Обзор "Рынок ИТ:
итоги 2003" подготовлен
При поддержке При участии
CNewsAnalytics ФостерГрупп Журнал Форум IT

Исследование: Перспективы рынка средних и тяжелых серверов

Исследование: Перспективы рынка средних и тяжелых серверовСодержание:

Определение предмета исследования
Мировой рынок ИТ
Особенности российского ИТ рынка
Описание методики
IBM
Sun
HP
Fujitsu Siemens Computers (FSC)
Kraftway
Bull
Intel
Выводы

В рамках Обзора CNews.ru впервые публикуется текст исследования о перспективах развития рынка средних и тяжелых серверов, подготовленный Elashkin Research.

Определение предмета исследования

Понятие сервера является одним из базовых в ИТ-индустрии и в этом качестве считается самоочевидным. Большая часть определений базируется на описании выполняемых сервером функций. Так IDC определяет сервер как, предоставляющий сервисы множеству пользователей, одновременно подключенных к серверу по сети и соединяющихся с ним как с помощью интеллектуальных (ПК), так и неинтеллектуальных (терминалы) клиентских систем. IDC выделяет легкие серверы стоимостью до $25 тыс., средние серверы от $25 тыс. до $499.999 и тяжелые серверы стоимостью от 500 тыс. долларов.

Это определение страдает неполнотой т.к. не учитывает развития индустрии и появления новых типов клиентов, таких как мобильные устройства (PDA, смартфоны и др.), соединения с контроллерами, обслуживающими технологические процессы, банкоматы и многие другие клиентские устройства ввода/вывода. Кроме того, многие современные серверы обслуживают запросы других серверов. Например, серверы приложений могут вообще не иметь связи с клиентскими компьютерами.

С нашей точки зрения корректней было бы определить сервер как устройство, выполняющее задания, полученные с удаленных устройств посредством сетевого соединения.

В рамках данного обзора мы несколько сократим область исследования и будем рассматривать только те серверы, которые удовлетворяют определенным потребительским свойствам, обеспечивая надежность, доступность и масштабируемость. Такой сервер должен быть снабжен необходимыми аппаратными и программным средствами, обеспечивающими возможность горячей замены, мониторинга, удаленного управления и т.п. Таким образом, мы не будем рассматривать многочисленные серверы на платформе Intel, созданные без внесения дополнительных требований к серверам такого уровня.

Мы также внесем изменения в классификацию серверов, относя к легким серверам все серверы с максимально возможным числом процессоров менее 4. Средние серверы определим как серверы с числом процессоров от 8 до 16, а тяжелые серверы — как содержащие более 16 процессоров. Такой подход также страдает некоторыми недостатками и часто не совпадает с классификацией серверов, принятой у производителей. Например, SunFire V880 компании Sun, который отнесен производителем к серверам начального уровня, может поддерживать до 8 процессоров, а сервер SunFire 6800 по классификации Sun считается сервером среднего уровня, но по нашей классификации оказывается тяжелым, т.к. поддерживает до 24 процессоров. Тем не менее, мы считаем, что наша классификация имеет право на существование т.к. учитывает определенный уровень технологий, необходимый для создания соответствующего уровня продукции. По нашей классификации серверы, содержащие до 4 процессоров, соответствуют простой архитектуре SMP, содержащие от 8 до 16 процессоров требуют уже технологий ccNUMA, а содержащие большее число процессоров соответствует более высокому уровню архитектуры ccNUMA. Особое место занимают переходные между легким и средним классами серверы с 4 процессорами. Мы относим четырехпроцессорные серверы к среднему классу, если они имеют необходимые аппаратные серверные и программные компоненты, соответствующие среднему классу, и к легким серверам в противном случае.

Мы также не рассматриваем в данном исследовании blade серверы — новый класс серверной архитектуры и кластерных систем. Такие системы могут обладать необходимой производительностью для того, чтобы соответствовать средним и тяжелым серверам, но выходят за рамки данного исследования.

Постановка задачи

Целью данного исследования является оценка уровня продаж и перспектив развития для основных производителей серверов среднего и тяжелого уровней на российском рынке в 2004 году. При этом не ставится задача количественно определить размеры рынка, уровень продаж каждого производителя и его долю рынка. Основная задача заключается в определении основных объективных и субъективных факторов, которые будут действовать в России на каждого из производителей в течение 2004 года оценке возможных последствий.

Мировой рынок ИТ

Тенденции мирового рынка ИТ

После длительного тяжелого периода в мировой индустрии многие аналитические компании предсказывают рост продаж в 2004 году. Согласно прогнозу IDC, объем мирового рынка информационных технологий вырастет по сравнению с 2003 годом на 6-8%. Причем эта оценка была повышена по сравнению с ноябрьской (4.9%) по итогам индустрии ИТ в третьем квартале 2003. AMR Research также отмечает значительный рост продаж в 3 квартале 2003 года: 4.3% по сравнению с 3.4% во втором квартале, и высокие ожидания на 2004 год. Такой оптимизм разделяют большинство аналитиков. Дополнительным фактором, вызывающим оптимизм аналитиков, является восстановление американской и мировой экономики.

К этим цифрам нужно подходить с некоторой осторожностью. Существует определенные противоречия между оптимистическими цифрами продавцов и бюджетами выделенными покупателями на 2004 год. По оценкам Gartner, индекс Technology Demand Index в ноябре 2003 года составлял 81 (за 100 в этом индексе принята ситуация, когда все выделенные на ИТ бюджеты деньги полностью используются). Тот же Gartner считает, что рост бюджетов в области ИТ составит не более 1.6% в 2004 году, что явно меньше планируемого роста продаж.

Причина такого несоответствия лежит в серьезных изменениях структуры потребления в ИТ индустрии. Большие компании в значительной степени продолжат оптимизацию своей ИТ инфраструктуры, а рост будет происходить в секторе малых и средних предприятий. Кроме того, изменяется структура затрат в ИТ. Вслед за переносом производства в другие страны происходит резкий рост потребления услуг аусторсинга и особенно off-shore аутсорсинга.

С точки зрения технологий произойдет ряд изменений: интеграция приложений, CRM, SCM, беспроводные системы, grid и др. В связи с опережающим ростом бюджетов малых и средних предприятий ожидается значительный рост продаж небольших x86 серверов под управлением Linux.

В целом, несмотря на перспективы роста, глобальный и американский рынки выглядят не очень хорошо, но большинство аналитиков надеются, надеются, что наблюдаемое некоторое оживление — это признак их возрождения.

Серверный рынок

Ситуация на серверном рынке отражает общую тенденцию всего ИТ-рынка, но здесь действуют некоторые специфические факторы, связанные с изменением парадигмы enterprise вычислений.

В настоящее время мировой серверный рынок постепенно восстанавливается. Однако это восстановление происходит в значительной степени из-за роста продаж легких (по западной классификации) Intel-серверов.

Продажи и доля рынка серверов по данным IDC в 3-м квартале 2003 года (в млн. $), глобальные данные.

Производитель Q3 2003
Продажи
Доля
рынка
Q3 2002
Продажи
Доля
рынка
2003/2002
Рост продаж
IBM $3,368  31.1% $3,160  29.7% 6.6%
Hewlett-Packard $2,997  27.7% $2,895  27.3% 3.5%
Sun Microsystems $1,165  10.8% $1,285  12.1% -9.3%
Dell $1,025  9.5% $919  8.6% 11.6%
Fujitsu/Fujitsu Siemens $684  6.3% $702  6.6% -2.5%
Другие $1,590  14.7% $1,663  15.7% -4.4%
Всего: $10,830  100.0% $10,625 100.0% 1.9%

По данным IDC, число проданных серверов выросло на 19.5%, а небольшой рост продаж в денежном эквиваленте отражает то, что это рост в основном пришелся на небольшие серверы (в классификации IDC серверы стоимостью до $25.000). Продажи средних серверов (от $25.000 до $499.999) выросли на 7% процентов по сравнению с прошлым годом, а продажи тяжелых серверов упали на 14%.

В сегменте легких серверов наибольший рост пришелся на серверы архитектуры x86 — 21.4% по числу серверов и 8.3% в денежном выражении. Продолжается рост продаж серверов с предустановленным Linux — на 49.8% в денежном выражении и на 51.4% по числу компьютеров. Общие продажи таких серверов составили 743 миллиона долларов. Однако Windows серверы пока далеко обгоняют Linux сервера. Их было продано на 3.4 миллиарда долларов или 31.7% всех продаж серверов в денежном выражении. Рост — 10.3% по числу серверов и 21.4% по числу серверов. Ситуация с европейским рынком более благоприятна для производителей.

Продажи и доля рынка серверов по данным IDC в 3-м квартале 2003 года (в млн. $), данные по Европе

Производитель 3Q03
Продажи
Доля
рынка
3Q02
Продажи
Доля
рынка
2003/2002 
Рост продаж
IBM $927.0 32.3% $798.3  29.3% 16.1%
HP $893.4  31.1% $908.4  33.4% -1.7%
Sun Microsystems $326.4  11.4% $335.3  12.3% -2.7%
Fujitsu Siemens Computers $292.8  10.2% $276.3  10.2% 6.0%
Dell $168.1 5.9% $154.9  5.7% 8.5%
Другие $264.1  9.2% $248.2  9.1% 6.4%
Всего: $2,871.8 100.0% $2,721.3  100.0% 5.5%

Очевидно, что в отсутствии роста ИТ-рынка вообще и рынка серверов в частности любой рост продаж одной компании сопровождается уменьшением доли рынка для другой компании. В целом существующие сегодня тенденции глобального рынка можно охарактеризовать как передел рынка. Европейских рынок также подвержен этому процессу, но одновременно идет заметное увеличение продаж. При этом возрастает доля рынка тех компаний, которые не попали в лидирующую пятерку, в то время как глобальная и американская тенденция заключается в вытеснении небольших компаний. Заметно лучшие результаты в Европе показывают Fujitsu Siemens и Sun.

Согласно IDC, рынок x86 систем растет даже быстрее, чем во всем мире — 23.3% по числу серверов, но только 2.4% в денежном исчислении. Наблюдается небольшой рост числа средних Unix систем (1.1%), но денежный эквивалент этих продаж гораздо выше — 5.5%. В целом, на ситуацию с продажами в Европе могут значительно влиять как состояние европейской экономики, так и крайне выгодный для Америки высокий курс евро по отношению к доллару.

Особенности российского ИТ рынка

Аналитические исследования российского рынка гораздо менее подробные, но некоторые тенденции можно отметить. По оценкам IDC российский рынок вырастет в 2004 году на 22,7%, а его объем достигнет объема 6,04 миллиардов долларов. Несмотря на некоторые сомнения о точности этого анализа, это фактически единственные цифры, характеризующие российский рынок. Наиболее динамично развивающимися сегментами сегодня являются сервисы (консалтинг; инсталляция, поддержка и оптимизация решений; обучение и т. п.) и программное обеспечение — рост 23,4% и 47,2% соответственно. Вместе с тем, по данным отчета IDC, вклад этих двух сегментов составил только 37,6% всех затрат на ИТ, что свидетельствует о сохранении дисбаланса между аппаратной, программной и сервисной составляющих рынка.

Опережающий рост объемов российского рынка, безусловно, связан с общей экономической ситуацией в России. Высокая цена на нефть и начинающийся подъем индустриального сектора позволяют строить оптимистические прогнозы на 2004 год. Низкий курс доллара по отношению к рублю, прогнозируемый на весь следующий год, также будет позитивно сказываться на ИТ продажах серверов, поставляемых из США. Высокий курс евро наоборот будет препятствовать поставкам европейской продукции. Еще один фактор, который окажет влияние на продажи в секторе информационных технологий — это усиление таможенного контроля, но этот фактор будет равно действовать на всех игроков рынка и окажет только кратковременное влияние на ситуацию.

Описание методики

В условиях нестабильности мировой и российской экономики любой численный прогноз российского рынка в 2004 году будет иметь вероятностную природу. Это не означает, что он невозможен — ряд аналитических компаний предлагают такие цифры. Однако построение такого прогноза базируется на эволюционном подходе, когда данные за предыдущие годы аппроксимируются на следующий год с некоторым коэффициентом, отражающим рыночные ожидания на следующий год. Кроме того, такие расчеты обычно строятся на информации о внутренних планах продаж производителей и отражают их собственное видение рынка, которое может быть необъективным.

В данном исследовании мы используем альтернативный подход, заключающийся в том, что оцениваются объективные и субъективные факторы, влияющие на расстановку сил на рынке. Кроме того, на основе сравнения технологических характеристик серверов и их цены прогнозируется возможные результаты конкурентной борьбы. Таким образом, данная методика предлагает некий открытый алгоритм оценки возможностей той или иной компании.

Для оценки перспектив компаний на рынке каждая компания оценивается по критериям «сила» и «слабость». Эти параметры характеризуют именно позиции компании в России. Далее проводится анализ возможностей компании — «перспективы». В этом разделе используется техническая и рыночная информация не только о рассматриваемой компании, но и влияние внешних факторов. В разделе «прогноз» подводится итог всех действующих факторов и делается прогноз о результатах работы в 2004 году. Этот анализ имеет некоторые общие черты с общеизвестным SWOT анализом, поэтому мы также приводим краткие таблицы с результатами SWOT анализа в конце рассмотрения каждой компании. При этом мы исключили из SWOT анализа все общие факторы, действующие на все компании в равной мере (например, риски российской экономики и т.п.) и оставили только специфические для данной компании факторы.

IBM

Сила

IBM — одна из старейших компаний на российском компьютерном рынке с хорошей известностью и сильной репутацией. Полная линейка серверных продуктов начинается с небольших Intel серверов (Xeon и Itanium) — xSeries, включает Unix серверы — pSeries, AS400 машины — iSeries и заканчивается мэйнфреймами — zSeries. Компания имеет свою сформировавшуюся сеть партнеров и клиентов.

Слабость

Основным сдерживающим фактором развития бизнеса IBM в России в 2004 году будет значительная аппаратная специализация российского офиса. IBM на западе всегда была компанией, которая предоставляет полный набор услуг начиная с аппаратного и программного обеспечения и заканчивая консалтингом и аутсорсингом. Поглощение PriceWaterhouseCoopers еще больше усилило позиции компании. По последним данным (3-й квартал 2003 года) доля сервисов в бизнесе IBM составила 51%, в то время как аппаратные продажи составили 31%, а продажа ПО — 16%. Слияние с PriceWaterhouseCoopers в России произошло, но компании еще должны наработать совместную бизнес практику, позволяющую взаимодействовать синергетически, а не просто суммировать объем продаж. Кроме того, программный департамент IBM, несмотря на усилившуюся в последнее время активность, пока уступает конкурентам: Oracle и Microsoft.

Перспективы

xSeries — хорошие перспективы для этой линейки, но в нижнем сегменте сектора средних серверов конкуренция особенно велика. Перспективы роста этой линейки сильно зависят от канала продаж и партнерской сети. iSeries — бизнес систем iSeries гораздо более предсказуем и стабилен. В основном это проектный бизнес. Существующая база заказчиков и проектов гарантирует определенный уровень продаж. Рост продаж в значительной степени зависит от успехов или неудач самого офиса IBM и его партнеров именно в области продаж. При этом объем поставок в таких проектах таков, что даже 1-2 дополнительных проекта могут существенно повлиять на долю рынка для IBM.

pSeries — сектор продаж pSeries (средние и тяжелые сервера) значительно более подвержен конкуренции. Главными конкурентами для IBM выступает HP и Sun. Выход Kraftway на этот рынок дополнительно увеличивает конкуренцию.

Следует отметить, что в 2003 году ситуация была благоприятна для IBM, так как основной конкурент, HP, не был готов к поставкам новых 8 и 16 процессорных Itanium серверов Integrity до конца года. В 2004 году ожидается более активная конкуренция средних и тяжелых серверов на основе процессоров: Itanium и Power4+.

zSeries — тяжелые серверы zSeries мало заметны сегодня, но имеют свой полноценный сложившийся рынок систем высокой надежности и массового обслуживания запросов. Основным конкурентом zSeries являются старшие модели серверов Sun (SunFire 10К и 15K) и second hand мэйнфреймы с западных рынков.

Несмотря на очевидные достоинства мэйнфремов, эта технология многими считается устаревшей и с трудом находит новых покупателей. Соответственно рынок таких систем ограничен унаследованными системами и постепенно уменьшается по числу серверов. При этом нагрузка на такие приложения растет за счет роста числа данных и пользователей, так что при уменьшении числа проданных компьютеров, их вычислительная мощность и оборот IBM в этом сегменте будут расти, но медленнее чем в остальных продуктовых линейках.

Прогноз

У IBM хорошие перспективы для увеличения объемов продаж, особенно в сегменте средних серверов. Вместе с тем, некоторые факторы, сдерживавшие рост его конкурентов в 2003 году перестанут действовать в 2004, что приведет к росту конкуренции. IBM будет увеличивать свою долю рынка, но некоторые конкуренты смогут добиться большего. Для того, чтобы занять на российском рынке то место, которое компания занимает на западном, IBM необходимо продолжить курс на увеличение доли продаж программного обеспечения и сервисов.

SWOT анализ позиций IBM

Сила
  • Репутация
  • Инсталлированная база и лояльные заказчики
  • Продуктовая линейка
  • Огромный запас прочности
Слабость
  • Опережающее развитие аппаратной составляющей продаж
  • Недостаточная рыночная доля в области СУБД
  • Медлительность в принятии решений
  • Слабая пропаганда IBM Vision и технологического лидерства
Возможности
  • Развитие сектора ISV
  • Развитие консалтинга
  • Развитие имиджа технологического лидера с помощью маркетинга
  • Четкое позиционирование серверных линеек
Угрозы
  • Новые программные продукты Microsoft
  • Опережающее развитие конкурентов
  • Падение интереса к мэйнфреймам и AS400

Sun

Сила

Компания Sun имеет очень хорошую репутацию на российском рынке. С точки зрения партнеров Sun пользуется репутацией одной из наиболее динамичной и удобной для работы западной компании на российском рынке. Sun имеет сильные позиции в секторе телекоммуникаций и финансовом секторе.

Sun — практически единственный производитель, не сдавшийся под напором Wintel архитектуры и специализирующийся в области высокопроизводительных RISC — Unix серверов. На сегодняшний день, по утверждению сотрудников Sun со ссылкой на данные IDC, Sun лидирует на российском рынке Unix систем — 71% рынка по числу проданных компьютеров и 42% по обороту.

Sun является чрезвычайно популярной платформой у разработчиков прикладных программ и системных интеграторов, а также у разработчиков, использующих продукты Oracle. Платформа Java также очень популярна. Компания продолжает инвестировать в долговременные проекты: увеличение числа центров разработки программного обеспечения (Новосибирск, Санкт-Петербург, Москва), создание интернет сообщества разработчиков на Java и др.

Слабость

Sun — единственная на сегодня крупная серверная компания, которая не представила в 2003 году новые процессоры и новую линейку серверов. Рынок тяжелых решений весьма консервативен и задержка на один год не является критической, но такое отставание является однозначным минусом. Согласно информации о планах Sun новый процессор будет выпущен в первом квартале 2004 года. Кроме того, на ситуацию в России влияют слабые финансовые показатели на западе. Несмотря на неплохие результаты работы в Европе, Sun теряет долю серверного рынка в мировом масштабе. Это, возможно, скажется на настроениях российских заказчиков, внимательно отслеживающих мировые тенденции. Еще одной угрозой для серверного бизнеса Sun является развитие Linux — Intel систем, вытесняющих на глобальном рынке малых и иногда средних серверов платформу RISC — Unix. Влияние этой тенденции в России не до конца очевидно, платформа Intel традиционно сильна в российском малом и среднем бизнесе, а такое преимущество Linux, как меньшая цена лицензий, нивелируется широким распространением нелицензионного программного обеспечения. Тем не менее в области нижнего сегмента серверов позиции Sun не очень сильны.

Кроме того, лидирующие позиции Sun в области программного обеспечения довольно сильно оспариваются Microsoft и IBM, а новые разработки N1 пока не достаточно известны в России.

Перспективы

Sun остается стандартом de facto для целого ряда отраслей и классов приложений. Специфика этих областей заключается в том, что переход на другую платформу связан со значительными расходами. Большая инсталлированная база должна позволить Sun пережить временные затруднения, но очень многое будет определяться успехами компании на западе.

В настоящем исследовании мы не рассматриваем легкие (по нашей классификации) серверы SunFire V100 — V440 и blade серверы V60 — V100. Продажи средних серверов Sun Fire V480, V880, 3800, 4800 и V1280 в 2004 году могут увеличиться в связи с общим ростом рынка, но они будут испытывать острую конкуренцию со стороны Itanium систем. Тяжелые серверы Sun Fire 6800, 15K, 12K и Sun Enterprise 10000 по-прежнему будут продаваться в небольших количествах в крупных проектах, но даже небольшого числа таких продаж будет достаточно, чтобы в денежном выражении получить существенную долю рынка.

В российских планах компании на 2004 год серьезная работа по оптимизации системы поставок. Планируется дальнейшее усиление набора сервисов, предоставляемых представительством, и построение структуры близкой к офисам Sun в Европе и США, что сопровождается увеличением числа сотрудников. Если эти планы будут реализованы, то Sun сможет отстоять свои позиции в конкурентной борьбе.

Прогноз

В первой половине 2004 года можно ожидать некоторого спада продаж серверов Sun, связанного с изменением условий поставки. По результатам года, компания увеличит объем продаж и приобретет новых заказчиков, но высокая конкуренция на рынке может привести к тому, что компании не удастся увеличить свою долю рынка, особенно в секторе средних серверов. Таким образом, ситуация в России будет более близка к европейской, где Sun выглядит намного лучше, чем в мировом масштабе. Основная доля продаж Sun будет лежать в области серверов 50-100 тысяч долларов.

SWOT анализ позиций Sun

Сила
  • Репутация
  • Инсталлированная база
  • ISV и системные интеграторы
  • Партнерская сеть
Слабость
  • Слабые результаты на глобальном рынке
  • Задержка с выходом новых моделей
  • Низкая конкурентоспособность в сегменте легких серверов
Возможности
  • Удержание имиджа лидера в области технологий
  • Выход на новые рынки (малый и средний бизнес)
  • Проекты в госструктурах
Угрозы
  • Дальнейшее ухудшение положения компании на западе
  • Угроза со стороны Intel и AMD
  • Угроза со стороны Windows и Linux

HP

Сила

HP также хорошо известна в России и имеет большое количество заказчиков как в крупных коммерческих и государственных структурах, так и среди небольших и средних предприятий.

HP имеет одну из лучших партнерских сетей в России, что дает этой компании серьезное преимущество в развитии рынка в 2004 году. Компания тщательно подготовилась к наступлению серверов Itanium: несколько лет совместной работы с i-Teco и другими разработчиками и системными интеграторами по подготовки Itanium Ready решений — безусловно, серьезный задел на будущее.

Компания определилась с лидирующими продуктами в среднем и тяжелых секторах серверного рынка и сделала ставку на унифицированную линейку Integrity. С точки зрения работы с разработчиками и системными интеграторами у HP есть серьезное преимущество в том, что она не производит собственных СУБД, как IBM. А в отличие от Sun HP амбивалентна по отношению к Oracle и Microsoft.

Слабость

HP, пожалуй, наиболее сильная компания из перечисленных в этом обзоре на российском рынке. Главная сложность для компании в том, что, имея значительную долю серверного рынка, его очень сложно увеличить в процентном выражении. Кроме того, сегмент средних серверов выглядит очень привлекательным для целого ряда западных и российских компаний, что резко увеличит конкуренцию на этом рынке. При этом HP является самой крупной мишенью и основным раздражителем.

Стратегическое сотрудничество с Microsoft и ориентация на Intel в качестве поставщика процессоров в ущерб собственным процессорам PA-RISC, Alpha и операционным системам HP-UX и Open VMS ограничивает возможности компании для маневра. С другой стороны компания не может полностью отказаться от своих разработок, что приводит к распылению сил. В этой ситуации необходимо тщательное сохранение баланса между различными решениями. Потенциально такая политика обещает серьезные выгоды, но от успешности управления своими «активами» зависит успех всей стратегии. Еще одна сложность для HP заключается в очень широком спектре представляемых продуктов. Если для IBM большая часть продуктов находится достаточно близко к серверным технологиям, то принтерное направление HP отстоит от серверного бизнеса достаточно далеко, что размывает имидж компании. У HP нет такой сильной консалтинговой группы как у IBM, но это компенсируется сотрудничеством с системными интеграторами. Программное направление также мало развито в России. Кроме того, компании предстоит лучше делегировать сервисные функции партнерам.

Перспективы

В 2003 году HP преодолела трудности связанные с поглощением Compaq, выпустила полную линейку своих серверов и перестроила партнерскую сеть. В результате у компании потенциально идеальная позиция для резкого роста в 2004 году. С точки зрения серверных линеек следует ожидать следующих результатов. Серверы hp 9000 (PA-RISC) — бывшая топовая модель компании. Официально объявлено, что она постепенно уступит место серверам Integrity. Переход будет плавным — существующие серверы могут безболезненно перейти на новые процессоры Itanium. В силу ограниченного времени жизни этой линейки ее продажи в 2004 году будут постепенно уменьшаться.

Системы Alpha — серверная линейка доставшаяся HP от DEC и Compaq. Несмотря на трудную судьбу и сегодня некоторые модели этих серверов являются лучшими для целого ряда задач. Однако, стратегия компании по развитию направления Itanium делает перспективы этой линейки весьма слабыми. Следует ожидать дальнейшего падения продаж.

Серверы hp Integrity — основной продукт компании. Технически наследует лучшие решения hp 9000. Линейка представлена полным набором серверов от 1 до 64 процессоров Itanium. На сегодняшний день 64 процессорному серверу HP Integrity Superdome принадлежит рекорд производительности в тестах TPC-C для некластерных систем. Ключевой продукт компании в 2004 году в секторе средних и тяжелых серверов. С точки зрения конкуренции с другими серверами на основе Itanium, HP обладает серьезным конкурентным преимуществом: кроме 64-х разрядных Windows и Linux, компания обладает собственной Unix операционной системой HP-UX, которая, по мнению многих экспертов, лучше отлажена и более надежна, чем Windows или Linux, которыми ограничены конкуренты. Кроме всего прочего, это дает лучшие отношения с Oracle и его разработчиками и интеграторами.

Тяжелые серверы HP NonStop S-series предназначены для применения в решениях, в требующих высокой доступности и производительности, где высокая стоимость окупается финансовыми выгодами от этих свойств. Основная проблема, ограничивающая продажи HP NonStop S-series для финансовых институтов и процессинговых центров — высокая стоимость специализированного финансового программного обеспечения, но несколько российских компаний уже работают над созданием его более дешевого отечественного аналога.

Прогноз

У компании, пожалуй, самые лучшие позиции на российском рынке для наступления. Большая часть переходных проблем, мешавших компании в 2003 году, решена и теперь HP может воспользоваться результатами сделанных инвестиций.

Назначение нового генерального директора российского представительства в России, Оуэна Кемпа, в ранге вице-президента HP подразумевает очень высокий уровень поддержки со стороны штаб-квартиры. С другой стороны, это потребует значительного увеличения продаж. Даже растущий рынок может не «переварить» такое количество техники. Поэтому компании придется активно влиять на сам рынок с целью его стимуляции к дополнительному росту. Такой рывок возможен только с помощью «Большой Идеи» масштаба Электронной России или подобного проекта. Несмотря на такие сильные позиции HP сегодня не защищена от атаки из более низкого ценового и технического сегмента, где ее основным конкурентом является компания Kraftway.

Сильным ходом и ударом по российским производителям стал выход HP на их поле недорогих серверов начального уровня — ProLiant 100. В случае грамотного использования этого хода можно будет отвлечь ресурсы конкурентов от высокодоходного и привлекательного сегмента средних серверов, бросив их на защиту своей вотчины. Кроме того, ProLiant 100 позволит HP выйти на новые рынки в основном в малом и среднем бизнесе, где цена является одним из важнейших критериев.

SWOT анализ позиций HP

Сила
  • Репутация
  • Инсталлированная база
  • Продуктовая линейка
  • Партнерская сеть
  • Амбивалентность по отношению к большинству программного обеспечения
Слабость
  • Слишком широкая линейка серверов и ОС
  • Недостаточная известность программных решений
  • Недостаточное делегирование сервисных функцийБизнес слишком диверсифицирован
Возможности
  • Выход на новые рынки
  • Установление нового стандарта средних и тяжелых серверов (Itanium)
Угрозы
  • Недостаточный объем российского рынка для амбициозных планов
  • Потеря клиентов при переходе с устаревающих линеек

Fujitsu Siemens Computers (FSC)

Сила

Fujitsu Siemens Computers — это дочернее предприятие компаний Siemens AG и Fujitsu Limited, основанное в 1999 году. Серверная линейка FSC не менее богата, чем у HP и IBM и включает Intel (PRIMERGY) и RISC (PRIMEPOWER) серверы любого уровня мощности. У компании очень хорошие решения для систем высокой доступности и они реально могут показать некоторые системы, отвечающие самой передовой сегодня идеологии Utility Computing. Кроме того, Fujitsu производит мэйнфреймы, но они на российский рынок не поставляются.

Сегодня FSC серьезно относится к российскому рынку, инвестировав в Россию значительные ресурсы. Компания зарегистрировала российское ООО, что позволяет решить целый ряд вопросов, связанных с организацией сервисного обслуживания и создать склад запасных частей. В России работает консалтинговое подразделение Siemens Business Services, потенциально способное предоставить широкий спектр услуг и усилить позиции FSC. Существенно активизировался отдел маркетинга, что немаловажно для положения FSC.

Слабость

Проблема этой компании заключается в том, что в течение многих лет основные продажи компьютеров осуществлялись в рамках кредитов предоставленных немецким правительством России. Имея почти гарантированный рынок сбыта в России, компания пала жертвой этого преимущества. Использование государственных кредитов не терпит шума и рекламы, поэтому известность компании не так велика, как могла бы быть при другом развитии событий.

Проблемы FSC не ограничиваются недостаточной известностью на рынке, такие условия ведения бизнеса не требовали построения широкой сети партнеров и дистрибьюторов. В результате компания при неплохих финансовых показателях в России не смогла выбиться в первые ряды производителей компьютерной техники, оставаясь нишевым игроком. Согласно соглашению между Fujitsu и Siemens Россия входит в сферу деятельности Siemens и соответственно страдает от укрепления евро.

Перспективы

Основная задача FSC — «выйти из тени». То есть войти в группу основных компаний, которые рассматриваются как поставщики в большинстве крупных и средних проектах. Для этого необходимо продолжить работу с системными интеграторами и партнерской сетью. Крайне важным для компании является маркетинговая активность. Intel серверы компании в этом обзоре ограничиваются серверами PRIMERGY TX600, RX600 и RX800 (мы не рассматриваем blade и кластерные конфигурации). FSC традиционно уделяет большое внимание надежности и управляемости своих серверов. Однако в этом сегменте они сталкиваются с очень высокой конкуренцией со стороны других производителей.

Линейка Unix серверов PRIMEPOWER на основе новых SPARC процессоров Fujitsu SPARC64 V 1.3 GHz . Семейство представлено моделями начального и среднего уровня, а также моделями уровня предприятия, поддерживающими от 1 до 128 процессоров. На сегодняшний день серверу Fujitsu PRIMEPOWER 2500 принадлежит рекорд в одном из наиболее важных тестов — SAP SD 2-tier benchmark. В раздел средних и тяжелых серверов попадают PRIMEPOWER 450, 650, 850 (средние) и PRIMEPOWER 900, 1500, 2500 (тяжелые). Технически сегодняшние серверы FSC превосходят текущую линейку серверов Sun и, как минимум, не уступают продуктам HP и IBM.

Несмотря на очевидные достоинства этих серверов и их конкурентоспособность по сравнению с любыми другими серверами в этом обзоре, не следует ожидать бурного роста их продаж. Многие заказчики рассматривают серверы PRIMEPOWER как замену серверам Sun (благодаря высокой схожести в обслуживании), а не как самостоятельный продукт.

Прогноз

2004 год для Fujitsu Siemens не станет годом бурного роста и передела в свою пользу северного рынка в России. Но заложенные инфраструктурные возможности и новая бизнес модель позволят этой компании увеличить свою долю и подготовиться к 2005 году, когда компания сможет заявить свои права на заметную часть рынка.

SWOT анализ позиций Fujitsu Siemens Computers

Сила
  • Продуктовая линейка
  • Активное развитие в 2003 году
Слабость
  • Малая известность
  • Высокий курс евро
  • Репутация клона Sun
Возможности
  • Признание рынком как реального конкурента основным маркам
  • Развитие партнерской сети
  • Расширение инсталлированной базы
Угрозы
  • Укрепление евро

Kraftway

Сила

Kraftway сегодня является ведущей российской компанией на серверном рынке. В области поставок серверов Kraftway сегодня находится между российскими поставщиками и западными brand name. В настоящее время компания находится в процессе перестройки бизнес-модели. До сих пор большая часть бизнеса компании приходилось на участие в тендерах в рамках тех или иных проектов. Этот сегмент рынка будет расти и в 2004 году, но ориентация только на один сегмент рынка лишила бы компанию реальной возможности конкурировать с западными производителями.

В 2003 году компания активизировала работу по построению партнерской сети и стала очень активно работать в регионах. Существенно упрощены процедуры заказа серверов партнерами компании, упрощена спецификация. Теперь выбрать необходимую конфигурацию стало гораздо проще, что принципиально для бизнеса в канале. Несмотря на то, что компания не имеет тяжелых серверов, средние серверы теперь представлены полной линейкой, включая 8 и 16-ти процессорные серверы на основе Itanium.

Компания является более мобильной по сравнению с западными конкурентами в силу единоначалия и более короткой цепочки принятия решений.

Слабость

Ориентация компании на конкуренцию с ведущими западными производителями вызывает значительное увеличение расходов. Главной проблемой на этом пути является экспоненциальный рост затрат на достижение уровня таких компаний как HP или IBM. Чем ближе компания к мировому пониманию brand name, тем больше непроизводственных затрат она несет на поддержание своего реноме. При этом западные компании хотя и тратят намного больше ресурсов в мировом масштабе, но удельная стоимость «единицы брендовости» в расчете на одну страну значительно меньше за счет централизации усилий. Стоимость серверов от Kraftway сегодня играет в пользу компании, но увеличение расходов на продвижение торговой марки может существенно уменьшить эту разницу. Судя по позиции руководства компании, они прекрасно отдают себе отчет в стоимости необходимого качества обслуживания, но остаются сомнения, смогут ли они эффективно конкурировать с брендами в области маркетинга. На сегодняшний день Kraftway проигрывает западным компаниям в этой области. Перестройка бизнес модели компании должна еще доказать свою привлекательность для партнеров. Главной задачей является упрощение всей цепочки поставок техники от прайс-листа и спецификаций на сервера, до процессов логистики и расчетов. С точки зрения дилеров, Kraftway должен стать не менее прибыльным и ходовым товаром, чем HP или IBM. Достичь этого не просто, так как система заказов и поставок у этих компаний отработана до мелочей.

Перспективы

Следует признать, что начатая в 2003 году перестройка компании была весьма эффективна. Наиболее удачным приобретением можно считать покупку компании Forward, вместе с которой Kraftway получил канал продаж 2-4 процессорных серверов помимо тендеров, дополнительных квалифицированных технических специалистов и ряд новых заказчиков.

В области построения бизнеса, следует отметить, что бизнес процессы в Kraftway существенно улучшились. В 2004 году от Kraftway следует ожидать продолжения развития в выбранном направлении: диверсификации бизнеса в сторону канальных продаж и развития в регионы. Тот вектор, который был задан компанией в 2003 году, позволяет считать, что развитие новой бизнес модели будет весьма успешным и эффективным.

С технической точки зрения, Kraftway однозначно ориентируется на Intel-платформу. При этом скорость, с которой компания готовит системы на основе новых технологий, внушает уважение. Достаточно вспомнить 4-х процессорные Itanium системы, показанные Kraftway на IDF в 2002 году в США.

Серия GEG Express — модель 400 (4 процессора Xeon) и GEG Express 6xxx (до 4-х процессоров Itanium) являются нижними моделями среднего сектора серверов. В принципе, эти процессоры в нашем обзоре можно отнести как к легким, так и к средним серверам. Однако опыт Kraftway и Forward в области построения серверных решений позволяет отнести их к среднему серверному сектору за счет повышенного внимания к высокой доступности, управляемости и масштабируемости. Это основной продукт компании на серверном рынке — ожидается значительный рост продаж этих моделей. Серверы Kraftway G-Scale 6008 и 6016 могут содержать от 4 до 16 процессоров Itanium. С выходом этих серверов в конце 2003 года Kraftway практически отделилась от большинства российских сборщиков серверов и вплотную приблизилась к западным производителям. Так как такие системы не поставляются Intel, и создание своими силами серверов архитектуры ccNUMA настолько сложно в реализации, то Kraftway использует технологии и комплекты Bull. С нашей точки зрения, поставки таких систем в 2004 году могут быть даже больше ожидаемых компанией из-за высокого спроса на средние серверы в условиях быстро развивающейся российской экономики.

Прогноз

Если ограничиться основной темой прогноза, средними и тяжелыми серверами, то в 2004 году Kraftway попытается нанести основной удар западным компаниям HP и IBM в их монопольном сегменте — средних серверных решениях. Насколько он будет эффективен, сегодня оценить сложно. С нашей точки зрения, запас прочности западных компаний настолько велик, что говорить о серьезном переделе рынка в 2004 году преждевременно. Оптимальным для Kraftway результатом будет признание заказчиками их как полноправного игрока в этом сегменте. При этом доля рынка может быть и не самой значительной, но весьма заметной. Для компании гораздо важнее утвердиться на этом рынке и построить механизм продаж и взаимодействия с партнерами и заказчиками. Очевидно, что Kraftway останется сильным игроком в сегменте легких и средних серверов. Область легких систем еще более «горячая» с точки зрения конкуренции, чем сегмент средних серверов. Это сегмент характеризуется мощной конкуренцией со средними и небольшими Intel-сборщиками. При этом маржа невелика, но возможность компании по поставке максимально широкой линейки продуктов является одним из критических факторов в конкурентной борьбе. Кроме того, для Kraftway этот сегмент будет служить буферной зоной, в которой будет идти основная конкуренция с другими российскими сборщиками.

SWOT анализ позиций Kraftway

Сила
  • Сильные позиции в госструктурах
  • Оперативное решение вопросов и нацеленность на российский рынок
  • Конкурентная линейка средних серверов
Слабость
  • Более слабый бренд по сравнению с западными производителями
  • Недостроенный канал
  • Российская система управления компанией
  • Слабый маркетинг
  • Слабые связи с ISV и системными интеграторами
Возможности
  • Построение канальных продаж и выход в регионы
  • Развитие бренда
  • Выход на новые рынки
Угрозы
  • Давление снизу со стороны российских сборщиков
  • Успех ProLiant 100 на рынке легких серверов

Bull

Сила
Компания, как и Fujitsu Siemens ранее, не очень широко представленная на российском рынке и работавшая в основном по проектам, кредитуемым Всемирным Банком, последнее время активизировалась.

Слабость
С точки зрения бизнеса ситуация в значительной степени напоминает ситуацию с Fujitsu Siemens, но Bull позднее решил выйти из тени, не предлагает такой широкой линейки продуктов и пока не проедал столь значительную работу, как FSC.

Перспективы
Компания вкладывает определенные усилия в российский рынок. Работа с системными интеграторами, такими как FORS, является шагом в правильно направлении, но отставание от других игроков пока слишком велико.
С технической точки зрения особый интерес представляют средние серверы на основе 8–16 процессоров Itanium.

Прогноз
В 2004 году компания, возможно, достигнет своих целей и сумеет выйти из тени «кредитных проектов», но останется сугубо нишевым игроком. Составить конкуренцию остальным «участникам забега» она сможет не ранее 2006 года при условии, что приложит достаточно усилий и вложит много ресурсов в развитие.

Intel

Intel не является производителем серверов, но поставляет сборщикам компоненты для сбора нижней границы сектора средних серверов — 4 процессорных машин. Поэтому под общим наименованием Intel здесь рассматриваются те производители, которые ограничиваются такими серверами. Среди них можно выделить две группы с различным подходом к построению таких серверов. В первую группу входят крупные западные компании, такие как Dell, и российские сборщики, обладающие необходимой экспертизой и масштабом производства, такие как Aquarius, K-Systems и еще несколько компаний. При этом особое внимание эти компании уделяют надежности серверов, поставкам специализированного ПО управления и администрирования, поддержке заказчиков и т.п., что позволяет отнести их серверы к нижнему среднему сектору. Во вторую группу входят все остальные компании, в основном собирающие 2–4 процессорные серверы на заказ. Часто это просто собранные «машинокомплекты», собранные из компонентов Intel. Основное достоинство этих серверов — низкая цена. Производители не обладают необходимой компетенцией, сравнимой с западными и ведущими отечественными производителями. Тем не менее, у всех этих компаний есть свои заказчики и свой рынок. Этот сегмент рынка характеризуется наибольшим уровнем конкуренции. Скорее всего, в 2004 году крупные компании увеличат свою долю этого рынка, но сильно потеснить небольших сборщиков они не смогут в силу их «абсолютной неуничтожимости», связанной с очень высокой приспособляемостью и нишевым характером рынка. Тем не менее, общий рост продаж в этом сегменте позволит всем участникам значительно увеличить продажи легких серверов, как в штуках, так и в денежном исчислении.

Выводы

При сохранении текущих тенденций в российской экономике рынок средних и тяжелых серверов в 2004 году будет расти. Оптимистическое ожидание роста — до 30% в год в денежном выражении. При этом сохранится общемировая и европейская тенденция — увеличение доли Intel серверов под управлением Windows и Linux.

Основная конкуренция за рыночную долю развернется между HP и IBM. Sun несколько потеряет свою рыночную долю (но размер продаж увеличится) за счет общей тенденции роста Intel сегмента, в котором нижний сегмент средних серверов не очень силен. Значительно вырастет бизнес Kraftway, но в этом году они еще не смогут конкурировать с лидерами на равных.

В рассмотренном сегменте рынка определится группа лидеров: HP, IBM, Sun, Kraftway и Fujitsu Siemens. Эта группа станет основной на российском рынке и остальным производителям придется довольствоваться ролью нишевых игроков или инвестировать значительные средства для гонки за лидерами.

Михаил Елашкин / Специально для CNews.ru

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS