Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2005" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

«Делойт» определяет ключевые тенденции для рынков хай-тек, телеком и медиа 2006

«Делойт» прогнозирует основные тенденции в секторе высоких технологий, телекоммуникаций и медиа-индустрии  2006 год.

Высокие технологии

В 2006 году во всех сегментах технологического сектора ожидаются значительные преобразования. Наиболее значимые из них, вероятно, будут связаны с интернетом. Ожидается, что потребители найдут новый подход к использованию сети, при этом поисковые системы вытеснят электронную почту с позиции наиболее часто используемого приложения. Очевидно, что неуклонно растущий объем информации в интернете увеличивает количество пользователей поисковых систем.

В 2006 году личная и деловая информация по большей части будет создаваться в цифровом формате. Также, согласно прогнозу, в 2006 году будет создано примерно 20 экзабайт (миллиардов гигабайт) новых цифровых данных. Одни только новые цифровые фотографии займут более 100 петабайт (миллионов гигабайт). При этом потребители все больше будут склоняться к использованию инструментов поиска как средства упорядочения этих подавляющих объемов данных.

Сами поисковые системы, вероятно, не претерпят изменений: большая часть поисковых методик по-прежнему будет основана на тексте. От их пользователей будет требоваться понимание булевой логики. В результате сложившейся ситуации все более очевидной будет необходимость создания новых инструментов поиска.

Параллельно правительства большинства стран мира постараются сократить разрыв между тем, что происходит в интернете, и остальными сферами жизни граждан. Этот процесс будет свидетельствовать о том, что интернет создавался в основном как любительская организация, а превратился в движимую личными интересами коммерческую инфраструктуру, ежегодно генерирующую миллиарды долларов доходов. Некоторые страны, возможно, введут налог на услуги VoIP (передача голоса через интернет-протокол) — такой же, как на телефонные сети общего пользования (ТСОП). Власти других стран могут попытаться ввести ограничения на рекламу и ее целевую аудиторию в интернете. Где-то возможно введение мер по борьбе с дезинформацией и интернет-кражами. Таким образом, виртуальному миру придется столкнуться с действительностью и законодательными ограничениями реального мира.

Технологические компании ожидают изменения на двух основных уровнях, связанных с производительностью: сотрудничество в сфере НИОКР при параллельном увеличении доли оффшорного производства.

Вероятно, в целях минимизации накладных расходов предприятия, исследовательские институты, государственные лаборатории и ВУЗы все больше времени будут уделять НИОКР. Ожидается, что в 2006 году на НИОКР в мире будет потрачено свыше 11 триллионов долларов США, при этом компании будут искать способы разделить свою нагрузку по НИОКР с другими организациями. Также очевидно, что бизнес обратится к государственным НИИ и ВУЗам с целью получить представление о ведущих технологиях на некоммерческом уровне. Скорее всего, дальнейшее развитие получит тенденция перевода НИОКР в офшоры. Основным преимуществом такого переноса останется низкий уровень заработной платы, однако немалое значение приобретет возможность доступа к квалифицированным профессиональным кадрам.

Организация офшорного производства может стать важной стратегической задачей для технологических компаний. Те игроки, которые активно используют офшоры не только для базовых работ, смогут воспользоваться значительными преимуществами такого способа производства — в частности, возможностью ассимиляции новых знаний, имеющихся на главных развивающихся рынках, аккумуляции прав интеллектуальной собственности в новых сферах и использования интеллектуальных возможностей других регионов. В некоторых секторах отрасли практика использования офшоров может из единичных случаев перерасти в необходимое условие выживания предприятий.

Программное обеспечение с открытым исходным кодом представляет все большую угрозу для традиционных бизнес-моделей, что влияет и на признанных провайдеров программного обеспечения, и на конечных пользователей. В связи с этим продолжится изменение движущих сил предприятий, занимающихся производством и распространением программного обеспечения. Главным отличием программного обеспечения с открытым исходным кодом останется модель разработки, основанная на глобальной доступности программы. По этой причине такое программное обеспечение продолжит наступление на продукты, разрабатываемые сотрудниками одной компании и распространяемые из закрытых источников. Глобальное взаимодействие тысяч программистов не только снижает расходы на НИОКР, но и значительно сокращает сроки необходимые для разработки продукта.

В 2006 году влияние высоких технологий на мировое сообщество станет более проникающим и всеобъемлющим, чем когда бы то ни было. Однако наилучших финансовых показателей достигнут те продукты и услуги, которые изменят стандарты поведения потребителей.

Влияние высоких технологий, среди прочего, распространится и на школы. В течение этого года во многих школах индустриальных стран будут установлены электронные классные доски, а к 2010 году такая доска будет в каждой классной комнате всех развитых стран. Также постараются увеличить количество компьютеров в классах, при том, что в ведущих странах мира один компьютер будет приходиться на двух учеников. Эти изменения принесут очевидные результаты, только если параллельно будут увеличиваться объемы доступных учебных материалов, а учителя по всему миру начнут ими обмениваться. Это позволит быстро распространить высококачественные образовательные материалы в мире.

Прогресс в сфере обработки и хранения данных позволит усовершенствовать основные параметры взаимодействия людей и технических устройств. Так как «интеллектуальные» устройства все больше получают повсеместное распространение, возможно, потребуются новые формы взаимодействия — например, распознавание речи. В этом году могут быть запущены в производство и продажу многочисленные технические устройства, от фотоаппаратов до автомобилей, обладающие возможностями и необходимыми средствами соединения для обновления, технической поддержки и даже создания дополнительной прибыли.

Но, несмотря на все эти изменения, цифровой барьер, то есть разница между теми, кто пользуется преимуществами цифровых технологий и теми, кто не имеет таких возможностей, вырастет еще больше. Исторически цифровой барьер был наиболее заметен между индустриальными и развивающимися странами. Эта тенденция, скорее всего, сохранится в 2006 году. Кроме того, цифровой барьер в индустриальных странах также увеличится по двум ключевым параметрам.

Первый важный аспект — возможность доступа к более дешевым продуктам и услугам. Многие плохо обеспеченные семьи все еще не могут позволить себе покупку компьютера и оплату подключения к интернету. В то же время более обеспеченные люди, имеющие доступ к глобальной сети, платят меньшие суммы за возможность подключения к увеличивающимся объемам продуктов и услуг. Профессиональные навыки являются вторым ключевым параметром. Людям, выросшим без компьютера, скорее всего, будет не хватать навыков необходимых для получения хорошей работы. Очевидно, что обе эти тенденции будут только увеличивать разрыв между пользователями ИТ.

Телекоммуникации

Мировой рынок телекоммуникаций, включающий телефонные сети общего пользования (ТСОП), мобильную связь, широкополосные соединения и интернет-протокол передачи голосовых сообщений (VoIP), в 2006 году достигнет максимального количества подключений за все время своего существования. К концу 2006 года общее количество оплаченных подключенных абонентов в мире превысит четыре миллиарда. В общее количество подключенных абонентов входят и существующие пользователи, которые расширяют свой набор средств коммуникации, и те, кто осуществляет подключение впервые. Основным источником роста, скорее всего, останется мобильная телефонная связь, к которой в течение 2006 года подключится полмиллиарда новых абонентов. При этом большая их часть будет представлена жителями развивающихся стран. Ожидается, что широкополосная сеть также будет переживать период роста: к ней подключатся более 300 миллионов абонентов. Несмотря на большие успехи мобильной связи, в особенности VoIP, прогнозируется, что количество абонентов ТСОП достигнет отметки в полтора миллиарда абонентов, хотя телефонные компании в индустриальных странах, очевидно, будут переживать период сокращения количества абонентов.

2006 год может принести разочарование сектору мобильной связи третьего поколения. Несмотря на его успехи в четвертом квартале 2005 года, благодаря массированной рекламной кампании, показатели на начало этого года могут оказаться менее оптимистичными, чем хотелось бы. Хотя мобильная связь третьего поколения прирастет десятками миллионов абонентов, большую часть выручки, прибыли и роста в секторе мобильной связи все же будет создавать связь второго поколения (и ее разновидность — связь поколения 2,5). Операторы мобильной связи и продавцы мобильных аппаратов должны хорошо продумать идеи формата устройств мобильной связи третьего поколения. Главное преимущество мобильной связи третьего поколения — скорость передачи данных, однако большая часть устройств связи этого поколения имеет продвинутые возможности передачи голосовых сообщений, но не данных. При этом кнопочная панель телефонов приспособлена для ввода номеров телефонов, а не текста.

В 2006 году важную роль в секторе телефонной связи будет играть дизайн. Производители телефонных аппаратов, разрабатывающие продукты для рынков мобильной и стационарной телефонной связи и рынка VoIP, сконцентрируют свои усилия на разработке стиля и дизайна этих устройств. В то же время несколько брендов премиум-класса, не занимающихся телекоммуникациями, запустят в продажу устройства мобильной связи под своими марками.

Главной задачей всех операторов связи в 2006 году станет увеличение объемов выручки. Ее решение часто связывают с поощрением клиентов более активно использовать их услуги. Однако придерживаясь традиционного мнения о том, что индивидуальные пользователи больше всего нуждаются в связи, предприятия телекоммуникационного сектора упускают из вида еще один значительный источник новых подключений — технические устройства. В прошедшие годы увлечение перспективами связи между техническими устройствами привело к разочарованию в этой области. Расходы на соединение оказались слишком высокими, взаимодействие неадекватным, стандарты установлены не были. Однако в 2006 году многие из базовых предпосылок реализации связи между техническими устройствами достигнут необходимого уровня.

В предстоящем году многие операторы связи будут конкурировать на основе показателя скорости передачи. Этот тип конкуренции, скорее всего, будет иметь место в секторах ТСОП и мобильной связи, а также между этими двумя секторами. Операторы фиксированных телефонных сетей, вероятно, будут конкурировать за право предоставления пользователям широкополосной связи со скоростной загрузкой данных — десятки мегабит в секунду или даже быстрее. Ожидается, что операторы мобильной связи займутся выбором различных средств для увеличения скорости загрузки до нескольких мегабит в секунду. Некоторые операторы мобильной связи, возможно, начнут конкурировать с операторами фиксированной связи в отношении скорости передачи, а операторы ТСОП апробируют высокоскоростные беспроводные технологии. К сожалению, в ходе таких лихорадочных поисков способов увеличения скорости могут быть упущены такие важнейшие факторы, как реальные потребности рынка и приносящие прибыль бизнес-модели.

Производители телефонных аппаратов, разрабатывающие продукцию для рынков мобильной и стационарной телефонной связи и рынка VoIP, сконцентрируют свои усилия на разработке стиля и дизайна этих устройств.

После продолжительного периода затишья в 2006 году телекоммуникационная отрасль, вероятно, будет переживать период интенсивных слияний и поглощений. Телекоммуникационные компании накопили большой объем средств, которые они готовы инвестировать. Такую же готовность демонстрируют потенциальные приобретатели, среди которых финансовые институты и компании из других секторов экономики, ищущие источники диверсификации деятельности. Скорее всего, главным мотивом горизонтальных слияний во всех секторах этого рынка будет увеличение масштаба деятельности. Возможно, также популярны будут слияния и поглощения, нацеленные на диверсификацию деятельности. Цена приобретения некоторых телекоммуникационных операторов может быть завышена в результате наличия нескольких потенциальных покупателей, в том числе инвестиционных консорциумов.

Очевидно, что в 2006 году в центре внимания телекоммуникационных компаний все также будет конвергенция предоставляемых услуг. Однако операторы, особенно на рынке фиксированной связи, возможно, продолжат борьбу за получение причитающейся им доли прибыли от пакетированных товаров и услуг, реализуемых в результате такой конвергенции. Операторы связи играют важнейшую роль в процессе доставки пользователям пакетов услуг, инвестируя миллиарды долларов США в сети следующего поколения, которые, вероятно, станут опорой для создания дополнительных пакетированных услуг. Однако, по их мнению, они не получают причитающейся им доли выручки.

В этом году, вероятно, сформируются два различных типа VoIP, каждый из которых пойдет по своему, не похожему на другой, пути развития. Ожидается, что управляемые услуги VoIP, предлагаемые как специализированными провайдерами VoIP-услуг, так и массовыми телекоммуникационными компаниями, быстро займут значительную долю рынка. Напротив, узкоспециализированная связь VoIP, использующая открытый интернет в качестве рабочей площадки, возможно, будет бороться за выход на массовый рынок и последующее получение прибыли.

Медиа-индустрия

В 2006 году в мировой индустрии музыки продолжится цифровая революция. При этом все большую долю продаж будут обеспечивать музыкальные записи, распространяемые с помощью цифровых технологий. В среднесрочной перспективе распространение музыки через интернет станет более активным. В текущем году увеличение этого сектора, вероятно, произойдет в результате дальнейшего развития существующих на рынке предложений — от снижения цен на mpЗ-плейеры до появления специализированных музыкальных магазинов, работающих в режиме реального времени. Угроза судебных разбирательств, скорее всего, станет более реальной, что, возможно, сократит число потребителей, нелегально скачивающих файлы.

Цифровая музыка, возможно, станет более популярной, если будет продаваться в формате, совместимом с проигрывающими устройствами и соответствующем специфике дистрибьюторской сети. Например, при сохраняющемся бурном росте рынка мелодий для мобильных телефонов, объем доходов от скачивания mpЗ-файлов на мобильные телефоны в большинстве стран останется весьма не большим.

В 2006 году в мире видеоизображения, в свою очередь, наметятся три основные тенденции: размеры телевизоров увеличатся, цифровое интерактивное телевидение (IP-телевидение) станет реальностью, а телевидение высокой точности (HDTV) охватит, наконец, весь мир. Увеличение доли телевидения в 2006 году, конечно, отразится на размерах телевизоров. Средний размер экранов телевизоров будет расти в результате жесткой конкуренции на рынке плоских телевизоров и снижения цен на HDTV. Однако успех плоских плазменных и жидкокристаллических (LCD) экранов не означает заката телевизоров с кинескопами. Они будут сохранять ведущие позиции в странах с развивающимися экономиками.

В этом году следует ожидать запуска многочисленных сервисов IP-телевидения по всему миру. Для компаний, занимающихся предоставлением телевизионного контента, IP-телевидение, вероятно, станет дополнительным, при этом не самым крупным, каналом распространения информации. Однако для телекоммуникационных компаний цифровое интерактивное телевидение, скорее всего, станет центральным элементом долгосрочной стратегии роста. Ожидается, что все участники цепочки создания стоимости смогут получать стабильную прибыль от инвестиций, сделанных в IP-телевидение.

Кроме этого, к концу года телевидение высокой точности распространится по всему миру. При этом идею телевидения высокой четкости, наконец, воспримет Европа, которая является единственным регионом, где не существует сложившейся на раннем этапе базы владельцев этого нового формата телевидения. Тем временем продолжится устойчивое расширение зоны покрытия HDTV на сложившихся рынках распространения этого вида цифрового телевидения в Северной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Тенденция перехода производственного процесса на цифровые технологии, скорее всего, распространится на все секторы средств массовой информации. Два главных двигателя этой тенденции — сокращение затрат и увеличение прибыли. Цифровое производство должно привести к сокращению себестоимости, так как для осуществления равного объема работ требуется меньшее количество работников. Цифровые средства производства, используемые в секторе СМИ, откроют новые разнообразные источники прибыли для каждой медиа-компании на рынке. В частности, более доступными становятся архивы цифрового контента, автоматизируются процессы управления авторскими правами на цифровые произведения, облегчается процесс изменения назначения контента. Рост прибыли, — очевидно, наиболее убедительная причина для перехода к цифровому оперированию, однако некоторые медиа-компании уделяют недостаточно усилий и времени для обнаружения связи между этими двумя факторами, а следовательно, не полностью осознают, что цифровое оперирование способствует увеличению прибыли.

Легко предугадать, что этот год будет удачным для рынка видеоигр, так как в 2005 году в производство и продажу были запущены две новые приставки и еще одна выходит в 2006 году. Ожидается, что компании данной отрасли впервые предпримут серьезные шаги для расширения круга потребителей игровой продукции, который представлен молодым поколением преимущественно мужского пола. Ожидается появление новых игровых жанров, в том числе образовательных игр и игр, предназначенных для женской аудитории. На первоначальном этапе эти новые типы игр, вероятно, будут иметь невысокую популярность, но вполне могут поддержать общий рост отрасли в среднесрочной перспективе, благодаря значительному расширению целевой аудитории. Однако рынок видеоигр может стать жертвой собственного успеха: чем более притягательными и распространенными становятся игры, тем выше шансы возникновения ответной негативной реакции — например, со стороны обеспокоенных родителей, супругов или политиков.

Бизнес-модель радио, вероятно, стоит на пороге значительных перемен. Основным источником финансирования радио традиционно была реклама, и, в меньшей степени, государственные субсидии. Хотя эти источники финансирования не иссякнут, радиостанциям придется искать альтернативные источники доходов, удовлетворяя при этом разнообразный и географически неоднородный спрос на содержание радиопередач. Вскоре радиослушателей можно будет назвать клиентами, так как они получат возможность контролировать, что они слушают, когда они это делают (живые радиотрансляции или смещенные по времени повторы) и с помощью какого устройства. Слушатели смогут выбирать объемы рекламной информации, включаемой в прослушиваемые программы, а также получат обширные возможности приобретения радио-контента.

Предприятиям медиа-индустрии в ближайший год следует рассматривать фрагментарность производства скорее как преимущество, чем как недостаток. В этом году они осознают и смогут выгодно использовать тот факт, что чем больше существует форматов какого-либо выпускаемого продукта или услуги, тем больше потенциальный спрос на него.

В условиях расширения выбора предлагаемых связанных продуктов и услуг объединение их в пакеты, вероятно, станет более важным элементом цепочки создания стоимости. Ожидается, что объем продаж IP-телевидения, получения видео-файлов по заказу через Интернет, подкастинга и других услуг увеличится в течение этого года и наглядно продемонстрирует тот факт, что конвергенция в этой отрасли реальна и ценна.

Количество личных интренет-дневников (блогов) во всем мире, очевидно, превысит 60 миллионов. Однако, среднее качество, значение и ценность отдельного блога, скорее всего, будет падать. Хотя определенная небольшая доля блогов будет представлять собой хорошо составленный, интересный и аргументированный материал, все больше цифровых дневников будут непривлекательными для аудитории рынка и будут быстро заброшены. Рост недостатка качественных блогов может заморозить процесс формирования поисковых систем («агрегаторов»), осуществляющих поиск дневников с содержанием лучшего качества. Вероятно также, что увеличится количество профессиональных журналистов, которые трансформируют в блоги свои произведения и записки в целях увеличения охвата аудитории.

По материалам Делойт / Специально для CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS