Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2005" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Мировой рынок В2С

Занимая пока лишь 5% от всего объема интернет-сделок, потребительный сектор электронной коммерции активно развивается. Интернет рассматривают для себя как перспективную среду продвижения товаров и услуг все большее количество игроков, как чисто онлайнового, так и оффлайнового бизнеса.

Потребительский рынок интернет-торговли представлен как специализированными компаниями, специализирующимися на продаже товаров через интернет, так и компаниями, основная деятельность которых сосредоточена на торговле «оффлайн», а продажу товаров через интернет рассматривают как побочное направление деятельности. Все большее значение для тех, и для других приобретают интернет-аукционы и системы, позволяющие сравнивать предложения различных компаний.

Компании, специализирующиеся на интернет-торговле, характеризуются спецификой контактной аудитории. Исследования института ECIN показывают, что постоянная аудитория покупателей интернет-магазинов становится все более опытной и информированной: интернет-аукционы и специализированные системы позволяют практически мгновенно находить интересующие покупателя предложения, сравнивать не только цены, но и ассортимент, качество интересующих товаров, скорость и стоимость доставки. Важной особенностью рынка интернет-торговли является возможность сбора отзывов и мнений других потребителей относительно качества товара и обслуживания, а также поиска необходимой информации о специфике интересующих покупателя продуктов, например, в форумах или на блогах.

Аудитория компаний, для которых интернет-торговля является побочным направлением, фактически не отличается от основной целевой аудитории. Интернет-торговля позволяет расширить пакет услуг компании, расширить каналы коммуникаций. Важной характеристикой здесь является отсутствие временных ограничений: интернет-магазины открыты 24 часа в сутки, фактически, неограниченным является и время контакта. Более того, интернет позволяет повысить частоту повторных контактов: за счет закладок, дополнительных ссылок, рассылки новостей, напоминаний и т.д.

Совокупность этих факторов наряду с постоянно возрастающей конкуренцией делает задачу потребительского маркетинга в интернете все более сложной и многоуровневой. На первый план выходят такие конкурентные преимущества, как гибкость организации интернет-магазина применительно к таким моментам, как скорость формирования заказа, быстрота и удобство доставки, возможности оплаты заказанных товаров. Эти причины лежат в основе нескольких разнородных тенденций как потребительского рынка, так и рынка интернет-торговли в целом. Например, развитие сервисно-ориентированных систем или появление направления SOA (Services-Oriented-Architecture), или интеграция сервисно-ориентированных модулей в ERP-системы компаний. Ярким примером последней тенденции является разработка специализированных модулей в ERP-системах ведущих вендоров. Другое важное направление развития рынка интернет-торговли — развитие логистической инфраструктуры интернет-магазинов, которое представлено в разных формах — от обычной кооперации операторов электронной торговли с компаниями, специализирующимися на логистике и грузоперевозках, до полной передачи логистических функций специализированным компаниям. Так, например, в Германии крупнейшие операторы потребительского рынка интернет-торговли, каталоги «Otto» и «Baur» с 1997 года полностью передали логистические функции Germes Logistik Group — компании, специализирующейся на перевозках и оптимизации логистических процессов.

Еще одной интересной тенденцией является бурное развитие рынка транзакций, сопутствующего развитию рынка интернет-торговли, что обусловлено необходимостью быстрого и безболезненного перевода значительных объемов денежных средств, в том числе, и рынка интернет-транзакций. Здесь можно наблюдать различные стратегии объединения усилий операторов электронной торговли: от простого открытия счетов в банках, до создания финансово-промышленных холдингов.

В сфере интернет-транзакций все большее значение приобретают их скорость, удобство и безопасность. Скорость в данном случае является следствием объединения усилий ряда банков, как на локальном, так и международном уровне: заключение соглашений по движению средств на депозитных счетах, предоставление срочных взаимных кредитов и займов. Активное участие в развитии рынка интернет-транзакций принимают международные платежные системы. Удобство интернет-транзакций обеспечивается, например, таким направлением, как онлайн-банкинг. Важным в этой связи является возможность не только контролировать состояние счета и динамику движения средств, но и осуществлять необходимые платежи, не выходя из дома или с работы, например, параллельно покупкам в интернет. Показательным является и развитие систем электронных денег, например, Pay Pal в Европе и Северной Америке, Web-Money или Яедекс-Деньги на российском рынке.

Юлия Граванова / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS