Обзор Рынок ИТ: итоги 2004 подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Кто он, человек со смартфоном и КПК?

Группа SmartMarketing провела оценочное исследование социально-демографического профиля пользователей КПК и смартфонов, с целью определения основных параметров этой покупательской аудитории.

Опрос проводился среди владельцев и покупателей мобильных устройств, методом как онлайн-анкетирования, так и опросов в торговых точках (Москва). Соотношение онлайн/офлайн составило примерно 70/30. Базовая выборка охватила примерно 1% среднего объема продаж КПК по данным за последние три года (1190 анкет). Онлайновая часть включала в себя опрос как посетителей специализированных форумов, так и покупателей интернет-магазинов. Несмотря на относительную ограниченность выборочной совокупности, данные представляют определенный интерес, поскольку позволяют наглядно выявить основные тенденции этого рынка.



Распределение покупателей КПК и смартфонов по возрастным группам

 

КПК

Смартфоны

15–19

17%

7%

20–24

26%

20%

25–31

31%

27%

32–37

13%

21%

38–45

8%

18%

Старше 45

5%

7%

Источник: SmartMarketing, 2004

Явственное расхождение возрастных кривых легко объяснимо, учитывая различия в ценовой структуре сегментов. Смартфоны, как правило, относятся к сектору high-end. Соответственно, разница обусловлена естественным различием покупательской способности социально-демографических групп. В то же время, экстраполируя данные диаграммы на весь год, целесообразно ожидать некоторого увеличения доли молодежи среди пользователей смартфонов, вследствие значительных объемов продаж модели Motorola MPx200 с ценой менее $200, что, учитывая относительно небольшой объем рынка, вносит статистически значимые изменения в расстановку сил.

Распределение покупателей КПК и смартфонов по половой принадлежности

 

КПК

Смартфоны

Мужчины

96%

64%

Женщины

4%

36%

Источник: SmartMarketing, 2004

Значительная доля женщин среди пользователей смартфонов, очевидно, связана с активной рекламой, которую изготовители смартфонов ориентировали на данную целевую аудиторию (очень показательна здесь модель Nokia 7610). Кроме того, учитывая структуру этого же показателя для КПК, можно сделать ряд обоснованных предположений о каналах получения устройств, а также особенностях каналов продаж и позиционирования.

Распределение покупателей КПК и смартфонов по уровню доходов

 

КПК

Смартфоны

Покупка товаров не первой необходимости происходит не чаще раза в полгода

2%

7%

Покупка товаров дороже $100 требует накопления

13%

3%

Покупка товаров дороже $300 требует накопления

45%

24%

Покупка дорогостоящих товаров не вызывает сложностей

20%

49%

Дорогостоящие товары приобретаются регулярно

20%

17%

Источник: SmartMarketing, 2004

Под уровнем доходов в данном случае подразумевалась возможность приобретения товаров, заведомо не относящихся к предметам первой необходимости (для КПК) или выбора более дорогого продукта (смартфона) при наличии достаточно большого количества замещающих товаров.

Наиболее очевидная интерпретация относительно более высокой доли смартфонов в первом сегменте вызвано, вероятно, тенденцией к покупке гибридных аппаратов, которые способны избавить пользователя от дополнительных затрат на приобретение и телефона и карманного компьютера раздельно. Также интересна ситуация в сегменте пользователей, не испытывающих проблем с приобретением дорогостоящих товаров. Наиболее очевидная интерпретация данных позволяет сделать вывод о высокой покупательской активности пользователей в данном секторе.

Формулировка «дорогостоящие товары приобретаются регулярно» предполагала покупку такого рода товаров не реже раза в месяц, тогда как предыдущий сектор не накладывал ограничений на временные рамки приобретений (до квартала).

Мотивация к покупке КПК и смартфонов

Мотивы покупки

КПК

Смартфоны

Мода, стиль

5%

17%

Организация времени, ведение адресной книги, PIM

11%

3%

Мобильный интернет, Wi-Fi

25%

7%

Электронные книги, словари

23%

11%

Игры, развлечения

15%

37%

Корпоративные применения

8%

0%

Навигация, GPS

2%

0%

Не знаю, затрудняюсь ответить

3%

18%

Другое

8%

6%

Источник: SmartMarketing, 2004

В рамках данного вопроса респонденту предлагалось выбрать до трех наиболее актуальных мотивов использования КПК или смартфона. Как легко заметить, полностью подтверждается гипотеза о специфике покупательской аудитории смартфонов: многие пользователи либо вообще не знают о «интеллектуальных» возможностях своего нового телефона, либо же их знания в значительной мере сводятся к играм.

При этом пользователи КПК, как правило, достаточно четко представляют, зачем им требуется устройство и во многом исходя из этого, выбирают модель. Также необходимо заметить, что среди пользователей смартфонов, способных выбрать наиболее важные области применения, большую часть составляют владельцы коммуникаторов на базе Windows Mobile (Qtek, I-mate, RoverPC и других), среди владельцев Symbian-устройств осведомленность существенно ниже, что также косвенно подтверждает высказанную выше гипотезу.

Приведенные данные также обнаруживают, что возможность мобильного подключения к интернету и беспроводным сетям начинает играть все большую роль не только для покупки нового, но и для замены уже имеющегося КПК.

Высокий показатель интереса к КПК как к устройству для чтения и работы со словарями (и, соответственно, достаточно низкое значение аналогичного параметра среди владельцев смартфонов), на наш взгляд, обусловлен прежде всего тем обстоятельством что в отличие от смартфонов, КПК воспринимаются как устройства для работы и оперативного доступа к большим массивам данных. Это обуславливается как большей емкостью памяти и большими по размеру экранами, так и большей осведомленностью о таких применениях потенциальной аудитории.

В будущем, по мере роста технической квалификации основных масс пользователей смартфонов, есть основания предполагать соответствующий рост интереса к мобильным словарям (в меньшей степени — к электронным книгам) со стороны владельцев смартфонов. Также следует отметить значительный интерес среди владельцев смартфонов к играм и развлечениям — на наш взгляд, здесь обоснованно допустить влияние рынка игр для мобильных телефонов.

Раздел «Не знаю, затрудняюсь ответить» охватывает респондентов, которые не смогли выбрать одно из трех применений, а также не предполагали существования некоторых возможностей.

Критерии выбора КПК и смартфонов

 

КПК

Смартфоны

Цена

12%

11%

Цена/качество

18%

7%

Беспроводные/коммуникационные возможности

19%

6%

Платформа

16%

8%

Имидж, репутация, дизайн

5%

32%

Спонтанная покупка

12%

11%

Другое

12%

7%

Не знаю, затрудняюсь ответить

5%

17%

Источник: SmartMarketing, 2004

Значительная доля приобретений смартфонов обуславливается имиджем модели. При этом, учитывая незначительный процент «спонтанных» покупок, обоснованным будет следующая интерпретация данных: значительная часть такого рода устройств приобретается в подарок (включая к своим личным праздникам). В то же время, покупатели КПК достаточно придирчиво выбирают модель, соотнося свои запросы и мотивацию к покупке, технические возможности, а также цену. Значение фактора встроенных средств беспроводной связи заметно снижается, когда речь заходит о затратах на приобретение реального устройства.

SmartMarketing / Специально для CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS