Обзор Рынок ИТ: итоги 2004 подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Ключевые технологии 2004 года

В 2004 году многие технологические новации из перспективных постепенно превращаются в ключевые. Wi-Fi и WiMax перестают восприниматься как экзотичные аббревиатуры, GPRS активно используется как будничный инструмент работы, а SMS становится выгодным бизнесом.



Wi-Fi покорил Европу

Регион EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка), по данным аналитической компании IDC, занимает первое место в мире по темпам развития беспроводных сетей и мобильных технологий. На конец 2004 года в Европе действовало 25 тыс. точек Wi-Fi-доступа. Самые высокие темпы роста аналитики заметили на менее насыщенных рынках, в том числе, на российском. К концу 2004 года в России насчитывалось от 225 до 248 точек беспроводного доступа в интернет. По данным J&P, всего за год их число увеличилось на 250%.

Сейчас существует две модели предоставления данной услуги — «коммерческая» и «бесплатная». В рамках «коммерческой» модели пользователь платит почасовую или помегабайтную плату, а провайдер зарабатывает на продаже карточек для доступа к Wi-Fi. «Некоммерческая» модель предлагает бесплатный доступ для конечного пользователя, а провайдер получает доход от установки оборудования и ежемесячную абонентскую плату от владельца точки. «Коммерческая» модель снискала наибольшую популярность — ее использует более 90% хот-спотов в мире. В России пользователи платят за доступ к 67% публичных хот-спотов.

Победное шествие Wi-Fi несколько в прошлом году тормозилось неопределенностью стандарта беспроводных сетей. «Неясность, связанная с потенциальным доминированием стандарта 802.11a по сравнению со стандартом 802.11g, ограничила множество проектов в 2004 году», — считают аналитики IDC. К концу года этот вопрос разрешился — стало очевидно, что европейским стандартом можно считать сочетание 802.11b и 802.11g. Аналитики уверены, что популярность технологии Wi-Fi в мире и в России будет и дальше расти быстрыми темпами. К 2008 году число коммерческих хот-спотов может достигнуть 1250–1500, при этом Wi-Fi будет пользоваться около 25–30 тыс. человек. По мнению IDC, 2005 год имеет все основания стать европейским «годом мобильности».

Будущее за WiMax

Операторы и пользователи, желающие иметь доступ к быстрому беспроводному интернету, возлагают большие надежды на технологию WiMax (Worldwide Interoperability for Microwave Access). WiMax считается самой перспективной из беспроводных технологий «последней мили». Эта технология позволяет передавать данные от одной базовой станции к другой со скоростью до 75 Мбит/с на расстояние до 50 километров. Эксперты говорят о том, что когда WiMax заработает, абонентские станции будут поддерживать связь с базовыми станциями на расстоянии до трех миль со скоростью передачи данных до 15 Мбит/с.

WiMax считается приятным дополнением к технологии Wi-Fi, которая работает на меньшем расстоянии и сейчас используется для доступа к интернету в офисе, кафе, отелях и дома. С помощью WiMax операторы смогут предоставлять услуги широкополосного доступа в сельских или малонаселенных районах, где по техническим или экономическим причинам нецелесообразно прокладывать кабель. С запуском WiMax операторы беспроводной связи рассчитывают частично разгрузить свои сети. Потребители тоже должны оказаться в очевидном выигрыше — с внедрением WiMax конкуренция на рынке широкополосного доступа ужесточится, что приведет к снижению цен на услуги.

Российский GPRS

Всего за один 2004 год число пользователей GPRS в России выросло более чем в 12 раз. По данным аналитической компании iKS-Consulting, в конце 2004 года GPRS пользовались 4,6 миллиона россиян, то есть 6,2% мобильных абонентов. Всплеск интереса к данной технологии был связан с ростом количества WAP-ресурсов (в Рунете их более 600), с развитием рынка контент-услуг, для которых GPRS выступает в роли транспортной технологии, с запуском GPRS-сетей в регионах (GPRS работает в 70 российских регионах), с ростом числа абонентских устройств, поддерживающих технологию GPRS (45% продаваемых телефонов поддерживают GPRS), а также с развитием GPRS-роуминга (все операторы «большой тройки» обеспечивают роуминг между своими GPRS-сетями).

Лидером по числу GPRS-пользователей в России уже довольно продолжительное время является ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Би Лайн»). По данным iKS, на GPRS-пакет по состоянию на конец 2004 года было подписано около двух миллионов абонентов «Би Лайна». Количество GPRS-пользователей в сети «МегаФон» превышало 1,4 миллиона, а в сети МТС — 1,1 миллион абонентов.

EDGE пришел в Россию

Технология высокоскоростного радиодоступа EDGE (Enhanced Data Rates for Global Evolution — повышение скорости передачи данных для глобальной эволюции) в конце 2004 года докатилась до России. В отличие от GPRS, где средняя скорость передачи не поднимается выше 20–30 кбит/с, EDGE может работать со скоростью 130–180 кбит/с. В пользу EDGE говорит его совместимоть с другими GSM-технологиями, такими как HSCSD и GPRS. Это позволяет использовать полосы частот 850/900/1800/1900 МГц. Специалисты считают, что спрос на EDGE в мире в 2004 году был невысоким, однако будущее у него есть. Операторы заинтересованы во внедрении этой технологии. Прежде всего, развитие EDGE обойдется гораздо дешевле строительства сетей связи третьего поколения (будущее которых в России все еще туманно) и даст оператору возможность получить большую прибыль от использования уже имеющегося частотного ресурса, а пользователям — большее количество доступных приложений.

Первой EDGE в России в коммерческую эксплуатацию запустила компания «ВымпелКом». В конце 2004 года EDGE заработал в сети «Би Лайн» в Вологодской области, в январе 2005 года — в Мурманской области. Почти сразу, чтобы не отставать от конкурентов, МТС запустил сеть EDGE в Самаре, а «МегаФон» — в ряде районов Москвы. Операторы тарифицируют EDGE по объему трафика — 1 МБ обходится в 15–20 центов. В массовую технологию EDGE превратиться в России не скоро. Кроме дороговизны услуг, пользователей отпугивает цена на аппараты с поддержкой EDGE — в среднем, она составляет 250 долларов.

SMS превратились в выгодный бизнес

Короткие текстовые сообщения (SMS), которыми абоненты иностранных сетей мобильной связи активно пользуются уже давно, в 2004 году наконец-то покорили сердца россиян. Число пользователей SMS в нашей стране достигло 30 млн. человек. Абоненты МТС и «Би Лайна» отправляют 10–12 млн. сообщений в день. SMS приносят немало денег операторам и компаниям, разрабатывающим контент для мобильных телефонов. Начав расти практически с нуля, к концу 2004 года рынок мобильного контента, по данным аналитической компании J’son & Partners, достиг $310–320 млн. По информации J’son & Partners, в конце прошлого года на этом рынке работало 130 контент-провайдеров. При этом доходы каждого из провайдеров первой десятки превышали $150 тыс. в месяц.

MMS россиянам не по карману

Возможность слать мультимедийные сообщения (MMS) у россиян появилась два года назад, однако до популярности SMS им еще очень далеко. По данным Json & Partners, в 2004 году MMS посылали всего 250–300 тыс. абонентов. При этом заметных успехов в данной области достигла лишь компания «ВымпелКом» — абоненты сети «Би Лайн» отправляют порядка 400 тыс. MMS в месяц. По подсчетам iKS-Consulting, в первом полугодии 2004 года доходы всех российских операторов от MMS-услуг достигли $6 млн. Сумма очень скромная, особенно на фоне доходов от тех же SMS.

Эксперты считают, что развитие MMS во многом тормозится дороговизной этой услуги. Кроме того, далеко не все мобильные телефоны поддерживают данную технологию, а операторы уделяют мало внимания рекламе MMS. Российским операторам, видимо, стоит задуматься над качеством работы технологии GPRS (через которую происходит отправка MMS) и, возможно, пойти на финансовые вливания в MMS, чтобы сделать эту услугу популярной и массовой.

Ожидается, что по мере падения цен на мобильные телефоны, поддерживающие GPRS и MMS, с улучшением качества GPRS и с развитием EDGE, мультимедийные сообщения будут набирать популярность. Во всяком случае, заграничный опыт весьма позитивен. По данным британской компании Juniper Research, в 2004 году доход от MMS достиг 8,3 млрд. долларов, из которых 1,4 млрд. были заработаны в бизнес-сегменте (отправка деловых сообщений).

VoIP под угрозой

Все большее количество компаний и частных пользователей используют интернет для телефонных звонков. Данная технология называется «передача голоса по IP-протоколу» (VoIP). По системе VoIP два человека могут разговаривать друг с другом, используя наушники и микрофоны, подсоединенные к компьютерам. В качестве альтернативы может быть использован VoIP-адаптер, чтобы переводить звуковые сигналы стандартных аналоговых телефонов в интернет-пакеты.

В 2004 году мировой рынок оборудования для VoIP-телефонии вырос на 36% — до $1,71 млрд. Компания Infonetics Research полагает, что эти темпы роста сохранятся в течение нескольких лет. За следующие четыре года рынок может увеличиться в 3,5 раза — до $5,9 млрд. Эксперты считают рост продаж оборудования наиболее объективным свидетельством интереса к данной индустрии. Наибольший интерес к VoIP проявляют средние и малые предприятия, для которых звонки через интернет — хорошая возможность сократить расходы на телефонную связь.

К сожалению, радужные прогнозы аналитиков и надежды бизнесменов и индивидуальных пользователей могут не сбыться. В ряде стран мира, в том числе, в России, ожидают введения законодательных ограничений, которые могут нанести заметный урон рынку дешевой голосовой связи.

Skype стал открытием года

Skype — стал самой популярной системой VoIP в 2004 году. Система разработана компанией Skype Technologies, основатели которой Янус Фриис (Janus Friis) и Никлас Зеннстром (Niklas Zennstrom) ранее создали известную Р2Р-сеть KaZaA. Так же как и KaZaA, Skype основан на технологии соединения равноправных узлов ЛВС (одноранговых узлов) методом peer-to-peer.

Для работы со Skype Skype достаточно простого модемного соединения на скорости выше 33 кбит/с. Программа автоматически анализирует параметры линии и канала, связывающего абонентов, и в зависимости от результатов сама определяет оптимальную скорость (от 3 до 16 Кбайт/с) и наиболее подходящий кодек. Skype работает с любыми межсетевыми экранами и трансляторами IP-адресов. Разработчики Skype утверждают, что передача информации шифруется с помощью 128-ми битных и выше криптографических кодов, что вроде бы делает невозможным пассивный перехват разговоров и их расшифровку.

Набор возможностей, которые обеспечивает Skype, впечатляет. Используя Skype, можно разговаривать через интернет с другими пользователями этой программы, обмениваться мгновенными сообщениями, отправлять SMS и файлы, а также звонить на обычные проводные и мобильные телефоны. Звонки через Skype считаются очень дешевыми — связь с пользователями обычных проводных телефонов обходится в 2 цента в минуту. Владельцы Skype зарабатывают, взимая плату с пользователей за использование терминальных шлюзов, которые соединяют сеть программы Skype с телефонными сетями общего пользования.

Запись на DVD пошла в народ

Привлекательность формата DVD не является новостью для рынка. Однако в 2004 году стала доступной домашним пользователям возможность записи на DVD. Этому способствовало ужесточение конкуренции на рынке бытовых DVD-рекордеров, за которым последовало падение цен на устройства. По мнению специалистов Understanding&Solutions, продажи бытовых DVD-рекордеров в 2006 году могут превысить 40 млн. устройств и обогнать продажи DVD-плееров.

Жидкокристаллические мониторы убивают ЭЛТ

2004 год стал переломным для рынка мониторов. По данным исследования аналитической компании ITResearch,, в начале 2005 года объемы продаж ЖК-мониторов в России превысят уровни поставок ЭЛТ-устройств, а к концу года на долю последних будет приходиться всего около 25% рынка. Причина столь резко растущего спроса лежит на поверхности — ЖК-мониторы дешевеют месяц от месяца, что резко снижает интерес к покупке громоздких ЭЛТ. Примечательно, что потребители все чаще отдают предпочтение ЖК-монитором с большой диагональю. В начале январе 2005 года ведущие поставщики ЖК-панелей заговорили об удвоении количества отгружаемых 19-дюймовых ЖК-панелей при одновременном сокращении продаж 17-дюймовых.

Интернет блогизируется

Термин «блог» возглавил список из десяти слов, значение которых чаще всего запрашивали в 2004 году в онлайновом толковом словаре Merriam-Webster. Из обычного онлайнового развлечения блог (сокращение от «веб-лог», интернет-дневник) в 2004 году постепенно превращается в средство массовой информации и мощный коммуникационный инструмент. На записи, которые ведутся в режиме открытого дневника, уже дают ссылки официальные онлайновые СМИ. С другой стороны, хорошим тоном становится поддержка корпоративных блогов — которые активно развивают, например, Microsoft и Gartner. А Google проводит модернизацию приобретенного ресурса Blogger, рассчитывая составить конкуренцию наиболее известному дневниковому коммьюнити LiveJournal.

Бум на рынке гаджетов

Индустрия потребительских цифровых устройств (кратко именуемых английским словом «гаджеты») достигла в 2004 году настоящего расцвета. Развитие новых технологий направлено сейчас в первую очередь на их миниатюризацию, расширение функциональности, а также на повышение качества работы. Спрос на цифровые плееры, любительские камеры, КПК и смартфоны продолжает расти.

Особенно впечатляет бум на рынке MP3-плееров. Эти устройства заслужили широкое признание потребителя благодаря многим факторам, включая снижение цен, наличие легальных онлайновых музыкальных сервисов, а также поддержку стандарта MP3 огромным количеством цифровой электроники, включая DVD-плееры и игровые устройства.

ИТ-преступники увлеклись фишингом

Наиболее популярным видом компьютерной преступности в уходящем году, по мнению экспертов, стал фишинг. Специалисты из компании MessageLabs, занимающейся фильтрацией электронной почты, перехватили в ноябре 2004 года более 4,5 млн. фишинговых писем — в 10 раз больше, чем в январе. Подобные письма используются для заманивания пользователей на специально сконструированные сайты, с помощью которых обманным путем изымаются конфиденциальные данные о паролях и кодах доступа к системам финансовых транзакций. Основными целями мошенников стали не только банки, включая NatWest, Citibank и HSBC, но и другие организации, работающие с онлайновыми счетами — например, аукцион eBay.

Юлия Лю, Мария Попова / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS