Обзор "Рынок ИТ:
итоги 2003" подготовлен
При поддержке При участии
CNewsAnalytics ФостерГрупп Журнал Форум IT

Аутсорсинг ИТ-сервисов двигается в сторону среднего бизнеса

Аутсорсинг ИТ-сервисов двигается в сторону среднего бизнесаПодводя итоги 2003 года на рынке аутсорсинга, Gartner отмечает, что темпы роста этого сегмента опережают темпы развития рынка ИТ-услуг в целом. Поставщики услуг в области аутсорсинга начинают расширять свое присутствие, занимая новые ниши — в частности, ориентируясь на почти не охваченные ими ранее компании среднего и малого бизнеса.

Анализ текущего состояния рынка позволяет Gartner прогнозировать его рост в 2004 году на 3,1%. Ожидается, что к 2007 году этот показатель составит 8%, преимущественно за счет роста оффшорного сегмента. Уже к 2005 году почти треть крупнейших европейских компаний будет использовать подобного рода услуги. С другой стороны аналитики Gartner предупреждают, что в 2004 году компании могут впервые столкнуться с серьезными «провалами» в оффшорном бизнесе, вследствие чего будут вынуждены вновь искать поставщиков ИТ-услуг в своем регионе. Своего рода «фактором риска» здесь может стать изменение внутренней политики компаний, стремящихся воспрепятствовать утечке рабочих мест.

Подводя итоги 2003 года, аналитики отмечают существенное увеличение интереса «аутсорсинговых вендоров» к компаниям среднего и малого бизнеса (СМБ). Многие игроки, традиционно работавшие с крупными корпорациями, в прошлом году впервые обратили свое внимание на этот сектор — ввиду некоторого сокращения ИТ-бюджетов своих прежних — «больших» клиентов. При этом, выходя сейчас на рынок СМБ, большинство вендоров стремится работать преимущественно со средними компаниями, параллельно продолжая вести бизнес с крупными предприятиями.

По оценкам Gartner Dataquest, объем рынка ИТ-аутсорсинга для малого бизнеса (1–99 сотрудников) в 2003 году составил $1.84 млрд., а к 2006 году вырастет до $2.58 млрд. Для сравнения, в секторе среднего бизнеса (100–999 сотрудников) этот показатель в 2003 году оценивался в $12.65 млрд. Предположительно, к 2006 году он увеличится до $15.67 млрд.

При всем желании компаний, относящихся к нише СМБ, сохранять независимое положение, им все больше будет необходима поддержка сторонних специалистов в процессе внедрения и координации ИТ-инициатив. Очевидная ограниченность в ресурсах будет стимулировать менеджеров ИТ-проектов средних и малых компаний к привлечению поставщиков аутсорсинговых услуг. По мере увеличения объемов подобного сотрудничества, рынок ИТ-аутсорсинга в этом сегменте будет поступательно расти. Возможные провалы вендоров здесь будут обусловлены маркетинговыми просчетами — например, недостаточно корректно проведенной сегментацией. Серьезной проблемой может стать неготовность или неспособность вендоров, привыкших к «большому» бизнесу, отвечать узкоспециальным требованиям рынка СМБ.

По мере расширения бизнеса аутсорсинговых компаний на этом, пока все еще недостаточно охваченном ими рынке, аналитики прогнозируют появление тенденции к образованию партнерских альянсов. С одной стороны подобные формы сотрудничества позволят охватить эту нишу большему количеству вендоров. С другой стороны это даст шанс небольшим региональным компаниям «познакомиться» и заключить контракты с крупными игроками.

В июле-сентябре 2003 года было проведено исследование Gartner Dataquest. В число опрошенных 65 компаний вошли консультанты, системные интеграторы, провайдеры приложений (ASP) и компании по аутсорсингу бизнес-процессов. По результатам исследования были сделаны следующие заключения относительно тенденций развития рынка аутсорсинга в секторе СМБ в 2003 году:

  1. Выход вендоров на рынок СМБ стимулировал общий рост рынка аутсорсинга — этот фактор, как критически важный для активизации бизнеса в новом сегменте, указали 54% опрошенных компаний. С другой стороны, это означает, что рынок СМБ не является для большинства респондентов областью приоритетной специализации, а скорее расценивается как дополнительная стратегическая возможность. Некоторые аутсорсинговые компании объясняют свое внимание к рынку СМБ снижением ИТ-бюджетов своих существующих и потенциальных клиентов — крупных компаний. 1/5 опрошенных вендоров надеются таким образом компенсировать свои возможные убытки.
  2. Вендоры стремятся работать с компаниями среднего бизнеса, практически не уделяя внимания малым игрокам. Для примера, на долю американских компаний среднего бизнеса в 2003 году приходилось примерно 20% рынка аутсорсинга США. При этом доля малого бизнеса (компании с оборотом $50 млн.) составляет всего 3 %.
  3. Вендоры стремятся к образованию партнерских альянсов для работы на этом рынке — 62% опрошенных достаточно высоко оценивают приоритет этой стратегии.
  4. Компании СМБ заинтересованы в гарантированном сокращении расходов и возврате свих инвестиций, что обязывает вендоров к некоторому снижению стоимости услуг — по сравнению с опытом работы в более платежеспособном сегменте.
  5. Главная проблема вендоров, выходящих на этот рынок, состоит в неадекватности их предложения требованиям СМБ. С одной стороны, компании СМБ заинтересованы в специализированных, ориентированных на них услугах, однако с другой стороны, не готовы много в них инвестировать. По оценкам опрошенных аутсорсинговых вендоров, предприятия СМБ заинтересованы одновременно в бюджетных и гибких — легко масштабируемых решениях. Важным приоритетом здесь также является такой параметр, как комплексность.

Рекомендации Gartner Dataquest для аутсорсинговых компаний, выходящих на рынок СМБ:

  • Разработать четкую стратегию работы и сформулировать адекватное предложение
  • Фокусироваться на сотрудничестве с предприятиями среднего бизнеса
  • Работать в рамках партнерских альянсов
  • Учитывать факторы снижения расходов и возврата инвестиций в своем предложении для СМБ
  • Учитывать ключевые потребности предприятий этого сектора
  • Предлагать комплексный портфель услуг

Материалы предоставлены Gartner специально для CNews.ru

ФБК

Максим Андреев: Настоящим полем битвы российских и зарубежных систем управления станет рынок средних компаний

Максим АндреевНа вопросы CNews.ru ответил Максим Андреев, директор департамента информационных технологий компании «ФБК».

CNews.ru: Какие события на рынке ИТ в России были наиболее значимыми, на ваш взгляд? Как складывается развитие рынка услуг в сфере ИТ?

Максим Андреев: Я считаю, что говорить нужно о мировых тенденциях, которые прямо влияют на развитие рынка ИТ в России. Сильнейшая из них — глобализация экономики. Всё больший «кусок пирога» отходит транснациональным компаниям; примета последнего времени — участившиеся слияния-поглощения «голубых фишек». Знаковые события: слияние PeopleSoft и JD Edwards, а так же альянс Epicor-Scala. Для локальных игроков это означает ужесточение конкуренции. Заметным событием стала публикация Microsoft продуктовой стратегии до 2012 года. Теперь, когда известны планы Microsoft в области поддержки и развития корпоративных систем (Axapta, Navision), можно с определенной долей уверенности прогнозировать динамику российского ERP-рынка в ближайшие несколько лет.

Хочу отметить ряд тенденций, которые, по нашем мнению, будут определять динамику развития ИТ-рынка в России. Во-первых, это экономическая ситуация в стране. Улучшение инвестиционного климата может подтолкнуть ряд компаний к внедрению корпоративных систем, с тем, чтобы в будущем получить преимущество на рынке (или, по крайней мере, не упустить преимущества). Это может означать новый «ERP-бум» на российском рынке. Во-вторых, последние годы происходит планомерный переход на международные стандарты учета. Это открывает новые перспективы для крупных консалтинговых компаний, предлагающих комплексные решения с применением ИТ-технологий.

Полный текст интервью

GMCS

Сергей Сульгин: Сегодня интеграция это «вживление» технологий в бизнес

Сергей СульгинНа вопросы CNews.ru ответил Сергей Сульгин, генеральный директор компании GMCS.

CNews.ru: Какие тенденции определяли развитие рынка услуг в сфере ИТ в 2003 году, на ваш взгляд?

Сергей Сульгин: В 2003 году компания GMCS отметила шестилетний юбилей своей работы на рынке ИТ-услуг. Поэтому подводя итоги 2003 года мы можем говорить и об итогах и тенденциях последних шести лет.

В 1997 году компания объединила одних из лучших консультантов с огромным опытом работы в российских и западных компаниях, включая, на тот момент, «большую шестерку» для продвижения на российский рынок системы BAAN. Уже тогда было понятно, что для молодой компании был нужен нетрадиционный подход к внедрению ERP-систем, который позволил бы привлечь внимание рынка, обрести конкурентные преимущества и заложить основу дальнейшего развития интеллектуального потенциала сотрудников компании. Именно опыт наших специалистов, профессиональное «чутье» выявили растущую тенденцию интереса рынка ИТ-услуг к решениям, а не конкретным продуктам. Эта тенденция, развиваясь в течение последних насколько лет, на наш взгляд стала определяющей в 2003 году на рынке услуг в сфере ИТ.

Полный текст интервью


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS