Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2005" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

B2C в России: необъятные просторы

Ввиду уникальной даже по российским меркам закрытости интернет-магазинов, экспертные оценки отечественного рынка B2C могут различаться в разы. Сходятся аналитики лишь в показателе роста — не менее 40 % по итогам 2005 г. 

Рынок B2C в России еще очень далек от насыщения. Если в США его доля в общем розничном обороте достигает 5 %, то у нас еще недавно не превышала и 1 %. Эксперты объясняли это малой покупательской способностью населения, а также тем, что подавляющее большинство интернет-магазинов расположено в Москве. Собственно, в московском регионе рынок B2C сегодня можно считать практически сформировавшимся — за исключением, пожалуй, рынка услуг. В пользу подобного заключения говорит и тот факт, что в 2005 г на этом рынке не появилось ни одного заметного нового игрока.

Безусловно, по мере развития сектора, рано или поздно здесь произойдет некий передел. В первую очередь ожидают усиления позиций интернет-магазинов, представляющих крупные розничные сети. Сегодня они еще не могут похвастаться большими успехами, но прогнозируют, что этот бизнес в скором времени активизируется. К тому же, много новых имен в этой нише вряд ли появятся. По оценкам экспертов, сегодня на открытие интернет-магазина, который не будет тут же обречен на провал, требуется несколько сотен тысяч долларов. Учитывая, что наиболее востребованные сегменты рынка сейчас представлены десятками игроков, чьи бренды за несколько лет стали хорошо знакомы потребителям, шансов у новичка будет очень мало.

Примером того, как известный оффлайновый бренд может за год стать одним из лидеров рынка, является интернет-магазин компании ULTRA Electronics. В полную силу он заработал только в 2004 г., а уже по итогам первого года его оборот составил $21 млн. Примерно через год, осенью 2005 г. еще одна известная компьютерная компания Oldi также открыла свой интернет-магазин, который по итогам 2006 г., видимо, составит серьезную конкуренцию нынешний лидерам.

Ряд известных розничных сетей давно предоставляют своим клиентам возможность покупки через интернет. Но только сети «М. Видео», которая в свое время первой вышла в интернет, удалось на сегодня достичь заметных результатов. Согласно официальным данным компании, оборот интернет-магазина составляет 2 % от всей розницы или $24 млн.. в 2005 г. В то же время, многие конкуренты (например, "Эльдорадо) не спешат идти в Сеть, не имея до сих пор даже полноценной интернет-витрины с указанием цен.

Из значимых событий на российском рынке B2C в 2005 г. можно отметить только покупку виртуального гипермаркета электроники 003.ru холдингом «Марта» у сети «Аристон». Специалисты затрудняются с комментариями по этому поводу. Оборот 003.ru не сравним с оборотом холдинга, да и сам бизнес «Марты» всегда был несколько иным. Существует мнение, что крупного ритейлера привлекла отработанная система онлайновых продаж и развитая инфраструктура магазина, которая может быть использована для диверсификации деятельности. С другой точки зрения, подобные инвестиции в развитие успешного магазина сегодня могли быть сделаны с прицелом на продажу своей доли в дальнейшем, когда рынок B2C будет иметь больший вес.

Крупнейшие интернет-магазины в России, 2005

Название магазина

Год основания

Специализация

Выручка по итогам 2005 года,
$ млн.**

1

003.ru

2000

Электроника и бытовая техника

31,15

2

Foto.ru *

1999

Фото и видеотехника

25,1

3

Mvideo.ru

2001

Электроника и бытовая техника

24

4

Ultracomp.ru

2004

Компьютерная техника

21,3

5

Ozon.ru

1998

Книги, диски, электроника

19,3

6

Dostavka.ru *

1998

Компьютерная техника

18

7

PCHome.ru

2000

Компьютерная техника

17,5

8

Porta.ru *

1999

Электроника

17

9

Techhome.ru *

2004

Электроника и бытовая техника

16

10

Sotino.ru *

2003

Электроника

14

11

M3x.ru *

2003

Электроника и бытовая техника

13

12

Megashop.ru *

2000

Компьютеры и электроника

13

13

Palmshop.ru *

1998

Электроника

13

14

Digitalshop.ru *

2001

Электроника

12,7

15

21vek.ru *

2000

Электроника

10,2

16

Sendflowers.ru *

1999

Цветы

9,5

17

Holodilnik.ru *

2003

Электроника и бытовая техника

8,2

18

Parter.ru

2000

Билеты на культурные мероприятия

7

19

Tehnosila.ru *

2003

Электроника и бытовая техника

7

20

Fotocam.ru *

2003

Фото и видеотехника

6,6

* — по оценке CNews Analytics
** — компании с равным оборотом указаны в алфавитном порядке

Источник: CNews Analytics, 2006

Открыто заявлять показатели своей выручки готовы сегодня лишь немногие игроки отечественного рынка В2С. Большинство же оценок приходится делать на основе посещаемости магазина, с поправкой на используемые методы продвижения в Сети, с учетом средней стоимости заказа, численности курьеров и среднего количества совершаемых ими поездок.

Оборот 20 крупнейших интернет-магазинов, по оценкам CNewsAnalytics, составил в 2005 г. 289 млн. долл. Относительно же объемов всего отечественного рынка В2С мнения экспертов существенно расходятся. По самым скромным оценкам этот показатель составляет 600-700 млн. долл. Оптимисты же говорят о планке в 2,5 млрд долл, ссылаясь на то, что большинство игроков скрывают свои обороты. Сходятся все эксперты пока в одном — в показателе стремительных темпов роста и прогнозе их сохранения на ближайшие годы.

По итогам 2005 г., старожилы рынка — Ozon..ru или parter.ru — констатируют рост в 50 %. 003.ru, со своей стороны, отмечает все 100 %. Еще более оптимистично эти игроки смотрят в будущее. Так по словам представителей Озона, открытие нового операционно-логистического центра в г.Тверь было вызвано не столько стремлением сократить издержки, сколько тем, что существовавший центр уже не справлялся с увеличивающимся объемом заказов. По оптимистичным прогнозам Ozona, к 2008 г. оборот магазина составит $100 млн. — то есть за три года вырастет в 5 раз.

Впрочем, говорить о развитии именно электронной торговли в России пока не приходится.. В истинном значении слова «электронной» как таковой ее здесь просто нет. Российские покупатели по-прежнему оплачивают покупки наличными по факту доставки. Многие интернет-магазины даже и не предусматривают иную форму оплаты. В некоторых случаях поддерживается возможность оплаты заказа кредитной картой online или электронными деньгами, но, по словам представителей магазинов, доля таких оплат ничтожно мала. Хотя есть исключение из правил — например, крупнейший в России цветочный интернет-магазин SendFlowers.ru. «Доля онлайн платежей постоянно растет и на данный момент исчисляется несколькими десятками процентов от общего количества платежей. Среди online методов оплаты безоговорочно лидируют кредитные карты, затем идут Яндекс..Деньги и Webmoney, а в последнее время к ним присоединился и мобильный кошелек Билайн» — комментируют в компании «AMF — международная сеть доставки цветов».

Осмотрительно избегая прогнозов относительно увеличения доли «чисто электронных» покупок, эксперты в целом ожидают сохранения бурных темпов роста в российском сегменте В2С. По крайней мере, в ближайшие пару лет показатель будет держаться на уровне 40-50 %. В случае же интенсивного освоения региональных рынков, возможно, он будет даже больше.

Илья Разумов / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS