Обзор Рынок ИТ: итоги 2004 подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

КПК против смартфона: борьба без правил

На российском рынке портативных вычислительных устройств наблюдается резкий рост объемов продаж смартфонов и, в меньшей степени, коммуникаторов. Долго формировавшийся тренд проявился, резко изменив расстановку сил в данном сегменте. При этом появление ряда «переходных форм», например, коммуникаторов основанных на КПК-платформах, несколько снижает накал страстей в данном сегменте.

Смартфоны внесли в 2004 году основную долю в общий рост сегмента, но в то же время, как показывают исследования SmartMarketing, выводы о вытеснении традиционных КПК смартфонами пока не совсем правомерны. Анализ сценариев потребительского поведения (в рамках исследования социально-демографического профиля, проведенных SmartMarketing в середине года) показывает отсутствие значительного пересечения покупательской аудитории смартфонов и КПК, а также позволяет сделать вывод об усиливающейся диверсификации данных сегментов, ввиду чего следует рассматривать их как отдельные, хотя и связанные, рынки.

В целом, динамика рынка в прошедшем году демонстрировала характерные для этого сектора закономерности — относительный застой в первом полугодии и резкий рост во втором, с отчетливым пиком в конце года. В целом, по оценкам SmartMarketing, объем продаж КПК, смартфонов и коммуникаторов в количественном выражении за 2004 г. на российском рынке составил 179,3 тыс. штук, по сравнению с 116,8 тыс. в 2003 г., что соответствует росту более чем на 50%.

Динамика продаж на российском рынке КПК и смартфонов, шт.

 

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

2004

26550

31010

55530

66160

2003

17930

20750

31290

46810

Источник: SmartMarketing, 2004 г.

Следует отметить, что в целом по итогам года влияние сегмента Symbian оказалось несколько меньшим, чем предполагалось. Это обусловлено относительно небольшой активностью производителей смартфонов в течение первого полугодия 2004 г. Вследствие возникновения внутренней конкуренции между товарными группами КПК и смартфонов по итогам года рынок не преодолел психологически значимого барьера в 200 тыс. единиц.

Структура российского рынка КПК и смартфонов, шт.

КПК

95430

Смартфоны/Коммуникаторы*

83820

Источник: SmartMarketing, 2004 г.

Рост рынка повлек за собой существенные изменения в рыночных позициях платформ. Рыночная доля Windows Mobile снизилась до 31% (с 40% по итогам 2003 г.), доля Palm OS снизилась до 31% (с 52% в 2003 г.), Symbian — выросла до 37% (с 6% за 2003 г.). Доля КПК на основе других платформ составила до 0,5% (с 2% в 2003 г.). Абсолютные объемы продаж возросли во всех сегментах, с ярко выраженным пиком в секторе смартфонов платформы Symbian OS.

Доли программных платформ на рынке КПК и смартфонов России

 

Год

Windows Mobile

31,00%

Palm OS

31,00%

Symbian OS

37,00%

Прочие

0,40%

Источник: SmartMarketing, 2004 г.

По итогам 2004 г. средневзвешенная цена КПК с учетом долей продаж по итогам года составляла $310. Наибольший объем продаж в сегменте пришелся на устройства ценовой ниши $250–320, что несколько выше, чем можно было бы ожидать, исходя из тенденций 2003 г., и что обусловлено, прежде всего, незначительной активностью вендоров в разработке и производстве низкобюджетных моделей. Основной объем продаж в секторе смартфонов и коммуникаторов пришелся на нишу $600–650 .

Изменение структуры рынка мобильных персональных вычислительных устройств также связано с изменением прибыльности сектора. В зависимости от платформы и марки, средняя маржа на рынке мобильных персональных вычислительных устройств составила 17% (по сравнению с 28% в 2003 г.).

Перспективы рынка

В течение первых 6 месяцев 2005 года, по прогнозам SmartMarketing, ожидалось значительное увеличение темпов роста рынка смартфонов при сохранении положительной динамики развития и сегмента карманных компьютеров. Оценочные показатели темпов роста объемов продаж для сектора КПК составляют 130–150% (для соответствующих периодов 2004 и 2005 г.). Для сегмента смартфонов они значительно выше — 170–230%.

Предполагать существенный рост темпов развития рынка смартфонов дают основание несколько факторов:

  • расширение модельных рядов смартфонов;
  • переход ряда моделей из сегмента high-end в сегмент бизнес-моделей;
  • проникновение смартфонов в канал продаж мобильных телефонов;
  • активная рекламная кампания производителей смартфонов;
  • снижение ценовых порогов.

Первый фактор предполагает существенное расширение товарного предложения на рынке смартфонов и коммуникаторов за счет выпуска новых моделей традиционными игроками этого рынка и проникновения в этот сегмент производителей с новыми платформами. Прежде всего, это относится к компании Microsoft, которая продолжит продвижение платформ Microsoft Smartphone и Windows Mobile Phone Edition. В 2004 г. была отмечена первая такая попытка в сотрудничестве с компанией Motorola (модель MPx200), но по ряду причин она осталась неудачной.

Опыт компании Rover Computers, в третьем квартале официально заморозившей производство КПК и переориентировавшейся на производство коммуникаторов с Windows Mobile Phone Edition (модели RoverPC S1 и RoverPC S2), дает основание для утверждений о существовании на рынке спроса на подобные решения. В то же время основные надежды на развитие сегмента смартфонов и коммуникаторов на базе Symbian связаны с многочисленными традиционными покупателями сотовых телефонов. В связи с этим становится очевидной важность второго фактора: при развитии модельных рядов смартфонов и коммуникаторов, производители постепенно начинают представлять подобные модели не только в сегменте high-end, но и в корпоративном, а в ряде случаев — и бюджетном. Эта тенденция, несомненно, будет только усиливаться. Действия производителей смартфонов сопровождаются мощной рекламной кампанией, что также положительно повлияет на развитие рынка.

В секторе КПК рост рынка будет определяться следующими факторами:

  • диверсификация покупательской аудитории;
  • развитие сектора КПК со встроенными средствами беспроводной связи;
  • развитие проектного сегмента рынка КПК;
  • снижение ценовых порогов.

Основная причина изменения сегментации рынка и разделения товарных групп КПК и смартфонов обуславливается, прежде всего, становлением двух различных покупательских аудиторий, интересы которых пересекаются лишь отчасти. Несмотря на угрозу со стороны смартфонов, рынок КПК, по мнению SmartMarketing, в течение первого полугодия 2005 г. сохранит положительную динамику. Этому также будет способствовать появление недорогих моделей со встроенными средствами беспроводной связи, стимулируемое развитием инфраструктуры «хот-спотов».

SmartMarketing / Специально для CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS