Обзор Рынок ИТ: итоги 2004 подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

CNA: Удержат ли русские свой рынок ИТ-услуг?

Российский рынок ИТ-услуг (включая аудит и консалтинг в сфере ИТ) в последние годы растет очевидно быстро, однако эксперты расходятся в оценках его показателей. Иностранные аналитики называют цифры в пределах 30%. Результаты исследования CNews Analytics позволяют говорить о 50% и объеме, по итогам 2004 года, в $1,5 млрд. При этом около $1 млрд. приходится пока на долю отечественных игроков.

Если по итогам 2003 г. рост объемов рынка консалтинга и аудита в сфере ИТ в России составил 50%, то уже в первой половине 2004 года темпы роста, по оценкам CNews Analytics (CNA), заметно увеличились и достигли 140% по отношению к соответствующему периоду прошлого года. По оценкам CNA, в абсолютных показателях объемы продаж на рынке консалтинга и аудита в ИТ в 2003 г. составили $535 млн. Прогнозная оценка на 2004 год была определена на отметке $1,3 млрд.

При этих, относительно скромных, усредненных оценках, на российском рынке сосуществуют принципиально разнокачественные группы потребителей — от минимизирующих свои ИТ-бюджеты региональных предприятий, до корпораций, чьи расходы на ИТ услуги кажутся огромными даже в мировом масштабе. Так, в России значительный вклад в развитие рынка вносят «проекты-выбросы». Именно этот термин является адекватным для описания тех бюджетов, которые тратят на свои ИТ-инициативы гиганты российской экономики. Характерным примером является телекоммуникационный холдинг «Связьинвест», выделяющий ежегодно сотни миллионов долларов на создание обновленной информационной инфраструктуры, объясняя это стремлением увеличить цену акций перед продажей государственной доли в компании.

Приоритет отечественному

В 2004 году на российском рынке аудита и консалтинга в ИТ доминировали отечественные компании, обороты которых в области оказания услуг аудита и консалтинга, составили около $1 млрд. Доля иностранных компаний была почти втрое меньше. По оценкам CNA, в ближайший год доля отечественных фирм будет только расти. Подобная ситуация актуальна и для других «молодых» сегментов ИТ-рынка России. Так, до последнего времени оптимизм в отношении российских поставщиков, например, на рынке ноутбуков не вызывал у широкой общественности никаких сомнений. С наступлением бума в продажах портативных компьютеров интерес к России начали проявлять иностранцы, и ситуация стремительно изменилась. Очевидно, что в силу специфики ИТ-услуг, сегмент ИТ-консалтинга в меньшей степени подвержен риску экспансии со стороны западных компаний, но и полностью отвергать такой сценарий, конечно, нельзя.

Услуги интеграторов: естественная закономерность или российская специфика?

По итогам 2004 года на российском рынке аудита и консалтинга, безусловно, доминировали компании-интеграторы. Впрочем, тенденция их лидерства устойчиво сохраняется в течении как минимум последних 3–4 лет. В 2004 году обороты системных интеграторов по услугам консалтинга превысили $600 млн., при том, что доли ИТ-компаний других типов не превышали $100–300 млн.

Наиболее заметный рост оборотов системных интеграторов представляется вполне закономерным явлением, поскольку внедрение новой информационной системы требует предварительного комплексного анализа всех бизнес-процессов компании-заказчика. Именно поэтому системные интеграторы, начиная работать с компанией, часто предоставляют ей весь комплекс услуг ИТ-аудита.

Наибольший рост оборотов именно системных интеграторов связан с тем, что менеджмент компаний-заказчиков достаточно трудно убедить потратить большие деньги просто для комплексного ИТ-аудита. Сам по себе аудит мало что даст директору. Совсем другое дело, если на уровне руководства принято политическое решение потратить значительные средства на модернизацию системы. Тогда услуга аудита войдет в единый пакет, в котором за аудитом сразу следует разработка ИТ-концепции, внедрение информационной системы и ее техническое обслуживание. Доминирование на рынке заказов комплексного характера автоматически повышает интерес именно к интеграторам, что ведет к наибольшему росту оборотов среди этих игроков ИТ-сектора.

ИТ-консалтинг в Москве и регионах

Анализ распределения заказов на услуги ИТ-консультирования в региональном разрезе дает возможность оценить, за счет каких компаний будет происходить прирост оборотов ИТ-консультантов. Если до недавнего времени внедрение новых информационных систем могли себе позволить только крупные комбинаты, входившие в известные финансово-промышленные группы, то сегодня спрос на подобные услуги начинает предъявлять все большее число предприятий второго эшелона. При этом, если до недавнего времени внедрение новых систем происходило из-за необходимости составления бухгалтерской отчетности по стандартам МСФО для допуска акций (депозитарных расписок) к фондовым рынкам, то сегодня все большее число директоров осознает необходимость внедрения таких систем с целью улучшения управляемости предприятием.

В Москве доля заказов на услуги ИТ-консалтинга в 2004 году по сравнению с 2003 годом несколько снижается, а в регионах, напротив, растет. В абсолютных показателях продажи услуг ИТ-аудита и консалтинга по Москве в 2004 году составили около $800 млн. (в 2003 г. этот показатель равнялся $340 млн.). Продажи услуг данного класса в других субъектах РФ вырастут со $195 млн. до $500 млн. Как было сказано выше, это отражает постепенный процесс выхода на рынок региональных предприятий-заказчиков, руководители которых приняли политическое решение повысить управляемость и информационное обеспечение своего бизнеса. Это, прежде всего те менеджеры, которые изначально, в период раздела собственности сделали ставку на развитие доставшихся им в собственность производств. И хотя целей вывода акций на фондовый рынок этими предприятиями пока не ставится, зато ставятся долгосрочные стратегические задачи развития. Раньше оплатить дорогие услуги внедрения они не могли, направляя средства на поддержание работоспособности предприятия и обновление основного капитала. Сегодня, рост региональных заказов на внедрение говорит о том, что у все большего числа таких компаний появляются «свободные деньги», и этот процесс, вероятнее всего, будет только усиливаться.

Отраслевое потребление ИТ-услуг: ослабление сырьевой зависимости?

Отдельным направлением исследования CNA стала отраслевая структура потребления услуг консалтинга в ИТ. В обрабатывающей, добывающей промышленности и в банковском секторе отмечается наибольший спрос на услуги внедрения информационных систем (за исключением «проектов-выбросов» типа Связьинвеста). Объемы потребления ИТ-услуг этими отраслями составили в 2004 году соответственно $370, 250 и 200 млн.

В банковской сфере главными стимулирующими факторами спроса являются требование перехода на МСФО, а также повышенные требования к информационной безопасности. Высокие доли обрабатывающей и добывающей отраслей также вполне закономерны, так как, во-первых, эти отрасли вообще являются ведущими в российской экономике, во-вторых, многие предприятия здесь уже вышли или собираются выходить на фондовые рынки. В-третьих, именно эти отрасли обладают наибольшей привлекательностью для иностранных инвесторов, которые весьма пристально относятся к информационной инфраструктуре компаний. Это связано с тем, что отчеты, даже составленные в соответствии с МСФО, могут не содержать полной и достоверной информации в случае несовершенства используемой компанией информационной системы.

Интересным результатом исследования CNA стал вывод о том, что лидером по объему заказываемых услуг аудита и консалтинга в ИТ является не добывающая, а именно обрабатывающая промышленность. На наш взгляд, это вполне закономерный процесс. Крупные сырьевые предприятия, оказались в России единственной отраслью экономики, которая успешно прошла период экономических преобразований начала 90-х гг. Эти компании составили первый эшелон отечественного бизнеса, у которого возникла необходимость полноценной интеграции в мировое экономическое пространство. Но выход на фондовые рынки требовал внедрения информационных систем, соответствующих международным стандартам. Таким образом, сырьевые компании первыми прошли этот процесс, который сейчас близок к насыщению. И наоборот, за последние годы все интенсивнее начинает развиваться второй эшелон - предприятия глубокой переработки.

Еще одно интересное наблюдение — это резкий (по сравнению с остальными отраслями) рост потребления услуг ИТ-консалтинга предприятиями телекоммуникационной отрасли. В 2004 году, по оценкам CNA, он составил около $80 млн., что на порядок выше прошлогодних показателей по отрасли. Телекоммуникационная отрасль в крупных городах в течение последних лет характеризовалась бурными темпами роста, что выражалась не только в увеличении доходов, но и в расширении перечня предоставляемых услуг (сотовые операторы, интернет-провайдеры, спутниковое телевидение и др.). По нашему мнению, резкое увеличение доли телекоммуникационных компаний - это лишь начало бурного роста спроса на услуги в сфере ИТ-консалтинга. В дальнейшем вполне вероятно, что доли добывающей и обрабатывающей промышленностей в расходах на ИТ-консалтинг сократятся за счет продолжающегося роста доли телекоммуникационной отрасли.

ИТ-консультанты — за что им платят?

Полученные CNews Analytics данные, говорят о том, что системная интеграция остается в 2004 году основным и наиболее быстрорастущим (по стоимости и оборотам) продуктом на рынке ИТ-аудита и консалтинга. Следует отметить, что стоимость на вроде бы одни и те же услуги сильно варьируется в зависимости от целого набора параметров, определяющих сложность ИТ-проекта. Среди них можно выделить два наиболее значимых: размер предприятия (малое, среднее, крупное) и содержание работ (например, внедрение отдельных модулей информационной системы или создание информационной инфраструктуры предприятия «с нуля»). Так, внедрение отдельных модулей информационной системы на малом предприятии может стоить от $1 тыс. до $15 тыс., а пакет услуг по информатизации крупного промышленного предприятия - миллионы долларов. Таким образом, стоимость услуг не является величиной постоянной и зависит от сложности проекта

Сложность проекта

Ориентировочная стоимость, тыс. $

1

Внедрение отдельных недорогих модулей систем российского производства под нужды отдельных отделов (бухгалтерия, бэк-офис) малых и средних предприятий

1 - 15

2

Анализ и оптимизация информационной инфраструктуры средних и крупных предприятий

100 - 500

3

ИТ-проект на крупном предприятии, включая внедрение современных информационных систем известных мировых производителей ПО.

1500 - 150 000

Источник: CNews Analytics, 2004

В структуре доходов ИТ-компаний от оказания услуг аудита и консалтинга, безусловно, доминируют услуги по внедрению информационных систем (порядка 60% в структуре доходов). 10–12% традиционно приходится на услуги по технической поддержке и, собственно, аудиту информационных систем предприятия. Вторая же по величине доходная статья (после услуг по внедрению) — это разработка ИТ-концепции предприятия, включая концепцию информационной безопасности. Причем это услуга с ярко выраженной динамикой роста. В 2004 году ее удельный вес в общей структуре ИТ-услуг увеличился в 1,5 раза, составив порядка 28% (вместо 17% в 2003 году).

Владимир Карачаровский, Сергей Агабеков / CNews Analytics

Леонид Винокуров: «Длина отношений» между заказчиком и исполнителем является интегральным и объективным показателем качества ИТ-услуг

Леонид ВинокуровНа вопросы Cnews отвечает Леонид Винокуров, заместитель председателя Управляющего совета «ТехноСерв А/С».

CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, доминируют в настоящий момент на отечественном рынке ИТ-консалтинга и шире — ИТ-услуг? Какие факторы, по вашим оценкам, стимулировали отмечаемый экспертами его бурный рост в последние годы?

Леонид Винокуров: Действительно, эксперты считают услуги наиболее динамично развивающимся сегментом российского ИТ-рынка. Для консалтинга, который, наряду с инсталляцией, сервисной поддержкой, оптимизацией решений и обучением, относят к данному сектору, это тоже справедливо. В основе этой тенденции лежат вполне понятные причины.

Первой из них является беспрецедентный рост всего российского рынка информационных технологий, который стимулируется как традиционно высоким спросом в нефтегазовом комплексе, финансовом секторе и отрасли связи, так и возрастанием активности в государственном секторе. Причем основной рост обеспечивают крупные и комплексные проекты. Например, принципиально меняются запросы со стороны государства — самого крупного заказчика на российском ИТ-рынке. Появляются новые концепции использования ИТ в органах государственной власти, например, такие, как «электронное правительство», и как следствие — от традиционной закупки компьютеров интерес смещается в сторону сложных проектных решений. Реализация таких решений не сводится только к выбору и соблюдению определенных стандартов, а требует глубокой экспертизы, искусства проектирования, что и обеспечивает постоянно растущий спрос на консалтинговые услуги.

Вторая причина связана с изменением подходов заказчиков к использованию ИТ-бюджетов, которые с каждым годом становятся все жестче. Все больше заказчиков стремятся выносить за контуры своих организаций те направления деятельности, которые не входят непосредственно в их производственную или бизнес-активность, все больше заказчиков хотят минимизировать свои риски и оптимизировать затраты на ИТ. И все чаще оказывается, что для выполнения таких работ, как точечный консалтинг, объемные ИТ-услуги, аудит, сервис и т.п., эффективнее нанять профессиональных консультантов, нежели держать разноплановых и дорогостоящих специалистов в рамках своего штата.

Наличие постоянно растущего платежеспособного спроса на консалтинговые услуги рождает предложение. В условиях, когда маржа в бизнесе, связанном с поставками аппаратного обеспечения, падает, а услуги по консалтингу продолжают иметь высокую рентабельность, оказывается вполне естественным, что многие участники ИТ-рынка проявляют интерес к этому бизнесу и инвестируют средства, причем весьма существенные, в развитие соответствующих направлений своей деятельности.

Во всем мире сегодня степень участия привлеченных консультантов в подготовке, разработке и реализации ИТ-проектов совершенно официально считается показателем уровня технологической зрелости той или иной компании, отрасли или даже страны. Поэтому можно сказать, что рост потребления ИТ-услуг и увеличение доли консалтинговой составляющей в ИТ-бюджетах отечественных компаний свидетельствуют о том, что российский рынок становится все более цивилизованным.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS