Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2005" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Российский рынок ноутбуков: в лапах мировой интервенции

Российский рынок ноутбуков в 2005 г. вырос, по данным IDC, на 84 %, достигнув отметки 1,2 млн. в штучном выражении. Тихое царствование российских брендов — Rover, iRU, MaxSelect, Bliss — было взорвано азиатской революцией. Мировые вендоры, поиграв мускулами, практически изгнали местных конкурентов. Удержаться в тройке лидеров удалось лишь Rover.

Григорий Низовский, коммерческий директор по работе с партнерами представительства компании Acer в России и Казахстане:

Григорий Низовский

На развивающемся и нестабильном рынке понятие «крайне низкой цены» является очень относительным. Если мы посмотрим на то сколько нотубуки Acer ( и не только Acer ) стоят в Европе и США, мы поймем, что никаких необычно низких цен на мобильные ПК Acer в прошлом году в России не предлагал. Да, проиграли компании, которые не ставили Россию в число приоритетных стран с точки зрения обновления цен на свою продукцию, а также новых продуктов с реализованными в них новыми технологиями.

Покорение быстро растущего российского рынка стало в 2005 году для многих иностранцев одной из главных задач, на решение которой были брошены значительные силы и средства. Например, Acer смог показать ошеломляющий рост за счет предложения широкой линейки ноутбуков всех типов по крайне низкой цене, за счет целого ряда маркетинговых и рекламных акций. Огромную роль в завоевании рынка сыграл выбор каналов сбыта. Ставка делалась на крупнейших российских дистрибьюторов с обширными дилерскими сетями.

Корпоративный сегмент ноутбуков растет менее динамично, чем розничный. В результате такие гиганты, как Dell, HP и FujitsuSiemens, пытаются найти разумный компромисс, выходя на пользовательский рынок с активным привлечением российских розничных сетей. Огромный (более чем в 30 раз) рост объемов продаж ноутбуков Sony связан с началом в конце апреля 2005 года официальных поставок японских моделей на российский рынок. Toshiba, занимающая 3 место в мировом рейтинге, также увеличила свое присутствие в России, надеясь вернуть ведущие позиции.

Российский рынок ноутбуков, 2004-2005

№ п/п

Компания

4 кв. 2005, доля рынка, %

4 кв. 2004, доля рынка, %

Изменение доли рынка, %

1

Acer

28,2

9,6

+18,6

2

Asus

16,6

18,2

-1,6

3

Rover Computer

12,8

15,7

-2,9

4

Samsung Electronics

8

N/A

N/A

5

HP

7,5

5,9

+1,6

6

Fujitsu/Fujitsu Siemens

5,7

4,8

+0,9

7

Toshiba

4,1

5

-0,9

8

Dell

2,8

4,9

-2,1

9

Lenovo

2,1

2,7

-0,6

10

Sony

1,9

0,1

+1,8

Источник: CNewsAnalytics по материалам Gartner, 2006

«После начала агрессивной политики Acer в нижнем ценовом сегменте, доля российских производителей значительно сократилась. Бренд iRU практически ушел со сцены, доля Rover заметно уменьшилась, доля других производителей стала ничтожно мала. В результате ослабления позиций российских брендов в сегменте бюджетных моделей высвободились 10-15 %, которые были быстро «освоены» оставшимися игроками, — комментируют в Merlion. — Параллельно в сегменте highend заметно усилилась Sony, а НР и Dell уверенно заняли нишу в среднем ценовом сегменте. Благодаря концепции мультимедийного ноутбука в среднем ценовом сегменте заметно «окрепла» и компания BenQ».

Освободившуюся нишу от iRU (вместо 14 % рынка осталось 4 %) и MaxSelect (вместо 7 % рынка осталось 1,5 %) поделили между собой Acer и Asus. "Весь 2005 год прошел под знаменем Acer. Однако, во втором полугодии его основной конкурент — Asus — сделал хороший рывок вверх в объеме продаж и прочно занял второе место на рынке. Интересная картина получается — первое место занимает компания с восприятием «иномарка по российской цене», а второе, немного отставая от первого, «качество на всю жизнь», — поясняют в Tenfold Group.

По наблюдениям Tenfold Group, "в течение второго полугодия, достаточно стабильно наблюдался рост продаж мобильных ПК Fujitsu-Siemens Computers, наиболее ярко эта тенденция была выражена в московском регионе, где они прочно закрепились в лидирующей пятерке брендов уже в конце 3 квартала и удерживали свои позиции весь 4 квартал. Свои позиции в первой пятёрке по популярности и объемам продаж ноутбуков сохранил Samsung. А его основной конкурент — LG — так и не смог существенно улучшить свое положение на российском рынке портативных ПК, по-прежнему оставаясь в нижней части таблицы результатов продаж 2 полугодия 2005. Традиционно в 4-ом квартале достаточно неплохо выглядели продажи ноутбуков HP, как всегда за счет отгрузок в корпоративный сегмент рынка. Напротив, в московском розничном сегменте увеличение объемов продаж ноутбуков HP во втором полугодии практически не наблюдалось, с прилавков магазинов постепенно и уверенно их вытесняет FSC.

Григорий Низовский, коммерческий директор по работе с партнерами представительства компании Acer в России и Казахстане:

Григорий Низовский

Возможно, российской компании на сегодняшний день проще создать сеть сервисных центров в России. Но нужно принимать во внимание и то, что надежность продукции ведущих международных поставщиков — выше, а значит, может быть выше и удовлетворенность среднестатистического покупателя этой продукцией. Перспектива 10 быстрых ремонтов в течение года в сервис центре за углом, конечно, не может не привлекать, но лучше, наверное, иметь реальные шансы избежать обращения в сервисный центр вообще.

Также хочу обратить внимание на то, что для выполнения своих гарантийных обязательств большинство иностранных компаний, чья продукция официально поставляется в Россию, либо создают локальные компании, либо заключают контракты с российскими поставщиками сервисных услуг. Так действуют в России американские, тайваньские, корейские и любые другие иностранные компании. Отсылать неисправные ноутбуки в Тайбэй или Нью-Йорк никто покупателю не предлагает.

Еще раз хочу обратить внимание на то, что мы называем надежностью ноутбука. Во первых, имея потенцилаьный запас в себестоимости продукции, международные производители имеют возможность использовать более совершенные платформы, в том числе и в той части, которая имеет непосредственное отношение к надежности мобильныого ПК — например, оснащенные более эффективной системой теплоотвода. Во вторых, крайне важным является то, что продукция международных производителей тестируется на фабриках буквально в том виде, в котором она поставляется конечному пользователю, при этом, вне всякого сомнения, при сборке используются только сертифицированные компоненты — те, которые были подобраны для данной конкретной платформы еще на этапе создания опытных образцов.

Крупная международная компания ( например, если она получает большую долю рынка в России ) может также существенно выигрывать в опыте обеспечения гарантии на существенные количества уже проданных мобильных ПК (воспользовавшись аналогичным опытом, полученным в других странах), а также в возможностях дополнительного давления на поставщиков основных компонентов ноутбуков в случаях, если это необходимо.

Другой не менее именитый и известный американский бренд Dell, так и не смог достичь сколько-нибудь заметных успехов в продвижении своих портативных ПК на российский потребительский рынок, по-прежнему оставаясь в нижней трети таблицы рейтинга объемов продаж. Как считают в Tenfold Group, отсутствие прозрачной стратегии продвижения на российском рынке, учитывающей национальные особенности структуры ИТ-рынка и сегмента ноутбуков в частности, не позволяет продукции Dell занять достойное место на прилавках розничных магазинов. Toshiba, не показывая в течение 2005 года заметной положительной динамики занимаемой доли, в конце года повернулась лицом к розничным партнерам и сумела в 4 квартале продемонстрировать очень неплохой тренд роста.

Передел закончен?

Но время, благоприятное для передела российского рынка ноутбуков, постепенно подходит к концу. Те, кто не успел развернуться в 2005 году, например, BenQ, MSI, NEC и LG), либо выстрелят в 2006 году, либо будут вынуждены обойтись скромными долями рынка.

Азиатская интервенция 2005 года может аукнуться уже в ближайшие годы. В первую очередь это связано с необходимостью сервисной поддержки огромного количества проданных ноутбуков. Развитой сети сервис-центров в России у тайваньских и корейских производителей в основном нет. В этом отношении появляются преимущества у российских сборщиков. Именно на это они и будут делать акцент.

Доля корейских брендов несколько сократилась, так как бизнес-модель, выбранная ими, пока недостаточно адаптирована к реалиям российского рынка. Тем не менее, в 2006 году компании LG и Samsung, вероятно, пересмотрят свою стратегию и постараются восстановить утраченные позиции, считают в Merlion.

Александр Радаев / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS