Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2005" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Азиатская агрессия против американской стабильности

Мировые поставки ноутбуков выросли в 2005 г. на 33,5 %. Этот сегмент продолжает сохранять высокие темпы развития, стимулируя в значительной мере рост на глобальном рынке ПК. Именно благодаря его затовариванию мобильными системами азиатским компаниям удалось попасть в Топ5 ведущих компьютерных вендоров мира. Впрочем, позиции лидеров-американцев остаются в этом рейтинге пока незыблемыми.

Мировые поставки компьютерной техники в 2005 году по оценкам Gartner составили 218,5 млн. машин (включая ПК, мобильные компьютеры и серверы x86). Рост по сравнению с 2004 годом оценивается в 15,3 %. Столь высокие показатели во многом обеспечены продолжающимся бумом на рынке ноутбуков, тогда как ПК и серверы демонстрируют менее впечатляющую динамику.

Ноутбуки в 2005 году сравнялись по производительности и цене с настольными компьютерами, составив им серьезную конкуренцию. Выделились три основных направления развития линеек лэптопов: компактные мобильные, универсальные офисные и мультимедийные широкоэкранные домашние. Таким образом, наступление на ПК сегодня ведется по всем фронтам.

В первую очередь эта тенденция отразилась на мировом компьютерном рынке, где значительно укрепились вендоры, активно развивающие мобильное направление. Самый яркий результат у Acer, за счет ноутбуков нижнего сегмента сумевшего увеличить поставки более чем на 50 %.

Топ 5 ведущих мировых компьютерных вендоров, 2004-2005

Компания

2005 год

Поставки, млн. шт.

2005 год

Доля рынка, %

2004 год

Поставки, млн. шт.

2004 год

Доля рынка, %

Рост 2004-2005, %

Dell

36,76

16,8

31,01

16,4

18,6

HP

31,79

14,5

27,62

14,6

15,1

Lenovo

15,05

6,9

12,93

6,8

16,4

Acer

10,15

4,6

6,42

3,4

58,1

Fujitsu/FSC

8,32

3,8

7,14

3,8

16,5

Остальные

116,44

53,3

104,4

55,1

11,5

Источник: Gartner, 2006

В 2005 году, по оценкам IDC, во всем мире было поставлено 65,3 млн. ноутбуков, что на 33,5 % больше, чем в 2004 году. Тройка лидеров осталась неизменной, но вплотную к ней подошел агрессивный тайваньский игрок — Acer. Немалый скрытый потенциал есть у китайского Lenovo, который собирается выйти на самые перспективные мировые ИТ-рынки. Компании удалось не только удержать высокую планку имиджа полученной от IBM марки Thinkpad и занимаемую ею долю рынка, но и предложить модели под собственным брендом.

Топ 10 крупнейших мировых поставщиков ноутбуков, 2005

Место

Компания

Объем поставок, млн. шт.

Доля рынка, в 2005 г., %

Доля рынка в 2004 г., %

1

Dell

11,290

17,29

16,2

2

HP

10,250

15,7

15,2

3

Toshiba

7,156

10,96

11,9

4

Acer

6,626

10,15

8

5

Lenovo

5,376

8,23

8,8

6

Fujitsu Siemens

4,089

6,26

нет данных

7

Sony

2,560

3,92

нет данных

8

NEC

2,447

3,75

нет данных

9

Apple

2,171

3,32

нет данных

10

Asustek

1,552

2,38

нет данных

Источник: CNewsAnalytics на основе данных IDC, 2006

Наибольший рост наблюдался в стане азиатских игроков. Так, в 4 квартале 2005 года Acer показал 60 % прирост поставок по сравнению с соответствующим периодом 2004 года, а Asustek — целых 87 %. При этом Toshiba, входящая в тройку лидеров, росла медленнее рынка — всего лишь на 20 % . В 2005 году у нее были все шансы спуститься на 4 место, отдав бронзу Acer.

Тенденции 2005

На радость производителям, пользователи несколько сместили акценты в критериях выбора ноутбуков. Цена стала не столь определяющим фактором, большое значение приобрела функциональность системы. Этому способствовало появление новой мобильной платформы Sonoma от Intel в январе и мобильного процессора Turion от AMD в апреле 2005 года.

Рынок ноутбуков в течение года заметно дифференцировался. Если в конце 2004 года основное деление было на мобильные модели и «замену настольного компьютера», то к концу 2005 года выделилось три направления. Первое — домашние мультимедийные системы, которые за год обзавелись широкоэкранными матрицами и возможностью проигрывать музыку и видео без загрузки операционной системы. Второе — офисные ноутбуки. В них упор сделан на производительность и безопасность, а также на коммуникационные возможности и время работы без подзарядки. Третье направление — мобильные лэптопы, главное требование к которым — малый вес и привлекательный внешний вид.

Юлия Рыбак, менеджер по мобильным системам представительства компании Acer в России и Казахстане:

Юлия Рыбак

Под эксклюзивными моделями не стоит понимать только ноутбуки с необычным дизайном. Безусловно, оригинальный дизайн не может не привлекать внимание покупателя, но при этом он не является решающим фактором. Покупая дорогой ноутбук, пользователь заинтересован в том, чтобы мобильный ПК был построен по последнему слову техники, включал в себя новые, интересные технологии, которые позволяли бы ему наиболее полно использовать возможности своего ноутбука. Действительно, в 2005 г. наблюдалось повышение интереса к более дорогим, высокотехнологичным моделям, к которым как раз и относятся ноутбуки серии Ferrari, обладающие к тому же уникальным дизайном. В то же время большой популярностью пользовались и ноутбуки бизнеc серии TravelMate 8100, выполненные в более строгом формате (фирменный дизайн «Folio»), которые на момент своего появления на российском рынке представляли собой сочетание самых современных технологий, а также фирменных разработок Acer, обеспечивающих дополнительную безопасность ноутбука, его физическую надежность и в целом позволяющие существенно оптимизировать использование этих мобильных ПК.    

В 2005 году ноутбуки перестали относиться к предметам роскоши, что сразу же вызвало обратный эффект — повышенный интерес к эксклюзивным моделям. Пользователи по-новому взглянули на спецсерию лэптопов AcerFerrari. Стильные и дорогие ноутбуки SonyVaio стали приобретать все большую популярность среди людей с достатком. Активизировались фирмы, предлагающие персонифицировать ноутбук, например, нанести уникальный рисунок. А MSI даже выпустила модель, в верхней крышке которой под прозрачным слоем можно разместить любое изображение.

Еще один интересный мировой тренд, проявившийся в 2005 году — постепенная замена в ноутбуках стандартных экранов на широкоформатные матрицы. Появившись на рынке в 2004 году, к концу 2005 широкоформатные модели заняли 39,2 % рынка. Дальнейшее развитие ситуации можно легко предсказать.

Прогноз доли широкоформатных ноутбуков в мире

 

2005 год, доля на рынке, %

2006 год, доля на рынке, %

2009 год, доля на рынке, %

Широкоэкранные матрицы

39,2

52,3

96,7

Стандартные матрицы

60,8

47,7

3,3

Источник: CNewsAnalytics на основе IDC, 2005

Широкоформатные матрицы удобны не только при просмотре видео в формате HDTV. Именно широкий экран позволяет работать с документами в удобном двухстраничном режиме. Плюс к этому, следует учитывать, что операционная система WindowsVista будет поддерживать формат WSXGA(WideSuperExtendedGraphicsArray) с разрешением 1680 х 1050 и 1440 х 900 точек.

И лишь время автономной работы ноутбуков в 2005 году кардинально не изменилось. Новые мобильные платформы и подходы к сбережению электроэнергии помогут решить эту проблему уже в 2006 году.

Александр Радаев / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS