Обзор "Рынок ИТ:
итоги 2003" подготовлен
При поддержке При участии
CNewsAnalytics ФостерГрупп Журнал Форум IT

МТУ-Информ

Саид Алимбеков: Формирование крупнейших игроков в телекоммуникациях близко к завершению

Саид АлимбековИнтервью CNews.ru дал генеральный директор компании «МТУ-Информ» Саид Алимбеков

CNews.ru: Можно ли говорить о том, что этап консолидации бизнеса на рынке телекоммуникаций в России близок к окончанию или пока это не так?

Саид Алимбеков: Можно. Ряд тенденций, событий прошедшего года предопределили заметные структурные изменения на нашем рынке в ближайшем будущем. Формирование крупнейших игроков близко к завершению. В ближайшие 2 года более 70% телекоммуникационного рынка будут контролироваться 3-4 компаниями.

CNews.ru: Насколько ощутимым было усиление конкуренции на рынке телекоммуникационных услуг в 2003 году?

Саид Алимбеков: Российский телекоммуникационный рынок традиционно характеризовался высоким уровнем конкуренции. И 2003 год не стал исключением, более того, наблюдался существенный рост конкурентной борьбы. Ситуация на рынке связи столицы складывается таким образом, что поставщики телекоммуникационных услуг вынуждены искать новые пути развития бизнеса. Поэтому операторам остается либо осваивать новые сегменты рынка, либо развивать дополнительный сервис для уже существующих клиентов.

CNews.ru: По мнению многих потребителей качество связи в целом и качество интернет-соединений по коммутируемым линиям ухудшилось. Как вы оцениваете дальнейшие возможности по наращиванию числа интернет-пользователей, подключающихся по технологии Dial-up?

Саид Алимбеков: Поскольку наша компания работает, прежде всего, в корпоративном сегменте рынка интернета, мы можем дать максимально компетентную оценку именно этого сектора потребительской аудитории. Заметной тенденцией прошлого года стал рост потребностей клиентов — как в качественном, так и в количественном отношении. Год был отмечен притоком клиентов услуг высокоскоростного доступа в интернет, повышением требований клиентов к скорости доступа. Кроме того, для корпоративного сегмента было характерно увеличение числа повторных обращений к оператору связи для организации дополнительных услуг.

Если говорить о частных пользователях, то, по нашим прогнозам, в краткосрочной перспективе в Москве число пользователей коммутируемого доступа уменьшится, уступая место новым технологиям: HPNA, ADSL и пр. Тем не менее, о глобальной интернетизации в масштабах России мы сможем говорить не ранее, чем через 3-4 года.

CNews.ru: МТУ-Информ традиционно ассоциируется с московским рынком связи. Есть ли у компании планы регионального развития?

Саид Алимбеков: «МТУ-Информ» владеет лицензиями на услуги связи во всём московском регионе, однако мы работаем преимущественно в столице. Это связано с объективным уровнем спроса на телекоммуникационные услуги и платёжеспособностью потребителей. Рынок Подмосковья обладает большим потенциалом, но из-за недостаточной технической оснащенности (прежде всего, современными телекоммуникационными сетями) требует огромных инвестиционных вложений. Массовое освоение Подмосковья станет возможным, когда потребитель сможет обеспечить не только спрос на услуги связи, но и окупаемость затрат операторов. В настоящее время практически полностью охвачено Рублево-Успенское шоссе. В ближайшее время МТУ-Информ начнет подключение поселков Можайского, Киевского и Ново-Рижского направлений.

В рамках регионального развития стратегически важным проектом является новый продукт «МТУ-Информ» — телефонная МАКСИкарта. Ближайшие планы компании по этому проекту — открытие роуминга (сначала в крупных городах-миллионнщиках и, в дальнейшем, распространение на все регионы России).

CNews.ru: Важным событием 2003 года стало принятие нового закона «О связи». Как появление этого документа в новой редакции отразилось прямо или косвенно на бизнесе «МТУ-Информ»?

Саид Алимбеков: Любой федеральный закон, и Закон «О связи», в том числе, оказывает влияние в первую очередь не на деятельность конкретной компании, а на отрасль в целом. Безусловно, мы как игроки этого рынка, работаем в соответствии с положениями закона. На наш взгляд, новый закон вполне приемлем для альтернативного оператора связи. Он качественно сформулирован, учитывает особенности и состояние рынка.

Одним из самых горячо обсуждаемых моментов закона для альтернативных операторов был вопрос об учреждении фонда универсального обслуживания. Безусловно, необходимо дождаться принятия подкрепляющих подзаконных актов, которые будут более четко определять все механизмы, раскрывающие и детализирующие тот или иной порядок. Это актуально равно как для альтернативных операторов связи, так и для государственных, и обсуждалось с самого начала процедуры. Позиция «МТУ-Информ» по данному вопросу проста и лаконична: самое важное, чтобы механизм расходования средств фонда был понятен и прозрачен. В настоящее же время развитие телекоммуникаций в РФ происходит в основном за счет средств, полученных от обслуживания корпоративного сектора и межоператорского обмена трафиком.

CNews.ru: Сейчас МТУ-Информ существенно расширяет свой Call-центр. Насколько в 2003 году оправдались ваши ожидания, связанные с предоставлением услуг Call-центра в целом?

Саид Алимбеков: Основным положительным моментом является то, что на сегодняшний день практически сформировался состав потребительской аудитории данных услуг, наблюдается качественное изменение потребностей клиентов и, соответственно, спектра услуг компаний-операторов связи. В начале этого года мы, например, стали предоставлять в аренду операторские места нашего центра. В случае, когда заказчику необходимы для работы узко квалифицированные специалисты, оператор предоставляет свою инфраструктуру и технические возможности центра для работы с клиентами заказчика. Такой алгоритм является мировой практикой, 2/3 дохода от использования телефонных центров приносит именно аренда рабочих мест. И это не единственная новинка, технические специалисты «МТУ-Информ» постоянно изучают рынок новых технологий, анализируют потребности клиентов и тенденции рынка — что, в конечном итоге, и приводит к появлению новых услуг.

Пожалуй, 2003 год можно назвать и переломным для рынка аутсорсинговых call-центров. В течение года было объявлено о нескольких крупных проектах создания телефонных центров, данный вид услуг стал развиваться в регионах.

CNews.ru: На какие услуги МТУ-Информ собирается сделать ставку в наступившем 2004 году, и с чем вы связываете большую перспективность именно этих услуг, по сравнению с другими?

Саид Алимбеков: Для «МТУ-Информ» разработка и внедрение новых услуг — своего рода планка, которая позволяет компании на протяжении многих лет занимать ведущие позиции на рынке. Что касается стратегически важных, перспективных для «МТУ-Информ» услуг, то это в первую очередь технология GigaEthernet и услуги интеллектуальной сети, на базе которой работают пакеты ЛоджикЛайн и МАКСИкарта. В то же время хотелось бы отметить, что речь не идёт о радикальной расстановке приоритетов — «данная услуга будет продвигаться, а данная нет». Все услуги, предлагаемые «МТУ-Информ», будут активно развиваться.

CNews.ru: МТУ-Информ в 2003 году вышла на рынок телефонных карт. За счет каких преимуществ вы планируете занять долю рынка?

Саид Алимбеков: В настоящее время карточная телефония становится всё более востребованной на рынке частных пользователей. Прежде всего, это связано с открытием новых источников экономии при звонках за рубеж, не говоря уже об устранении стереотипов о способе соединения. Однако с ростом популярности услуги, операторы существенно изменили и сам подход к организации сервиса — данная услуга становится всё более комфортной, появляются новые удобные для пользователей приложения, новые опции. Учитывая эту тенденцию, мы разработали наш новый продукт телефонную «МАКСИкарта». Так как впервые в карточном продукте применяются возможности интеллектуальной телекоммуникационной платформы, нам удалось реализовать в нем те требования, которые предъявляются к подобным продуктам на современном этапе — возможность максимально упростить процесс соединения и саму процедуру дозвона. И именно за счет этого нам удалось войти в высококонкурентный рынок телефонных карт.

CNews.ru: Расскажите об изменениях в тарифной политике компании, которые произошли в 2003 году. С чем они связаны, и какие изменения могут произойти в 2004 г.?

Саид Алимбеков: Как уже неоднократно отмечалось, рынок связи характеризуется очень высоким уровнем конкуренции. Тарифная политика нашей компании адекватна сложившимся современным условиям, и любые ее изменения, как правило, продиктованы изменением конъюнктуры рынка. «МТУ-Информ» проводит гибкую тарифную политику, а вопросы стимулирования сбыта решаются посредством сезонных акций и спецпредложений (традиционные 100% скидки на подключение услуг «Лоджик Лайн Офис» в декабре, предложения на 10 телефонных линий плюс канал в интернет по сниженным расценкам и т.д.). Кроме того, огромное значение в последнее время приобретает фактор комплексности: чем большее количество услуг приобретает клиент, тем дешевле будет «портфель» клиента.

CNews.ru: Говоря об услуге «Лоджик-Лайн», компании каких «величин» и секторов экономики проявляли в 2003 году наибольший интерес к такому сервису и насколько оправдались ваши прогнозы продаж «интеллектуального офиса» в целом? Какие из услуг были наиболее доходными для компании в 2003 г?

Саид Алимбеков: Продвижение услуги «Лоджик Лайн» проходит успешно уже в течение нескольких лет, и в прошедшем году был сделан существенный рывок. Уже по итогам первого полугодия объём реализации интеллектуальных услуг увеличился на 50%, а в рамках всего 2003 года этот рост составил 70%.

По-прежнему, максимальная доля дохода приходится на пакет услуг «Лоджик Лайн Мульти», потребителями которого являются крупные компании сектора FMCG, рекламные агентства и т.д. Как правило, услуга используется для организации маркетинговых акций с индивидуально разработанными сценариями обслуживания вызовов.

Если же говорить об объёме клиентской базы, то первенство по приросту потребителей сохраняется за услугой «Лоджик Лайн Офис». На наш взгляд, это обусловлено как макроэкономическим фактором — укреплением сегмента малого и среднего бизнеса, так и ценовой доступностью услуги. Наиболее актуальной данная услуга является для сервисных компаний, работающих с массовым потребителем — туристические агентства, автосалоны, стоматологические клиники и т.п. О росте популярности «интеллектуального офиса» свидетельствует и тот факт, что вслед за «МТУ-Информ» данные услуги стали появляться в пакете предложений других операторов связи.

CNews.ru: МТУ-Информ создал в Москве мощную волоконно-оптическую транспортную сеть, одну из лучших в Европе для сетей городского типа. Как вы оцениваете перспективы дальнейшего развития созданной ВОЛС в в 2004-05 гг?

Саид Алимбеков: Строительство волоконно-оптической сети требует огромных инвестиций. Изначально сеть SDH «МТУ-Информ» проектировалась с возможностью модернизации без значительных (по сравнению с первоначальными затратами) капиталовложений. Этот принцип позволяет компании наращивать мощности на всех участках сети в связи с неизбежным увеличением нагрузок и предоставлять клиентам новые услуги связи. Особенно важным представляется наличие собственной инфраструктуры связи, на базе которой уже в этом году мы рассчитываем реализовать проекты GigaEthernet, поскольку все предпосылки для этого уже существуют.

CNews.ru: Как вы оцениваете дальнейшее развитие телекоммуникационного рынка в России в тех секторах, где представлена компания «МТУ-Информ»? С какими направлениями бизнеса и с какими услугами связаны наибольшие ожидания по росту и по прибыльности на 2004 год?

Саид Алимбеков: Безусловно, наше основное направление бизнеса — телефония — сектор вполне сформировавшийся, и ожидать здесь бурного роста не приходится. Развитие услуг телефонной связи в ближайший год будет осуществляться за счет дальнейшего освоения рынка жилья, причем не только бизнес-класса, но и среднестатистических новостроек. Естественно, мы будем прилагать все усилия для сохранения ведущих позиций в этом сегменте.

Что касается перспектив роста — тут, несомненно, пальма первенства принадлежит «молодым» услугам нашей компании — интеллектуальной телефонии (услуги телефонных центров, телеголосований) и карточному проекту «МАКСИкарта». Успех последнего мы связываем с ростом доходов от увеличения доли международных и междугородних соединений в общем объеме трафика, а также появлением дополнительных удобств в использовании карты.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS