Обзор "Рынок ИТ:
итоги 2003" подготовлен
При поддержке При участии
CNewsAnalytics ФостерГрупп Журнал Форум IT

Волна законов набегает на ИТ-рынок

Волна законов набегает на ИТ-рынокЕще три года назад можно было предположить, что нормативно-правовая база, необходимая для успешного развития ИКТ-отрасли в нашей стране, будет в основном сформирована к началу 2004 года. По крайней мере, именно такая задача изначально ставилась на первом этапе программы «Электронная Россия». Конечно, принятие законов об ЭЦП и «О связи», несмотря на их серьезные недостатки, стало значительным шагом. Однако пакет базовых законопроектов по инфокоммуникационным технологиям Минэкономразвития и Минсвязи намерены внести в Госдуму только в 2004 г., то есть 2003 год и предшествующий, по-видимому, ушли на их разработку. Причем «внесение» намечено на второй-третий квартал.

Пока речь идет о законопроектах: «О государственных информационных ресурсах», «О персональных данных», «О защите информации», а также о поправках к закону «Об электронной цифровой подписи». В «министерский» список, к сожалению, не вошли столь необходимые законопроекты «Об электронной торговле», «Об электронном документе», изменения в законодательство о госзакупках. При этом в 2003 году, по данным Минсвязи России, это ведомство осуществило правовую экспертизу более тысячи документов, в том числе 110 проектов законов и нормативных правовых актов президента России и правительства РФ.

Сегодня несовершенство законов и нормативных актов обходится ИКТ-отрасли в копеечку. По мнению экспертов, только на преодоление «административного давления» в среднем расходуется около 7% бюджета ИКТ-компаний, работающих в России. При объеме рынка в $4 млрд. — это более $280 млн. ежегодно в течение последних двух лет, что в 14 раз больше бюджета ФЦП «Электронная Россия».

В развитие этого направления МЭРТ за несколько дней до заседания правительства 11 сентября 2003 г. представило «Концепцию развития законодательства по применению информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере», где и были озвучены упомянутые суммы на борьбу с барьерами. Фокус был сделан на внесении изменений в действующие нормативно-правовые акты, регулирующие ИКТ-отрасль. В концепции предлагалось отменить 34 нормативных акта, в том числе — федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации» и «Об участии в международном информационном обмене». Говорилось о необходимости четко разграничить криптографию для государственных органов и национальной безопасности от остальной части рынка шифрования с его последующей либерализацией.

Другое революционное предложение — ввести правило «технологической нейтральности», то есть все конкурирующие технологии должны допускаться на рынок в равной степени и законодательство не должно этому мешать, сдерживая развития рынка. Такое предложение, прозвучавшее вскоре после принятия закона «О связи», — было отвергнуто Минсвязи с указанием на необходимость опробования утвержденного регулятора. В то же время, большинство участников рынка и компетентные юристы еще при прохождении этого закона через Государственную Думу указывали на присутствие в нем большого числа норм непрямого действия и широкие возможности для последующего изменения смысла его статей.

Год концепций

Прошедший год можно назвать концептуальным во всех отношениях. Разработана и распоряжением правительства РФ одобрена Концепция развития рынка услуг почтовой связи на период до 2010 года. Продолжены работы по реализации проекта «Кибер-почт@», позволяющего населению удаленных регионов пользоваться услугами интернета.

В прошедшем году разработана «Концепция развития рынка услуг связи в области телерадиовещания в Российской Федерации на период до 2010 года и в перспективе до 2015 года». Она определяет основные этапы развития рынка услуг связи в области телерадиовещания и предусматривает направления активизации рыночных механизмов функционирования операторских компаний связи. Здесь же рекомендуются наиболее эффективные подходы по обеспечению конкурентоспособности государственных и коммерческих организаций связи, инвестиционной привлекательности подотрасли на основе модернизации сети и внедрения новых цифровых технологий в развитие инфраструктуры и сферы услуг связи в области телерадиовещания.

После памятного заседания правительства 11 сентября 2003 г., посвященного ИТ и информатизации, Минсвязи опубликовало на своем сайте «Концепцию использования ИТ в деятельности федеральных органов госвласти до 2010 г.» Однако, обсуждать предложение в Сети пришлось недолго. Примерно через месяц основные положения концепции были представлены на заседании коллегии Минсвязи, а затем — на Государственной комиссии по информатизации. Основываясь на положениях разработанной концепции, Минсвязи России совместно с заинтересованными ведомствами в 2004 году подготовит концепцию региональной информатизации до 2010 года, и концепцию использования ИТ в деятельности органов местного самоуправления. Эти концепции призваны повысить эффективность реализации региональных программ информатизации и мероприятий, предусмотренных ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 гг.)». Ожидается, что концепция региональной информатизации будет рассмотрена на заседании правительства РФ в сентябре 2004 года.

Слабые малые

По результатам принятых законов и нормативных актов складывается недвусмысленное впечатление о полном расхождении слов и реальных дел высоких чиновников и депутатов. Принимаемые законы и нормы хорошо работают на большие корпоративные структуры, но среднему и малому ИКТ-бизнесу либо вредят, ухудшая и без того сложную бизнес-ситуацию, либо не меняют существующего положения.

Так, принятый еще в 2002 году закон «Об ЭЦП», с которым связывали большие надежды участники рынка, «получился» довольно сложным для применения. Он все еще не работает, лицензирование удостоверяющих центров, которое после расформирования ФАПСИ было поручено Минсвязи РФ, — так и не началось. Но к большим компаниям корпоративного сектора эти проблемы не относятся. Напомним, что согласно этому закону, для участников корпоративных информационных сетей предусматривается возможность самим прописывать правила. В этом случае отпадает необходимость в создании удостоверяющего центра, его лицензировании, раздаче ключей всем пользователям.

Ситуация с поддержкой отечественного технологического бизнеса, особенно в части экспортной составляющей, — так же не сдвинулась с мертвой точки. В январе прошлого года президент России, выступая на заседании Совета по науке и высоким технологиям, в очередной раз сказал, что структура экономики подлежит изменению — высокотехнологичный сектор должен преобладать над сырьевым. В последние годы доля России на мировых рынках высокотехнологичной продукции составляет около 0,3%, что более, чем в 130 раз меньше, чем США. На ИКТ-товары приходится лишь около 0,2% от общего объема российского экспорта. Для изменения этой ситуации в 2003 году ничего ощутимого так и не было сделано.

Отечественные ИКТ-компании не могут работать на мировом рынке. Напомним, что при экспорте, к примеру, ПО недостаточно карточки ВЭД. Получается, что развитие собственной высокотехнологичной экономики сдерживает свое же государство. Так, формы и процедуры работы с госструктурами, в том числе для экспортируемой продукции, практически не изменились, о широко разрекламированном «одном окне» можно только мечтать. Даже на Украине нет таких множественных и высоких административных таможенных барьеров для экспорта высокотехнологичной продукции. Ситуация напоминает театр абсурда — например, в марте Максим Медведков, замминистра Минэкономразвития, выразил готовность взяться за ликвидацию российских экспортных барьеров на пути отечественных интеллектуальных продуктов, в том числе ПО. При этом, он сказал, что такие барьеры для него — «абсолютно новая проблема», в специальный департамент по поддержке экспорта Минэкономразвития, сформированный накануне 2003 года, — за три месяца вообще никто не обращался.

В тоже время опыт государств-технологических лидеров однозначно свидетельствует, что здесь необходима специальная государственная политика, а не концепции «минимизации государственного вмешательства», за которую так часто ратует МЭРТ и с которым на деле соглашаются другие «профильные» министерства и госструктуры.

Ускорение процессов диверсификации экономики отрасли одновременно с достаточно стабильным деловым климатом повысило предпринимательскую активность в сфере услуг связи и обеспечило интенсивный рост основных показателей производственно-хозяйственной деятельности компаний связи в 2003 году.

Сергей Шалманов / CNews Analytics

Леонид Гольденберг: Планы президента по удвоению ВВП к 2010 году неосуществимы без серьезных действий государства в поддержке инноваций

Рынок России еще не скоро приблизится к порогу насыщения. По мнению президента группы компаний «Аквариус» Леонида Гольденберга, среди важных факторов успешного развития рынка — государственные программы и возрождение многих российских предприятий и даже целых отраслей экономики.

CNews.ru: В 2003 году продажи на отечественном рынке ПК продолжали увеличиваться. Какие тенденции определяли развитие этого сегмента рынка в нашей стране? Леонид Гольденберг: Говоря о тенденциях на рынке в целом, можно отметить высокую динамику роста сегмента мобильных ПК (ноутбуков) и серверов по сравнению с сегментом настольных ПК. Если говорить о приоритетном для нашей компании корпоративном секторе, замечу, что все активнее проявляется такая тенденция: заказчик при выборе поставщика оперирует не только начальной стоимостью поставки, но и такими критериями, как «совокупная стоимость владения» (ТСО) и «возврат инвестиций» (ROI)

А показатели TCO, ROI учитывают множество взаимоувязанных факторов: не только цену, но и надежность техники, определяемую по используемым комплектующим; систему сервисной поддержки; наличие сертифицированного по мировым стандартам качества производства и т.п. Произошло осознание того факта, что стоимость решения не всегда равна сумме, указанной в конкурсной документации.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS