Обзор Рынок ИТ: итоги 2004 подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Производители телекоммуникационного оборудования: возрождение после кризиса

По итогам 2004 года верхние строчки рейтинга крупнейших производителей телекоммуникационного оборудования занимают компании, выпускающие мобильные телефоны. Не удивительно — продажи мобильников приносят примерно третью часть доходов на мировом рынке оборудования связи и продолжают расти высокими темпами. При этом постепенно увеличивают свои обороты и прибыли поставщики более «тяжелых» решений.



Структурный сдвиг

За последние годы мировой рынок телекоммуникационного оборудования, постепенно оправляясь после продолжительного кризиса, претерпел существенные структурные изменения. Глобальный бум сотовой связи привел к перераспределению позиций производителей, крупнейшие из которых получают основную часть доходов за счет поставок абонентских терминалов. Поставщикам решений для корпоративного сектора и сервис-провайдеров пришлось немного потесниться. Так, если Cisco Systems в 2002 году занимала второе место по результатам продаж телекоммуникационного оборудования (данные агентства IDate), то в 2004 году она сместилась на четвертое, уступив лидерам мобильной связи — Nokia и Motorola, а также концерну Siemens. После американского гиганта Cisco в этом списке опять следуют компании-производители сотовых трубок и мобильной инфраструктуры.

ТОП-10 крупнейших производителей телекоммуникационного оборудования *, 2004

Компания

Объем продаж, млрд. долл**

Nokia

36,4 

2

Motorola

29,2

Siemens

27,7***

4.

Cisco Systems

22,0****

5

Ericsson

18,0

6

Samsung

16,5

7

NEC

15,7 *****

8

Alcatel

15,2 

9

Nortel Networks

10,1–10,2******

10

Lucent Technologies

$9,05*******

* — по объему доходов от продажи телекоммуникационного оборудования (включая абонентское оборудование) и оказания услуг

** — иностранные валюты (евро, шведские кроны, японские йены, южнокорейские воны) пересчитаны в долл. США по усредненным курсам за финансовый год.

*** — в 2004 финансовом году, который закончился 30.09.2004

**** — в 2004 финансовом году, который закончился 31.07.2004

***** — в 2004 финансовом году, который закончился 31.03.2004

****** — Прогноз на 2004 год. Аудиторский комитет компании предпринял пересмотр ранее представленной отчетности за 2001–2003 гг. в связи с выявленными нарушениями при ее подготовке. Отчет за 2004 г. до настоящего времени компанией не был представлен.

******* — в 2004 финансовом году, который закончился 30.09.2004

Источники: CNews Analytics, 2005

Большинство производителей мобильных телефонов, действительно, показали в 2004 году весьма неплохие результаты. Лидер рынка — финская Nokia, в структуре продаж которой мобильные телефоны занимают более 60%, поставила в прошедшем году рекордное количество мобильников — 207,7 млн. Таким образом компания заняла более 30% мирового рынка, который оценивается, по разным источникам, от 643 млн. до 684 млн. аппаратов.

Более половины всех доходов — $16,8 млрд. (на 53% больше по сравнению с 2003 годом) — принесло подразделение персональных коммуникаций (Personal Communications) компании Motorola. Она продала в 2004 году 104,5 млн. сотовых телефонов, что позволило ей занять 15,7% рынка.

Тройку лидеров замыкает Samsung, которому удалось реализовать 86,53 млн. телефонов и увеличить рыночную долю с 10,8% в 2003 году до 13,0% в 2004 году. 55-процентный рост продаж мобильных телефонов, которые приносят южнокорейскому производителю более 93% всех доходов, в немалой степени обеспечен увеличением поставок в США и регион BRIC (Бразилия, Россия, Индия и Китай).

Другая южнокорейская компания — LG Electronics — почти вплотную подошла к своему конкуренту, немецкому концерну Siemens. Последний продал в 2004 году порядка 49,4 — 51,1 млн. телефонов, на 5–7 млн. больше, чем LG. На шестом месте японско-шведский Sony Ericsson, поставивший 42,3 млн. телефонов.

Рынок мобильных телефонов, 2004*

*- предварительные данные

Источник: IDC, 2004

Корпоративные продажи

В сегменте телекоммуникационных решений для корпоративного рынка и сервис-провайдеров традиционно лидирует Cisco Systems. За американским поставщиком следуют Alcatel, Nortel Networks и Lucent Technologies. Производители телеком-оборудования постепенно оживают после кризиса — показатели их оборота и прибыли начинают расти.

Объем продаж Cisco Systems в 2004 финансовом году, который закончился 31 июля 2004 года, составил $22,045 млрд. Это на 16,8% больше, чем показатель по итогам 2003 финансового года. Компания связывает свои успехи с постепенным восстановлением мировой экономики, а также с увеличением затрат на информационные и коммуникационные технологии предприятий, сервис-провайдеров, коммерческого и потребительского сегментов.

На долю оборудования пришлось 84,1% всех продаж компании или $18,55 млрд.; услуги принесли 15,9% доходов или $3,495 млрд. В структуре продаж по-прежнему доминируют маршрутизаторы и коммутаторы, которые приносят 77% всех доходов от продажи оборудования.

В то же время наиболее высокий рост зафиксирован в секторе новых технологий (Advanced Technology) — сетевых решений для сегмента SOHO, продуктов по сетевой безопасности, оборудования IP-телефонии, беспроводных решений, сетевых решений хранения данных, оптических решений. Вклад этого сектора в общий рост продаж Cisco Systems составил почти 48%.

Больше всего доходов — 55,5% было получено на американских континентах. В 2 раза меньше — 27,8% — Cisco заработала в регионе EMEA. В целом рост продаж здесь связан главным образом с продолжающимся развертыванием оборудования сервис-провайдерами и ростом корпоративных рынков. Среди стран-лидеров по продажам, помимо Соединенного Королевства, Германии и Нидерландов, представители компании называют также Россию.

На долю Азиатско-Тихоокеанского региона пришлось 10,1% всех продаж; при этом на Японию — 6,6%. В последнее время Cisco отмечает заметное усиление конкуренции со стороны азиатских производителей, в частности Huawei Technologies. Кроме того, гиганту «наступают на пятки» такие компании, как Juniper Networks и D-Link. Несмотря на это, Cisco остается мировым лидером по объемам продаж корпоративных маршрутизаторов, занимая более трех четвертей рынка, который оценивается на уровне $4 млрд. Львиная доля доходов от продаж (97%) приходится на высокопроизводительные устройства (hi-end) и маршрутизаторы среднего класса (mid-range).

Динамика доходов производителей телекоммуникационного оборудования, 2000–2004

Источники: CNews Analytics, 2005

Французской Alcatel в 2004 году удалось стать прибыльной, получив 281 млн. евро чистой прибыли по сравнению с убытком в 1,944 млрд. евро годом ранее. Динамика продаж производителя отражает общие тенденции на мировом телекоммуникационном рынке — выручка в сегменте оборудования для фиксированной связи снизилась на 4,3% до 5,131 млрд. евро, в то время как продажи оборудования для мобильной связи и оборудования для частных и корпоративных сетей связи принесли соответственно на 12,7% и 9,3% больше, чем в 2003 году. Alcatel остается мировым лидером в секторе оптического оборудования.

Со своей стороны, Nortel Networks, в результате обнаруженного регулятором несоответствия между опубликованными документами и реальным положением дел, пришлось пересмотреть свои финансовые показатели в 2001–2003 годах, а отчетность за полный 2004 год до сих пор отсутствует. По уточненным данным, оборот Nortel за указанные годы составил 18,9, 11,0 и 10,2 млрд. долл. соответственно. В 2003 году компания получила прибыль 434 млн. долл., в то время как в кризисные 2002-й и 2001 год она несла колоссальные убытки — 3 и 25,7 млрд. долл. соответственно. По неаудиторованным данным, оборот Nortel за первые три квартала 2004 года составил 7,3 млрд. долл., а прогнозируемый показатель за весь 2004 год ожидается в размере 10,1–10,2 млрд. долл.

Также, похоже, выходит из кризиса Lucent Technologies. По результатам 2004 финансового года компании удалось увеличить объем продаж на 7% (более $9 млрд.) — впервые за последние четыре года, в течение которых обороты производителя постоянно снижались. В прошедшем году успех поставщика в первую очередь был связан с сектором мобильной связи, который принес на $927 млн. больше, чем в 2003 финансовом году — $4 млрд. (44% всех доходов). Росли продажи оборудования для сетей CDMA в США. Два крупнейших заказчика Lucent в США — Verizon Wireless и Sprint — за счет модернизации своих сетей обеспечили 38% всех доходов производителя. 10% чистых продаж поступило из Китая. В регионе EMEA оборот рос главным образом за счет увеличения поставок оптических продуктов и UMTS-карт (Европа); неплохие доходы принесли также поставки оборудования в Ирак.

Avaya, выделенная из состава Lucent Technologies в 2000 году, продолжает лидировать в сегменте IP-телефонии, занимая второе место в мире по этому направлению. В 2004 финансовом году компании удалось заработать более $4 млрд., что на 7,2% больше, чем в 2003 финансовом году. Свои успехи производитель связывает с наметившейся миграцией предприятий от решений традиционной телефонии к IP-телефонным системам.

Особенно заметен успех китайской компании Huawei Technologies — год от года ей удается увеличивать свои обороты и прибыль. 2004 год не стал исключением — производитель увеличил выручку до $5,58 млрд., что на 45% больше, чем в 2003 году. Это стало новым рекордом для компании за всю ее семнадцатилетнюю историю. В немалой степени рост был обеспечен увеличением продаж на мировом рынке: выручка от международных контрактов увеличилась на 117% с $1,05 млрд. в 2003 г до $2,28 млрд. в 2004 г. Укреплению позиций Huawei в США и Западной Европе должно способствовать сотрудничество с компаниями 3Com и Siemens. Однако это будет непросто — местные рынки отличаются очень высокой конкуренцией, к тому же Huawei придется преодолевать негативное отношение американских заказчиков, сформировавшееся под влиянием судебных процессов с Cisco Systems.

Динамика чистой прибыли (убытка) производителей телекоммуникационного оборудования, 2000–2004

Источники: CNews Analytics, 2005

Итак, производители телекоммуникационного оборудования постепенно возрождаются после кризиса. Продажи и прибыли поставщиков «тяжелых» решений постепенно набирают обороты, а лучше всех чувствуют себя те вендоры, у которых основной бизнес связан с производством телефонов и инфраструктуры мобильной связи.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS