Обзор "Рынок ИТ:
итоги 2003" подготовлен
При поддержке При участии
CNewsAnalytics ФостерГрупп Журнал Форум IT

АйТи

Тагир Яппаров: Государство, как крупнейший ИТ-потребитель, формирует структуру национального рынка

Тагир ЯппаровНа вопросы CNews.ru ответили Тагир Яппаров, председатель совета директоров группы компаний АйТи, Кирилл Поздняков, заместитель генерального директора по сервису и поддержке, Игорь Лейпи, директор по развитию бизнеса компании.

CNews.ru: Какие ключевые тенденции, на ваш взгляд, определяли развитие ИТ-рынка в России и в мире в 2003 году?

Тагир Яппаров: На мой взгляд, можно отметить как глобальные, так и локальные тенденции, определявшие развитие ИТ-рынка в мире и в нашей стране. Среди глобальных факторов можно выделить несколько. Прежде всего, это общеэкономический подъем и необходимость реализации отложенного из-за кризиса 2000-2002 гг. спроса на различные элементы ИТ в корпоративном секторе западных стран, а также заметный подъем на рынках электронной коммерции. Это вызвало улучшение ситуации в ИТ-отрасли прежде всего в США и в целом, надеюсь, будет способствовать преодолению затяжной депрессии, охватившей ИТ-индустрию.

Другой важной тенденцией стала продолжающаяся волна консолидации основных игроков на наиболее «зрелых» сегментах ИТ-рынка, в первую очередь решений для ИТ- инфраструктры и бизнес-приложений (PeopleSoft плюс J. D. Edwards, предложение PeopleSoft от Oracle)

Также следует отметить дальнейшее усиление внимания к вопросам защиты информации и использованию ИТ в целях повышения защищенности государств и граждан и, как следствие, взрывной рост приложений и решений для обеспечения выполнения данных задач.

CNews.ru: А если говорить о развитии технологий?

Тагир Яппаров: Что касается основных технологических факторов, то, пожалуй, я бы выделил, такие как: развитие проектов в области 3G-сетей, продолжающееся совершенствование универсальных систем доступа, интересные инициативы и решения ведущих мировых производителей в области распределенных вычислений и универсальных платформ для интеграции приложений.

CNews.ru: Какие тенденции стали ключевыми для развития рынка ИТ в России?

Тагир Яппаров: Среди непосредственно российских факторов я бы отметил выход «на рабочий уровень» целого ряда государственных программ в области ИТ и, в первую очередь ФЦП «Электронная Россия». Важность этих программ не только и столько в количественном увеличении объема ИТ-потребления в России, но и в том, что государство, как крупнейший ИТ-потребитель в нашей стране, формирует структуру национального ИТ-рынка. За счет чего? За счет масштабности и технологической сложности, предлагаемых проектов, за счет востребованности целого комплекса сложных сервисов — от обучения большого числа специалистов и пользователей, до аутсорсинга ряда ИТ-функций.

Важное значение имеет смещение акцентов в национальном ИТ-потреблении в область бизнес-приложений и сервисов, а также активно начавшийся процесс внедрения информационных систем в промышленности, что уже сегодня вызывает высокий спрос на специализированные отраслевые ИТ-решения.

CNews.ru: Что стало событием года лично для вас?

Тагир Яппаров: Для меня лично и для группы компаний АйТи 2003 г. был годом интенсивного развития новых направлений бизнеса и расширения нашей региональной сети — сегодня у нас 19 региональных представительств в России странах СНГ. В зоне действия наших региональных офисов производится 65% ВВП России. В минувшем году мы фактически завершили формирование вокруг себя группы компаний, предоставляющих весь спектр решений и услуг в области использования ИТ для эффективного развития бизнеса. Помимо компании АйТи — системного интегратора, ядро группы компаний составляют: Аплана Софтвер — разработка и интеграция программных систем; Академия АйТи — обучение в области информационных технологий и менеджмента; AVA Дистрибуция — поставка активного и пассивного сетевого оборудования; Аддити Консалтинг — управленческий консалтинг. В начале 2004 года к этому списку добавилась компания БОСС-Кадровые системы, нацеленная на развитие и распространение программного комплекса БОСС-Кадровик.

Эта работа планомерно велась на протяжении последних трех лет. Проведенные структурные преобразования и реализация операционной модели бизнеса позволили нам, во-первых, создать необходимые условия для динамичного развития каждого из направлений деятельности АйТи, а во-вторых, обеспечить системному интегратору необходимую степень свободы при выборе оптимального пакета решений для каждого конкретного заказчика и более чутко реагировать на изменения ИТ-рынка.

В 2003 г. наша компания реализовала целый ряд масштабных проектов для Министерства РФ по налогам и сборам, Пенсионного фонда РФ, целого ряда региональных органов власти, крупнейших промышленных холдингов — Лукойл, ТНК, Русский алюминий, региональных предприятий — Татэнерго, Башнефть — всего свыше 200 различных проектов.

CNews.ru: Кстати, об ИТ-консалтинге. Как бы вы оценили состояние российского рынка консультационных услуг в сфере ИТ по итогам 2003 года? На Западе аналитики констатируют оживление этого сегмента после периода стагнации…

Тагир Яппаров: Я считаю, что этот сегмент рынка сегодня в нашей стране развивается достаточно активно, причем как количественно — за счет роста спроса на эти услуги, так и качественно. Так, в прошедшем году к существующим у нас услугам в области разработки ИТ-стратегии, оценке текущего уровня инвестиций в ИТ и обеспечения их управляемости на базе методологии оценки совокупной стоимости владения мы добавили целый ряд новых услуг: формирование системы оценки показателей ценности ИТ для бизнеса на основе похода TVO; исследование удовлетворенности ИТ-пользователей; разработка и внедрение соглашений (SLA) по внутренним и внешним ИТ-услугам и целый ряд других. Рост спроса на консалтинговые услуги обусловлен общим повышением уровня зрелости отечественных компаний, стремлением добиться нового качества решения бизнес-задач.

CNews.ru: На ваш взгляд, изменилась ли в 2003 году структура потребления ИТ-услуг на российском рынке?

Тагир Яппаров: Активное перераспределение структуры потребления ИТ-услуг началось уже пару лет назад. Минувший год продемонстрировал усиление этой тенденции. Если же говорить о конкретных проявлениях этого процесса, то они сводятся к снижению доли инфраструктурных проектов и поставок оборудования за счет роста спроса на бизнес-приложения и сервисы. При этом сама структура спроса на инфраструктурные решения также меняется. Многие предприятия и организации сегодня всерьез подошли к необходимости создания и модернизации существующей ИТ-инфраструктуры предполагающих использование новых технологических решений: центров обработки вызовов, IP-телефонии, центров обработки данных и многих других.

CNews.ru: По вашим оценкам, можно ли констатировать в 2003 году увеличение потребления ИТ-услуг в госсекторе? Похоже, что пока существенный спрос со стороны государства заметен только на оборудование…

Тагир Яппаров: Это не совсем так. Наряду с современным оборудованием государственными организациями сегодня востребованы и другие решения, связанные прежде всего с разработкой (часто уникальной) различных приложений. Среди них, прежде всего, решения в области систем электронного документооборота, различные регистры, решения для поддержки принятия решений, другие приложения, например, различные социальные карты, системы электронных госзакупок и т.п. Активно востребованы государством и различные сервисы — в прошедшем году была, например, целая волна гостендеров на оказание услуг в области поддержки и сопровождения информационных систем.

CNews.ru: Каковы, по вашей оценке, перспективы развития на российском рынке ИТ-аутсорсинга — направления, о котором стали больше говорить за последний год? Какова стратегия АйТи в этом вопросе?

Кирилл ПоздняковКирилл Поздняков: Да, действительно, разговоры об эффективности введения ИТ-аутсорсинга становятся все более оживленными и конструктивными. Это связано с тем, что компании, заинтересованные в получении еще большей отдачи от работы ИТ-персонала, определились в вопросе обеспечения прозрачности своего ИТ-бюджета. Как известно, основная сложность в оценке эффективности вложений в ИТ во многом определяется именно четким представлением о том, какая часть затрат идет собственно на приобретение ПО и оборудования, а какая — на оперативную поддержку корпоративной информационной системы. Кроме того, важно понимать, какие ИТ-проекты помогут оптимизировать работу отдельных подразделений (центральных ли, региональных ли, функциональных ли), а какие повлекут за собой стратегические преобразования в масштабах всей компании или холдинга

На фоне такого подхода сегодня прослеживаются две тенденции. Первая состоит в том, что крупные холдинги присваивают своим ИТ-подразделениям статус самостоятельных компаний, имеющих право оказывать ИТ-услуги сторонним организациям. Вторая тенденция, пока только зарождающаяся в России, состоит в том, что аутсорсинговые компании начинают все больше интересоваться возможностью расширения своего бизнеса за счет покупки успешных ИТ-компаний. Теперь, когда затраты на ИТ становятся прозрачными, оценить уровень инвестиций будет гораздо проще. Что касается стратегии АйТи в этой области, то она построена на использовании не имеющей аналогов региональной сети. Что я имею в виду? Прежде всего — услуги в области развития ИТ-компетенций всех категорий персонала заказчика, которые с успехом оказывают все 20 учебных центров Академии АйТи. Во вторых — услуги наших региональных центров технической поддержки, созданных «под диктовку» заказчиков на местах. Сегодня это — сертифицированный Центр технической поддержки ПО Oracle (статаус — First Line Support Partner), имеющий полнофункциональные офисы в регионах (Ростов-на-Дону, Екатеринбург и Новосибирск). Его услуги включают в себя как стандартный пакет, предлагаемый корпорацией Oracle, так и ряд дополнительных сервисов, предполагающих индивидуальное обслуживание заказчиков. Вскоре начнет разворачивать активную деятельность и наш центр технической поддержки Cisco.

CNews.ru: Какой отдачи вы ожидаете от региональной политики?

Игорь ЛейпиИгорь Лейпи: Развивая свою региональную сеть, мы делаем ставку, прежде всего на качество и оперативность реагирования на запросы как уже существующих, так и потенциальных корпоративных заказчиков, работающих в регионах. Практически для каждого из них сочетание этих двух факторов является критичным. Причем по мере возрастания уровня сложности используемого оборудования и ПО, а также топологии корпоративной информационной системы, само понятие качества все больше ассоциируется у заказчика с широким спектром сервисных услуг, связанных с интеграцией и сопровождением решений. Такая потребность особенно четко прослеживается у межрегиональных холдингов и крупных государственных структур, имеющих централизованное управление. Появление в регионе крупной компании, способной здесь и сейчас взять на себя ответственность за поддержание корпоративной информационной сети или ее фрагмента на любом этапе жизненного цикла снимает целый ряд проблем.

Стоит отметить, что последняя по времени волна экспансии АйТи в регионы имеет свою тактику, отработанную за предыдущие годы работы. Уникальность нашей тактики в том, что сначала в новом городе открывается филиал Академии АйТи, предлагающий полный набор авторизованных и авторских курсов. Альтернативы такой комплексной услуге в регионах сегодня нет. Выбирая наиболее интересную для себя программу развития персонала, заказчик не только решает свои текущие задачи, но и знакомится с компанией, ее возможностями, ее принципами работы. В какой-то момент времени, как правило, не более чем через полгода-год, у АйТи появляются первые проекты. За это время и сама компания лучше узнает своих будущих заказчиков и предлагает им именно то, что ими реально может быть востребовано.

Проекты, опыт, заказчики, возможность чувствовать ситуацию на локальном ИТ-рынке и, как следствие, рост объемов бизнеса — вот главная отдача от инвестиций в развитие нашей региональной сети.

CNews.ru: Насколько перспективен путь покупки региональных компаний для развития региональной сети компании-интегратора, на ваш взгляд?

Игорь Лейпи: По нашему мнению этот путь не имеет серьезных перспектив. По крайней мере мы от такой практики отказались практически сразу по двум причинам. Во-первых, успешные команды, как правило, не продаются — наработанная репутация, сети связи и опыт позволяют им уверенно чувствовать себя в условиях конкуренции. К тому же сам успех такой команды и ее стратегия во многом определяется личностью ее лидера. Включение компании в более крупный холдинг приведет, в конечном итоге, к уходу и самого лидера, привыкшего задавать тон, и наиболее сильных специалистов. Таким образом, деньги на покупку компании не принесут должной отдачи. Это и есть вторая причина. Мы считаем гораздо более эффективным привлекать к работе в регионов своих специалистов и искать новых сотрудников на местах. Кто-то из них должен будет пройти дополнительную подготовку, кто-то приведет с собой своих клиентов и партнеров. Возможно, в течение некоторого времени процесс формирования команды регионального офиса будет сопровождаться некоторой текучкой, но затраты на поиск нужных людей будут и несоизмеримо меньше, и окупятся гораздо быстрей. Подтверждением тому — наш опыт и 10 региональных офисов, открытых за последние полтора года.

CNews.ru: Каковы показатель совокупной выручки АйТи и структура доходов по направлениям деятельности?

Тагир Яппаров: В 2003 г., общий оборот компании составил 1 690 500 тыс. рублей при численности персонала 800 человек. При этом на долю системной интеграции приходится 932 560 тыс. руб., на консалтинг в сфере ИТ — 241 040 тыс. руб., на разработку ПО — 254 000 тыс. руб. и на услуги в области обучения — 138 500 тыс. руб.

CNews.ru: Какие задачи стоят перед компанией в 2004 году? Каковы планы по увеличению оборота?

Тагир Яппаров: Если говорить о стратегических целях, то это дальнейшее развитие, предлагаемых нашим заказчикам ИТ-сервисов. Мы рассчитываем, что в течение ближайших 3 лет на долю сервисных услуг будет приходиться не менее 50% бизнеса АйТи. Помимо этого мы планируем продолжить региональную экспансию. Что касается итоговых финансовых показателей года, то о них имеет смысл говорить после 31 марта — именно тогда закончится текущий финансовый год, но мы рассчитываем на сохранение темпов роста бизнеса на уровне не менее 20-25% в год.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS