Обзор Рынок ИТ: итоги 2004 подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Рекламный поход на интернет

Стремительный рост рынка интернет-рекламы по всему миру подталкивает многие ме-диакомпании к пересмотру своей политики по отношению к онлайновой среде. Многие собираются отказаться от части своей активности в печати в пользу интернет-сервисов, уделяя все большее внимания электронной рекламе. Российский же сегмент ин-тернета в 2004 г. вышел в лидеры по притоку рекламных денег среди всех отечественных СМИ.

Данные, обнародованные ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР), по исследованию рекламного рынка, говорят о существенном увеличении спроса на интернет-рекламу. В то время, как общий объем рынка рекламы в России вырос в 2004 г. на 33% (до $3.855 млрд.), рынок интернет-рекламы увеличился на 67%. Всего за три года российский рынок рекламы в Сети вырос на 270%.


Оборот рекламного рынка России в $ млн. по основным сегментам в 2002 -2004 гг.

 

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Телевидение

920

1240

1700

Пресса

755

935

1200

Радио

115

155

200

Интернет

11

18

30

Источник: АКАР, 2004

В 2004 г. доля интернет-рекламы в общем объеме рекламного рынка России увеличилась с 0,6% в 2003 г. до 0,8% в 2004 г. Тем не менее, на сегодняшний день оборот рекламных денег в Рунете все еще существенно меньше, чем на телевидении, радио или в прессе. Это объясняется тем, что данный сегмент образовался сравнительно недавно и сейчас находится на стадии развития. Однако динамика роста рынка электронной коммерции такова, что, по мнению большинства аналитиков, в 2009 г. Рунет по объему рекламных денег сможет догнать радио.

Динамика российского рынка рекламы в 2004 г. по основным сегментам, %

Источник: АКАР, 2004

Реклама онлайн: динамика и объемы

Большинство экспертов оценивают общий объем отечественного рынка интернет-рекламы в $30–40 млн. По их словам, на сегодняшний день в российском сегменте интернета преобладает медийная реклама. Контекстную сложно исследовать — ориентировачно на ее долю отводят порядка $5–15 млн., в целом отмечая заметный рост. По оценкам Adwatch, уже через год доля контекстной рекламы может составить 40% от всей рекламы в сети. Кроме того, эксперты говорят о тенденции 2004 года — увеличении расценок. В прошедшем году цены на контекстную рекламу увеличились на 35%, а на баннерную — на 25%.

Можно выделить две основные причины столь бурного роста спроса на рекламу в сети. Во-первых, продолжающийся рост российского интернета, а во-вторых, не насыщенность данного рынка. Учитывая, что аналитики предсказывают стабильный прирост аудитории Рунета на 30–40% в год в течение ближайших нескольких лет, можно предположить, что и спрос на интернет-рекламу будет неуклонно расти.

Подобные тенденции роста спроса на рекламу в интернете наблюдаются сегодня во всех странах мира. По данным Internet Advertising Bureau, общий объем мирового рынка составил в 2004 г. $9,6 млрд., что на 33% больше, чем в 2003 г. Что примечательно, был побит предыдущий рекорд скорости роста рынка, державшийся с 2000 г. В Великобритании рынок интенет-рекламы вырос за год на 60%, в Германии в 2005 г. обороты от интернет-рекламы достигнут $1,9 млрд., а по сравнению с 2001 г., рост рынка электронной коммерции составит 348%. В США в 1 квартале 2004 доходы от рекламы в интернете увеличились на 39% по сравнению с тремя последними месяцами 2003 г.
Подобная ситуация, сложившаяся на рынке, подталкивают крупнейшие медиакомпании к пересмотру свой политики в средствах массовой информации. Так, News Corporation собирается отказаться от части своих печатных изданий в пользу интернет-сервисов и уделять больше внимания электронной рекламе.

Спрос и потребление

Интернет-реклама рассчитана в первую очередь на активную часть населения, чья доля в сети составляет до 70%. Чаще всего к ней прибегают компании, чья продукция принадлежит высокому ценовому сегменту — автомобили, электроника, дорогая одежда, часы, услуги финансового или юридического характера. Главным удобством рекламы в сети является быстрый доступ к интересующей информации о товаре. Кроме того, при помощи рекламы в интернете рекламодатель может обратиться непосредственно к своей целевой аудитории, размещая свою рекламу на определенных сайтах.

Потребительская активность аудитории Рунета

Источник: «Фонд Рамблер», сентябрь 2004 г.

По мнению экспертов, в 2005 г. стремительный рост рынка интернет-рекламы в Рунете не замедлится и останется на уровне 60%. Также прогнозируется существенное перераспределения долей медийной и контекстной рекламы, объемы которых станут примерно одинаковыми. Уже к 2009 г. расходы на рекламу в интернете в мире могут составить $16 млрд, что в два раза больше сегодняшних показателей. Учитывая, что в 2005 г. количество пользователей интернета может достичь одного миллиарда, можно с уверенностью говорить, что такой динамично развивающийся рынок не останется без внимания рекламодателей.

Самая ненавистная интернет-реклама

Эксперты компаний Yahoo! и eBay выяснили, какая интернет-реклама не привлекает, а, наоборот, отталкивает пользователей сети. По результатам опроса более 600 представителей сетевой общественности был составлен рейтинг самых ненавистных рекламных технологий. Участники опроса заявили, что больше всего их раздражают всплывающие окна (pop-up). И если в 2003 году программами для блокирования таких окон пользовались 26% пользователей, то в 2004 году их число выросло до 69%.

№ п/п Методы интернет-рекламы %*
1 Всплывающие окна 95
2 Медленная загрузка объявлений 94
3 Вводящие в заблуждение баннеры 94
4 Отсутствие возможности закрыть объявление 93
5 Реклама, перекрывающая содержание сайта 93
6 Баннеры, скрывающие свое рекламное назначение 92
7 Баннеры, занимающие большую часть экрана 90
8 Мигающие банненры 87
9 Перемещающаяся по экрану реклама 79
10 Автоматическое воспроизведение звука 79

* — % ответивших «очень негативно» или «негативно»

Источник: РБК.Рейтинг, 2004

Илья Разумов / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS