Обзор "Рынок ИТ:
итоги 2003" подготовлен
При поддержке При участии
CNewsAnalytics ФостерГрупп Журнал Форум IT

Российский рынок ноутбуков: Взлет-2003

Российский рынок ноутбуков: Взлет-2003

Рынок мобильных ПК в России продолжает расти: аналитики и поставщики единодушно провозглашают бум ноутбуков, связанный по многом с распространением на рынке условно российской продукции. Ноутбуки, продаваемые под отечественными брендами, стоят дешевле западных аналогов, и сочетают в себе привлекательный набор функциональных возможностей. Несмотря на высказываемые сомнения относительно качества российских мобильных устройств, показатели продаж говорят сами за себя.

По различным экспертным оценкам, показатель роста продаж ноутбуков на российском рынке, по итогам 2003 года, расходится от 70 до 80%. Аналитики ITResearch, оценившие общий объем российского рынка компьютеров (ПК, ноутбуки, КПК, серверы на платформе Intel) в 2003 г. в 3700 тыс. шт. (2317 млн. долл.), отводят на долю ноутбуков порядка 8,5%. Продажи ноутбуков увеличились на 84,3% по сравнению с 2002 г. По комментарию аналитиков — и многих игроков, именно сегмент портативных компьютеров определял общий рост российского рынка ПК в 2003 году. Высокие темпы здесь связывают с появлением новых моделей, снижением цен и ростом активности, как отечественных, так и зарубежных компаний в развитии каналов сбыта.

Подтверждая эту тенденцию, IDC определяет ежегодный прирост этого сегмента в нашей стране на 77,5%. Аналитики также отмечают, что на фоне соотношения доли ноутбуков и настольных ПК на рынке Западной Европы, объем рынка в России пока крайне мал — и по оценкам IDC составляет менее 6%. Такой разрыв объясняется низким — по европейским меркам — средним уровнем доходов в России. На Западе именно розничный сектор обеспечивал прирост рынка ноутбуков в 2003 г.

Поставщики ноутбуков: «великолепная пятерка»

По итогам 2003 года в сегменте ноутбуков лучшие результаты продаж отмечаются у компаний Rover Computers, Asustek, Fujitsu-Siemens Computers, iRu и Toshiba. По оценкам ITReaserch, их доля составила в прошлом году 64,5%.

Gartner подтверждает лидирующую позицию Rover с точки зрения доли рынка — 23,2%. Показатель ежегодного роста этой компании, по оценкам аналитической группы, составляет 47,2% — и уступает только показателям Toshiba, Fujitsu Siemens, Dell и К-системс.

Top 10: Поставщики ноутбуков2002,доля рынка, % 2003, доля рынка, %Рост, %
Rover Computer28,7%23,2%47,2%
IRU0,0%9,9%-
Toshiba10,9%9,4%56,5%
Hewlett-Packard11,7%8,5%32,9%
Atlantic Computers0,0%5,8%-
Fujitsu Siemens3,5%4,6%142,0%
IBM5,4%4,2%42,8%
Dell Inc.1,8%3,7%268,0%
Acer3,8%2,8%35,2%
K-systems2,0%1,8%69,2%
    
Другие32,1%26,0%47,5%
    
 100,0%100,0%82,4%

Источник: Gartner

Модельные предпочтения: хиты продаж

По различным экспертным оценкам, наибольшей популярностью в течение 2003 года у отечественного покупателя пользовались ноутбуки Rover и Toshiba. В число самых продаваемых моделей входят, например:

  • Toshiba Sattelite 1400 Series,
  • Roverbook Navigator UT6/UT7,
  • Fujitsu Siemens Computer Lifebook C,
  • HP Onmnibook XE 4500,
  • Asustek L3 Series,
  • iRU Intro,
  • Toshiba Satellite A,
  • HP Evo nx90xx,
  • RoverBook Voyager B415,
  • RoverBook Partner E41x,
  • Roverbook Navigator B Series.

В конце года вырос спрос на ноутбуки на базе Centrino. Первый мобильный компьютер данного класса (Pentium M) был представлен на российском рынке в марте 2003 г. компанией Rover Computers. К лету подобные устройства стали появляться в линейках и других вендоров, а ко второму полугодию уже практически все ведущие игроки рынка предлагали ноутбуки на базе Centrino. На конец года количество моделей на базе Pentium M от различных вендоров превышало 60% всего предложения на рынке (данные ITResearch).

Всего в течение 2003 г. было продано около 48 тыс. ноутбуков на базе процессора Pentium M, что соответствует примерно 15% всего российского рынка ноутбуков. Наиболее сильные позиции данный процессор завоевал в сегментах «Tонкие и легкие», а также «Мини-ноутбуки». Наиболее высокие показатели продаж ноутбуков данного класса отмечают вендоры: Asustek, HP, IBM, iRU, Rover Computers, Samsung. Стоимость устройств за год упала почти на 250 долл., при этом самые дорогие ноутбуки оказались у компании Toshiba, самые дешевые — у iRU.

Российский рынок ноутбуков Y’2003. 312 тыс. шт.

Российский рынок ноутбуков Y'2003. 312 тыс. шт.

Источник: ITResearch

По прогнозам META Group относительно развития мирового рынка ПК, к 2006 году доля пользователей мобильных компьютеров увеличится до 40%. Российские игроки надеются, с поправкой на местные условия, достигнуть «хорошего» показателя в 20–25%, однако с осторожностью высказывают прогнозы. Очевидно, что рост продаж этой продукции будет и в дальнейшем напрямую зависеть от общего уровня благосостояния и платежеспособности российского потребителя. Факторами, стимулирующими рост, останутся, во-первых, тенденция к снижению цен, и во-вторых, расширение функциональных возможностей устройств, максимально приближенных к возможностям деск-топов.

Мария Попова / CNews Analytics

FosterGroup

Борис Хобод: Российский ИТ-рынок все больше работает по западным принципам

Борис ХободИнтервью CNews.ru дал Борис Хобод, генеральный директор компании FosterGroup. В ходе беседы эксперт рассказывает о развитии рынка портативных компьютеров в России.

CNews.ru: Какие на ваш взгляд основные события произошли на российском рынке портативных компьютеров в 2003 году? Каковы итоги прошедшего года?

Борис Хобод: В первую очередь следует сказать, что российский ИТ-рынок в прошлом году не только доказал свою самостоятельность, но и стал одним из самых перспективных в мире. Темпы роста нашего ИТ-рынка превзошли все ожидания. В свою очередь на российском ИТ-рынке в прошлом году сформировались свои зоны роста — те отрасли и направления, которые росли значительно быстрее других. Одной из таких зон по праву стал рынок портативных компьютеров. Рост был такой значительный, что в 2003 году все чаще «ПК» стало означать не «персональный компьютер», а именно «портативный компьютер».

В связи с этим можно отметить и основной итог прошлого года — рост внимания со стороны западных брендов к российскому ИТ-рынку в целом и, безусловно, к сегменту портативных компьютеров в частности. Закрепление на российском рынке портативных компьютеров стало настолько важной задачей, что многие компании пропускают стадию производства десктопов и выходят на рынок сразу с ноутбуками. Тоже самое можно сказать и о российских производителях десктопов — многие из них не только начинают выпускать портативные компьютеры под своей маркой, но и строят мощные линии для производства. В 2003 году стало абсолютно очевидно, что через несколько лет лидером рынка продаж компьютеров в России станет компания, имеющая наибольший вес именно в секторе портативных компьютеров. Все это в полной мере впервые проявилось именно в 2003 году.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS