Обзор "Рынок ИТ:
итоги 2003" подготовлен
При поддержке При участии
CNewsAnalytics ФостерГрупп Журнал Форум IT

КРОК

Борис Бобровников: Появление новых игроков в интеграции возможно, но рынок в целом это не затронет

Борис БобровниковВ интервью CNews.ru генеральный директор компании КРОК Борис Бобровников рассказал о своем видении ситуации, сложившейся на российском ИТ-рынке, об основных тенденциях, доминировавших здесь в 2003 году, и о том, чего стоит ожидать от года наступившего — как на рынке в целом, так и от возглавляемой им компании.

CNews.ru: Борис Леонидович, для начала — наш традиционный вопрос по итогам года: как вы оцениваете темпы роста российского ИТ-рынка в 2003 году?

Борис Бобровников: Называемая аналитиками цифра, на мой взгляд, близка к истине. Какие-то сегменты, безусловно, росли быстрее — в первую очередь это касается ИТ-услуг, скажем, аутсорсинга, но, по нашим ощущениям, рост ИТ-рынка действительно не превышал 20%. Но, по-моему, развитие это абсолютно закономерно в условиях развивающейся российской экономики.

CNews.ru: А какие тенденции, на ваш взгляд, доминировали на рынке в прошлом году?

Борис Бобровников: Их несколько, но все они, на мой взгляд, свидетельствуют о том, что ИТ-рынок становится все более цивилизованным. Думаю, именно этим объясняется то, что из всех отраслей наиболее динамично развивался именно рынок ИТ-услуг. Сегодня мы решаем задачи на принципиально ином уровне — не достаточно просто реализовать комплексное решение, нужно уметь заранее просчитать возможные риски при его внедрении, затем обеспечить многоуровневое техническое обслуживание. Другая грань того же процесса — увеличение кооперации между компаниями. Игроки рынка поняли, что надо не враждовать, а договариваться. Безусловно, это также свидетельство ужесточающейся конкуренции. Очевидно одно: сегодня все больше возможных конкурентов участвует в тех или иных совместных проектах, как временных, в рамках того или иного проекта, так и приводящих к слиянию компаний. Подобное сотрудничество, конечно, было всегда, но в последнее время такие проекты встречаются все чаще. Умение создавать и поддерживать маркетинговые союзы — набирающая силу тенденция.

CNews.ru: В прошлом году в своем интервью нашему изданию вы говорили о тенденции перетекания «нефтяных денег» в другие секторы экономики, а также о грядущем буме информатизации в российской промышленности. Насколько активно развивался этот процесс в 2003 году?

Борис Бобровников: Действительно, деньги имеют тенденцию к перераспределению. В нормальной конкурентной среде, где существуют спрос и предложение, дело должно было дойти до промышленности, что и произошло. Причем с моей точки зрения, достаточно активно. Развитие ИТ-рынка стало залогом успешного роста экономики в целом. И до тех пор, пока инвестиции в ИТ-ифраструктуру продолжаются, возможен быстрый рост и в других вертикальных областях.

CNews.ru: Российские разработчики ПО в 2003 году все более ощущали давление на свой бизнес со стороны международных корпораций. Допускаете ли вы вариант, при котором схожая ситуация через несколько лет повторится на рынке интеграции?

Борис Бобровников: Я бы позволил себе прокомментировать, что имеют в виду разработчики ПО, говоря о давлении со стороны транснациональных компаний. Во-первых, программные продукты от ведущих мировых разработчиков становятся все более востребованными на российском рынке. С ростом экономики и развитием тех или иных организаций, предприятий и производств этот спрос будет лишь увеличиваться по нарастающей. Естественно, в связи с этим российские разработчики будут испытывать и испытывают усиливающуюся конкуренцию. Я думаю, что со временем этот расклад будет не совсем в их пользу, поскольку основное конкурентное преимущество — это стоимость российского программного продукта, и эта стоимость очень быстрыми темпами приближается к западной. Соответственно, с продуктами, разработанными в транснациональных корпорациях вроде Microsoft, SAP или Oracle, невозможно конкурировать.

К тому же, продукты российских разработчиков ПО занимают небольшие экологические ниши; и если на Западе в аналогичной нише существует соответствующий программный продукт транснационального производителя, то рано или поздно российский продукт неминуемо будет вытеснен, это лишь вопрос времени. Существуют, конечно, случаи, когда российские продукты занимают еще более узкие экологические ниши, которые в силу тех или иных причин западные компании охватить не в силах; или же это российское ноу-хау. Но это скорее исключение, чем правило.

В качестве примера можно привести бухгалтерскую программу «1С» — чисто российский продукт. Однако, когда использующая её компания проходит определенный рубеж в своем развитии, и продолжает стремиться расти дальше, то хочет она того или нет, рано или поздно совершается её переход на известные западные продукты, к примеру, SAP или Axapta, — это всего лишь вопрос времени.

Другое дело, что рынок малых и средних предприятий будет существовать всегда, и «1С» находится в своей экологической нише. Здесь существует свое, российское налоговое законодательство, принципы ведения бухгалтерского учета, которые достаточно серьезно отличаются от европейских или американских. Пока эти отличия не станут менее значимыми, российская бухгалтерия будет все-таки вестись на российских продуктах.

Что касается рынка системной интеграции, то здесь ситуация другая. С моей точки зрения, те игроки, которые могли бы работать в России, уже здесь присутствуют; у них есть своя часть рынка и свои проекты. Появление новых игроков, безусловно, возможно, но они будут единичны, и рынок в целом это вряд ли затронет. Конечно, кто-то, вероятно, будет перепрофилироваться или уходить в какую-то специализацию, но кардинальных изменений я не жду.

CNews.ru: Значит, можно говорить о том, что конкуренция на рынке интеграции останется сугубо внутренней?

Борис Бобровников: Видите ли, есть ряд достойных компаний, которые присутствуют на этом рынке много лет, и которые мы рассматриваем в качестве российских компаний. Возможно, у них есть учредители или материнские компании за рубежом, но, тем не менее, это наши российские игроки. В частности, это Hewlett-Packard, IBM, объединившийся ныне с PricewaterhouseCoopers — они здесь присутствуют уже очень давно, и у них всегда будет своя часть рынка, который, я подчеркиваю, и будет оставаться небольшим.

CNews.ru: То есть подобные компании не претендуют на какие-либо крупные проекты, скажем, в госсекторе?

Борис Бобровников: Возможно, они и претендуют, но дело в том, что за последние 10 лет российские компании стали достаточно профессиональными, чтобы на равных конкурировать с западными конкурентами в области сервиса, сопровождения, консалтинга и т.д. А раз мы конкурируем на равных, очевидно, что в случае крупных проектов предпочтение будет отдано российским компаниям.

CNews.ru: Насколько успешным был прошедший год для компании КРОК? Какие ожидания или планы компании не реализовались в 2003 году?

Борис Бобровников: И бюджет на следующий год, и планы мы традиционно строим достаточно консервативно, и поэтому они, как правило, все сбываются; более того, зачастую реальность превосходит наши консервативные планы. Общий объем бизнеса КРОК в 2003 году составил 184 млн. долл., соответственно, мы в выигрыше — примерно на 50% — и предполагаем, что подобный рост сохранится и в этом году.

CNews.ru: В 2003 году на рынке было объявлено о нескольких заметных слияниях. Какова стратегия КРОК в вопросе роста бизнеса? Допускаете ли вы возможность привлечения инвестиций через фондовый рынок (акции, облигации), возможность покупки другого бизнеса или слияния?

Борис Бобровников: С моей точки зрения, для ИТ-рынка слияния и покупки — это, скорее, исключение, чем правило. Безусловно, такие вещи происходят, и будут происходить, но я не думаю, что они станут повсеместными.

Что же касается вопросов интеграции, то они, по моему личному убеждению, должны решаться и решаются абсолютно прагматично. Например, в одном конкретном проекте нам выгодно и удобно кооперироваться с некой компанией Х, а компании Х выгодно кооперироваться с нами. В другом же проекте — с компанией Y или Z. Это и есть партнерство: если выгодно участвовать в проекте вместе, то надо кооперироваться.

Понимаете, ИТ-рынок обладает рядом особенностей. Основная ценность компании заключается в людях, которые в ней работают. Ведь здесь нет производственных мощностей, нет зданий, сооружений, машин, станков и так далее. Основной ресурс здесь — люди с их способностью к командной работе, решению поставленных перед ними задач, их профессионализмом. Подобная ситуация является, на самом деле, очень хрупкой, любой внешний фактор может ее дестабилизировать. И, безусловно, слияние компаний или смена владельца эту сложившуюся уже структуру кардинальным образом поменяют, хотим мы того или нет. Можно сказать, что компании в значительной степени виртуальны, то есть виртуальна их стоимость: сегодня она есть, с этим владельцем и с этим коллективом, а если вытащить одну из этих составляющих, этот карточный домик попросту может обрушиться, причем в одно мгновение.

Поэтому, с моей точки зрения, выход высокотехнологичных компаний на IPO, безусловно, будет происходить, но я не думаю, что это получит широкое развитие. В любом случае, этот процесс будет развиваться постепенно и растянется на десятилетия.

CNews.ru: Ваши прогнозы на 2004 год, как для компании, так и для российского ИТ-рынка в целом?

Борис Бобровников: Я думаю, что многое станет понятным уже после выборов Президента и того, как на них отреагирует рынок. Потому что, как я помню, после предыдущих выборов рынок примерно на год замер. Правда, тогда мы жили совершенно в другой стране. Сейчас эта ситуация вряд ли повторится, вопрос в том, скажется ли это на темпе роста ИТ-рынка. Думаю, что уже через 3-4 месяца это станет понятно. В целом же мы многого достигли в прошлом году, и не собираемся на этом останавливаться.

CNews.ru: Какие наиболее успешные или интересные проекты КРОК вы могли бы выделить по итогам 2003 года?

Борис Бобровников: Проектов много… В 2003 году завершился наш проект по Переписи населения, мы участвовали в создании нового поколения системы ГАС «Выборы». Мы достаточно активно участвуем в Федеральной целевой программе по созданию ГАС «Правосудие», рассчитанной на 3 года. Стоит отметить ряд проектов по аутсорсингу, скажем для компаний «Вымпелком», «Ренессанс-Капитал», региональных дилеров BMW. Мы достаточно активно вышли на рынок страховых компаний, и усиливаем там свое присутствие. Кроме этого, получили свое развитие проекты в Сбербанке РФ, «Альфа-банке», компаниях «Транснефть», «Уралсвязьинформ» и многих других. Все наши традиционные заказчики продолжают нас радовать своим динамичным развитием и ростом, стремлением к высоким технологиям. Не так давно мы выиграли тендер «Росавтодора» — это также достаточно крупное событие в нашей жизни.

CNews.ru: Готовите ли вы в новом году экспансию на какие-то новые для себя рынки, новые секторы экономики?

Борис Бобровников: Безусловно, стоять на месте мы не привыкли. Все-таки КРОК — это «крокодил», а крокодил никогда не спит. Рынок требует все больше готовых решений и мы продолжим движение в сторону расширения набора опций, чтобы заказчик с нашей помощью мог выбирать и строить свою ИТ-стратегию оптимальным для него образом. Это наша стратегическая задача номер один, как на рынке вообще, так и в реальных экологических нишах в частности.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS