Обзор Рынок ИТ: итоги 2004 подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Мировой рынок ПК: американцам на откуп?

Мировые продажи ПК (настольных и мобильных систем, а также серверов) продолжают расти, демонстрируя из года в год стабильный показатель — от 11% до 14% (по разным оценкам). Лидерами рынка продолжают оставаться американские компании Dell и HP.

Оценки продаж компьютерной техники по итогам 2004 года у экспертов, как обычно, расходятся. В IDC считают, что общемировые поставки ПК составили 177,5 млн. штук. Соответственно, рынок вырос на 14,7% по сравнению с показателями 2003 года. При этом, по итогам 2003 года объем рынка оценивался IDC в $175 млрд., а рост — в 11%. Gartner же утверждает, что в 2004 году было продано 183 млн. компьютеров, а годовой прирост рынка составил 11,8%.

Под поставками ПК оба аналитических агентства подразумевают продажи настольных компьютеров, ноутбуков и серверов (кроме RISC), но их методики расчета несколько разнятся. Впрочем, обе аналитических компании заявили, что годовые результаты оказались близки к ранее прогнозируемым ими цифрам.

Источник: Gartner Dataquest, 2004

Более динамично растет, по видению ситуации IDC, рынок корпоративных продаж ПК — 15,9% по сравнению с 12,1% роста пользовательского рынка. При том, что в 2003 году, напротив, показатель роста в корпоративном секторе составил 11% против 13,6% — в пользовательском. В 2005 году аналитики ожидают сохранения сложившейся на данный момент тенденции — и прогнозируют рост корпоративных продаж на 11,3%, а пользовательских — на 8%.

Мировые поставки ПК, 2001–2005

 

2001

2002

2003

2004*

2005*

Поставки (млн. шт.)

Пользовательский рынок

48.3

49.8

56.6

63.5

68.6

Корпоративный рынок

87.4

88.4

98.1

113.7

126.6

Всего

135.6

138.2

154.7

177.2

195.1

Рост (%)

Пользовательский рынок

3.3%

13.6%

12.1%

8.0%

Корпоративный рынок

1.2%

11.0%

15.9%

11.3%

Всего

1.9%

11.9%

14.5%

10.1%

*Прогнозируемые данные

Источник: IDC, 2004

Лидером по продажам ПК в последнем квартале 2004 года вновь становится Dell. По версии IDC, продажи компании за этот период выросли на 21,4%, что позволило ей занять 17% мирового рынка ПК. В целом за год поставки Dell выросли на 23%, а рыночная доля составила 17,9%.

Оценки Gartner в количественном выражении чуть ниже, но показатели роста совпадают с данными IDC. Собственно, и видение пятерки крупнейших мировых вендоров у аналитиков одинаково.

Топ 5 вендоров ПК в мире, 2 кв. 2004 (тыс. шт.)

Продажи 2 кв. 2004 

Рыночная доля (%)

Продажи 2 кв. 2003

Рыночная доля (%)

Dell

7,08

16.5

5,781

15.3

Hewlett-Packard

6,13

14.3

5,306

14

IBM

2,535

5.9

2,157

5.7

Fujitsu/Fujitsu Siemens

1,506

3.5

1,265

3.3

Acer

1,302

3

995

2.6

Другие

24,249

56.7

22,27

59

Весь рынок

42,802

100

37,774

100

Источник: Gartner Dataquest, июль 2004

В то же время главный конкурент Dell — Hewlett-Packard — явно сдает позиции и на мировом, и на американском рынках. В четвертом квартале 2004 года продажи этого поставщика выросли на 9%, а за год — на 12%. Оба показателя ниже, чем рост всего рынка, на котором HP занимала первое место в конце 2003 года. С тех пор, четыре квартала подряд ее продажи стабильно снижались, позволив Dell вырваться в лидеры. Доля HP на мировом рынке ПК сейчас составляет 16%. Как отмечают в руководстве компании, ее бизнес-модель ориентирована на максимизацию прибыльности, а не на борьбу за первое место.

IBM удерживает в 2004 году третье место по продажам ПК в мире, занимая 5,9% рынка. В четвертом квартале показатели «голубого гиганта» несколько снизились, после объявления о продаже компьютерного подразделения китайской Lenovo. Однако во второй половине декабря поставки вновь увеличились.

Источник: IDC, 2004

Замыкают пятерку компаний-лидеров по продажам ПК в мире Fujitsu Siemens и Acer. Последняя оказалась лучшим дебютантом года, впервые прорвавшись в Топ5 мировых поставщиков ПК. Компания продемонстрировала рост продаж на 34% - самый высокий показатель среди всех производителей. Apple продемонстрировала в 2004 году незначительный рост продаж в секторе ПК, заняв 2% на мировом рынке.

Рынок ПК в CEMA

В регионе CEMA (Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток и Африка) спрос на ПК остается устойчиво высоким. По оценкам IDC, самые высокие темпы роста по-прежнему демонстрирует сектор ноутбуков.

По итогам 4 квартала 2004 года поставки устройств с мобильными форм-факторами выросли на 85%. Выручка в среднем по региону увеличилась на 74,5%. Для сравнения, увеличение поставок настольных компьютеров за тот же период было более умеренным - 18,1%, а продажи серверов семейства х86 увеличились на 12,8%.

Объемы поставок настольных компьютеров в четвертом квартале 2004 года, тем не менее, пока более чем в три раза опережают аналогичные показатели для мобильных ПК. Это традиционно обусловлено ценовым фактором, а также расширением функциональности — настольные компьютеры комплектуются все более полным набором периферийных устройств.

Россия, с учетом ее масштабов, представляла собой в 4 квартале крупнейший из отдельно взятых рынков ПК в Центральной и Восточной Европе. На втором месте оказалась Польша, на третьем - Украина. Вместе взятые, эти рынки составляли более чем 73% от общего объема поставок ПК в регионе.

На рынке мобильных компьютеров расстановка сил несколько отличается — первое место также занимает Россия, затем идут Польша и Чехия, где поставки более чем в три раза превысили показатели Украины. В Чехии сложилось льготное налогообложение на продажи портативных ПК, что не замедлило сказаться на их увеличении.

Напомним, что в четвертом квартале 2004 г., по данным IDC, российский рынок ПК вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем на 35%. Суммарные поставки ПК-серверов, настольных, портативных компьютеров вплотную подошли к 1,8 млн. шт. - рекордный объем квартальных поставок, зафиксированных IDC за все время наблюдений за российским рынком.

Продажи ПК в Европе

В последнем квартале 2004 года европейский рынок ПК начал расти особенно бурно, вновь показав двузначные темпы роста. — 13,7%, по оценкам IDC, или 10,9% — по данным Gartner. Стимулировали увеличение объема продаж в основном корпоративные закупки. В регионе наступил пиковый период массовой замены компьютеров, закупленных компаниями в преддверии 2000 года. Этого момента аналитики ожидали в Европе еще в 2003 году, однако по тем или иным причин корпоративные заказчики не спешили оправдать их надежды.

Учитывая динамику, наблюдаемую в 4 квартале 2004 года, в IDC предполагают, что сложившиеся темпы роста будут сохраняться на этом рынке в течение всего 1 полугодия 2005 года. Затем темпы продаж замедлятся, и в итоге рост рынка ПК по итогам года окажется ниже показателей 2004 г.

Несмотря на значительное снижение цен на ПК, годовая выручка производителей в этом регионе возросла. «На руку» здесь сыграл заметный рост спроса на ноутбуки, которые стоят дороже настольных систем.

Рынок ПК в США

Ситуация на рынке ПК в США в целом очень похожа на общемировую — лидируют здесь одни и те же вендоры, Dell и HP. Что в принципе неудивительно, поскольку американский сектор все еще формируют значимую долю мирового компьютерного рынка. В 2003 году на поставки в США приходилось 34% общемировых продаж ПК. В 2004 году этот показатель снизился, вроде бы, незначительно, составив 33%. По итогам 2005 года эксперты ожидают его дальнейшего снижения до 32,4%.

Поставки ПК в США, 2001–2005

 

2001

2002

2003

2004

2005*

Поставки (млн. шт.)

Пользовательский рынок

15.5

17.1

20.0

21.4

22.5

Корпоративный рынок

30.5

30.5

32.7

36.6

40.8

Всего

46.1

47.6

52.7

58.0

63.3

Рост (%)

Пользовательский рынок

9.8%

17.3%

6.9%

5.1%

Корпоративный рынок

-0.1%

7.2%

12.0%

11.4%

Всего

3.2%

10.8%

10.1%

9.1%

*Прогноз

Источник: IDC, 2004

В соответствии с общемировой тенденцией, на американском рынке более активно растут продажи в корпоративном секторе — 12% против 6,9% в сегменте частных пользователей. В 2005 году, предположительно, это соотношение составит 11,4% к 5,1%. При этом еще в 2003 году картина наблюдалась обратная — пользовательский рынок ПК рос на 17,3%, в то время как корпоративный — на 7,2%.

Характерно, что в пятерку ключевых вендоров ПК на рынке США входят в основном американские производители — например, во 2 квартале здесь лидировали Dell, HP, Gateway, IBM и Apple. В целом по итогам продаж 2004 года лидером американского рынка ПК продолжала оставаться Dell.

Источник: IDC, 2004

По оценкам IDC, на долю компании пришлось 33% продаж ПК. Доля ее ближайшего конкурента — HP — при этом не превышала 23%. На третьем месте, благодаря удачно проведенному слиянию, оказались Gateway-eMachines, занявшие 6,4% и обогнавшие, таким образом, IBM. Доля Apple была традиционно невелика и составила 3,3%.

Мария Попова / CNews Analytics

Алексей Кудрявцев: «Классические» лидеры рынка уступают свою долю молодым и амбициозным игрокам

Алексей КудрявцевНа вопросы CNews отвечает Алексей Кудрявцев, генеральный директор компании Kraftway.

CNews: Как в целом вы оценили бы итоги 2004 года для российского компьютерного рынка? Произошли ли существенные изменения в расстановке сил?

Алексей Кудрявцев: Рынок продажи аппаратного обеспечения и сопутствующих услуг не претерпел каких-либо существенных изменений в глобальной расстановке сил. Произошло усиление ряда российских сборщиков компьютеров, например, достаточно молодая компания Depo стала вести очень агрессивную политику на рынке. Наблюдалось некоторое ослабление позиций «классических» лидеров рынка, уступивших свою долю молодым и амбициозным игрокам.

Доля крупных федеральных производителей техники продолжила свой рост главным образом за счет небольших местных компаний. В целом — рынок продолжает мигрировать в сторону большего потребления промышленного продукта.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS