Обзор "Рынок ИТ:
итоги 2003" подготовлен
При поддержке При участии
CNewsAnalytics ФостерГрупп Журнал Форум IT

4 волны накатывают на рынок ИТ-аутсорсинга

4 волны накатывают на рынок ИТ-аутсорсинга

Последнее время российские аутсорсинговые компании продолжают методично наращивать свои обороты. Успех на международном ИТ-рынке позволяет многим из них активно расти.

Для многих российских компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения на заказ, прошлый — 2003 — год был вполне успешным. Представители ведущих компаний заявили о том, что им удалось в 2 раза увеличить оборот и количество сотрудников. Немаловажным является и тот факт, что подобные темпы роста отмечаются уже не первый год, что говорит о том, что потенциал роста компаний, а вместе с ним и рынка, еще не исчерпан.

Рост объема экспорта заказного российского ПО

Рост объема экспорта заказного российского ПО

Источник: Market-Visio/EDC 2000 г.; Руссофт/Ernst&Young, 2002 г.

Несмотря на то, что российские компании добились определенных положительных результатов, говорить о реальном успехе сектора заказного программирования у нас в стране все еще рано. Многие проблемы, которые были характерны для этого сектора в начале года, так и остались нерешенными. Поэтому за год ситуация с расстановкой сил на международном рынке заказного программирования практически не изменилась.

Распределение стран по статусу и потенциалу аутсорсинговых возможностей в сфере заказного программирования

Страны «первой волны» — лидеры:

Индия
Страны «третьей волны»:

Белоруссия
Бразилия
Египет
Латвия
Литва
Новая Зеландия
Украина
Эстония
Страны «второй волны»:

Израиль
Ирландия
Канада
Китай
Мексика
Польша
Россия
Румыния
Филиппины
Чехия
Страны «четвертой волны»:

Корея
Малайзия
Тайвань
Вьетнам
Непал
Сенегал
Куба
Таиланд
Бангладеш
Шри-Ланка
Примечание: Страны в таблице приведены в алфавитном порядке

Источник: Gartner, 2003

В настоящее время позиции лидера рынка — Индии — непоколебимы. Этой стране достаточно давно удалось занять и прочно удерживать первое место в сфере ИТ-аутсорсинга. Сильные позиции индийских компаний объясняются тем, что правительство этой страны еще в третьей четверти прошлого века объявило рынок высоких технологий приоритетным направлением развития и с тех пор неуклонно следует этому курсу.

О ведущих индийских оффшорных компаниях бытует два наиболее распространенных мифа. Первый миф — это то, что работа программиста в таких компаниях стоит намного меньше, чем в России. Это неверно, т.к. опытные программисты в Индии получают зарплату сопоставимую по размерам с зарплатой российского программиста среднего звена. В результате, экономия от работы индийского программиста не столь очевидна, как ее представляют конечным заказчикам.

Второй миф — индийские программисты работают намного качественнее российских. Это также неверное мнение. Индийские и российские программисты работают на несколько разных уровнях. Российские программисты, как правило, выполняют работу повышенной сложности, требующую творческого и креативного подхода. Для их индийских коллег больше характерна монотонная работа по написанию исходных кодов большого объема. Такая специализация обусловлена уровнем образования в странах: Россия по-прежнему славится качественным и фундаментальным образованием, позволяющим нестандартно походить к решению различных задач. Программистов низшего звена в России практически нет, но есть специалисты среднего и высшего — элитного уровней. В Индии несколько иная ситуация: в этой стране очень много программистов низшего звена, которые проходят 3-х месячные обучающие курсы, после чего приступают к работе.

Среди стран «второй волны» заказного программирования, можно выделить Израиль, Ирландию, Канаду, Китай и Россию. Первые три страны отличаются от последних двух более благоприятным климатом, способствующим поиску новых заказчиков на текущем этапе. Однако, стоимость рабочей силы в этих странах намного выше, чем в Китае и России. Этот факт дает основания предполагать, что по мере решения внутренних проблем (которые являются основным барьером для более тесного взаимодействия) в России и Китае, будет заметно увеличиваться объем заказов, выполняемых компаниями из этих стран. Однако уже сейчас становится очевидно, что России придется приложить намного больше усилий, чем Китаю для того, чтобы привлечь новых заказчиков и не потерять старых.

Дело в том, что в Китае свои представительства и производства в той или иной степени имеют практически все транснациональные корпорации, которые как раз и являются основными заказчиками услуг по программированию. Очевидно, что таким предприятиям намного проще обращаться с заказом на разработку ПО к локальным (китайским) компаниям. Более того, китайское правительство всячески способствует развитию собственного рынка разработки ПО, в том числе и ПО на заказ. Бурное развитие ИТ сектора в Китае и вялое развитие этой сферы в России создает крайне неблагоприятные условия для российских компаний. По мере того, как в Индии и Китае будут появляться «программисты-тяжеловесы», конкурентная борьба между ними и их российскими коллегами в секторе штучных заказов будет только нарастать. И сказать, что эта борьба будет легкой для российских программистов, значит не сказать ничего.

Среди компаний «третьей волны» по потенциалу участия на рынке заказного программирования можно выделить страны СНГ. В данном случае, речь идет о Белоруссии и Украине. Первая, несомненно, намного дальше продвинулась на рынке ИТ-аутсорсинга, нежели вторая. Но в обеих странах комплекс нерешенных проблем все еще очень велик и это мешает компаниям динамично развиваться.

Хороший потенциал для роста у компаний из Прибалтики. Присоединение к ЕС может благоприятно сказаться на получении новых заказов из стран Западной Европы. Однако не все так безоблачно: прибалтийским компаниям придется конкурировать с их коллегами из Ирландии, Польши и некоторых других стран, позиции которых на рынке аутсорсинга намного сильнее.

Догнать и перегнать Индию

Некоторые участники рынка заказного программирования оптимистично полагают, что в скором времени отечественным компаниям удастся догнать и, возможно, перегнать индийские компании по объему экспорта ПО. От подобных суждений веет романтизмом. Для того чтобы понять это, достаточно воспользоваться калькулятором: по результатам 2002 г. объем экспорта ПО из России вырос на 66,7%, в то время как из Индии на 29,1% за тот же период. Если предположить, что объем экспорта ПО из России и Индии будет расти такими же темпами из года в год, то России удастся сравняться с уровнем экспорта ПО из Индии не раньше 2015 г., т.е. через 11 лет. У подобного расчета есть как минимум три поправки. Первая — расчет проводился с условием, что объем экспорта ПО двух стран постоянно увеличивается на фиксированное значение на всем промежутке, чего в реальности быть не может. Вторая поправка — ИТ-бюджеты иностранных компаний, как основной источник заказов, имеют неограниченные размеры, что также невероятно. Третья поправка — на рынке заказного программирования существуют только Россия и Индия, что не менее утопично, чем предыдущие две поправки. Из этого можно сделать неутешительный вывод, что России не получится догнать Индию по объему экспорта ПО в ближайшее время.

Полноценно состязаться за первое место России мешает целый комплекс проблем, которые Индия медленно, но последовательно решала последние 20 лет и продолжает решать до сих пор. Самой главной в этом комплексе проблемой является отсутствие поддержки государством высокотехнологичного сектора экономики, в первую очередь сектора, производящего и экспортирующего программное обеспечение на заказ. А ведь это приток «живых» денег в экономику страны, что могло бы стимулировать развитие смежных областей: разработка программного обеспечения для внутреннего рынка, который более чем наполовину «оккупирован» иностранными компаниями; исследование и разработка новых программных продуктов и даже семейств программных продуктов, и т.д. Это могло бы дать толчок для совершенствования российского законодательства, например, по защите авторского права, что улучшило бы привлекательность России.

Перспективы

Иностранные исследовательские компании предсказывают дальнейший рост объемов ИТ-аутсорсинга в мире. Только в США объем поставляемых в страну ИТ-услуг увеличится вдвое и достигнет $16 млрд. в 2004 г. Однако называть ситуацию на рынке ИТ-аутсорсинга благоприятной еще очень рано. Иностранные исследовательские компании предупреждают, что в первом квартале текущего года вряд ли следует ожидать крупных сделок. Европейские компании не так давно также «распробовали» аутсорсинг. Похоже, что им понравилось. Во всяком случае желание и дальше превращать постоянные издержки в переменные будет характерно для европейских компаний и в этом году.

Основной причиной спроса на подобные услуги по-прежнему остается сокращение издержек, характер которых претерпел значительные изменения в последнее время. Если несколько лет назад сокращение издержек было обусловлено желанием увеличить прибыль, то в условиях продолжающегося кризиса сокращение издержек за счет использования сторонних разработчиков программного обеспечения — залог выживания для многих европейский и американских компаний.

Роман Боровко / CNews Analytics

Аплана

Виктор Вайнштейн: Российский рынок ИТ-услуг растет и становится все более зрелым

Виктор ВайнштейнМировой спрос на услуги по аутсорсингу в последние годы неуклонно растет, и российские специалисты постепенно занимают все более значимое место на рынке оффшорного программирования. Своим видением перспектив развития этого быстрорастущего сектора в интервью CNews.ru делится Виктор Вайнштейн генеральный директор компании «Аплана».

CNews.ru: Какие основные изменения, на ваш взгляд, произошли в сфере аутсорсинга ПО в России и мире в 2003 г.?

Виктор Вайнштейн: В западном мире определяющими стали две тенденции. С одной стороны, сохраняется по-прежнему высокий уровень интереса к ауторсингу и услугам оффшорных поставщиков, который продиктован необходимостью снижения расходов на решение задач в сфере ИТ. Причем, как с удивлением отмечают многие аналитики, стремление к снижению расходов в ушедшем году впервые стало доминирующим мотивом обращения к услугам внешних поставщиков, отодвинув на второй план, например, такой фактор, как дефицит специалистов.

С другой стороны, правительства США и некоторых европейских государств начали открытую кампанию протеста против оффшорных поставщиков в пользу локальных сервисных компаний. С экономической точки зрения, передача ИТ-задач в оффшор означает не только потери в налоговых сборах, но и утечку сотен тысяч высококвалифицированных рабочих мест, передачу на сторону ключевых компетенций. Так, в 2003 году, компанией IBM было объявлено о передаче в оффшор нескольких тысяч рабочих мест. Официальная позиция правительства США, которая нашла отражение в недавно опубликованных госактах, — это призыв передавать задачи локальным аутсорсинговым компаниям, поручая им, в свою очередь, выстраивание отношений с оффшорными поставщиками. Данный подход аргументируется с позиции действующего законодательства и экономических рисков. Вопросы аутсорсинга и оффшора приобрели в последний год настолько серьезное значение, что, как ожидается, станут одним из важных пунктов программы кандидатов на следующих выборах.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS