Обзор Рынок ИТ: итоги 2004 подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

АСТОР               ПАТЭРСОН

Слагаемые успеха компании «ПАТЭРСОН»

Сеть универсамов «ПАТЭРСОН» — одна из крупнейших торговых сетей России.

Как известно, начало бизнесу компании «ПАТЭРСОН» в начале деятельности, в 1997–98 гг., положило открытие хлебопекарни в Москве. Однако затем руководство компании взяло курс на развитие сети универсамов. Уже в 1998 году — был открыт первый универсам сети в московском микрорайоне Жулебино. В 2002 году компания, перешагнув пределы МКАД, приступила к реализации стратегической программы экспансии сети в регионы. «ПАТЭРСОН» стала первой московской розничной сетью, пришедшей в город на Неве.

Оборот компании в 2004 году составил около 250 млн. дол. (таким образом прирост общей выручки только за год составил 79%). Столь значительный темп роста финансовых показателей является результатом бурного развития сети (инвестиции в ее расширение в 2004 году составили 40 млн. дол. США). За прошедший год были открыты 17 новых супермаркетов общей торговой площадью 16 350 кв.м. В результате на настоящий момент в торговую сеть входят 47 универсамов (от 600 до 2000 кв. метров торговой площади). 22 супермаркета находятся в Москве и Подмосковье, 10 — в Санкт-Петербурге, 1 — в Киеве, остальные разместились в регионах РФ ( в частности, в Твери, Самаре, Тольятти, Челябинске, Ставрополе, Краснодаре, Сочи, Пензе, Казани и Уфе).

В планах компании до конца 2005 года значительно увеличить численность своих универсамов по России. Руководство «ПАТЭРСОН» планирует к концу года достичь оборота в 350 млн. долларов.

За счет чего за столь короткий срок компания смогла добиться подобного глобального расширения своей сети? В чем причины ее высокой конкурентоспособности, несмотря на обострение борьбы на российском рынке розничной торговли, в том числе и за счет появления на нем международных ритейлеров?

Верный выбор: позиционирование компании на рынке

С самого начала развития сети были заложены основы ее бизнес-стратегии: предоставление широкой номенклатуры качественных товаров и высокий уровень сервиса. Ведь доверие к магазину становится в последнее время одним из самых важных факторов потребительского предпочтения. Обслуживание, квалификация персонала, интерьеры и вся атмосфера супермаркетов полностью соответствуют европейским стандартам, отвечая требованиям любых, даже самых взыскательных клиентов. Недаром корпоративный девиз торговой сети «ПАТЭРСОН»: «КАЧЕСТВО ВО ВСЕМ».

Принципиальным элементом формата супермаркетов «ПАТЭРСОН» является наличие собственного производства, одно из основных направлений которого — кондитерское производство. Более 100 видов хлебобулочных изделий производят цеха «ПАТЭРСОН» для своих супермаркетов. Вкусная и разнообразная выпечка попадает на прилавки прямо из печи. Кроме того, посетители универсамов имеют возможность практически в любое время суток покупать свежие, только что изготовленные рыбные, мясные, куриные и овощные полуфабрикаты (около 160-ти наименований), более 50 видов салатов и прочие готовые блюда. В общем объеме продаж на долю производства сегодня приходится порядка 15%. В 2004 году производственные цеха сети были консолидированы при новом торговом центре компании в Бирюлево.

"Профессиональный подход к ведению бизнеса, основанный на самых современных принципах организации работы — один из основополагающих факторов, способствующих нашей успешной деятельности на рынке розничной торговли, — считает генеральный директор сети универсамов «ПАТЭРСОН» Юрий Яковчик. — «ПАТЭРСОН», - Поскольку стратегия компании направлена на постоянное и неуклонное развитие, то мы в первую очередь уделяем большое внимание высокой производительности и качеству труда, особенно за счет внедрения прогрессивных инноваций, новых методов работы и новых технологий. Эффективное использование основных фондов и оборотных средств, творческий подход к организации работы персонала (в т.ч. использование особой системы мотивации наших сотрудников), — вот далеко не полный перечень мероприятий, которые способствуют достижению высоких результатов. Немаловажным фактором стабильного развития является используемая нами автоматизированная система управления. С 1999 г наша компания успешно внедряет торговые технологии основанные на использовании программного продукта «АСТОР:Торговый Дом»: сначала на платформе «1С:Предприятие 7.5», затем программное обеспечение было плавно переведено на платформу «1С:Предприятие 7.7». Вот уже в течение 6 лет все универсамы нашей сети, а также центральный офис работают на данном программном обеспечении".

Информационная система для «ПАТЭРСОН»

Для автоматизации торговых процессов руководством компании «ПАТЭРСОН» с самого начала развития сети было принято решение приобрести готовую систему. После изучения рынка и сравнения параметров различных кассовых и торговых систем решили остановиться на программном продукте от компании «АСТОР ВЦ» — «АСТОР: Торговый Дом». В этом выборе, прежде всего решающим было оптимальное сочетание цены и качества программного продукта с оперативностью его внедрения. Готовая программа была необходима, чтобы сформировать базу данных товаров (их номенклатура на тот момент составляла уже более 15 тыс. наименований), поддерживать процессы формирования цен и проч. В функционале программного продукта имелся модуль, отвечающий за оперативный учет и анализ торговых операций на предприятиях общественного питания, что являлось крайне важным для компании «ПАТЭРСОН», если учесть их специфику работы — наличие выделенного производства. На первоначальном этапе внедрения готового решения «Торговый Дом» в первые два магазина компании «ПАТЭРСОН» доработок от «АСТОР ВЦ» не понадобилось, программный продукт полностью удовлетворял заказчика.

По мере развития сети руководству «ПАТЭРСОН» уже понадобилась корпоративная система. Компанией «АСТОР ВЦ» после предварительных проектных обследований, в которых были прописаны все бизнес-процессы ритейлера, было разработано техническое задание под будущую систему. Внедрение новой системы заняло около полугода. Однако уже все последующие запуски магазинов с использованием нового программного обеспечения и с учетом новых технологий внедрения проходили всего за несколько рабочих дней.

Для поддержки круглосуточного бесперебойного функционирования программно-технических средств универсамов и центрального офиса с самого начала своей деятельности компанией «ПАТЭРСОН» был создан специальный отдел АСУ. Отдел управления информационных технологий рос вместе с развитием сети. В настоящее время управление информационных технологий состоит из нескольких подразделений: отдела информационной поддержки, отдела программного обеспечения 1С, отдела сетевой интеграции, группы круглосуточной поддержки Help Desk (общее число сотрудников — 38 человек).

Как отметил руководитель управления ИТ сети «ПАТЭРСОН» Андрей Мигаль, «технологии внедрения программного обеспечения от "АСТОР ВЦ" с самого начала были настолько хорошо отлажены, что у нас никогда не было никаких проблем с подготовкой к открытию универсамов, с самим открытием и пост-пусковым совпровождением магазинов после их открытия.»

Общая номенклатура товаров в сети на сегодняшний день составляет около 80 000 наименований. Управление ассортиментной матрицей осуществляется только из центрального офиса. Система «АСТОР:Торговый Дом» позволяет комплексно управлять как всей товарной номенклатурой, так и ценообразованием, системой поставок товаров, взаиморасчетами с контрагентами и прочим. Причем оперативный учет складских остатков, продаж, закупок — все это отражается в базах данных каждого конкретного универсама. В каждом магазине организован свой оперативный учет, а в центральный офис приходят бухгалтерские проводки, на основании которых можно получить агрегированные данные о продажах во всех универсамах. Обмен данными между магазинами и центром происходит при использовании специального механизма управления распределенной базы данных (УРБД). В 2003 году компанией был построен в подмосковных Химках собственный распределительный центр (РЦ). Специалистами УИТ был проработан механизм перемещения товаров в регионы, т.е. обмен между базами данных РЦ и филиалов (файловый обмен накладными).

В составе программно-аппаратного комплекса магазинов сети работают более 300 контрольно-кассовых машин с многоплоскостными сканерами, более 260 весов с термопечатающим принтером. На приемке товаров используются ручные сканеры и принтеры ШК. Локальная сеть универсамов организована с использованием стека протоколов TCP/IP с пропускной способностью 100 Мбит/сек. Для организации выделенных каналов связи используется оборудование фирмы «Motorola» и распределенная сеть телекоммуникационной компании «Голден Лайн». В каждом универсаме установлено по 2 сервера и до 14 персональных компьютеров. Правда, как отметил руководитель отдела информационной поддержки УИТ Александр Кирпо, «к сожалению, аппаратные формы серверов уже на многих объектах существенно устарели, и мы предполагаем в самое ближайшее будущее начать замену оборудования в ряде давно работающих магазинах сети. Так что впереди грядет существенная модернизация серверов».

Программное обеспечение как эффективный инструмент управления

Чем крупнее компания, чем больше у нее магазинов, тем важнее минимизировать издержки в работе с ассортиментом, точнее отвечать запросам конечных потребителей.

Управлять товарной номенклатурой и продажами позволяет заложенная в данном программном продукте функция ABCXYZ -анализа (ABC-анализ (обороты/прибыль/запасы), XYZ-анализ (вариация спроса)). Специальная база данных оперативных продаж в центральном офисе позволяет проводить АВС -анализ и формировать статистические данные для расчета централизованного заказа. Как отметил Андрей Мигаль, «наши менеджеры широко используют эти аналитические возможности для выявления эффективных продаж того или иного продукта и составления базового ассортимента для различных форматов универсамов». При использовании возможностей этой функции с января 2005 года управленческим центром компании «ПАТЭРСОН» проводится новая номенклатурная политика в отношении оптимизации ассортимента. Начат пересмотр базовой ассортиментной матрицы, с целью увеличения рентабельности сети. Как пояснил г-н Мигаль, «при таком пересмотре ассортиментного ряда компания руководствуется так называемым "правилом светофора": все товары нами подразделяются на три категории в соответствии с используемой аналитикой- на "зеленые", "желтые" и "красные", исходя из их объемов продаж. "Зеленые", как раз те, которые составляют 80% оборота магазинов ( группа А по АВС-аналитическим отчетам), они обязательно будут присутствовать во всех магазинах сети. Товары "желтой" и "красной" категорий "ПАТЭРСОН" сохранит в базовой ассортиментной матрице, однако они попадут не во все магазины сети. Как полагают наши аналитики, оборот сети по пересмотренным категориям в результате может повыситься на 10–15%».

Другой аналитический инструментарий программного продукта «АСТОР:Торговый Дом» также активно используется в повседневной деятельности компании, как-то: отчеты о продажах и закупках по группам товаров; отчеты по товарным остаткам с динамикой изменения сравнений с прошлыми периодами, выраженные как в суммовых значениях, так и в количественных; отчеты по товарным запасам, по продажам с показателями валовой выручки, валовой маржи (с критериями эффективности на один кв. м) и проч. Как пояснил Андрей Мигаль, «получаемые при использовании данного программного обеспечения разнообразные аналитические и статистические результаты позволяют компании понять насколько эффективен в работе каждый конкретный магазин. Именно на этой основе мы можем осуществлять долгосрочное планирование развития всей сети». В целом разными подразделениями компании «ПАТЭРСОН» на настоящий момент используется около 250 различных аналитических отчетов.

Поскольку интерфейс программы «АСТОР:Торговый Дом» открыт для развития и разработки, специалисты УИТ «ПАТЭРСОН» сами активно расширяют функционал системы с точки зрения возможностей получения новых аналитических отчетов в самых разнообразных разрезах. Так, в 2003–04 гг. был значительно доработан модуль бухучета, внедрена система проведения инвентаризации с использованием терминалов сбора данных. Существенным изменением функционала явилась разработка сотрудниками отдела программного обеспечения «Консолидированной базы продаж магазинов», созданная по результатам их торговой деятельности при использовании OLAP-куба (данные по чекам, по градациям сумм чеков, средней сумме чека в разрезе времени, дат, магазинов и проч.) На основе проекта с Национальной логистической компанией (НЛК) была осуществлена определенная доработка функционала программного продукта с целью его интеграции с учетной системой программного обеспечения этой компании, что позволило автоматизировать контроль и управление поставками товаров со складов НЛК в региональные филиалы сети «ПАТЭРСОН».

В ряде случаев, более серьезных, когда приходится внедрять новые бизнес-процессы, к услугам специалистов компании «АСТОР ВЦ» все же приходится прибегать. Именно так были изменены алгоритмы заказа в части производственного решения, связанного с осуществлением статистики в модуле «Производство» для конкретных задач сети в 2003 году. В конце прошедшего года этот модуль вновь дорабатывался специалистами «АСТОР ВЦ» в связи с изменением процессов производства в расчете себестоимости за счет централизации управленческих структур (что было обусловлено переездом центрального офиса компании в новое здание и образованием единого производственного цеха, как уже упоминалось, при торговом центре Бирюлево). В конце 2004 года проведена адаптация системы учета под требования украинского законодательства для открывшегося филиала в Киеве.

Значительное внимание в политике компании «ПАТЭРСОН» всегда уделялось формированию лояльности покупателя. Для этих целей широко задействованы возможности специального модуля программы, отвечающего за поддержку различных дисконтных схем с учетом их суперпозиции. Сегодня на руках у покупателей супермаркетов «ПАТЭРСОН» имеется более 80 тыс дисконтных карт с дифференцированной скидкой: при покупке от 300 руб. — скидка 3%, от 600 руб. — 5%, от 1500 руб. — 7%, от 2500 руб. — 10%. Карты выдаются во всех универсамах при совершении покупки товара на сумму свыше 1500 рублей. В общей сложности на настоящий день компанией задействовано порядка 5 вариантов дисконтных схем в различные сезоны. Их цель — привлечь новых и удержать существующих клиентов, что также успешно осуществляется с помощью политики маневрирования различными вариантами ценообразования.

В соответствии с определенными экономическими расчетами компанией «ПАТЭРСОН» применяются разные схемы ценообразования, например, маржинальный вариант, установление фиксированной цены и проч. При использовании маржинального подхода компания может оценивать эффективность продаж через наценку на закупочную цену. «Игры» с ценообразованием привели к разработке чрезвычайно интересных инициатив компании в области маркетинга под такими общественными акциями как «Лучший товар» и «Товар дня» (введены с ноября 2004 года). Рассказывает руководитель ПО компании «ПАТЭРСОН» Евгений Полянский: «каждый месяц из нашего ассортимента мы отбираем определенное количество товаров, порядка 50 — 80 позиций, на которые мы фиксируем цены, на которые торговая наценка максимально снижается — это товары с "лучшей ценой". В какой-то из дней акции часть из них мы выставляем как "товары дня", по цене еще более низкой но не ниже, конечно себестоимости. Покупатель заранее не знает какая продукция будет выставлена по самой низкой цене». Этот маркетинговый ход уже значительно увеличил оборот в сети «ПАТЭРСОН». Как отмечают аналитики торговой сети, рост продаж по товарам, участвующим в новых дисконтных программах, составляет до 50 % во время проведения каждой, и значительно превышает обычный уровень продаж этих позиций в последующие дни по окончании акций.

Заключение

Итак, информационные системы — это мощный и эффективный инструмент для управления любой компанией. Чем лучше логически продуманы, выстроены и регламентированы процессы и процедуры, составляющие деятельность предприятия, тем выше его эффективность.

Андрей Мигаль считает, что программный продукт «АСТОР:Торговый Дом» полностью себя оправдал в работе. Успешное сотрудничество между «ПАТЭРСОН» и АСТОР ВЦ, которое началось в 1999 году, продолжается.

С увеличением количества универсамов компании, претерпевают изменения и бизнес-процессы. Становится все более актуальным расширение возможностей аналитических отчетов, модернизация модулей обработки данных о товарных запасах, оборачиваемости товара. Готовится введение электронного документооборота с поставщиками для повышения эффективности контроля заказов, а также для перехода к безбумажному обмену информацией. В этих направлениях ведется работа по внедрению новых модулей программного обеспечения и модернизации существующей информационной системы в «ПАТЭРСОН».

О компании

ООО «АСТОР ВЦ» образовано в 2000 году. Специализация — автоматизация сетевых и независимых розничных предприятий, ресторанов, кафе и развлекательных центров, магазинов «Fashion-retail» и предприятий других отраслей. Клиентами компании за последние годы стали такие крупные сети, как «Гипермаркеты и мультиформатные магазины АЛПИ» (Красноярск), «ПАТЭРСОН» (47 магазинов, национальная сеть), «Самохвал» (60 магазинов в Москве), орловская «Сберегайка» (36 супермаркетов и дискаунтеров), кемеровская «Кора», хабаровская «Три Толстяка», нижегородская «ТД Народный». Кроме продуктовых сетей, системы управления внедрены в сетях книжных магазинов («Букбери», 4 магазина), в 11 магазинах парфюмерии «Ив Роше», бутиках сети «Морган», строительных супермаркетах «Бауланд», «Бауклотц», «Beta Stores» и на предприятиях других отраслей (НК Роснефть, Фольксваген Групп Россия, Wrigley). Развлекательные центры: «Золотой Олимп»(Чита), «MDS»(Тольятти), «Какаду»(Казань), сеть фаст-фудов «Едок»(Н.Новгород), сеть кофеен «Кофе-Макс». В составе компании работает более 100 сертифицированных фирмой «1С» специалистов.

www.1c-astor.ru

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS