Обзор "Рынок ИТ:
итоги 2003" подготовлен
При поддержке При участии
CNewsAnalytics ФостерГрупп Журнал Форум IT

Verysell

Михаил Краснов: История о сверхъестественном потенциале России в ИТ почти что миф

Михаил КрасновВ ходе интервью CNews.ru Михаил Краснов, президент группы компаний Verysell, рассуждает о технологическом потенциале России на мировом рынке, о проблемах взаимодействия бизнеса и государства, об основных тенденциях развития ИТ в России.

CNews.ru: Какие события в России и в мире оказали наибольшее влияние на развитие рынка ИТ в России и в мире в 2003 году, на ваш взгляд?

Михаил Краснов: Я бы не привязывался к конкретным событиям. Бизнес живет тенденциями. Из них я бы отметил три ключевые.

Во-первых, это возросший интерес зарубежного инвестиционного сообщества к России в целом. На этом фоне увеличился и интерес к инвестициям в российскую отрасль ИТ.

Во-вторых, это усиление процессов консолидации на рынке ИТ, в частности объединение компаний, оборот которых суммарно превышает 70% оборота всей отрасли, в отраслевую ассоциацию — в целях выработки общей позиции по важнейшим вопросам развития и отстаивания своих интересов в отношениях с государством.

В-третьих, это стремительный рост ИТ-проектов в России. Связано это как с наступлением зрелости собственников компаний-заказчиков, CIO заказчиков и со зрелостью ИТ-рынка, на котором фокус внимания с дистрибуции перенесен в сегмент системной интеграции и консалтинга.

CNews.ru: Как вы оцениваете действия властей в отношении ИТ-рынка? Каково ваше отношение к программе «Электронная Россия», к рассматриваемой «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года»?

Михаил Краснов: Считаю, что программа «Электронная Россия» может стать важным фактором развития информационного общества и ИТ-отрасли, когда «Электронная Россия» станет реальным программно-целевым инструментом реализации национальных задач в рассматриваемой области, когда программа получит соответствующее поставленным задачам финансирование. Посильный вклад в формирование программы должны, на мой взгляд, вносить и общественные организации, в том числе, АП КИТ. Диалог с государством у бизнеса существует, в частности с отраслевым министерством вполне удовлетворительный, однако пока неясно, удалось ли кому-то из представителей ИТ-отрасли стать советчиком или помощником в подготовке данной концепции.

CNews.ru: На ваш взгляд, способствуют ли действия властей повышению прозрачности и легализации бизнеса в сфере ИТ в России?

Михаил Краснов: В какой-то степени, да. Однако, я хочу подчеркнуть, что российское государство не является в этом отношении однородным, оно не едино в своей позиции, в экономической политике не хватает комплексности, последовательности. По прежнему, неэффективно налогообложение, не видно скоординированности деятельности экономических, отраслевых ведомств и правоохранительных органов. Однако позитивная тенденция, на мой взгляд, прослеживается.

Считаю, что российские ИТ-сообщество должно вести диалог с государством более энергично по всем перечисленным вопросам, а также требовать от государства не только политической, моральной поддержки, но также добиваться создания целевых программ по развитию перспективных направлений и технологий, по поддержке экспорта отечественной продукции.

Радует, что руководители государства поняли, что пора «слезать с нефтяной иглы» и развивать альтернативные топливно-энергетическому комплексу направления, используя тот потенциал, который пока сохранился и худо-бедно работает.

За последние два года мы дошли от нулевой стадии до попыток осознания и осмысления этой проблемы. Понять рынок ИТ небезуспешно пытается МЭРТ, АП КИТ помогает в плане экспертизы научных концепций, старается «приземлить» вырабатываемые рекомендации, так как бизнес-практика в России все еще во многом является черным ящиком для сторонних наблюдателей. Мы надеемся, что в течение этого года государство сможет сформулировать национальные задачи в этом направлении.

Мы через АП КИТ постоянно ищем точки соприкосновения, развиваем диалог. Кроме Минсвязи АПКИТ ведет активный диалог с Минэкономики, Миннауки, Минобразования, ГТК, МИД… Ассоциация сотрудничает с различными комитетами Думы. Так, в ходе работы над Таможенным кодексом АП КИТ не удалось провести ни одного предложения, но удалось сблизить позиции по текущим вопросам: в экспертный совет при ГТК включили представителя рынка ИТ. В целом с Госдумой работа по сближению позиций государства и бизнеса шла не очень активно, надеюсь новая Дума повернется к нам лицом, да и нам следует действовать более энергично.

CNews.ru: Verysell ведет деловую деятельность и за пределами России? Как вы оцениваете потенциал российских технологий для развития на рынках других стран?

Михаил Краснов: Как объединение, состоящее из российских и зарубежных компаний, мы не переоцениваем потенциал российских технологий, но и не считаем правильным его недооценивать.

В обществе сейчас сильно стереотипное убеждение о том, что Россия обладает каким-то сверхъестественным интеллектуальным потенциалом. И что этого совершенно достаточно для изменения сырьевой ориентации и опережающего развития высоких технологий.

Что здесь сказать… Приходится констатировать: как не прискорбно, история о сверхъестественном потенциале почти что миф. За последние десять лет численность научных сотрудников сократилась в два раза! Былой интеллектуальный потенциал уже во многом утрачен из-за недофинансирования образования и науки! Большой ущерб его качеству наносит утечка умов? многие лучшие умы давно работают в Европе, США и развивающихся странах.

Аналогичные процессы происходят в образовании? идет «вымывание» профессуры, той самой «советской школы», которая прославила страну и создала базу для развития ее интеллектуального потенциала. Место уходящих специалистов пустует. Наиболее способные студенты не могут позволить себе остаться в аспирантуре, развивать академическую карьеру? по экономическим причинам. Вот и уходят студенты в бизнес или уезжают за рубеж? учиться и работать там.

Итак, интеллектуальный потенциал страны, который, надо сказать, все еще весьма значителен, все же не является сам по себе серьезным аргументом для того, чтобы быть уверенным в гарантированном для России месте производителя наукоемкой продукции в международной системе разделения труда.

В целом нельзя не согласиться с разработчиками программы развития «новой экономики» из ВШЭ, что ее развитие может состояться только при условии, что оно будет признано общенациональным приоритетом и получит соответствующую поддержку государства. (По мнению экспертов ВШЭ, финансовый вклад государства в эти отрасли к 2007 году должен увеличиться в среднем в два раза.) Верной представляется и мысль, что одним из главных условий роста отраслей новой экономики должна стать реформа институтов и способов финансирования науки и образования, которая бы обеспечила сокращение потерь в этих секторах, а также устранила бы пропасть между наукой и реальными потребностями экономики.

Тем не менее, группа Verysell вносит посильный вклад в восстановление утраченных Россией позиций, обучая своих сотрудников как в России, так и за рубежом, готовя из них специалистов международного уровня.

CNews.ru: Какова стратегия Verysell в вопросе географической экспансии?

Михаил Краснов: Для нашей группы главным рынком является Россия. Мы работаем и в других странах СНГ и намерены развивать этот бизнес. В 2004 году Verysell также планирует начать реализацию программы развития в Восточной и Центральной Европе. Речь идет о ИТ-консалтинге и услугах программирования.

CNews.ru: Какие изменения произошли в бизнесе компаний, входящих в группу Verysell в 2003 году?

Михаил Краснов: В 2003 году мы успешно завершили программу диверсификации бизнеса, начатую в 2000 году. Задача заключалась в переходе от развитого дистрибьюторского бизнеса к компании, которая оперирует в различных сегментах рынка ИТ. Задача выполнена — доля интеграторских услуг в бизнесе группы Verysell превысила 50%.

За прошедший год мы серьезно реорганизовали компанию «Verysell Проекты». Эта фирма, созданная ранее в результате слияния четырех компаний, сохраняла разрозненную структуру: руководство и технический центр были едиными, а подразделения продаж работали независимо, причем никакой специализации в их работе не было. На уровне группы компаний Verysell было принято решение отказаться от такой структуры и выстроить традиционную интеграторскую компанию с вертикальным делением по отраслям и горизонтальным по технологиям. За год оборот этой компании увеличился с 30 до 40 млн. долл. Сейчас это очень хорошо организованный и устойчивый бизнес и мы ожидаем, что в 2004 году «Verysell Проекты» покажут хороший рост.

Компания Verysell Telecom в 2003 году реализовала одну из основных составляющих работы с крупными поставщиками — центр технической поддержки. Сейчас центр полноценно работает по оборудованию компаний Alcatel, Lucent, Avaya. Его филиал действует в Санкт-Петербурге, там сейчас работает 50 специалистов. Создание центра поддержки оборудования Alcatel оказалось настолько успешным, что Alcatel передал ему весь сервис оборудования, поставляемого в Россию. То есть мы фактически стали монополистами в области гарантийного и постгарантийного обслуживания этого оборудования. Такой уровень доверия со стороны вендора, безусловно, говорит о масштабах и качестве нашей работы.

В 2003 году Verysell консолидировала в холдинг новую «дочку» под именем Verysell-6, основу которой составила команда профессионалов, известная с 1996 года как V6 Technologies. Эта команда выполняла широкий спектр операций в области ИТ на европейском и российском рынках. За последние 4 года V6 наработала серьезный уровень экспертизы в сфере ИТ-консалтинга и услугах по разработке инновационных решений для автоматизации бизнес-процессов и информационных систем на заказ. В настоящее время основной акцент компания делает на работе с крупными организациями, осуществляющими сбыт продукции через дилерские или розничные сети, активно работает с производителями ТНП.

CNews.ru: Согласно данным, предоставленным для рейтинга CNews100, ваш оборот в сравнении с 2002 годом увеличился более чем на половину. Какова структура доходов? Какие проекты внесли наибольший вклад в успех предприятия?

Михаил Краснов: Группе Verysell, в которую входят российские и зарубежные компании, удалось значительно перевыполнить плановое задание в 215 млн. долл., которое было достаточно смелым и выйти на цифру в 260 млн. долл. по показателям чистых продаж (Net Sales). Как аналитически распределяется наш оборот по компаниям видно на диаграмме.

Дочерние компании группы Verysell как источник доходов в 2003 году

Дочерние компании группы Verysell как источник доходов в 2003 году

Основные наши долгосрочные проекты в ИТ-консалтинге и разработке ПО на заказ — «Седьмой континент», «Ашан», TetraPak и один из ведущих мировых производителей продуктов питания.

Основным и наиболее значительным итогом работы по направлению «Телеком» я считаю тот факт, что в 2003 году компания Verysell Telecom стала официальным системным интегратором «Связьинвеста». Начата плановая работа со «Связьинвестом», с МРК. Хочу также отметить построение в Москве сети оператора сотовой связи SkyLink. Реализацией этого проекта занимался Lucent совместно с МСС и Delta Telecom. Verysell Telecom выполнил значительную часть проекта, связанную с поставками оборудования и организацией работы субподрядчиков.

У компании «Verysell Проекты» в качестве крупнейших могу назвать контракты с челябинским металлургическим комбинатом «Мечел», Росземкадастром, Nissan, HomeCredit. Продолжается долгосрочное сотрудничество с различными департаментами города Москвы, ибо компания «Verysell Проекты» уже несколько лет выигрывает квалификационные тендеры правительства Москвы, что позволяет нам впоследствии участвовать и побеждать в конкурсах, проводимых московским руководством.

CNews.ru: Фундамент Verysell, с которого компания начинала свой бизнес, дистрибуция оборудования. Какие изменения произошли в этом сегменте в 2003 году и какие тенденции будут определять его развитие в ближайшие годы?

Михаил Краснов: Дистрибуция, которая традиционно была сильна в группе Verysell, является сейчас для группы как отдельным, самостоятельным видом бизнеса, так и инфраструктурой, «поставочным сервисом» для остальных компаний группы.

Могу сказать, что компании Verysell Distribution и Verysell IT-Express, входящие в дистрибуторское «крыло», превзошли ожидания акционеров. Более динамично развивалась, естественно, Verysell IT-Express — на нее как на новую компанию группы возлагались большие надежды.

Если говорить о потенциале дистрибуции вообще, то здесь хочу отметить два важных момента.

Во-первых, это внутренняя организация, от которой зависит эффективность работы компании и ее прибыльность. Некоторое время назад в группе было принято решение, что главным критерием оценки качества работы дистрибьюторского направления должны стать его показатели по прибыли. Мы принципиально решили, что не будем снижать маржу ради захвата доли рынка. Это задание полностью выполнено. Нацеленность на повышение рентабельности работы Verysell Distribution привело к некоторому снижению динамики ее роста, но это же очень зрелый и сформировавшийся рынок и то, что суммарно дистрибуция Verysell в 2003 году достигла оборота в 130 млн. долл. является определенно хорошим показателем.

Во-вторых, скрупулезный выбор поставщиков. От вендора зависит положение дистрибутора, поэтому мы укрепляем отношения с поставщиками, с которыми работаем уже долгие годы. Так, например, HP, доля которого в обороте дистрибуции Verysell превысила 55%. Стараемся выстраивать и новые отношения — в 2003 году это Arbyte, Allied Telesyn и Hitachi Data Systems.

Отмечу, что группу Verysell в целом отличает высокий уровень финансовой дисциплины в работе с вендорами, что очень ценят сами поставщики и серьезно влияет на взаимоотношения. Думаем о будущем, планируем заключить еще несколько интересных дистрибуторских соглашений. Пока это, конечно, не подлежит разглашению.

В-третьих, Verysell Distribution строит свою работу по принципу VAD, предоставляя партнерам множество сервисов, среди которых финансовые, технические, консультационные, сервисное гарантийное и послегарантийное обслуживание, готовые решения, объединяющие оборудование нескольких поставщиков. Специально создан фонд демооборудования для предоставления партнерам возможности продемонстрировать их заказчикам свои решения. Ведь от того как чувствует себя партнер рядом с нами, так и развивается совместный бизнес. По итогам прошедшего года именно такой подход и высокий уровень в работе с вендорами позволил помочь нашим партнерам реализовать очень крупные проекты на сотни и более миллионов долларов с такими заказчиками как МПС, МИД, МНС, «Связьинвест» и др. У партнеров, естественно был выбор, но они воспользовались услугами именно Verysell Distribution.

CNews.ru: Какие задачи стоят перед компанией в наступившем 2004 году? Какие направления развития станут для вас приоритетными?

Михаил Краснов: Группа Verysell cчитает своей главной задачей развитие хорошо сбалансированного торгового и сервисного бизнеса. Сегодня приоритетным направлением является наращивание уровня экспертизы в сфере ИТ-консалтинга и системной интеграции. При этом в ближайшей перспективе мы намерены инвестировать в развитие поставочных технологий, в расширение продуктового спектра.

CNews.ru: Спасибо.

О группе компаний Verysell

Общий объем продаж по показателю Net Sales группы компаний Verysell, включающей в себя российские и зарубежные компании, составил 260 млн. долл. Этот объем аналитически по направлениям деятельности распределяется следующим образом:
Компания Verysell Telecom — 90 млн долл.,
Компания Verysell Distribution — 90 млн долл.,
Компания Verysell IT-Express — 40 млн долл.,
Компания «Verysell Проекты» — 40 млн долл.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS