SPIRIT CORP

 
Совместный проектПри поддержке
Профиль  CNews.ruiRU

Мировой рынок телекоммуникаций: год потерянных надежд

Мировой рынок телекоммуникаций: год потерянных надежд 
Содержание:

Гиганты сдуваются
Технологии: большие провалы и малые победы
Рынки телекоммуникаций Азии
Рынок телекоммуникаций стран Европы
Рынок телекоммуникаций США
Рынок телекоммуникаций стран Латинской Америки
Что год грядущий нам готовит?

Несмотря на все катаклизмы 2001 года, и эксперты отрасли, и аналитики инвестиционных компаний, и главы телекоммуникационных фирм слишком оптимистично или чрезмерно осторожно предсказывали быстрое возрождение рынка. Кто говорил о первом квартале 2002-го, кто — о второй половине... Но, как и  год назад, профессионалам индустрии пришлось вновь затянуть пояса и стать свидетелями череды еще больших скандалов, банкротств, штопорного падения технологий «последней надежды».

Гиганты сдуваются

 Lucent
Весь 2002 год большинство производителей телекоммуникационного оборудования продолжали свое движение по пути вниз. Ситуация нисколько не поменялась: лишь финская Nokia остается радужным пятном на фоне блеклых квартальных отчетов других компаний (между тем, и объем продаж Nokia в подразделении инфраструктуры неизменно падает). Уже в отчетах первых кварталов не было ни признака оптимизма: снижение объемов продаж, а затем — убытки, убытки и снова убытки. Далее череда увольнений. И так весь год.

Имена пострадавших могут быть просто перенесены из нашего прошлогоднего обзора — американская Lucent Technologies, шведский Ericsson, немецкий Siemens, французский Alcatel, канадский Nortel и американская Motorola. Казалось бы, унылые новости подготовили почву для консолидации. Капитализация компаний значительно снизилась и, похоже, что недалек тот момент, когда из двух «карликовых» гигантов можно слепить одного. В этом плане 2002-й год был богатым на слухи.

Так, неудачное положение Nortel и Motorola породили слухи об объединении их подразделений сетевой инфраструктуры. Ничего не произошло, и к концу года речь пошла о приобретении Siemens того же подразделения Motorola в обмен на свой бизнес в области сотовых телефонов. Этот слух был публично опровергнут президентом немецкого концерна, заявившим в начале декабря 2002 года об отсутствии каких-либо планов в данной области.

Похоже, что объединения вряд ли могут состояться, поскольку поставщики уже успели вложить колоссальные средства, приобретя или полностью отказавшись от бизнеса в каждом из сегментов рынка. Новые объединения, несмотря на какие бы то ни было привлекательные цены и условия, вызовут лишь дополнительные проблемы, связанные с интеграцией продукции приобретенного актива в собственную линейку, а также организационные проблемы при снижении общих объемов потенциального рынка продаж. Единственным примером консолидации может служить ставшая событием в октябре 2002 года сделка по слиянию двух европейских IT-компаний — CMG и Logica, производителей дополнительного оборудования для сетей GSM и сетей 3-го поколения. По мнению многих, выгоды такой сделки не очевидны, за исключением увеличения размеров и доли рынка объединенной компании. Обе фирмы имеют схожие продукты в одной области, а процесс слияния в краткосрочном периоде потребует дополнительных затрат. Здесь, скорее, нужны новые решения и идеи, способные улучшить качество имеющейся продукции.

В то же время консолидация может стать насущной необходимостью для операторов. Особенно эффективными слияния могут стать в условиях падения цен на традиционные услуги связи и высокой конкуренциии в секторе. После пары лет финская Sonera и шведская Telia в октябре 2002 г. наконец-то договорились о слиянии. Размер сделки оценивается в 4,3 млрд. долларов. Новый оператор TeliaSonera включит в себя три основных территориальных подразделения в скандинавских странах и международные операции.

В отличие от рынка инфраструктурного телекоммуникационного оборудования, рынок сотовых телефонов, прежде всего, стандарта GSM в 2002 году медленно, но продолжал расти. По данным японского агентства JEITA, объем продаж мобильных телефонов в 2002 г. составил 396,1 млн., что на 6,5% больше, чем в 2001 г. Неизменным лидером остается финская Nokia, которой, по данным Gartner, принадлежит 35,9% мирового рынка.

Рыночные доли крупнейших производителей сотовых телефонов на мировом рынке в 2002 г.

Рыночные доли крупнейших производителей сотовых телефонов на мировом рынке в 2002 г.

Источник: Gartner Group

Хуже всего дела шли у совместного предприятия SonyEricsson — доля рынка составила 4,8%, в то же время до слияния за год до этого суммарная позиция компаний составляла 8,8%. В отличие от Nokia, выпустившей в 2002 году рекордное число моделей, компания ограничилась парой-тройкой, при этом задержав выход на рынок ряда из них. Второе место по-прежнему удерживается американской Motorola, несмотря на сократившуюся до 14,4% долю рынка. А на третье место с 10,6% вышел южнокорейский Samsung. Его красочные дисплеи пользовались огромной популярностью, прежде всего, в азиатском регионе. Аналитики Gartner Dataquest считают, что совместному предприятию Sony Ericsson нужно срочно выпускать на рынок новые мобильные телефоны, потому что нынешние пользуются весьма низким спросом, что в итоге оборачивается серьезными убытками. За третий квартал 2002 года Sony Ericsson продал всего 5 млн. трубок, и это при том, что до запуска СП, в аналогичном квартале 2001 года, Sony и Ericsson по отдельности продали 8,5 млн. трубок. Открывая совместное предприятие, компании заявили о намерении занять первую строчку в рейтинге производителей мобильных телефонов к 2006 году, однако по итогам 2002 года им не удалось даже оправдать прогнозы — вместо заявленных 8,8% рынка, продажи Sony Ericsson составили 4,8% от общемировых.

Несколько лучше шли дела у конкурента — американской компании Motorola, хотя и ее товары залежались на складах дистрибьюторов. По данным Gartner Dataquest, трубки Motorola составляли 14,4% в общемировом объеме продаж мобильников по итогам 3-го квартала 2002 года (при этом, по данным Strategy Analytics, дистрибьюторам было отгружено 16,7%). Хороших результатов компании удалось добиться на китайском рынке и в США — здесь на трубки Motorola пришлось 50% продаж в 3-м квартале.

Совсем иное дело — финская компания Nokia, остающаяся неизменным лидером рынка. Более 50% всех продаж на территории Европы, Ближнего Востока и Африки пришлось на телефоны Nokia, что объясняется повышенным спросом на hi-end-модели в странах Западной Европы.

Третий квартал 2002 года стал очень успешным и для Samsung Electronics. Gartner Dataquest утверждает, что доля компании в третьем квартале выросла до 10,6% в сравнении с 7,5% в аналогичном периоде 2001 года. Потребители охотно покупали телефоны с цветными дисплеями и полифоническими мелодиями.

В отличие от Samsung, компания Siemens сделала ставку на недорогие модели телефонов, что помогло ей незначительно увеличить свою долю рынка — с 7,5% в 2001 году до 7,8% в третьем квартале этого года.

Технологии: большие провалы и малые победы

Технологии: большие провалы и малые победы 
Ожиданиям прошлого года о наступлении часа «Х» «виртуального мира» не суждено было сбыться. Несмотря на заявленный Nokia пуск первой в Европе коммерческой сети стандарта WCDMA оператором Sonera, а практически одновременно — и австрийским оператором Mobilkom на основе оборудования Nortel, их масштабы остаются настолько малыми, что пока рано говорить об изучении опыта их эксплуатации. Это, скорее, опытные фрагменты, чем реальные коммерческие проекты. Полномасштабный запуск гонконгского Hutchinson 3G в Великобритании состоится только в начале 2003 года.

Другим «потерянным хитом года» стала технология MMS — младшая сестра SMS, позволяющая передавать короткий аудиоклип или фотографию. Однако телефоны, поддерживающие функцию, как всегда, появились с запозданием, во второй половине 2002 г., а их цена не привлекла большую массу энтузиастов новых технологий. На волне подобных неудач какой-нибудь ретроград и консерватор, эдакий Иван Грозный телекоммуникационного мира, непременно захочет воскликнуть: «Со смутой беспроводного будущего покончено!».

Но не все так просто. Там, где провалились грандиозные планы, более простая и непритязательная технология сможет незаметно, мелкими шажками, протиснуться в образовавшуюся пустоту. Настоящим хитом к концу 2002 года стали беспроводные локальные сети WLAN на основе стандарта IEEE 802.11 или WiFi. Простота и компактность инфраструктуры дали стремительный толчок их развитию. В конце года Intel, IBM и AT&T договорились о создании совместного предприятия по оказанию услуг доступа WiFi — Cometa. В то же время дала знать о себе и масса неучтенных проблем, как, например, защита от несанкционированного доступа. Так, в лондонском Сити эксперты, используя переносной компьютер с данной технологией, на улице получили доступ к более чем 50 корпоративным сетям.

И все же темпы роста позволили некоторым производителям и аналитикам говорить о WiFi как о стандарте сотовой связи третьего поколения. В настоящее время уже используется около 16 млн. компьютеров и портативных устройств, оборудованных данной технологией. Однако WiFi обладает более чем скромными возможностями. Это, прежде всего, касается обеспечения покрытия и защищенности данных. Другая беда пришла оттуда, откуда ее не ждали — в США Министерство обороны заявило о возможных помехах от устройств WiFi для радиолокационных и навигационных систем армии и флота. Хотя, по заявлению представителя Федеральной коммиссии связи, никаких конкретных жалоб не поступало, Пентагон настаивает на существенных ограничениях в применении технологии, ее дальнейшей доработке (приводящей к существенному удорожанию) и запрете на выдачу дополнительного диапазона 5 ГГц. Впрочем, противодействие со стороны военных ведомств любой новой гражданской технологии связи довольно привычно.

Пока запуск сетей 3G откладывается, можно говорить, что WiFi найдет свою нишу на рынке. Но со временем эта технология рискует повторить судьбу японской PHS, предлагавшей беспроводную связь в крупных городах, где низкие тарифы и национальное покрытие сотовых сетей практически вытеснили эту услугу.

Несмотря на существующие угрозы полного вытеснения традиционного коммутационного трафика системами IP-телефонии, этого не произошло. В то же время в течение года активно продолжал развиваться широкополосный доступ DSL. Лидирующее положение на нем удерживает Южная Корея. Общемировые темпы роста снизились, но по-прежнему остаются впечатляющими. За первую половину года число линий выросло на 36% и составило 25,6 млн., а к концу 2002 года должно было достигнуть отметки в 52 млн. Рынок по-прежнему имеет большой потенциал, поскольку проникновение даже в развитых странах США и Западной Европы составляет не более 2 линий на 100 человек.

Рынки телекоммуникаций Азии

Рынки телекоммуникаций Азии 
Азия, казалось, оправилась как от последствий уже кажущегося таким далеким финансового кризиса 1997-го года, так и от политической нестабильности прошлых лет в ряде стран региона (Филиппины и Индонезия). Именно этот рынок, несмотря на ряд негативных факторов, вызывал в 2002 году наибольший оптимизм. Яркой звездой роста по-прежнему остается Китай, но и здесь дела уже не так хороши, как в последние пять лет.

Китай

Первый год Китая в ВТО мало отразился на телекоммуникационном рынке. Жизнь продолжалась своим чередом. Создания четырех операторов, предлагающих одновременно услуги фиксированной и подвижной связи, о котором в конце 2001 года заявляло министерство информационной индустрии Китая, так и не произошло. Согласно требованиям ВТО в 2002 году страна завершила демонополизацию рынка проводной связи. В апреле официально начали работу в качестве национальных два оператора — China Telecom и China Netcom. Однако ожидаемой выдачи им лицензий на сотовую связь третьего поколения так и последовало. По слухам, задержка связана как с запланированной на март 2003 г. сменой руководства министерства информационной индустрии, так и неготовностью собственного китайского стандарта третьего поколения TD-SCDMA, разрабатываемого корпорацией Datang совместно с Siemens.

Число проводных телефонных линий в Китае достигло 213 млн. — это чуть меньше одной линии на каждого пятого жителя страны, а пользователей интернета и того меньше — 57 млн. в апреле 2002 г. В крупных городах активно развивается DSL, но и там проникновение составляет меньше одной линии на 200 жителей. Число абонентов сотовой связи достигло 198 млн. к концу ноября 2002-го года при ежемесячном приросте 4-5 миллионов пользователей. Средний прирост составил около 20% за год, гораздо меньше, чем в последние годы, что говорит о постепенном насыщении рынка.

Пользование интернетом в Китае искусственно сдерживается (млн.)

Пользование интернетом в Китае искусственно сдерживается (млн.)

Источник: Министерство информационной индустрии Китая

Второй по величине оператор China Unicom, в начале этого года запустивший и активно развивающий сеть на основе технологии CDMA, заявил о достижении задачи по привлечению 7 млн. абонентов. Между тем участие компании в этом проекте было встречено скептически, поскольку оператор уже имеет развернутую по стране сеть стандарта GSM. В конце 2002 года Unicom подписал ряд сделок на поставку оборудования CDMA на общую сумму в 1,2 млрд. долларов. Очевидно, это последняя крупная сделка на фоне замедляющихся темпов роста в отрасли. Три из четырех крупнейших опреаторов уже заявили о снижении капитальных затрат в 2003-2004 гг. Ожидается, что расходы на модернизацию устаревших систем и сетей проводной связи в этот период превысят траты в секторе сотовой связи. Ведущие поставщики оборудования уже отреагировали на это событие, осуществив сокращение персонала местных офисов.

Согласно данным, приведённым в недавно опубликованной статье американской газеты Wall Street Journal, темпы роста китайского телекоммуникационного рынка замедляются, что в итоге может негативно сказаться на иностранных производителях оборудования, ориентированных на рынок страны, таких, как Lucent, Ericsson, Nokia, Qualcomm, Motorola, Alcatel и Cisco. Поскольку китайская инфраструктура телекоммуникаций относительно нова и современна, операторам не приходится тратить средства на модернизацию своих сетей. В результате за 10 месяцев 2002 года валовой объём средств, выделяемых на развитие сетевой инфраструктуры страны, снизился на 29%. Тем не менее, несмотря на снижение темпов роста рынка, производители телекоммуникационного оборудования остаются рентабельными и продолжают связывать с Китаем свои надежды на финансовое благополучие.

Несмотря на все усилия американских компаний, Китай пока так и не стал страной CDMA

Несмотря на все усилия американских компаний, Китай пока так и не стал страной CDMA

Источник: Cnews.ru

С одной стороны, цифры роста говорят об огромном потенциале рынка, но между тем, в крупных городах рынок уже близок к насыщению с уровнем охвата жилых домов телефонами примерно 80-90%, а сотовой связью — 50-60% населения. Остается лишь сельская местность, где доходы средней семьи едва позволяют ей прокормиться. Если эконономический рост страны сохранит текущие темпы роста, то развитие телекоммуникаций, особенно в отстающих западных провинциях и сельской местности, будет играть ключевую роль.

Событием стало и объявленное как крупнейшее в истории IPO оператора China Telecom. Однако из-за небольшого спроса предложение сначало было отложено на неделю, а затем его размер был уменьшен более чем вдвое, до примерно 1,5 млрд. долларов. Однако и это не помогло. На первых торгах в Гонконге стоимость акций снизилась на 5,4% в течение дня. Размещение сопровождалось небольшим скандалом: неожиданно для всех тарифы на подключение к сети China Telecom резко выросли. Так, для операторов Гонконга расценки выросли чуть ли не в шесть раз. Очевидно, этот ход был сделан правительством Китая с целью привлечения внимания инвесторов и для демонстрации хорошего финансового потенциала компании.

Индия

Нестабильная экономическая и политическая жизнь страны выразилась в том, что, имея не меньший потенциал рынка, чем соседний Китай, в развитии телекоммуникаций страна едва достигает уровня соседнего Бангладеша. Непродуманная выдача лицензий GSM, схожая с российской практикой начала 90-х годов, привела к образованию ряда мелких операторов, неспособных аккумулировать средства для развития. Лишь постепенная консолидация привела к ускорению роста сотовой связи. И, несмотря на самые дешевые тарифы в мире, число абонентов по-прежнему остается низким — чуть более 10 млн., что составляет около 1% населения страны.

Обещавшая дальнейший рост конкуренции выдача лицензий на услуги связи в стандарте CDMA была задержана судебными исками операторов GSM. Основные претензии, как и в России, выдвигались к «подвижности» абонентов и оказанию дополнительных услуг. Сети должны были быть запущены в эксплуатацию в октябре 2002 года после того, как правительство утвердило тарифы (в среднем на 30% ниже, чем в обычных сотовых сетях). Однако реальный запуск произошел только в декабре: о начале оказания услуг связи на основе стандарта CDMA в Дели сначала объявила TataTeleservices, а затем, буквально накануне Нового года, 27-го декабря, о начале работы сообщила Reliance Infocomm. Последняя предлагает тарифы в два раза дешевле, чем у сотовых конкурентов. Индийские операторы сотовой связи GSM отреагировали на это снижением тарифов на междугородные переговоры.

Япония

Развитие сотовой связи 3-го поколения в Японии в 2002 году не принесло ожидаемого взрывоподобного результата. В апреле запустилась в эксплуатацию сеть KDDI на основе стандарта CDMA2000, который иерархически, скорее, можно назвать «2.75G». К концу года компания набрала 4,674 млн. т.н. 3G-абонентов, используя преимущества в покрытии. Только за декабрь компания подключила к этому сервису уже 775900 пользователей. В то же время, отток абонентов сервисов связи 2G под торговыми марками «cdmaOne» и "PDC» составил 618900 человек.

К сервисам «au» и "Tu-Ka» KDDI подключила в декабре 152 тыс. абонентов, доведя их общую численность до 17,317 млн. Услугами мобильного доступа в интернет «EZweb» в декабре начали пользоваться 239600 новых абонентов, в общей сложности абонентская база данного сервиса составила 11,773 млн. человек.

Запустившийся еще в 2001 году, на шесть месяцев раньше, DoCoMo из-за ограниченного покрытия и недостатка надежных телефонов не смог привлечь и 200 тыс. абонентов. К концу года, перед католическим Рождеством, наконец заработала и сеть последнего из трех операторов J-Phone, принадлежащего группе Vodafone, на основе стандарта WCDMA с фокусом на предоставлении услуг глобального роуминга более чем в пятидесяти странах. Ее покрытие пока ограничено лишь крупными городами страны. Кроме того, отсутствуют уже имеющиеся в работающей сети второго поколения оператора услуги электронной почты и телефоны с функцией фотоаппарата. Руководство компании не ожидает массового спроса на услуги третьего поколения ранее 2005 г.

Рынок ADSL в Японии стремительно набирал обороты. Согласно данным Gartner, за 12-месячный период к сентябрю 2002-го года число пользователей выросло до 5,3 млн. или почти в два раза. Достаточно вспомнить, что еще в середине 2000 года уровень проникновения этой услуги не превышал 1-2%. Лидером рынка остается государственный оператор NTT с долей рынка в 39%, в то же время Yahoo Japan стремительно набирает обороты, достигнув 24%. Уже в этом году Yahoo начнет предоставлять услуги интерактивного телевидения по линиям ADSL.

Малайзия

На достигшем насыщения малайском рынке началась консолидация, способная стать примером для подражания в других странах. Во второй половине года слухи, циркулировавшие долгое время, получили реальное воплощение. Сначала в октябре государственный Telekom Malaysia Bhd заявил о приобретении второго по величине участника Celcom в обмен на акции. Доля нового оператора составит 40% рынка в 8,7 млн. абонентов. За первые девять месяцев 2002 года число сотовых абонентов в стране увеличилось на 16%. По официальным данным 2000 года население Малайзии составляет 23.27 млн. человек.

Затем Maxis, лидер рынка, имеющий в настоящий момент почти 3 млн. абонентов (34% рынка), объявил о планах покупки, подтвердив их окончательно в декабре, Time dotCome, четвертого по величине оператора сотовой связи в стране. Окончательно сделка размером 389 млн. долларов США завершится в апреле 2003 г. Таким образом, на рынке создаются две основные группы, контролирующие около 80% рынка страны.

Таиланд

Страна показала самые быстрые темпы роста абонентов в течение 2002 года. На рынке Таиланда сегодня действуют три оператора — лидер AIS, Total Access и Orange. В первом квартале года общее число подключений составляло примерно 800 тыс. в месяц. Так, если к началу июня 2002 года число абонентов AIS увеличилось на треть и составило 7,4 млн., то к концу года это число приблизилось к 9 млн. По мнению местных аналитиков, компания способна контролировать 30% потенциального рынка или 19 млн. человек.

Во второй половине года число абонентов сотовых сетей в Таиланде превысило число пользователей проводной связи. Сеть проводной связи значительно отстает в развитии из-за неспособности правительства страны реализовать планы реформирования отрасли.

Южная Корея

Развитие ADSL в стране стало настоящей сенсацией в мире. Уровень проникновения среди населения достиг 18%, что в два раза больше, чем в США или Швеции. На корейский рынок оборудования ADSL приходится около 45% мировых продаж.

Корейцы приобретают почти половину оборудования ADSL от общемировых продаж, 2002 г.

Корейцы приобретают почти половину оборудования ADSL от общемировых продаж, 2002 г.

Источник: Cnews.ru

Подобные результаты оказались возможны исключительно благодаря радикальному правительственному плану 1998 года. За этот срок в развитие инфраструктуры было инвестировано 9,4 млрд. долларов. Однако правительство не собирается останавливаться на достигнутом, призывая увеличить проникновение до уровня 35% к 2005 году.

Рынок телекоммуникаций стран Европы

Рынок телекоммуникаций стран Европы 
Радостным ожиданиям 2001 года не суждено было сбыться и в странах Европы. За исключением гонконгского Hutchinson, операторы, залезшие в долги после приобретения лицензий на сотовую связь следующего поколения, заявили о задержке в развитии программ 3G. Некоторые из них под угрозой потери лицензии вынуждены были обратиться к правительствам ряда стран с просьбой об отсрочке в запуске сети. Но государства, особенно не получившие миллиардных сумм на аукционах, ответили категорическим отказом. Кроме того, многие из них заявили об ограничениях на совместное использование инфраструктуры одной сети сразу несколькими операторами. Но выхода нет, и Vodafone, получивший единожды отказ в Швеции, обратился за отсрочкой повторно...

В то же время операторы стали заявлять о росте оборота и прибыли, что на фоне перегретого европейского рынка выглядит несколько подозрительно, заставляя вспоминать тени Enron и Worldcom. Компания Orange, принадлежащая France Telecom, Vodafone, Telecom Italia Mobile — все объявили о росте прибыли за первые два или даже три квартала текущего года. Средний рост доходов в расчете на одного абонента за счет увеличения числа использованных минут составил 5-7%.

Другим источником стал начавшийся в конце 2001 года рост тарифов на услуги связи. Так, например, в Германии стоимость одного SMS в среднем выросла с 0.06 до 0.12 евро. Другой положительной тенденцией стал рост доходов от предоставления услуг, не связанных с речевым трафиком. Их доля в 2002 году в среднем составила 13% по сравнению с 8,8% в 2001 г.

На уже достаточно свободном (за исключением пары-тройки стран) рынке телекоммуникаций Еврокомиссия занялась упорядовачиванием, задавшись целью заменить существующие 28 директив на восемь. Согласно принятым в апреле законодательным инициативам, до середины 2003 года страны-участницы союза должны привести свои законодательства в соответствие с прописанными нормами. Основная задача исполнения директив ляжет на плечи национальных агентств управления NRA. Между тем, по-прежнему, продолжаются дебаты, станут ли новые законы достаточно эффективными. В июле расследование Еврокомиссии показало, что законодательная инициатива 1999-го на предоставление конкурирующим операторам равного доступа к «последней миле» госмонополий практически потерпела крах.

Рынок телекоммуникаций США

Рынок телекоммуникаций США 
Для телекоммуникационных компаний США 2002 год был далеко не самым лучшим. Банкротство в июле оператора Worldcom, завышавшего собственные доходы более чем на 7 млрд. долл., вслед за крахом энергетической компании Enron, вызвало бурю на деловом рынке Америки. Подробности этой истории известны довольно широко. Между тем, подав заявку о защите от банкротства (крупнейшего в истории США), компания продолжает работать и поныне. Защитившись от кредиторов, Worldcom начал реорганизацию для выхода из состояния банкротства. Компания продает услуги доступа в интернет, веб-хостинг, управляемые системы обмена сообщениями, частные IP-каналы, услуги безопасности, голосовые порталы, VPN и услуги веб-центра.

Более того, деловые партнеры компании продолжают заключать крупные сделки с компанией-аферистом. Спустя несколько месяцев после заключения $1,7-миллиардного контракта с FAA на услуги связи, WorldCom объявил о подписании 10-летнего контракта с Госдепартаментом США на обеспечение IP- и ATM-услуг. Стоимость контракта — $360 млн. По заявлению компании, контракт включает поставку международных частных линий, спутниковых каналов, сетей по IP- и ATM-протоколам в агентства Госдепартамента по всему миру. Пакт SPECTRUM делает WorldCom привилегированным провайдером системы коммуникаций Госдепартамента. Факты говорят сами за себя: правительство США, делая громкие заявления о важности деловой этики и необходимости защиты акционеров, на практике смотрит сквозь пальцы даже на такие вопиющие аферы американских компаний, как история с WorldCom. Более того, власти США поддерживают их собственными заказами.

Последствием скандала стало еще большее недоверие к индустрии в целом, особенно к появившимся недавно альтернативным операторам. С другой стороны, крах Worldcom помог его конкурентам улучшить собственные показатели. Так, бегство клиентов от Worldcom внесло определенный вклад в увеличение доходов AT&T от международного трафика на 500 млн. долл., несмотря на резкое снижение мировых темпов прироста и конкуренцию со стороны IP-телефонии. Скандалов в Америке в течение года было немало — Qwest, Global Crossing, Corning — череда имен не позволяет уследить за всеми.

На рынке сотовой связи США ситуацию также нельзя назвать благоприятной. Усугубляющийся кризис в экономической сфере и низкий уровень доверия потребителей заставляли операторов все больше снижать тарифы, уменьшая собственные доходы. За последние 2 года тарифы на услуги сотовой связи упали примерно на 40% — до 11 центов за минуту. Внедрение малобюджетных пакетов на основе предоплаченных карт привело к снижению лояльности абонентов.

Следует отметить, что прогнозные оценки Moody's о предполагаемом снижении числа абонентов мобильной связи в США в 2002 году (см. ниже), похоже, не оправдались. Так, если объём поставок мобильных телефонов в США на протяжении 2002 года остался на одном уровне с 2001 годом, то число абонентов, по данным агентства Telecom Trends International выросло на 11% и к концу года составило 142 млн. Между тем, данные оценки вызывают сомнение: выходит, что 14 млн. американцев запаслись телефонами заранее или вдруг в 2002 году решили стать абонентами более чем одной сотовой сети.

Американский рынок сотовой связи, по-прежнему, остается ориентированным на стандарт CDMA. Между тем, доля абонентов сетей GSM, увеличивается за счёт отказа пользователей от услуг связи стандартов TDMA и AMPS (стандарта первого поколения, наиболее быстро теряющего свои позиции). Число пользователей связи стандарта GSM удвоилось с 12,3 млн. в 2001 году до 25,3 млн. В то же время число пользователей связи стандарта AMPS сократилось с 24,1 млн. до 13,6 млн., TDMA — с 38,1 млн. до 34,6 млн.

Рынок США остается ориентированным на CDMA, млн. чел.

Рынок США остается ориентированным на CDMA, млн. чел.

Источник: Telecom Trends International

По данным агентства Telecom Trends International, в течение 2002 года рост рынка мобильной связи стандарта GSM в США привел к росту объёмов поставок телефонных GSM-аппаратов вдвое. В течение прошлого года число поставленных аппаратов стандарта AMPS снизилось с 4 млн. до 1,2 млн.; TDMA — с 19,8 млн. до 11,2 млн. Рост поставок аппаратов стандарта CDMA составил 2,4 млн. штук: с 29,3 млн. в 2001 году до 31,7 млн. в 2002 году.

О приближении рынка беспроводных технологий США к степени максимальной насыщенности свидетельствует впервые зафиксированное снижение числа абонентов беспроводной связи. Об этом сообщается в докладе рейтингового агентства Moody's Investors Service. Американские операторы беспроводной связи сталкиваются с перспективой уменьшения числа абонентов, что приведет к меньшему притоку наличности в компании, чем было запланировано их бизнес-планом. Таким образом, прогноз Moody's по рынку беспроводных технологий США остается негативным.

При значительном объеме долгов, превышающем выручку компаний, маржа предварительной прибыли сохраняется на уровне, не превышающем 30%, а отношение капитальных затрат к прибыли незначительно ниже, и, таким образом, у американских операторов беспроводной связи не остается средств на обслуживание долгов.

Moody's рассчитывает кредитные рейтинги всех шести операторов беспроводной связи США. Их диапазон — от A2 (Verizon Wireless) до B3 (Nextel). Долговые обязательства операторов беспроводной связи составляют около 75 млрд. долларов. Темпы роста числа абонентов по сравнению с тем же периодом минувшего года впервые снизились в 2001 году. Moody's прогнозировала снижение темпов роста числа абонентов и в 2002 году по сравнению с 2001 годом.

В течение первых 9 месяцев 2002 года число абонентов операторов беспроводной связи выросло на 9,2 млн. по сравнению с 14,9 млн. за аналогичный период 2001 года, снижение темпов роста показателя составило 38%. При росте конкуренции в данном секторе и необходимости увеличить приток наличности, Moody's считает, что основные игроки рынка сосредоточатся на привлечении и удержании наиболее кредитоспособных абонентов, такой шаг также негативно отразится на приросте числа подписчиков.

Moody's рассчитывает, что ситуация в секторе беспроводной связи улучшится после реструктуризации отрасли, которая приведет к уменьшению числа игроков на рынке. В настоящее время для консолидации существует ряд барьеров. При том, что на рынке беспроводных технологий США представлены 6 игроков, это рынок с самой высокой конкуренцией в мире. Ротация покупателей остается высокой, что может негативно отразиться на некоторых операторах при условиях невысоких темпов роста экономики страны в целом.

Напомним, что опыт Европы и ряда стран Азии показал, что оптимальное число эффективно действующих операторов в стране не может превышать четырех. Между тем, ожидаемых слияний в 2002 году так и не произошло. Возникшие слухи о слиянии Cingular Wireless и AT&T Wireless в апреле 2002 г. так и остались слухами. Сообщение о продаже оператора Voicestream ее владельцем Deutsche Telekom компании Cingular Wireless также не подтвердилось. Более того, Deutsche Telekom решил изменить бренд Voicestream на собственный T-Mobile, а в ноябре заявил о переносе сроков поиска партнеров для продажи актива на неопределенное время в связи с улучшением результатов его деятельности. Между тем, Voicestream остается самым мелким оператором сотовой связи в США и не имеет частот для обеспечения национального покрытия. Скорее всего, компания недолго будет оставаться независимой.

Рынок телекоммуникаций стран Латинской Америки

Рынок телекоммуникаций стран Латинской Америки 
Рынки сотовой связи стран Латинской Америки провели 2002 год под логотипом стандарта GSM. В Бразилии в течение года Telecom Italia Mobile, удовлетворив претензии регулирующих органов, получила лицензии, позволяющие ей предоставлять услуги в стандарте GSM на всей территории страны. Таким образом, компания станет вторым после оператора Oi национальным оператором. Тем временем Oi объявил о рекордном для бразильского рынка числе подключений в декабре месяце — 400 тыс., что к концу 2002 г. увеличило его базу до 1,4 млн. абонентов. Согласно данным бразильского национального агентства связи ANATEL, за первые одиннадцать месяцев 2002 г. число пользователей сотовой связи в стране составило 33,27 млн. Две последние страны континента, не использующие GSM, — Эквадор и Колумбия — уже начали монтаж сетей.

В то же время экономическая ситуация на континенте серьезно повлияла на финансовые показатели операторов, несмотря на рост объемов трафика и числа абонентов. AT&T Latin America, предоставляющая услуги связи в Бразилии, Аргентине, Чили, Колумбии и Перу, заявила в ноябре 2002 года об очередных квартальных убытках, приведших к увеличению долга компании до 842,9 млн. долларов. Основными проблемами стали нестабильность валют в Аргентине и Бразилии и отсутствие финансирования. Если переговоры с основными кредиторами провалятся, компания готова подать заявление о банкротстве.

Другой оператор, аргентинский Ipsat, задолжавший 1,335 млрд. долларов, преимущественно из-за последствий финансового кризиса в стране, подал в июне 2002 г. заявление о начале процедуры банкротства. Любопытно, что банкротство операторов стало характерным для стран, проведших широкую либерализацию рынка телекоммуникаций, в то время как, например, в Мексике, постоянные задержки в проведении реформы демонополизации в секторе привели к тому, что единственный оператор сотовой связи Telmex в 2002 году сохранил уверенное положение. Несмотря на давление американской стороны, включая подачу жалобы в комиссию ВТО, Мексика в очередной раз отложила принятие пакета реформ.

По данным Pyramid Research, после двухпроцентного падения дохода сотовых операторов 18 стран Латинской Америки в 2002 году в 2003 ожидается его увеличение на 13% до $20 млрд. «Несмотря на политическую нестабильность и экономический спад в большинстве стран региона, мобильная связь остается динамичным сектором рынка с положительными показателями роста по числу абонентов и по доходам», — пишется в докладе аналитиков. В этом году, по подсчетам фирмы, ожидается начало консолидации латиноамериканского сотового рынка. America Movil уже приобрела контроль над колумбийским Celcaribe, BellSouth купит никарагуанского Teleglobo. Однако, консолидация произойдет не посредством слияний, а в основном за счет самоликвидации слабых операторов в Боливии, Гватемале, Сальвадоре, Парагвае, Чили и Пуэрто-Рико. Оставшиеся на плаву примут на себя клиентов обанкротившихся фирм. В настоящее время на региональном рынке отмечены пять гигантов: America Movil, BellSouth, Telefonica Moviles, Telecom Italia Mobile и Verizon. Компании поменьше, которые заметны на рынке, — это Millicom, Endesa, Portugal Telecom.

Что год грядущий нам готовит?

Что год грядущий нам готовит? 
Очевидно, что мировой рынок оборудования для телекоммуникационной инфраструктуры в 2003 году не сможет полностью выйти из кризиса. Прогнозы ведущих поставщиков инфраструктурного оборудования Nokia и Ericsson обещают дальнейшее снижение объема рынка примерно на 10%. Siemens ожидает снижения продаж по данному направлению на 12-14%. По мнению экспертов, такие компании, как Lucent, Nortel, Ericsson, Alcatel и Siemens, в 2003 г. по-прежнему зафиксируют убыток.

Участники рынка мобильных телефонов, напротив, в 2003 году имеют все шансы для рекордных продаж. По мнению специалистов японской Ассоциации электронной и информационной промышленности (JEITA), постепенное восстановление мировой экономики, спрос на трубки со встроенными камерами и новые услуги беспроводной передачи данных способствуют усилению темпов роста. По прогнозу JEITA, в 2003 году спрос на мобильные телефоны во всем мире вырастет на 9,7% и достигнет 434,5 млн. единиц, в то время как в 2002 году в мире было продано 396,1 млн. мобильных телефонов.

В 2003 году будет продано рекордное количество мобильных телефонов, млн. штук

В 2003 году будет продано рекордное количество мобильных телефонов, млн. штук

Источник: JEITA

Названные оценки совпали с прогнозами, обнародованными специалистами Nokia, Финская компания прогнозирует, что объем общемирового рынка мобильных телефонов вырастет в 2003 году приблизительно на 10% по сравнению с 400 млн. трубок в 2002 году.

Японский рынок мобильных телефонов, 3-й по величине в мире, по оценкам JEITA, вырастет в 2003 году до 42 млн. единиц с 41,2 млн. единиц в 2002 году. Рынок мобильных телефонов Японии снова начинает расти, после спада на 16,7% в 2001 году и на 12,7% — в 2002 г. Росту этого рынка будет способствовать более широкое покрытие и более длительное время работы телефонов от батарей в сетях третьего поколения, что позволит быстрее скачивать данные из интернета и проводить видеоконференции с мобильного телефона.

Китай, по прогнозу JEITA, и в 2003 году останется крупнейшим в мире рынком мобильников — 109 млн. трубок, что на 19,7% больше, чем в 2002 году. Далее следуют США с 46 млн. трубок, что на 7,8% выше, чем в 2002 году.

В 2003 году китайцы купят телефонов больше, чем американцы и японцы вместе взятые

В 2003 году китайцы купят телефонов больше, чем американцы и японцы вместе взятые

Источник: JEITA

По данным американской исследовательской компании Strategies Unlimited, так как мобильный телефон перестал быть средством передачи исключительно голосовой информации, операторы сделают ставку на внедрение услуг передачи данных. Так, аналитики компании считают, что количество телефонов с поддержкой среды Java будет удваиваться каждый год. Их число вырастет с 19,1 млн. штук в 2001 году до 553 млн. в 2006 году. Ожидается, что к 2006  году 83% всех выпускаемых телефонов будут поддерживать Java.

Кроме рынка мобильных телефонов, будет активно развиваться и сегмент широкополосного доступа. Для этой технологии наиболее динамичным останется рынок азиатско-тихоокеанского региона с предполагаемой долей около 50% мировых продаж. DSL при внедрении сервис-провайдерами широкого спектра интегрированных услуг может способствовать началу вытеснения коммутационного трафика.

Рынки стран азиатско-тихоокеанского региона будут доминирующими по объемам продаж и темпам развития. Правительство Южной Кореи продолжит давление на операторов для увеличения темпов развития инфраструктуры DSL. В Китае будут выданы лицензии на оказание услуг сотовой связи третьего поколения. Выход на рынок новых игроков усилит конкуренцию и рост индийского рынка связи. Возможное улучшение экономической ситуации в Индонезии даст новый импульс для развития телекоммуникаций в стране.

Латинская Америка вряд ли улучшит свои показатели. Несмотря на бурное развитие в прошлом году, висящее над Бразилией бремя долгов и состоявшаяся смена власти не говорят о каких-либо позитивных шансах. Одновременно вряд ли сможет оправиться от последствий недавнего кризиса другая крупнейшая страна континента — Аргентина.

Европейские операторы, возможно, начнут потихоньку выбираться из долгов. Те, которые таковых не имеют, попробуют присоединить к себе более слабых. Прежде всего, такие слияния будут происходить в секторе альтернативных операторов проводной связи. В сфере же сотовой связи такие консолидации возможны на достаточно перегретых рынках, прежде всего, в Голландии. Хотя по-прежнему не случится главного — панъевропейского предложения на услуги связи с равными (а не роуминговыми) тарифами и набором услуг в каждой стране Евросоюза. Потихоньку начнут работать сети 3G, но главное внимание будет приковано к гонконгскому Hutchinson, начавшему свой грандиозный проект с нуля.

Американский рынок сохранит неопределенность, обусловленную усугубляющейся экономической ситуацией. Ожидается, что в 2003 г. каждая 20-я американская компания начнет процедуру банкротства. Такое положение должно будет подтолкнуть операторов к поиску партнеров для слияния, особенно наименее крупных из них.

Антон Горбунов / CNews.ru

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS