Обзор Рынок ИТ: итоги 2004 подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Рынок ПК: Россия в фаворитах

На фоне сокращения в ближайшие годы потребления настольных и мобильных ПК в США и Западной Европе массовая компьютеризация ожидает, прежде всего, Китай, Россию, Индию, Индонезию и Мексику.

По прогнозам IDC, в 2005 году мировой рынок ПК вырастет на 10%. Объем поставок составит 195,1 млн. ПК, а в денежном измерении увеличится на 3,9% — до $201 млрд.

Более умеренны ожидания Gartner, согласно которым рост рынка не будет превышать 6%. В период с 2006 по 2008 год, по тем же оценкам, продажи ПК будут расти в среднем на 5,7% в год — при том, что среднегодовой показатель роста в 2003–2005 гг. составлял 11,3%. В денежном исчислении продажи ПК вырастут за тот же период всего на 2% — в 2003–2005 гг. показатель составлял 4,7%. Более 60% роста рынка будет приходиться в 2006–2008 гг. на развивающиеся рынки.

Продажи мобильных ПК в 2005 году предположительно увеличатся на 17,4%, а десктопов — на 6,1%. Подобную динамику будут стимулировать такие факторы, как продолжающееся снижение цен на ноутбуки, развитие беспроводных технологий и мультимедийных возможностей.

Прогноз мировых продаж ПК (тыс. шт.)

2005

2006

205 035

217 620

Источник: Gartner Dataquest, июль 2004

Эксперты Gartner предполагают, что уже в  ближайшем будущем ряд существующих игроков будут вынуждены покинуть рынок ПК, ввиду высокой конкуренции и низкой прибыльности бизнеса. К 2007 году, возможно, трем компаниям из первой десятки производителей придется свернуть или продать свое производство ПК.

В последние несколько лет из 10 крупнейших вендоров ПК (Dell, HP, IBM, Fujitsu/Fujitsu Siemens, Toshiba, Acer, NEC, Legend, Gateway и Apple Computer) только Dell могла похвастаться стабильной прибылью. Компьютерные подразделения HP и IBM, напротив, мало радовали по этому показателю свои головные офисы.

В целом общемировая обстановка на данный момент не очень благоприятна для глобальных поставщиков ПК — на фоне все обостряющейся конкуренции снижается активность рынка в области замены ранее закупленных систем. При этом у вендоров остается все меньше свободы для маневра, а конкурентные преимущества будут сводиться в итоге только к ценовым и сервисным различиям систем. Правда, остается возможность диверсификации бизнеса в сторону бытовой техники, с которой поставщики могут связывать свои надежды на некоторое повышение прибыли.


Прогнозируемый же бурный рост на развивающихся рынках открывает новые возможности преимущественно для локальных вендоров. Ряд из них постепенно начинают ориентироваться уже и на мировой рынок, например, китайская Lenovo, бизнес-репутацию которой серьезно поддержала сделка с IBM.

Прогнозы-2005 в региональном разрезе

  • США - По ожиданиям IDC, в этом регионе сохранится рост корпоративных продаж в ходе массовой замены ранее приобретенных систем — 11,4%. Продажи в частном секторе увеличатся при этом всего на 5,1%.
  • Западная Европа - Темпы роста рынка в 2005 году, вероятно, замедлятся. Показатель роста продаж сократится с 17% в 2004 году до, предположительно, 10%. Снизятся продажи в корпоративном секторе и напротив, стабильно будут расти розничные поставки.
  • Япония - В 2005 году показатель роста продаж ПК в потребительском секторе японского рынка вновь станет положительным. Тем не менее, в корпоративном секторе сохранится спад, ввиду уже достаточно высокого уровня проникновения как настольных, так и мобильных систем.
  • Юго-Восточная Азия - Показатели роста поставок ПК в регионе продолжают намного опережать так называемые развитые рынки. Однако в отдельно взятых странах, например, в Китае или Корее, темпы роста продаж уже начали замедляться, ввиду уменьшения спроса. В долгосрочной перспективе эксперты прогнозируют сохранение самых высоких в мире показателей по продажам в этом регионе.

Долгосрочные перспективы и тенденции

К концу нынешнего десятилетия, по прогнозам Forrester Research, число персональных компьютеров в мире увеличится более чем вдвое и достигнет 1,3 млрд. штук. На текущий момент их количество составляет 575 млн., по тем же оценкам.

На так называемых развитых рынках — в США, Европе и Юго-Восточной Азии — к 2010 году будет закуплено 150 млн. новых ПК. Более существенный рост будет заметен на развивающихся рынках - Китая, России, Индии, Индонезии и Мексики. По прогнозу Forrester, к концу десятилетия всего здесь будет использоваться 566 млн. новых компьютеров. Для сравнения, в 2003 году в развивающихся странах использовали 75 млн. ПК. Совокупные темпы годового роста (CAGR) этого рынка предположительно достигнут 31%.

В Китае, по ожиданиям Forrester, к 2010 году будет 178 млн. новых ПК, а в Индии - 80 млн. Несмотря на то, что Индия приобретает все большую известность в мире как главный центр аутсорсинга, в этой стране до сих пор сохраняется один из самых низких в мире показателей уровня распространения ПК. Тем не менее, до конца десятилетия он будет ежегодно расти на 37%. В Индонезии рост количества новых компьютеров составит 40% в год, а общее их число увеличится с 2,6 млн. в 2003 году до 40 млн. в 2010 г. В Мексике уровень распространения новых ПК достигнет 46 компьютеров на каждые 100 человек - это самый высокий показатель для всех исследуемых развивающихся рынков.

Аналитики Forrester Research предполагают, что процесс компьютеризации будет идти волнообразно. Первая волна, которую составят наиболее состоятельные, образованные покупатели, проживающие в городах, будет менять ПК начального уровня на более мощные и обратит свой взгляд на известные западные бренды, такие как Dell, HP и IBM.

Вторая волна состоит из потребителей, принадлежащих к "среднему классу", это самая массовая категория образованных людей, впервые покупающих ПК. Особое внимание они обращают на цену товара и его потребительские качества, а к брендам равнодушны. Соответственно, на этом рынке будут, вероятнее всего, доминировать местные производители, которые способны успешно адаптировать свои товары к локальным ценам и нуждам.

Третья волна затрагивает сельских жителей - это массовый рынок, который сложнее всего будет завоевать производителям ПК. Такие потребители могут больше склоняться к альтернативе ПК - например, смартфонам. Данная потребительская категория наиболее чувствительна к ценам из-за низких доходов. Кроме того, в местностях, где они проживают, не хватает инфраструктуры, финансирования, линий связи и надежных источников питания для работы на ПК.

В целом Forrester Research призывает производителей ПК, желающих завоевать рынки развивающихся стран, разрабатывать новые поколения компьютеров - более простые в использовании и обслуживании, износоустойчивые и недорогие, адаптированные под нужды конкретных покупательских групп. В качестве примера того, что в долгосрочной перспективе местные сборщики ПК победят западные бренды на этих рынках, Forrester Research приводит факт продажи компьютерного бизнеса IBM китайской компании Lenovo Group.

Forrester Research делает также негативный прогноз в отношении программного обеспечения компании Microsoft. Высока вероятность, что местные компании-производители предпочтут бесплатные платформы Linux, чтобы снизить стоимость ПК, предполагают эксперты. Корме того, Forrester прогнозирует победу беспроводных технологий над проводными. По их мнению, инвестиции в проводную инфраструктуру за пределами крупных городов не окупятся, так что сельским жителям придется подождать запуска беспроводных сетей — WiMAX и 3G GSM.

CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS