всего абонентов на 31.12.2002 Прирост (%) с января 2002 года Всего абонентов в Москве и МО на 31.12.2002
1. МТС 6.410.000 142% 2.985.000
2. ВымпелКом* 5.080.000 141% 3.710.000
3. МегаФон 2.955.600 223% 324.000
4. СМАРТС 540.000 118% -
5. Уралсвязьинформ 462.350 ** 772% -
6. ТАИФ-Телком 267.061 166% -
7. СтавТелеСот 193.265 178% -
8. НСС 172.000 161% -
9. Татинком 117.333 64% -
10. Томская Сотовая Связь 101.050 250% -
11.Персональные коммуникации (Сонет) 75.000 - -

*Включая абонентов «Экстел»
** Консолидированные данные (все регионы; GSM, NMT-450, DAMPS, CDMA)

Источник: J'son & Partners, CNews.ru

МТС

К концу лета 2002 года компании МТС, в течение всего года удерживающей первое место по объему абонентской базы, удалось превысить пятимиллионный рубеж и стать лидером по этому показателю в странах Восточной Европы. По состоянию на 31 декабря 2002 года услугами МТС пользовались уже 6,41 млн. абонентов. Неплохих результатов по наращиванию «клиентской массы» добился и основной конкурент МТС — ВымпелКом, набравший к концу года более 5 млн. абонентов. Ему еще в феврале удалось потеснить МТС с московского рынка и в течение года удерживать «численное преимущество» в этом регионе — по состоянию на 31 декабря 2002 года «Би Лайн» имела 3,71 млн. подписчиков против 2,985 млн. у МТС. Помимо ВымпелКома и МТС, в столице предоставляют услуги МегаФон (324 тыс. абонентов к концу года), Московская Сотовая связь (МСС), Персональные коммуникации (торговая марка «Сотовая сеть СОНЕТ») и другие операторы. На их долю приходится около 4% московского рынка, причем с большим отрывом от остальных лидирует «МегаФон».

Московский рынок сотовой связи по состоянию на конец III квартала 2002 года

Московский рынок сотовой связи по состоянию на конец III квартала 2002 года

Источник: CNews.ru

Успех МТС, доля которого на российском рынке сотовой связи по данным AC&M-Consulting по состоянию на 30 сентября 2002 года составила 37,6%, в немалой степени вызван тем, что в течение всего года эта компания скупала других сотовых операторов, получая «в наследство» их клиентскую базу. В числе приобретений МТС за прошлый год — Кубань GSM (около 500 тыс. абонентов), БМ-Телеком (около 100 тыс. абонентов), Донтелеком (около 39 тыс. абонентов) и другие. В итоге в конце третьего квартала число подписчиков компании в регионах России впервые превысило их число в Москве и области.

Вымпелком

Очень активно расширялся в регионы и ВымпелКом — в течение 2002 года сеть «Би Лайн GSM» была развернута на 26-ти российских территориях, а общая численность абонентов, проживающих за пределами Московской лицензионной зоны, к концу года составила 1,37 млн. человек. Однако в отличие от МТС, которая добивалась увеличения абонентской базы, в основном, путем скупки сотовых операторов, ВымпелКому в первое время приходилось, как правило, разворачивать свои сети в регионах постепенно. По этой причине рост числа подписчиков «Би Лайн» происходил в основном за счет увеличения абонентской базы в Москве и области, где по собственной оценке компании со ссылкой на независимые источники ее доля на конец третьего квартала 2002 года составила 52,7% против 39,8% на аналогичный период 2001 года.

Привлекает «Би Лайн» и северная столица — в сентябре 2002 года оператор наконец-то получил лицензию GSM-1800 на Северо-Западный укрупненный регион, включающий в себя Санкт-Петербург. Очевидно, что в Питере ВымпелКому придется очень несладко — ему предстоит конкурировать не только с МегаФоном и МТС (последняя начала прошедший год с прорыва на петербургском «фронте», где довольно долгое время были установлены беспрецедентно низкие тарифы в 1 цент за минуту, что позволило к концу года «накопить» порядка 700 тысяч абонентов), но и с оператором Дельта Телеком, который недавно начал предоставлять услуги цифровой сотовой связи и высокоскоростного интернет в стандарте CDMA-2000.

Впрочем попытки ВымпелКома усилить свое присутствие на региональных рынках путем приобретения местных ключевых игроков также имели место быть — в течение прошлого года компания купила оренбургского оператора Оренсот, Би-Лайн-Самару, уральского GSM-оператора Восток-Запад Телеком и Экстел, крупнейшего (свыше 100 тыс. абонентов, около 65% местного рынка) игрока на рынке сотовой связи в Калининградской области. Учитывая ноябрьское вливание в акционерный капитал «Вымпелком-Региона» второго инвестиционного транша («ВымпелКом» совместно с Альфа-Групп и  Telenor вложили в эту компанию по 58,48 млн. долл., следует ожидать продолжения активных действий оператора в регионах и в этом году.

Мегафон

Рекордсменом в тройке лидеров по темпам роста продолжал оставаться МегаФон. Третий по объему абонентской базы российский сотовый оператор, число подписчиков которого росло два последних года со скоростью 200 и более процентов в год и чуть-чуть не «дотянуло» к концу года до 3 млн., также пытался «втиснуться» в сверхконкурентный московский рынок, разворачивая базовые станции (их количество приблизилось в конце года к отметке 600 единиц), используя тарифные «рычаги» и проводя различные маркетинговые акции. Хотя усилия Мегафона не оказались напрасными — количество московских абонентов сети росло стремительными темпами (к примеру, общее количество подписчиков в Московском регионе выросло за последний месяц 2002 года почти на 30% — с 250 тыс. до 324 тыс.) — до конкурентов ему еще очень далеко. Напомню также, что 21 ноября исполнился ровно год с начала коммерческой эксплуатации сети «МегаФон» в Московском регионе, а общий объем инвестиций в московскую сеть оператора до 2004 года предполагается в размере 260 млн. долл. (в 2003 году ожидается эмиссия ценных бумаг «МегаФона» на зарубежных рынках).

Успешно обстоят дела у МегаФона в Петербурге и прилегающих областях: его Северо-Западный филиал в начале мая объявил о подключении к своей сети миллионного абонента, а к началу года оператор обслуживал в Северо-Западном регионе более 1,5 млн. человек.

В настоящее время абонентская база сотовой сети МегаФон распределяется следующим образом: Северо-Западный регион (включая Санкт-Петербург) — 1 млн. 565 тыс., Северо-Кавказский регион — 502 тыс., Поволжский регион — 502 тыс., Москва и Московская область — около 323 тыс., Уральский регион — 123 тыс. абонентов.

В планах ОАО «МегаФон» на 2003 год — дальнейшее развитие сетей в регионах присутствия, выход в течение года на рынки сотовой связи Сибири и Дальнего Востока. В самое ближайшее время сеть начнет работу в Белгороде, Владимире, Твери, Туле и Ярославле.

Сонет

Оператор «Персональные коммуникации» (стандарт IS-95), владеющий торговой маркой «Сотовая сеть СОНЕТ», несмотря на обладание лицензиями в ряде российских регионов (Владимирская, Тверская, Тульская и Ярославская области), свои основные интересы связывает со столичным рынком. В результате «осенних инициатив» — введением тарифного плана «СОНЕТ № 100» (прямой московский номер, 2000 мин в месяц за $100 плюс бесплатный сервис определителя номера, голосовой почты, SMS и др.), значительными скидками на подключение по ряду тарифных планов и внедрением новых услуг (повременная переадресация вызова, звонки дальней связи по коду доступа, передача данных со скоростью 14,4 кбит/сек) — оператору удалось довести абонентскую базу до 75 тыс. Не вдаваясь в причины «отставания» «Сонет», отметим, что ему, похоже, уготована роль узконишевого оператора, действующего на ограниченной территории. Типичный пользователь «Сонет» — менеджер среднего звена, приносящий ежемесячно в среднем $65 – очень неплохой показатель ARPU по сравнению с лидирующими операторами, действующими на массовом рынке. За девять месяцев 2002 года доход оператора составил $40 млн., что в 1,3 раза больше, чем в соответствующем периоде 2001 года. Будущее компании связано с технологией CDMA, обладающей безусловным преимуществом по сравнению с GSM. Однако Минсвязи РФ официальное разрешение на предоставление услуг мобильной связи и работу в 1,9-гигагерцовом диапазоне с применением технологии третьего поколения CDMA2000 еще не дало.

Борьба за CDMA

Другие члены Ассоциации операторов сетей МКДР (Ассоциации CDMA) также вступили в борьбу за право строить мобильные сети CDMA2000. Очевидно, что строить их (пока речь идет о его предварительной версии CDMA2000 1х) значительно дешевле и быстрее, не с нуля, как это будут делать операторы, работающие в устаревшем аналоговом стандарте NMT450, а уже на существующей технологической базе CDMA, которая требует для превращения в CDMA2000 1х относительно незначительной модернизации. Как полагают некоторые аналитики, реально Ассоциация CDMA играет против Сотел — получив статус мобильных и лицензии на диапазон 1900 МГц, операторы CDMA-сетей получат громадную фору в борьбе за пользователей сотовой связи в стандарте CDMA2000 1х. Оборудование этого стандарта для диапазонов 800 и 1900 МГц уже более года выпускается серийно всеми основными производителями сотовой инфраструктуры и абонентских терминалов. Кроме того, у сегодняшних операторов сетей CDMAOne будет намного меньше проблем с роумингом, поскольку значительное число таких же сетей и до десятка сетей CDMA2000 1х в диапазонах 800 и 1900 МГц эксплуатируются в Северной и Южной Америке, а также в Юго-восточной Азии, включая такие развитые в области сотовой связи страны, как Китай, Южная Корея и Япония. Одним из вариантов развития событий могло бы стать объединение усилий двух Ассоциаций (CDMA и Сотел), но пока на этот сценарий даже нет и намека. Ассоциация CDMA пытается апеллировать к Министерству связи, хотя общеизвестно, что силы, стоящие за Сотел, мягко говоря, значительно ближе к этому административному ресурсу.

Слухи о появлении в регионах нового крупного игрока первоначально связывали со Связьинвестом, который сначала возобновил разговоры двухлетней давности о консолидации своих непрофильных активов (в том числе и мобильных операторов), а потом начал воплощать свои намерения в реальность. Результат объединения абонентских баз таких операторов как «Уралсвязьинформ», «Южно-Уральский сотовый телефон», «Ермак RMS», «УралВестком», «ТюменьРуском» и других (стандарты: GSM, NMT450, DAMPS, IS95) красноречиво выражен в цифрах — рост в 772% абонентской базы «Уралсвязьинформа» (единый бренд, под которым будут работать все операторы) за 12 месяцев 2002 года. Интересно, что Связьинвест, по собственному сценарию, изначально ориентирован на продажу своего непрофильного мобильного бизнеса. Тем временем аналитики уже заговорили о том, что холдинг через контролируемые им структуры может стать владельцем всего российского CDMA-актива (многочисленные операторы, работающие в стандарте NMT-450 уже давно возлагают надежды на новый стандарт CDMA2000 1X, лицензии на который, по мнению наблюдателей, могут быть выданы в обозримом будущем).

Пока же по числу клиентов и объему прибыли операторы CDMA и Сотел попали в аутсайдеры. Абонентская база обеих ассоциаций, которая слагается из подписчиков 90 операторов (64 оператора, входящие в Сотел, обслуживают, по их данным, около 300 тыс. абонентов, 26 операторов CDMA — около 280 тыс. пользователей), более чем на порядок ниже, чем у одной только МТС!

Первый российский сотовый оператор «Дельта Телеком» только за первый месяц 2002 года потерял порядка 10% своей абонентской базы. Неважно обстояли дела с числом подписчиков сотовой голосовой связи и у Московской Сотовой Связи (МСС). Последняя, похоже, занималась поиском новых ниш — весной было объявлено о продвижении на рынок проекта «Аларис», который подразумевает предоставление широкополосного беспроводного фиксированного доступа в интернет и других услуг по технологии FH-CDMA. Не стояла на месте и «Дельта Телеком» — в конце года стало известно, что под маркой «Скайлинк» этот оператор будет оказывать услуги цифровой мобильной связи на базе технологии CDMA-2000 (подробнее об этом — в разделе «3G-горизонты»).

Что касается оттока абонентов у лидеров, то у них показатели следующие. Коэффициент оттока абонентов МТС в течение года стабильно снижался: в третьем квартале 2002 года он уменьшился до 7,5% по сравнению с 7,7% во втором квартале, 9,8% в первом квартале и 10,6% — в четвертом квартале 2001 года. По мнению руководства компании, улучшение показателя оттока в третьем квартале объясняется укреплением и развитием бренда МТС, а также улучшением качества обслуживания абонентов. Свою роль сыграли также усиление маркетинговой составляющей в общей политике компании, введение новых конкурентоспособных тарифных планов; кроме того, МТС, похоже, удалось развеять слухи о некорректном списании средств со счетов абонентов (это произошло после превращения на несколько месяцев услуги «Детализированный отчет по балансу» из платной в бесплатную). Напомним также, что в 2001 году отток абонентов МТС составил 26,8%, что на 5,2% больше, чем в 2000 году.

У ВымпелКома, напротив, в течение 2001 года наблюдалось значительное снижение показателя оттока абонентов — до 23,0%, по сравнению с 34,5% в 2000 году (это связывали с ростом удовлетворенности клиентов, а также со снижением доли переходов абонентов из сети DAMPS в сеть GSM, которые формально считались как отток), зато отток абонентов за второй квартал 2002 года по сравнению с первым увеличился с 5,7% до 6,9%, а в третьем квартале 2002 года увеличился еще до 8,5% (это на 2% больше, чем за аналогичный период 2001 года). Увеличение оттока в компании связывают, в первую очередь, «с высокими темпами прироста абонентской базы в 2002 году и, частично, с низкодоходным пользовательским сегментом, а также внутренней миграцией и возросшим уровнем конкуренции».

Показатель оттока абонентов крупнейших российских сотовых операторов

Показатель оттока абонентов крупнейших российских сотовых операторов

Источник: CNews.ru по данным компаний

Финансовые показатели

Вместе с абонентской базой росли у ведущих сотовых операторов и финансовые показатели. В частности, чистая прибыль Мобильных ТелеСистем за III квартал составила $81,3 млн., увеличившись на 25% по сравнению с предыдущим кварталом, а за 9 месяцев прошедшего года этот показатель увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2001 года на 33% — со $144,6 млн. до $191,9 млн.

Росли и другие показатели. Вопреки ожиданиям многих аналитиков, которые прогнозировали падение среднего дохода с абонента (ARPU), вызванное расширением региональной абонентской базы, МТС, как впрочем и ВымпелКом, порадовались ростом доходов от своих региональных абонентов. МТС объявила о том, что ARPU в III квартале составил в среднем $25,2, что на 20 центов превышает показатель предыдущего квартала (рост незначительный, но все же рост, а не падение). В компании это объясняют двумя причинами — увеличением среднемесячного объема разговоров в сети МТС и растущими доходами от роумеров.

Объем чистой прибыли ведущих российских сотовых операторов по итогам 9 месяцев 2001 и 2002 годов

Объем чистой прибыли ведущих российских сотовых операторов по итогам 9 месяцев 2001 и 2002 годов

Источник: CNews.ru по данным компаний

В своей отчетности ВымпелКом продемонстрировал те же самые тенденции, что и МТС: ARPU у первого вырос с $18,9 до $19,8. Более скромная, чем у МТС и чистая прибыль — за прошедшие 9 месяцев 2002 года она составила $90,5 млн., что на 217,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Впрочем, говорить о наметившейся тенденции роста показателя ARPU у двух операторов еще рановато. По мнению экспертов департамента консалтинга РБК, начатая недавно ВымпелКомом и продолженная МТС стратегия неявного повышения тарифов с целью увеличения ARPU не может быть абсолютно успешной без продвижения неголосовых услуг. При этом динамика роста рынка мобильного контента и ассортимента неголосовых услуг впечатляет.

Рынок мобильного контента и неголосовых услуг

Раздел подготовлен с использованием материалов департамента консалтинга РБК

Зарождением рынка мобильного контента и неголосовых услуг принято считать январь 2000 года, когда ВымпелКом и концерн Nokia подписали соглашение о поставке оборудования GPRS (Global Package Radio System) для сети «Би Лайн GSM» в московском и центральном регионе РФ. ВымпелКом стал первой в России компанией, приступившей к внедрению технологий высокоскоростного доступа в интернет с мобильного телефона.

Доступ в интернет с помощью GPRS набирает популярность, хотя технология еще окончательно не сформировалась. С середины 2001 года по март 2002 года предоставление услуг на базе GPRS было бесплатным для абонентов ВымпелКома. На конец этого периода количество абонентов, пользующихся GPRS, возросло почти до десяти тысяч, ежемесячный трафик составлял сотни гигабайт. С введением услуги в коммерческую эксплуатацию количество пользователей резко упало, но уже к концу этого года выросло до нескольких десятков тысяч (к концу года их насчитывалось около 25 тыс.). Можно провести аналогию с SMS, ведь вводили эту технологию в том же режиме, что и GPRS. Когда-то сервис SMS был бесплатен, и трафик, по мере роста популярности услуги, увеличивался довольно быстро. Потом SMS сделали платной услугой, и трафик резко снизился. Но со временем пользователи привыкли к SMS, и теперь это самая популярная неголосовая услуга. Предполагается, что сценарий развития технологии GPRS будет схожим.

Осенью 2002 года московская сеть МегаФон также ввела для своих абонентов услугу передачи данных на основе технологии GPRS. В отличие от предшественников, МегаФон решил не проводить опытно-коммерческой эксплуатации новой услуги.

МТС ввела GPRS в коммерческую эксплуатацию только в Новосибирске, посчитав в Москве эту услугу нецелесообразной и пока неприбыльной. Северо-западный филиал МегаФона планирует вводить в коммерческую эксплуатацию GPRS одновременно с MMS в 1-ом квартале 2003 года.

В мае 2002 года на выставке «Связьэкспоком» сразу два московских оператора, ВымпелКом и Соник Дуо (сеть «МегаФон» в Московском регионе), продемонстрировали посетителям возможность пересылки MMS-сообщений. МТС тестировала эту услугу еще в феврале. Все три оператора решили не запускать услугу поддержки MMS-сообщений до появления в продаже большого количества телефонов, анонсированных производителями, поскольку сегодня только несколько моделей аппаратов поддерживают эту услугу, а количество этих телефонов у населения мизерно.

SMS

В 2002 году наиболее динамично развивался рынок SMS-услуг. Ожидалось, что рост рынка SMS-услуг за год составит сотни процентов. Если же сравнивать рынок SMS-услуг Португалии и России, то по количеству пересылаемых в месяц SMS страны практически сравнялись; более того, в ближайшее время снижение темпов роста в России не ожидается, в то время как в Португалии количество пересылаемых SMS за год выросло всего лишь на 1,2%. Что касается сравнения в денежном выражении, то рынок SMS-услуг Португалии примерно в 2 раза больше российского.

До недавнего времени сдерживающим фактором развития SMS-услуг являлась острая конкурентная борьба между операторами и отсутствие обмена SMS между ними, что было одним из инструментов ведения конкурентной борьбы. А в апреле 2002 года наконец был открыт SMS-обмен между двумя крупнейшими российскими операторами. Очевидно, что это принесет выгоду обоим операторам.

В феврале 2002 года ВымпелКом уже договорился об обмене SMS с МегаФоном. Переговоры МегаФона с МТС еще продолжаются, возможно МегаФон вскоре откроет передачу SMS в одностороннем порядке. Тем более, что после того как компания МегаФон организовала обмен короткими сообщениями с ВымпелКомом, абоненты ее столичной сети стали отправлять в два раза больше SMS-сообщений. По сути, МТС осталась единственной компанией, с абонентами которой пользователи МегаФона пока не могут обмениваться SMS, ведь на обмен сообщениями с региональными и зарубежными GSM-сетями никаких ограничений нет.

На рынке Санкт-Петербурга, куда МТС вышла в декабре прошлого года, оказавшись в положении догоняющего, обмен SMS-сообщениями с местным оператором Северо-западный филиал МегаФон также до сих пор не налажен. Проблема здесь в том, что руководство МегаФона готово идти на компромисс только путем централизованного урегулирования обмена — в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах, а не только в отдельно взятом городе.

По количеству пересылаемых SMS в Москве лидирует ВымпелКом, так как традиционно услуги этого оператора рассчитаны в большей степени на молодежь, которая активно пользуется SMS.

В целом по России второй по количеству абонентов оператор ВымпелКом лидирует по количеству пересылаемых SMS с незначительным отрывом от крупнейшего оператора МТС. Объясняется это лидерством ВымпелКома на самом емком рынке России — в Москве.

Львиную долю рынка SMS-услуг составляет простой обмен SMS между абонентами. Кроме того, абоненты крупных операторов традиционно генерируют больший SMS-трафик из расчета на одного абонента. Объясняется это более широким ассортиментом SMS-услуг, предлагаемых крупными операторами своим абонентам. Между тем тарификация у крупных операторов примерно одинакова.

Чтобы стимулировать рост SMS-трафика, операторы мобильной связи совместно с поставщиками контента продвигают большой ассортимент контентных услуг делового и развлекательного характера. Сегодня неголосовые услуги, которые используют в качестве носителя короткие сообщения, дают операторам существенную долю выручки. Причем большую часть трафика SMS составляет просто пересылка сообщений между частными пользователями, не стимулируемая специально операторами.

WAP

Как известно, в России популярность WAP оказалась гораздо меньшей чем в Европе. Сегодня в России создано не более сотни WAP-сайтов, единственный достаточно серьезный и независимый от операторов проект Mavica по предоставлению деловых и развлекательных информационных услуг был свернут из-за нерентабельности. На сегодняшний день более 90% посещений приходится на домашние ресурсы операторов, которые удобно посещать, используя встроенные в SIM-карту меню.

GPRS

Опытную эксплуатацию GPRS (General Packet Radio Service) ВымпелКом начал летом 2001 года. 1 октября 2002 года GPRS в коммерческую эксплуатацию ввела и компания Соник Дуо (сеть «МегаФон» в Московском регионе). У МТС коммерческая эксплуатация GPRS введена только в Новосибирске, а в Москве услуга находится в фазе опытно-коммерческой эксплуатации.

Несмотря на относительно небольшое количество пользователей GPRS, операторы пророчат этой услуге большое будущее и готовы продвигать ее и стимулировать спрос. Дело в том, что сейчас видна тенденция сближения SMS и GPRS — они сливаются в новую технологию MMS (multimedia messaging service), реализованную на базе GPRS. MMS-сообщения — это сообщения принципиально нового качественного уровня: могут содержать и изображения, и музыку, и текст. Это стало возможным благодаря тому, что передача MMS-сообщений основана на технологии GPRS.

Нужно отметить, что услуги SMS чрезвычайно популярны среди молодежи. Поэтому операторы считают, что у MMS реальные перспективы и на российском рынке. MMS-телефоны оснащены цветными экранами. Они позволяют записать аудиосообщение и передать его, подключить цифровой фотоаппарат и передавать снимки.

В мае 2002 года «МегаФон» и «ВымпелКом» уже провели опытное тестирование этой услуги, еще раньше то же самое сделала МТС. 10 декабря сеть «МегаФон» впервые в России начала коммерческую эксплуатацию услуг MMS. Однако несмотря на довольно широкие возможности этой технологии, аналитики прогнозируют, что отсутствие соответствующих абонентских терминалов у населения, а также дороговизна услуги не позволят ей стать массовой.

Может быть поэтому «ВымпелКом» (для устранения диспропорции в ассортименте услуг для массового и корпоративного рынков) все больше нацеливается на корпоративный рынок — в начале декабря 2002 года оператор совместно с российским подразделением транснационального оператора Equant объявили о начале предоставления новых услуг для корпоративных клиентов. Сервис базируется на технологии GPRS и средствах интеграции фиксированной и мобильной телефонной связи (Fixed-Mobile Convergence, FMC).

Как правило, среди корпоративных клиентов мобильный доступ к Сети востребован куда меньше, чем удаленная работа с собственными базами данных и приложений. К тому же информация такого рода должна быть надежно защищена при передаче, а обеспечить это при ее трансляции по каналам публичного интернета довольно сложно. Новая услуга «ВымпелКома» под названием «Корпоративный GPRS-доступ» призвана решить обе проблемы. В компании считают, что услуга будет интересна как небольшим фирмам, так и крупным предприятиям. Область ее применения тоже может быть самой широкой — от доступа к корпоративной почте до удаленного мониторинга производственных систем и объектов. Пока услуга предоставляется лишь в зоне покрытия сети «Би Лайн GSM» в Москве и области.

Вторая анонсированная услуга заключается в интеграции фиксированной (офисной) и мобильной телефонной связи. Фактически «ВымпелКом» совместно с компаниями «Совинтел» и «Комбеллга» работает с FMC больше года, взаимодействуя с компаниями «Совинтел» и «Комбеллга». По словам представителя «ВымпелКома», пользователями услуг FMC являются тысячи корпоративных клиентов «Би Лайна», а главное — наблюдается положительная динамика темпов привлечения новых подписчиков.

Кроме того, «ВымпелКом» и Cisco Systems объявили о начале тестовых испытаний роуминга WLAN-GPRS в рамках проекта SIM-authentication EFT (Early Field Trial). Проект предполагает организацию услуг широкополосного доступа на основе стандарта 802.11.b для абонентов сетей сотовой связи. Тестируемые технологии могут быть востребованы как в сети общего пользования (в аэропортах, бизнес-центрах, гостиницах), так и в корпоративных приложениях. В обоих случаях для подключения к WLAN абонентам «Би Лайн» необходимо иметь мобильный компьютер или PDA, SIM-карту, беспроводной PCMCIA-адаптер и устройство для чтения SIM-карт в PCMCIA- либо USB-исполнении (SIM-reader).

Оборудование для беспроводной передачи данных производства Cisco позволяет осуществлять «прозрачный» роуминг между WLAN и сетями GPRS. При этом сочетание двух взаимодополняющих технологий значительно расширяет границы применения услуг широкополосного доступа. Для того, чтобы абоненты «Би Лайн» смогли пользоваться новыми услугами и за пределами России, «ВымпелКом» планирует заключить роуминговые соглашения с операторами Великобритании, Финляндии, Норвегии, США и других стран, в которых ведется строительство систем широкополосного доступа на базе WLAN (Hot Spots). Как ожидается в течение этого года инновационный сервис будет введен в коммерческую эксплуатацию.

Выводы

В целом тенденции развития рынка мобильного контента достаточно радужны. Рынок вступил во вторую фазу — формирования. Уже не будет роста в тысячи процентов, как на этапе зарождения, зато высока вероятность опережающего развития. Если в 2002 году рынок мобильного контента оценивался в 10% рынка неголосовых услуг, то в 2003 году объем рынка может достигнуть 12-14% также растущего рынка неголосовых услуг. Такие темпы роста сохранятся в ближайшие несколько лет. Изменения темпов роста возможны в случае массового внедрения сетей 3G, удешевления абонентских терминалов, а также при активном продвижении и популяризации услуг на рынке мобильного контента. Стратегии крупнейших мобильных операторов подразумевают подобные шаги при благоприятной конъюнктуре телекоммуникационного рынка, а значит темпы роста могут превысить текущие прогнозы.

3G-горизонты

Прошло уже больше года, как компании МТС и Siemens продемонстрировали работу фрагмента сети третьего поколения UMTS. Затем, в конце февраля об успешном проведении испытаний поставленной Ericsson опытной системы UMTS, соответствующей спецификации 3GPP R3, сообщила компания «Соник Дуо» — оператор сети «МегаФон» в московском регионе. «ВымпелКом» также не остался в стороне — на прошедшей в мае 2002 года выставке «Связь-Экспоком» этот оператор совместно с компанией Alcatel провел демонстрацию работы полнофункциональной сети UMTS 3GPP, причем по словам представителей двух компаний, передача данных в режиме пакетной коммутации со скоростью 384 Кбит/с демонстрировалась в России впервые. На этой же выставке «Московская Сотовая Связь» и «Дельта Телеком» провели демонстрацию сеанса видеоконференцсвязи и другие услуги мобильного интернета на базе технологии IMT-MC-450.

Разрешение Госкомиссии по радиочастотам о возможности развертывания в России сотовых сетей радиосвязи стандарта IMT-MC-450 для поэтапной замены действующих сетей стандарта NMT-450 было получено МСС в конце декабря 2001 года. Аналогичное разрешение «Дельта Телеком» получила в конце апреля 2002 года — уже после того, как приступила в конце февраля к развертыванию в Санкт-Петербурге и Ленинградской области опытной IMT-MC-сети. Наконец, в середине декабря 2002 года было объявлено о начале коммерческой эксплуатации первой в России 3G-сети «Скайлинк» стандарта CDMA2000 1X в диапазоне 450 МГц (IMT-MC), построенной на оборудовании Lucent Technologies — это, безусловно, одно из центральных событий прошедшего года на российском рынке мобильной связи.

За $50-60 в месяц абонентской платы (без учета налогов) пользователи этой сети (услуга рассчитана, прежде всего, на корпоративный сектор и средний класс) получат неограниченные локальные звонки (это совсем неплохо по сравнению с МТСовским тарифом «Эксклюзив» за $249 и СуперGSM от «Би-Лайн» за $180), 30 Мб трафика (за каждый сверхнормативный мегабайт придется выложить 30 центов), нетарифицируемые (до мая 2003 года) входящие и исходящие SMS. К минусам следует отнести крайне ограниченный набор моделей телефонов (на момент написания статьи их было всего два — CURITEL HX-510B и SYNERTEK S200), отсутствие роуминга. Впрочем эти проблемы можно списать на временные, и они, по мере развития сети, могут быть рано или поздно преодолены. Что касается расширения зоны охвата, то в этом плане «Дельте» повезло — компания уже имеет собственную сеть, поэтому ей придется всего лишь добавлять передатчики (и другое оборудование) на готовые площадки, где уже расположены ее базовые станции.

Однако в целом перспективы рынка 3G в России пока весьма туманны. Как справедливо заметил Леонид Платонов, руководитель подразделения «Решения для мобильных операторов» Lucent Technologies в России и СНГ, «трудно рассуждать о тенденциях рынка, которого по сути дела еще нет». Тем не менее, по его мнению, «появившаяся сейчас технология CDMA2000, фрагменты коммерческих сетей UMTS дают нам основание полагать, что развитие сетей 3G пойдет по пути SMS. Популярность голосовых приложений безусловно не уменьшится, однако абоненты начнут более интенсивно использовать приложения на основе технологии высокоскоростной передачи данных (например, доступ в корпоративные сети)».

Однако не следует забывать, что технические возможности решения не являются гарантией коммерческого успеха оператора. «Необходима правильно выстроенная оператором маркетинговая политика, учитывающая реальный спрос и потребности потребителя. И, безусловно, его маркетинговые стратегии должны позаботиться о формировании потребительского спроса», — считает г-н Платонов.

Тем временем в форуме «Скайлинк» отзывы о новой сети встречаются далеко не самые лестные: «Был сегодня в офисе SKYLINK, впечатления самые удручающие. Передача данных — постоянно висит сеть и вдобавок еще подвешивает ноутбук. Дальше желание знакомится со стандартом пропало. Это не тот CDMA, который мы ждали, и который я видел в Корее...».

Несмотря на смутные перспективы 3G-сетей и далеко не всегда оптимистичные высказывания первых пользователей, операторы продолжают испытания. В частности, в рамках открывшейся в октябре Москве выставки «Инфокоммуникации России — ХХI век» «Соник Дуо», оператор сети «МегаФон» в Московском регионе, и Ericsson объявили об очередном успешном завершении тестирования опытного фрагмента сети UMTS, соответствующей спецификации 3GPP R3. А в конце ноября 2002 года были проведены первые в России испытания по взаимодействию между фрагментами опытных сетей UMTS компаний МТС (оборудование Huawei) и «Соник Дуо», в процессе которых была успешно произведена проверка прохождения вызовов и речевых сообщений между опытными сетями двух операторов, а также проверка реализации дополнительных услуг при межсетевом взаимодействии.

Перспективы

Оставив в стороне CDMA2000 1X, UMTS 3GPP R3, MMS, GPRS, WLAN и прочие «мудрёности», коснемся лишь традиционной голосовой сотовой связи. Итак, как мы и прогнозировали в осеннем обзоре сотовой связи, к концу года расстановка сил на российском рынке кардинально не изменилась: компания МТС при хорошем росте и снижающемся оттоке абонентов осталась лидером по абонентской базе не только в  России, но и в Восточной и Центральной Европе, а «Би Лайн», в свою очередь, сохранил позицию №1 в Москве и области. За пределами Московской лицензионной территории также сохранился прежний расклад — МТС (3,42 млн. абонентов), «МегаФон» (2,63 млн.) и «Би Лайн» (1,37 млн.).

В общем же можно констатировать, что сотовый бум в России продолжался и весь 2002 год. Причем успех сопутствовал операторам, работающим в цифровом стандарте GSM — к концу 2002 года количество абонентов только у трех крупнейших российских игроков на рынке сотовой связи составило почти 14,5 миллионов (для сравнения — общее число абонентов российской сотовой связи в конце 2000 года составляло только 3,4 млн., в конце 2001 – около 8 млн.). Очевидно, что развитие сотовой связи в России намного опережает прогнозы, скажем, двухлетней давности. Так, в обнародованной Министерством по связи и информатизации в декабре 2000 года «Концепции развития российских телекоммуникаций до 2010 года» ожидалось, что число пользователей мобильной связи к 2005 году возрастет до 9,24 млн. и до 22,2 млн. к 2010 году. Можно предположить, что второй барьер будет взят уже в 2003 или 2004 году. Так, по прогнозу компании J'son&Partners, к концу 2003 года общее количество абонентов сотовой связи в России может составить примерно 30 млн. и практически сравняться с количеством пользователей фиксированной телефонной связи. При этом региональная абонентская база, включая Санкт-Петербург и Ленинградскую область, к концу 2003 году превысит московскую в два раза. По прогнозам специалистов J'son&Partners, в наступившем году рост абонентской базы в регионах превысит 100%, а в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах будет активно развиваться рынок услуг связи 2,5G.

Помимо долгосрочных прогнозов Минсвязи «перекрыты» даже краткосрочные (меньше года) оценки по числу пользователей сотовой связи. Так, Siemens ожидала, что мобильной связью к концу 2002 года будет охвачено чуть более 10 млн. россиян, хотя известно, что этот показатель в конце года только у трех крупнейших операторов, работающих в стандарте GSM, приблизился к отметке 14,5 млн. Даже «короткие» прогнозы Siemens в 2002 г. оказались перекрыты.

Мобильные коммуникации в России

Мобильные коммуникации в России

Источник: Siemens, 2002

Но если абсолютные показатели радуют глаз, то относительные цифры не дают особого повода для национальной гордости — уровень проникновения сотовой связи России оценивается сегодня в 12,4%, в то время как в некоторых странах на 100 человек населения сегодня приходится уже более 100 подключенных сотовых телефонов. В странах Западной Европы абонентами сотовой связи являются 70% населения, в Японии — 55%, в США — 45%, в странах Балтии — 15-35%.

В Москве абонентов мобильной связи уже зафиксировано больше, чем абонентов фиксированной проводной связи, а в ряде российских регионов эти две величины почти сравнялись. Однако в целом по России число абонентов сотовой связи почти в два раза меньше числа абонентов фиксированной связи, которых сейчас насчитывается 30 миллионов. Но, как говорится, страна должна знать своих героев — «ВымпелКом» и МТС заняли соответственно 6-е и 14-е места в рейтинге BusinessWeek ста ведущих ИТ-компаний мира. По мнению западных аналитиков два ведущих игрока российского рынка сотовой связи являются самыми успешными операторами связи на планете Земля. Конечно, любые рейтинги — вещь довольно спорная, но все-таки...

Фиксированная проводная связь

В сегменте фиксированной проводной связи, пожалуй, центральное событие прошедшего года — это объединение входящих в состав холдинга «Связьинвест» 72-х операторов в 7 межрегиональных компаний связи —  «ЦентрТелеком», «Северо-Западный Телеком», «ВолгаТелеком», «Южная Телекоммуникационная Компания» (ЮТК), «Уралсвязьинформ», «Сибирьтелеком» и «Дальсвязь». Впрочем эта формальная реорганизация — суть только начало корпоративной реформы холдинга. В результате консолидации активов и операционной деятельности объединяющихся компаний должна повыситься их эффективность и прозрачность и, соответственно, их капитализация и привлекательность для портфельных и стратегических инвесторов. Плоды реорганизации уже заметно ощутимы — по оценке Евгения Голосного из «Тройки Диалог» за год средняя стоимость активов «Связьинвеста» выросла на 22%. Гендиректор холдинга Валерий Яшин более оптимистичен: по его словам в результате объединения «итоговая» капитализация компаний «Связьинвеста» выросла почти вдвое, однако по мнению аналитика компании «Ренессанс Капитал» Александра Казбеги рост, как правило, составлял 50-60%.

Что касается привлекательности «Связьинвеста» для инвесторов, которые проявляли свой интерес именно в преддверии объединения, то в этом плане пока ничего определенного сказать нельзя — первые финансовые итоги деятельности холдинга за год, а с ними и реакция потенциальных инвесторов, появятся не раньше апреля. Так что пока «Связьинвесту» придется рассчитывать, прежде всего, на свои собственные средства и финансы Сбербанка, который обещал 4 млрд. рублей «длинных денег» на 5 лет и 3 млрд. рублей на краткосрочные займы.

«Связьинвест», владеющий порядка 90% телекоммуникационной инфраструктуры страны, и контролирующий при этом менее 50% рынка (51 % в 2000 г. и 38% в 2001 г.), давно питает надежду увеличить свою рыночную долю, потеснив многочисленных альтернативных операторов связи. Главные причины такого дисбаланса известны: холдингу, в частности, приходится «содержать» низкодоходный (если не убыточный при существующих тарифах и пока неудавшейся повсеместной «повременке») сектор местной телефонии, а такие «лакомые куски», как доступ в интернет и IP-телефония, сотовая связь и прочие отрасли коммуникаций, «растащили» более расторопные и не отягощенные «социальным» балластом коммерческие операторы и провайдеры, оставив на долю гиганта незаслуженно малую, по его мнению, часть. В структуре доходов входящих в состав «Связьинвеста» межрегиональных компаний преобладают такие статьи, как междугородная, международная связь и городская телефонная связь, а доля так называемых «новых» услуг составляет единицы процентов.

Впрочем, в прошедшем году, в отличие от 2001-го, традиционные операторы проигрывали «новым» (так называет альтернативных операторов Минсвязи в своей отчетности) даже по таким статьям, как доходы от услуг связи общего пользования. В течение 9 месяцев 2002 года доходы альтернативных операторов в этом секторе росли быстрее, чем у традиционных операторов (149% и 127,5% по отношению к соответствующему периоду прошлого года, соответственно).

Доходы от услуг связи общего пользования, млрд. рублей

Доходы от услуг связи общего пользования, млрд. рублей

Источник: CNews.ru по данным Минсвязи РФ, 2002

В секторе междугородной и международной телефонной связи традиционные операторы, как и в 2001 году, существенно обгоняли альтернативных операторов по доходам, но уже не в три с лишним раза как по итогам 9 месяцев 2001 года — опять сказались более высокие темпы роста операторов «новой волны» — 145,8% против 116,4% по отношению к соответствующему периоду прошлого года.

Доходы от междугородной и международной телефонной связи, млрд. рублей

Доходы от междугородной и международной телефонной связи, млрд. рублей

Источник: CNews.ru по данным Минсвязи РФ, 2002

По данным Минсвязи в январе — июле 2002 года на долю альтернативных операторов приходились 50,9% общего объема услуг и 39% услуг, предоставленных населению. При этом 83% всех доходов получают четыре крупнейших российских холдинга — «Связьинвест», «Система Телеком», «Альфа-Групп» и «Телекоминвест». Оставшиеся 17% рынка делят между собой несколько тысяч мелких операторов. Последние все чаще призывают к объединению усилий, и одним из примеров можно назвать инициативу группы компаний «Телесети», которая предложила проект объединения альтернативных операторов в ассоциацию и создания единой телекоммуникационной сети.

Крупные альтернативные операторы, которые по оценкам Минсвязи, имеют только в столице обороты в $625 млн., что составляет почти 13% всего российского рынка связи, в течение всего года предпринимали шаги для упрочения своих позиций.

Так, значительно усилил свою мощь холдинг «Голден Телеком». В результате сделки по приобретению у «Ростелекома» 50% акций «Совинтела», «Голден Телеком» стал стопроцентным владельцем компании. Не следует забывать также, что холдинг имеет в своих активах еще и компанию «Телеросс» с ее сетями в крупнейших российских городах (Москва, Петербург, Нижний Новгород) и точками присутствия более, чем в 20 городах России.

Но, пожалуй, самый серьезный телекоммуникационный оператор образуется, если «Системе Телеком» удастся объединить такие компании, как «МТУ-Информ», «Телмос», «Голден Лайн», «МТУ-Интел» и «Комстар» — операторы, в которых «Системе» принадлежат контрольные пакеты акций (за исключением «Комстара», доля «Систем» в котором составляет 50%). А планы такие, судя по всему, имеются. Да и денег достаточно — в конце года стало известно, что «Система» намерена инвестировать в индийскую сотовую связь порядка $1 млрд.

Между тем альтернативные операторы «окучивают» такие сектора рынка, о которых «Связьинвест» и его структуры, похоже, даже не задумываются. Так, крупный российский интернет-оператор «МТУ-Интел» (торговая марка «Точка Ру»), объединил усилия с другим интернет-провайдером «Компания 2КОМ» (товарный знак «Интернет в каждый дом») в сегменте рынка домашних сетей, что, как предполагается, позволит «МТУ-Интелу» сразу и без дополнительных инвестиций увеличить более чем в 2 раза свою абонентскую базу (с 3 тыс. до 6 тыс.) и долю на рынке домашних сетей до 15%.

Вернемся к «Связьинвесту». Одним из инструментов сохранения его рыночных позиций в условиях растущей конкуренции является расширение спектра дополнительных услуг. Очевидно, что конкурировать холдингу с мощными альтернативными операторами можно только на базе современной телекоммуникационной инфраструктуры. В этом году ряду объединенных межрегиональных компаний, входящих в «Связьинвест», удалось продвинуться в направлении построения мультисервисных сетей, способных консолидировать трафик разных типов, что позволяет поддерживать разнообразные услуги, связанные с передачей данных, голоса и видео.

В октябре ОАО «Южная телекоммуникационная компания» (ЮТК) получила сертификат на первую в России мультисервисную IP-сеть MPLS. Позже подобная сеть, также построенная на базе оборудования Cisco Systems, была введена на Урале совместными усилиями «Уралсвязьинформ» и его дочернего предприятия «Перминформ». Новая сеть открывает возможности для предоставления высокоскоростного (до 8 Мбит/с) ADSL-доступа по уже существующим телефонным линиям. Корпоративным и частным пользователям станут доступны видео по запросу, трансляция видеопрограмм, дистанционное обучение, виртуальные справочные системы, видеоконференции, заказ и бронирование билетов и т.п.

Кроме того, «Связьинвест» в лице «Ростелекома» (в последнем он имеет голосующее большинство акций) не забывает наращивать мощности магистральных каналов. Так, в прошедшем году построен первый участок волоконно-оптической линии передач «Балтийская кабельная система» (БКС), которая возводится совместно со шведской компанией Telia с декабря 2001 года. Данная магистраль призвана расширить пропускную способность на участке между Москвой и Санкт-Петербургом. Реализовав данный проект, «Ростелеком» получит возможность передачи международного трафика России на Европу и США, международного трафика от стран Балтии на Европу и Россию, транзита международного трафика от Восточной и Западной Европы, США и стран Скандинавии через Россию в страны Азии.

Говоря об альтернативных и традиционных операторах, не стоит сбрасывать со счетов и мощные ведомственные сети связи, например, такие как магистрали РАО «ЕЭС России» и «ТрансТелеКома» (дочернее предприятие 17-ти управлений железных дорог России). Последний, как известно, еще год назад создал крупнейшую телекоммуникационную инфраструктуру, включающую в себя более 45 тыс. км оптоволоконного кабеля и многочисленные шлюзы с сетями общего пользования (номерная емкость в сетях МПС превышает 800 тыс. телефонных номеров). В настоящее время она используется для автоматизации работ всего железнодорожного хозяйства страны, а на остатке емкости МПС зарабатывает деньги, предоставляя высокоуровневые услуги связи (включая MPLS-VPN) сторонним организациям. В 2002 году «ТрансТелеКом» начал активно стыковать свою сеть с зарубежными операторами: пропуск международного трафика — не последняя статья в доходах.

Что касается РАО «ЕЭС России», номерная емкость в сетях которого составляет около 400 тыс. номеров, то этот холдинг, как стало известно на пятой по счету выставке ВКСС, планирует потратить к 2010 году на совершенствование инфраструктуры сетей технологической связи около $1,5 млрд., а до 2020 года связистам РАО потребуется еще около $3 млрд. Откуда возьмется такая астрономическая сумма, пока непонятно, но энергетики, следуя примеру железнодорожников, приступили к строительству единой цифровой сети связи, которая будет использоваться как в технологических целях, так и для предоставления коммерческих услуг. Ее созданием занимается Федеральная сетевая компания, представляющая собой пул магистральных электрических сетей, а коммерческая эксплуатация отдана на откуп компании «ЕЭС Телеком», сформированной на базе Московского узла связи энергетики.

На таком фоне другие ведомственные предприятия менее заметны. «Газком» осваивает нишу спутниковой связи, а «Росавтодор» увлекся созданием вдоль своих автомагистралей цифровой транкинговой сети федерального масштаба.

«Новые» услуги

Интернет

Вполне можно ожидать, что по мере цифровизации телекоммуникационных сетей региональные операторы и «Ростелеком» смогут более активно конкурировать с альтернативными операторами в области услуг интернет, IP-телефонии, кабельного телевидения и других так называемых «новых» (так они обозначены в финансовой отчетности структур холдинга) услугах.

Альтернативные операторы опасаются несправедливого укрепления позиций традиционных телефонистов, прежде всего, национального оператора дальней связи «Ростелекома». Действительно, новая редакция закона «О связи» содержит некоторые нормы, которые обяжут альтернативных операторов пропускать весь свой трафик по сетям «Ростелекома».

Узлы доступа последнего в сеть в настоящее время организованы практически по всей России, причем в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге «Ростелеком» сам продает услуги доступа в интернет. По некоторым оценкам, доля «Ростелекома» на рынке международного доступа в интернет составила около 30%. Пока же интернет-услуги и услуги по передаче данных составляют все еще незначительную долю доходов «Ростелекома». Однако, по некоторым прогнозам, в ближайшие годы ситуация изменится. В частности, к 2003 году выручка холдинга от интернет оценивается на уровне $75 млн. Насколько сбылись эти прогнозы, говорить пока трудно, однако переименованные недавно «Электросвязи» помимо того, что сами уже давно выступают в качестве интернет-провайдеров для индивидуальных и корпоративных клиентов, повсеместно открывают коллективные пункты доступа (проект «кибер-почта»). По словам министра связи Леонида Реймана, этот проект развивается успешно, и только за октябрь 2002 года кибер-почтой воспользовались более 250 тыс. россиян.

По данным «Коминфо Консалтинг» на начало 2002 года рынок интернет-доступа в России оценивался в $200-250 млн., что сопоставимо с оборотом лишь одного крупного провайдера на Западе. Согласно одобренной правительством концепции, к 2010 году оборот компаний, оказывающих услуги на базе интернета и передачи данных в России, достигнет $3,2 млрд. Наиболее популярные магистральные провайдеры: Ростелеком, Cable & Wireless, Telia, Teleglobe, Sonera.

Одним из самых неожиданных прогнозов 2002 года в сегменте доступа в интернет можно назвать сообщение о возможном удорожании массового доступа в сеть, чего не было за всю историю Рунета. Дело в том, что в прошлом году три крупнейших провайдера — «Голден Телеком», «МТУ-Интел» и «РТКомм.Ру» (дочерняя компания «Ростелекома») решили брать с мелких провайдеров не фиксированную плату за российский IP-трафик, а за его реальный объем. И если, к примеру, какой-нибудь мелкий провайдер поставляет крупному менее определенного количества IP-данных в месяц, то последний просто не заключает с этим провайдером договор об обмене трафиком и автоматически считает его своим клиентом. А это уже совсем другие расценки, которые действуют для конечных пользователей. Все это, по мнению аналитиков, и приведет к повышению расходов мелких провайдеров на покупку трафика у оптовиков, и соответственно, росту розничных цен на доступ в сеть (практически все провайдеры, однако, утверждают, что стоимость услуг для конечных пользователей не повысится). Таким образом, небольшие игроки провайдерского рынка могут быть просто вытеснены с него.

Отказ крупных вторичных провайдеров «РТКомм.Ру» и «МТУ-Интел» от практики бесплатного обмена трафиком (пиринга) в точке обмена MSK-IX в начале декабря привел, в частности, к тому, что кратчайший путь IP-пакета из Москвы в Москву стал, как когда-то на заре Рунета, проходить через Нью-Йорк.

«РТКомм.Ру» и «МТУ-Интел» объясняли свои действия появлением новой редакции закона «О связи», которая запрещает взаиморасчеты между провайдерами, а пиринг, по сути, и является взаимозачетом. От такого бартера государство не получает налогов, поэтому и планирует запретить такие сделки.

Известно, что российский IP-трафик стоит дороже международного. Поэтому такие крупные интернет-провайдеры, как «Зенон Н.С.П», «Демос-Интернет» и «Релком», предпочтут покупать российский трафик клиентов «МТУ-Интел» и «РТКомм.Ру» через международных операторов, сохраняя свои пиринговые соглашения. При этом очевидно, что поскольку трафик будет поступать через иностранные компании, то и деньги провайдеров и их клиентов будут уходить туда же. Да и региональные провайдеры вполне могут воспользоваться услугами конкурентов «РТКомм.Ру», например «ТрансТелеКома».

Компании «Демос-Интернет» и «Релком ДС» адекватно отреагировали на происходящее — они осуществили подключение своих сетей к сети европейского провайдера глобального интернет-транзита — компании Telia IC. Подключение произведено по каналу STM-1 емкостью 155 Мбит/с, который будет использован для обеспечения транзита трафика сетей «Релкома» и «Демоса» в зарубежные сети. Суммарная емкость зарубежных каналов сетей двух российских провайдеров после подключения этого канала составила 225 Мбит/с.

Что касается московского рынка услуг доступа, то по прогнозам Александра Теппера, директора «МТУ-Интел» по коммерческой деятельности, в ближайшие три года абонентская база услуг коммутируемого доступа в Москве вырастет вдвое, услуг доступа по выделенным каналам — в восемь раз, тогда как число пользователей домашних сетей увеличится в четыре раза. На самом деле, такое произойдет, если на протяжении этого периода сохранятся сегодняшние темпы роста абонентской базы. Что касается широкополосного доступа, то здесь появилась тенденция проявления интереса к этой услуге со стороны физических лиц. Спрос значительно вырос после того, как «МТУ-Интел» объявил на майской выставке «Связь-Экспокомм 2002» о введении специальных тарифов для физических лиц. В первую очередь изменение коснулось ежемесячной абонентской платы: раньше она составляла минимум $60 (без учета оплаты трафика — 0,18 центов за мегабайт), а после введения тарифного плана «Московский» ее уровень снизился вдвое (стоимость трафика осталась прежней).

По некоторым оценкам, наименьший средний доход с одного пользователя (ARPU) услуг ADSL-доступа на российском рынке составляет $30-35 в месяц. Поэтому резервов для снижения тарифов практически нет — по видимому, «МТУ-Интел» уже и так работает на границе прибыльности. Однако согласно оценкам компании, для услуг широкополосного доступа это снижение в ближайшие три года окажется троекратным.

«МТУ-Интел» в 2003 году рассчитывает подключать к услугам ADSL-доступа тысячи новых абонентов ежемесячно (для сравнения: по оценках экспертов к концу 2002 года общее число подключений вряд ли сильно превысило 6 тыс.)

Согласно различным оценкам, сейчас ARPU в секторе услуг коммутируемого доступа в Москве составляет $7-15, пользователи домашних сетей платят в 3-4 раза больше, а пользователи выделенных каналов — в 10-12 раз больше.

В заключение — данные и прогнозы числа пользователей и объема российского рынка услуг коммутируемого доступа.

Прогноз роста числа пользователей коммутируемого доступа в России, млн. человек

Прогноз роста числа пользователей коммутируемого доступа в России, млн. человек

Источник: Brunswick UBS Warburg

Прогноз объема российского рынка услуг коммутируемого доступа, млн. долларов

Прогноз объема российского рынка услуг коммутируемого доступа, млн. долларов

Источник: Brunswick UBS Warburg

Кстати, по прогнозам Минсвязи, число пользователей интернета вырастет в 8 раз и достигнет 64 млн. Впрочем, любая методика расчета пользователей сети довольно противоречива, и мы не будем здесь останавливаться на анализе этих данных. Для более объективной картины приведем еще одну диаграмму, показывающую динамику численности интернет-пользователей с 1996 года.

Динамика численности Интернет-пользователей в России (1996-2002 гг.)

Динамика численности Интернет-пользователей в России (1996-2002 гг.)

Источники: Monitoring.ru, РОЦИТ, МИС, SpyLОG, Коминфо Консалтинг

IP-телефония

IP-телефония, несомненно, была в числе наиболее динамично развивающихся сегментов российского рынка телекоммуникаций. Особенно впечатляющим был рост в корпоративном секторе.

Аркадий Кремер, председатель исполкома АДЭ (Ассоциация документальной электросвязи) оценил суммарный оборот российских операторов IP-телефонии к концу 2002 года в $70 млн., в то время как в начале 2002 года этот показатель составлял около $50 млн.

Привести точные размеры объема рынка IP-телефонии не отважился пока никто. Есть лишь весьма приблизительные цифры — рынок оценивается различными экспертами в сотни миллионов минут в месяц, и при этом верхняя и нижняя границы различаются чуть ли не в два раза.

«Около 20% исходящего международного трафика российских пользователей передается с помощью технологии VoIP (по неофициальной информации — от 60 до 90%), — считает Андрей Воронин, генеральный директор VoIP eXchange. — Долю IP-телефонии от всего международного и междугородного трафика в России оценивают от десятых долей до 5%».

Практически все эксперты утверждают, что в ближайшей перспективе российский рынок IP-телефонии продолжит свое поступательное движение. Вместе с ростом IP-трафика будут увеличиваться и продажи оборудования. По оценке специалистов, уже на начало 2001 г. в России было установлено около 10 тыс. IP-телефонных портов. При этом объем мировых поставок офисных АТС, поддерживающих IP-телефонию, уже к 2005 году может превысить рынок традиционных офисных станций. Как отметил Арсений Тарасов, менеджер по развитию бизнеса компании Cisco, «ни одна ведущая компания-производитель PBX не вкладывает деньги в R&D традиционных систем — только в IP-телефонию».

О том, что рынок IP-телефонии стал более цивилизованным говорит, к примеру, тот факт, что многие крупные операторы стали более прозрачными, и уже не боятся обнародовать свои улучшившиеся показатели.

Символом прошедшего года, как показала 7-ая ежегодная конференция по IP-телефонии, стали программные коммутаторы (softswitch), которые призваны окончательно решить проблемы несовместимости различного оборудования и технологий (протоколов и стандартов). Кроме того, софтсвичи позволяют осуществлять динамическую маршрутизацию вызовов — один и тот же маршрут может быть установлен множеством альтернативных вариантов. На практике это позволяет выбрать оптимальный из них по цене и качеству; кроме того сама маршрутизация осуществляется динамически и автоматически.

Но самое, пожалуй, главное событие прошедшего года — это то, что несмотря на значительный рост IP-трафика в России, как внутреннего, так и международного, статус этой услуги за прошедший год не претерпел никаких изменений. Более того, в 2003 году IP-телефония, вероятнее всего, сохранит статус телематической услуги. Как сообщил CNews.ru Александр Шубин, зампред комитета по информационной политике Государственной Думы России, в рабочую группу по разработке Закона о связи уже подано более 800 поправок. И, несмотря на то, что они четко разбиваются на несколько групп, доработка законопроекта требует значительного времени.

Александр Шубин не отрицает возможности принятия закона о связи Государственной думой этого созыва, но подчеркивает необходимость согласования интересов разных сторон. Для отечественного рынка IP-телефонии это означает продолжение существующей линии государственного регулирования и сохранение статуса телематической услуги. Как отметили выступавшие на последней ежегодной конференции по IP-телефонии в России, с начала лицензирования уже выдано более 1000 лицензий на предоставление телематических услуг. Но проблемы с качеством связи могут серьезно дискредитировать IP-телефонию.

Главной задачей, от решения которой будет зависеть ход процессов регулирования IP-телефонии в России, является согласование правил взаимодействия операторов IP-телефонии и других телеком-компаний. В этой ситуации, когда IP-сервисы становятся вторыми по распространенности в мире после услуг непосредственного доступа в интернет, разрабатываемый закон о связи может значительно повлиять на существующие условия ведения бизнеса в России.

«IP-телефония является одним из важных катализаторов либерализации и дерегулирования отечественного рынка связи, что ведет к пересмотру и изменению существующих в отрасли норм, — говорил на конференции по IP-телефонии Аркадий Кремер, председатель исполкома АДЭ, известной влиятельной общественно-государственной организации. — Российский рынок IP-телефонии выгодно отличается от многих рынков Центральной и Восточной Европы. Прежде всего — в силу более раннего создания благоприятной ситуации с регулированием. Сотни лицензий, выданных Минсвязи России операторам на предоставлении услуги IP-телефонии, обеспечивают существенный рост этих услуг в секторе связи». По его словам, «сейчас главной задачей, от решения которой будет зависеть ход процессов регулирования IP-телефонии в России, является согласование правил взаимодействия операторов IP-телефонии и телекомов».

Несмотря на все трудности, IP-телефония уже прошла несколько значительных этапов в своем развитии — от «карточного бизнеса» к терминации трафика, а затем к транзиту, биржам, клиринг-хаузам. Следующими этапами, по словам Игоря Масленникова, директора по развитию бизнеса CompTek, являются корпоративное обслуживание (Centrex) и предоставление услуг населению. У этого сервиса есть свои большие плюсы — здесь очень мало технологических проблем, бизнес масштабируется хорошо. Но, вместе с тем, «представление об IP-телефонии в массовом сознании остается неадекватным. Перестройка телекоммуникационной индустрии и связанных с ней рынков, инициированная появлением IP-телефонии, еще только начинается».

Согласно данным ЗАО «Корпорация ОСС», только около 5% опрошенных москвичей используют IP-телефонию и еще 7% отчетливо представляют, что это за услуга. В то же время, 52% в ответ на вопрос, «согласны ли вы платить в 2 раза дешевле, но набирать более 14 цифр», ответили утвердительно. Получается, что операторы делят между собой всего около 5% рынка и не предпринимают консолидированных усилий для популяризации услуги.

Другой признак хороших перспектив в 2003 году — смещение акцента от биллинга и собственно сервисов IP-телефонии, к универсальным сервисам. Бурный подъем переживает российский рынок центров обработки вызовов (call- или контакт-центров). Эти решения особенно востребованы в рыночных сегментах, характеризующихся высокой конкуренцией, например в секторе сотовой связи.

Виталий Солонин / CNews.ru

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS