Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2005" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Электронные биржи наступают

В секторе В2В, на который сейчас приходится «львиная доля» всего оборота электронной коммерции в мире, ожидают наступления бума электронных бирж и аукционов. По мере того, как все меньше остается в чистом виде горизонтальных,  вертикальных или региональных торговых площадок, бизнес-сообщество постепенно отказывается от покупок в режиме «one-to-one».

Бизнес-рынок интернет-торговли состоит как из корпоративных сайтов и специализированных интернет-порталов компаний, ориентированных на бизнес-аудиторию, так и из системы электронных торговых площадок — отраслевых и тематических порталов. Возможности подобных площадок сегодня весьма широки. В отличие от корпоративных сайтов, «радиус действия» которых в интернете довольно узок, а привлечение продавцов и покупателей требует налаживания коммуникаций: рекламных, информационных (в том числе, и размещения информации в поисковых системах), то торговые площадки выгодны тем, что привлекают внимание изначально целевой аудитории, т.е., групп потребителей определенных категорий товаров или услуг или представителей определенных отраслей. Как правило, торговые площадки оснащены аналитическими и информационными системами, ведется рейтинг компаний-участников, статистика продаж, мониторинг рынка, аналитика важнейших тенденций.

Торговые площадки в интернете могут быть классифицированы следующим образом:

  1. Горизонтальные, вертикальные и смешанные торговые площадки. Преимущество горизонтальных площадок состоит в широком ассортименте представленных товаров. Вертикальные (отраслевые) торговые площадки ориентированы на организацию цепочек поставок в пределах одной отрасли или нескольких смежных отраслей. Смешанные торговые площадки сочетают основные моменты организации горизонтальных и вертикальных торговых площадок, как правило, это порталы, специализирующиеся на определенных горизонтальных уровнях отраслевых рынков. В настоящее время в чистом виде горизонтальных и вертикальных торговых площадок практически не встречается — скорее, все их можно отнести к смешанному типу.
  2. Специализация на определенном виде товаров. Яркими примерами являются площадки, специализирующиеся на торговле энергоресурсами, промышленным и торговым оборудованием, техникой, металлом, лесом, углем и т.д.
  3. По видам транзакций. Торговый процесс может быть представлен несколькими вариантами. Наиболее распространенной является схема, при которой торговая площадка предоставляет возможности для поиска бизнес-партнеров, дальше процесс торговли протекает «one-to-one», причем, обе договаривающиеся стороны используют собственные ресурсы: банковские переводы, электронную почту и т.д. Вторая схема гораздо сложнее и представляет собой электронный вариант товарной биржи, аукциона, на котором устанавливается не только оптимальная для обеих сторон цена, но и объемы партий, сроки поставок, транспортные и логистические схемы. Популярность этого варианта организации торговых площадок в последнее время значительно возросла. Эксперты прогнозируют в ближайшие 2-3 года бум электронных бирж и систем электронной торговли, организованных по принципу аукционов.
  4. Региональные или страновые и международные торговые площадки. Торговые площадки, ориентированные на определенный регион, все реже встречаются в чистом виде. Это связано с приходом сюда международных компаний и компаний из других регионов. Чаще всего, это поиск бизнес-партнеров по схеме «one-to-one», а также участие в интернет-аукционах.  Международные торговые площадки обладают рядом дополнительных ресурсов, на них можно не только заключать сделки и осуществлять транзакции посредством встроенных платежных систем, но и получать правовую информацию, проконсультироваться об особенностях ведения бизнеса, узнать о корпоративной культуре отдельных регионов.

Варианты организации электронной торговли в секторе В2В

Варианты организации электронной торговли в секторе В2В

Источник: Berlecon Technologies, 2005

Способы взаимодействия бизнес-партнеров могут быть разными. Одним из самых распространенных до недавнего момента был вариант электронного обмена данными (EDI — Electronic Data Interchange), в котором продавцы и покупатели взаимодействуют индивидуально, по принципу «one-to-one», вне каких-либо торговых площадок. Основными средством взаимодействия бизнес-партнеров является передача коммерческих данных непосредственно из одной компьютерной системы в другую. При этом взаимодействие происходит на уровне приложений и без участия человека. Кроме того, применение EDI освобождает компании от необходимости задумываться о совместимости их компьютерных систем.

Распространенным вариантом организации электронной торговли является также поиск бизнес-партнеров посредством поисковых систем в интернет. Как инструмент здесь используется публикация объявлений на специализированных досках, размещение предложений на торговых площадках, а также корпоративных сайтах компаний, рекламных ссылок в поисковых системах.

Юлия Граванова / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS