Обзор Рынок ИТ: итоги 2004 подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Почем сотовый для народа?

2004 год оставался успешным для сотовых дилеров. Основная часть россиян по-прежнему предпочитала недорогие модели известных марок. При этом неуклонно возрастал спрос на более престижные трубки. Все больше людей покупали мобильник на замену старому.



Объем рынка: кто больше?

Участники рынка и аналитики оценивают объем продаж сотовых телефонов в 2004 году по-разному. Самая оптимистичная оценка у «Евросети» — по данным компании, в 2004 году в России было продано 30,12 млн. аппаратов (из них в Москве — 6,1 млн. шт., в Санкт-Петербурге — 1,9 млн. шт., в регионах — 22,3 млн.шт.). Итого — на 13 млн. или на 76% больше, чем в 2003 году. В «Техмаркете» и «Дивизионе» считают, что продажи мобильников составили около 24 млн. штук. Примерно такую же оценку (24,3 млн. — т.е. приблизительно на 60% больше, чем в 2003 году) официальных поставок мобильных телефонов в 2004 году дает Mobile Research Group (MRG). Большую цифру — 26 млн. — приводит в своем отчете IDС. А по данным «Связного» в 2004 году в стране было продано 27 млн. телефонов только одного стандарта GSM.

Объем «серого» рынка сотовых телефонов, по оценке «Евросети», в 2004 году составил 9% от общего объема продаж телефонов России и достиг 2,7 млн. шт. (около 1,4 млн. телефонов — по оценке MRG). Объем всего розничного рынка мобильных телефонов России в 2004 году оценивается экспертами в размере $4,3 млрд.

Розничные продажи сотовых телефонов в России в 2004 году

Оценка, млн. шт.

Источник

30,12 

«Евросеть»

27*

«Связной»

26

IDC

24,3

MRG

24

«Дивизион»

24

«Техмаркет»

*- только телефоны, поддерживающие стандарт GSM

Источник: CNews Analytics, 2005

Помимо роста абонентской базы, во многом рост продаж связан с тем, что пользователи стали чаще менять свои трубки. По оценкам экспертов, средний срок владения мобильным телефоном в России в 2004 году снизился с полутора лет в начале 2004 года до 12 месяцев (по некоторым источникам — до 9 месяцев) в конце года. При этом существуют регионы, в которых «время жизни» мобильника сократилось до 5 месяцев.

Заметно возрос интерес пользователей к новинкам и к более дорогим моделям. Например, рост продаж телефонов в «Техмаркете» в 2004 году в ценовой категории от $200 до $300 составил 3%, в категории свыше $300 — 2,5%. В петербургской «УльтраСтар» отмечают, что доля телефонов ценой от $200–300 постоянно растет, и на долю мобильников стоимостью от $300 приходится около 14% продаж компании. По-видимому, этот результат не типичен для российского рынка в целом: доля дорогих телефонов в общем объеме продаж все еще невелика, например, на телефоны стоимостью выше $300 пришлось в 2004 году, по оценкам «Евросети» 3,8% всех продаж, на телефоны от $400 — 1,6%. Сегодня, по оценкам MRG, около 40% всех покупок приходится на рынок замещения старых моделей. В «Евросети» считают, что в Москве доля аппаратов, покупаемых на замену, составляет 60%, а в регионах — 34%.

В зависимости от региона, средняя цена сотового телефона в рознице, по данным «Евросети», колебалась от $120 долларов до $165. Средняя цена телефона в розничных сетях России в 2004 году составила $142 (по данным MRG — $146 против $124 в 2003 году). Большая часть продаж мобильников пришлась на телефоны ниже средней цены — 58,9% продаж составили телефоны стоимостью ниже $130.

Распределение продаж сотовых телефонов по ценовым категориям в России в 2004 году

Источник: Евросеть, 2004

Лидеры продаж

Как и в 2003 году в прошедшем году россияне предпочитали покупать телефоны известных производителей — Motorola, Siemens, Nokia, SonyEricsson, Samsung и LG, на долю которых пришлось 89,3% всех продаж в России. При этом Siemens и Motorola, боровшиеся за лидерство на протяжении всего 2004 года, в четвертом квартале несколько снизили темпы, считают в IDC. Соответственно, и занимаемые ими доли рынка в двух крупнейших городах (Москве и Санкт-Петербурге) несколько уменьшились. Особенно заметным оказался при этом спад в регионах.

Распределение продаж сотовых телефонов по производителям, 2004

Производитель

Доля продаж

Евросеть

Связной

Техмаркет

Motorola

27,8%

20%

23,58%

Siemens

22,3%

18%

31,87%

Samsung

11,4%

15%

22,97%

LG

10,6%

5%

н/д

Nokia

10,4%

17%

12,36%

Источник: CNews Analytics, данные компаний, 2004

В целом же продажи, подгоняемые новогодним ажиотажем, росли, и в секторе дорогих моделей наиболее сильные позиции в четвёрке лидеров заняли две торговые марки — Nokia и Samsung. Nokia удалось вернуть прежний успех, представив несколько дорогих привлекательных моделей. Параллельно устойчиво наращивала продажи в течение всего Samsung. Особенно успешно компания действовала в регионах, где завоевали популярность её модели начального уровня.

В итоге, по данным MRG, Samsung впервые оказался лидером по поставкам телефонов в Россию (23,1% рынка). За ним следуют американская Motorola (22,7%), финская Nokia (18,6%) и немецкий Siemens (14,5%).

IDC приводит другие данные: Siemens (21,7%), Motorola (21,4%), Nokia (18,2%).

Российский взгляд со стороны сотовой розницы («Евросети») на четверку лидеров немного отличается: Samsung и Motorola (по 19,4% каждый), Siemens (18,9%), Nokia (17,8%).

Российский розничный рынок сотовых телефонов в 2004 году

Источник: Евросеть, 2004

В любом случае, во всех списках наиболее продаваемых в 2004 году телефонов сотовых дилеров присутствует одна и та же двойка лидеров — Motorola и Siemens. На их долю пришлось от 38% («Связной») до 55,5% («Техмаркет») всех продаж. Трубки Samsung заняли третью строчку рейтинга по популярности в «Евросети» и «Техмаркете», а телефоны Nokia хорошо продавались в «Связном» (3 место) и DIXIS.

Самые популярные модели телефонов в крупнейших салонах сотовой связи России, 2004

Салон связи

Модель телефона

Доля продаж

Евросеть

Motorola C 200

5,9%

Siemens A 52

5,6%

Motorola C 350

4,7%

Техмаркет

Siemens A 52

8,63%

Motorola C 200

7,49%

Siemens C 60

4,4%

DIXIS

Siemens A 52

6%

Nokia 3310

4,4%

Nokia 1100

3,4%

Источник: CNews Analytics, данные компаний, 2004

Что год грядущий нам готовит

В 2005 году, по оценке «Евросети», в России в розницу будет продано 34,2 миллиона сотовых телефонов или 5% от всех мировых продаж. «Техмаркет» дает более осторожные прогнозы: 32–33 млн. Примерно такую же цифру называют в «Связном» — 33 млн. А MRG прогнозирует объем рынка сотовых телефонов в России на уровне 30–32 млн. терминалов.

Средняя цена телефона в ритейле в 2005 году, по прогнозу «Евросети», ожидается на уровне $150, что на $8 (на 5,6%) больше, чем в 2004 году. Это увеличение эксперты связывают с положительным вектором общей экономической обстановки в стране, возрастанием доли продаж телефонов в кредит, где средняя стоимость телефона значительно выше и компенсацией потерь продавца от уменьшения вознаграждения от продаж контрактов.

В денежном выражении рынок розничных продаж телефонов в 2005 году, по прогнозам «Евросети», вырастет на 18,6% и составит $5,1 млрд. При этом доход розничных продавцов в 2005 году от продаж телефонов при той же, что и в 2004 году, торговой наценке составит $454 млн. и будет на $71 млн. или на 19% выше, чем в 2004 году, считают в компании. Представители «Евросети» также полагают, что для компенсации уменьшения вознаграждения сотовым дилерам от продаж контрактов, торговая наценка для телефонов должна быть 11,5%, или почти на 1,5% выше торговой наценки на телефоны в 2004 году. В этом случае доход от продаж телефонов в 2005 году составит $519 млн.

Учитывая, что в 2004 году двигателем рынка оставались регионы, в IDC рассчитывают, что подобная ситуация сохранится и в 2005 году. Правда, например, в «Техмаркете» перспективы роста региональных рынков оценивают уже не так высоко — предполагается некоторое их замедление. По прогнозам «Техмаркета», доля московских продаж уменьшится с 35% в 2004 году до 30% в 2005 году. Рынок замещения в Москве составит в 2005 году порядка 80%, в регионах — порядка 30–40%. Спрос в целом будет смещаться в сторону более дорогих моделей. При этом наиболее активно увеличивается доля моделей ценового сегмента от $100 до $200 при снижении доли моделей бюджетного уровня.

Таким образом, CNews Analytics выделяет следующие основные тенденции и перспективы российского рынка сотовых телефонов:

  • рост продаж телефонов в 2004 году до 24–30 млн. штук, прогноз на 2005 год — 32–34 млн.;
  • снижение среднего срока владения телефоном с полутора лет до одного года (даже 9 месяцев — по некоторым оценкам);
  • смещение потребительского спроса в сторону более дорогих моделей телефонов (основная часть продаж по-прежнему приходится на телефоны ниже средней цены, однако доля моделей бюджетного уровня снижается);
  • увеличение средней стоимости продаваемого телефона с $142–146 в 2004 году до $150 и более в 2005 году (до $200 в городах-миллионерах);
  • сохранение лидирующих позиций ведущих производителей — Motorola, Samsung, Nokia, Siemens, SonyEricsson, LG и др. — на долю которых приходится сегодня до 90% всех продаж сотовых телефонов в России;
  • постепенное снижение темпов роста региональной сотовой розницы и заметное снижение темпов роста продаж в Москве;
  • рост рынка замещения, который в 2005 году, возможно, достигнет исторического максимума.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS