Телеинком ПК

Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2005" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Регионам не хватает хорошего интернета

Судя по статистике подключений, страну охватывает широкополосный бум. Вслед за Москвой и Санкт-Петербургом к скоростному интернету стали подключаться регионы, в которых сегодня наблюдаются рекордные темпы роста. Особенно активны домашние пользователи. Однако все еще очень мало кто может похвастать неограниченным доступом, привлекательными ценами и высокими скоростями.

На работе хорошо, а дома лучше

Широкополосный доступ (ШПД) в интернет продолжает развиваться в России стремительными темпами. Так, по оценке J’son & Partners количество широкополосных подключений в России выросло в течение 2005 года почти в 2 раза, с 890 тысяч до 1770 тысяч. В результате, дома или на работе в конце 2005 года скоростным интернетом могли пользоваться 5,5 млн россиян — на 47 % больше, чем в предыдущем году. На долю ШПД приходится 53 % всей недельной российской интернет-аудитории, что позволяет говорить о его победе над коммутируемым доступом по телефонной линии (dial-up). По темпам роста количества широкополосных подключений страна занимает 3 место в мире после Турции и Польши среди крупных (более 1 млн подключений) национальных рынков.

Однако если доля ШПД в «офисном» сегменте оценивается на уровне 85 %, то большая часть «домашних» пользователей (порядка двух третей) по-прежнему предпочитают dial-up. В то же время именно в секторе частных пользователей наблюдается стремительный рост — за 2005 год количество «домашних» широкополосных подключений в России увеличилось в 2,35 раза (более чем на 750 тысяч) и достигло 1335 тыс домохозяйств. Доля индивидуальных («домашних») подключений от общего количества широкополосных подключений увеличилась в 2005 г. с 64 % до 75 %; индивидуальные абоненты обеспечили более 80 % роста рынка.

Широкополосный доступ в России

Источник: J’son & Partners, 2005

Специфика России состоит в том, что лидирующей технологией «домашнего» ШПД является не ADSL (как в большинстве других стран) и не сети кабельного телевидения (как в Северной Америке), а кабельные Ethernet-сети. На конец 2005 года на долю Ethernet-провайдеров, по оценке J’son & Partners, приходилось 62 % «домашних» широкополосных подключений против 32 % у ADSL и 6 % у сетей кабельного ТВ. По количеству широкополосных подключений, не использующих технологию ADSL, Россия находится на 8 месте в мире и на 3-м в Европе.

Технологии широкополосного доступа в интернет «домашних» пользователей*

* — по данным на конец 2005 г.

Источник: J’son & Partners, 2005

Как показали результаты исследования ROMIR Monitoring, по сравнению с началом года в IV квартале 2005 г. значительно уменьшилась доля «домашних» пользователей, выходящих в интернет по модему — с 43 % до 30 %. При этом медленно, но уверенно растет число интернетчиков, которые используют для выхода в Сеть выделенную линию Ethernet (с 32 % до 39 %), а также доля тех, кто подключается к интернету по широкополосному ADSL-доступу (с 18 % до 23 %). Москвичи наиболее активно (51 %) по сравнению с выборкой в целом используют для выхода в интернет выделенную линию. И еще треть жителей столицы используют для выхода в Сеть широкополосный доступ.

Какой способ доступа в интернет из дома Вы использовали чаще всего за последний месяц?

Источник: ROMIR Monitoring, 2005

Лидеры и аутсайдеры

Примерно две трети всех «домашних» широкополосных подключений приходится на Москву, Московскую область и Санкт-Петербург — 51 %, 10 % и 5 % соответственно. В остальных регионах, на долю которых приходится около трети всех подключений, наблюдается основной рост. Если в целом по всем подключениям («офисным» и «домашним») в Москве с областью и Петербурге их количество за год выросло на 75 %, то в регионах рынок вырос более чем в 2,5 раза, в том числе количество «домашних» подключений — в 3,2 раза. Особенно быстро растет бизнес ADSL-провайдеров — в течение 2005 г. количество домашних ADSL-подключений по оценке J’son & Partners выросло более чем в 3 раза, в регионах — более чем в 5 раз.

Распределение «домашних» широкополосных подключений по регионам*

* — по данным на конец 2005 г.

Источник: J’son & Partners, 2005

Что касается столичного рынка, то прошедший 2005 год был для него символичным — число подключенных к скоростному интернету квартир впервые превысило число квартир, подключенных по dial-up. Так, по оценкам ACM-Consulting, в конце года интернетом пользовались жители 1,3 млн московских квартир, из которых 600 тыс. было подключено к Сети при помощи dial-up, а 700 тысяч — по широкополосным каналам. Расцвет столичного рынка бродбэнда напрямую связан с акцией провайдера «МТУ-Интел» по резкому снижению цен в сентябре 2004 года (напомним, что тогда компания «МТУ-Интел» предложила безлимитный доступ за $20 в месяц на скорости 128 кбит/с). Затем последовал контрответ рынка (прежде всего многочисленных провайдеров домовых сетей) на вызов конкурента. Последние инициативы игроков не менее амбициозны. Так, компания «Корбина Телеком» в прошлом году объявила, что в 2006 г. она собирается охватить своей оптоволоконной сетью практически все жилые дома Москвы (27 тыс), и в результате к 2008 году подключить к своему широкополосному интернету 500 000 абонентов.

Среди пользователей Северной столицы, как следует из результатов опроса Romir Monitoring, наиболее популярен коммутируемый доступ в интернет через модем (49 %). Выделенной Ethernet-линией пользуется каждый четвертый интернетчик из Санкт-Петербурга (25 %), а широкополосным ADSL-доступом — 17 %. Такое же соотношение предпочтений по использованию различных способов выхода в интернет наблюдается и в Северо-Западном округе в целом. Почти половина респондентов (43 %) выходят в интернет через обычную телефонную линию и модем, 23 % — пользуются выделенным каналом Ethernet, 20 % — широкополосным доступом по технологии ADSL.

По данным J’son & Partners среди других регионов по количеству домашних широкополосных подключений лидируют Свердловская, Челябинская, Ростовская области, Красноярский край, Новосибирская область, Башкортостан и Приморский край. В то же время по доле широкополосных подключений (от всех домохозяйств, имеющих доступ в интернет) в лидерах такие относительно небольшие регионы, как Новгородская и Магаданская области и Удмуртия.

В целом в регионах широкополосный доступ пока не особо популярен. Так среди интернетчиков Центрального федерального округа, по данным опроса Romir Monitoring, в большей степени по-прежнему популярен выход в Сеть через модем — 39 %. Выделенной линией Ethernet пользуются 34 % интернетчиков этого региона.

Пользователи остальных регионов России значительно менее активно, по сравнению с выборкой в целом, используют выделенную линию для выхода в Сеть и значительно чаще — модемный выход. Широкополосный доступ не получил пока широкого распространения по стране. В IV квартале 2005 года им пользовались от 2 до 12 % интернетчиков в различных регионах России.

По данным Pyramid Research, на 30 сентября 2005 г. проникновение широкополосного доступа в России составляло 2,2 %, в то время как в Венгрии этот показатель равен 10,3 %, в Польше — 9,4 %, а в Чехии — 7,5 %. Аналитики связывают отставание России с низким уровнем распространения компьютеров в регионах и высокими ценами на эту услугу. Однако в ближайшие годы ситуация может измениться — ADSL начали всерьез продвигать «дочки» «Связьинвеста», так что цены, возможно, снизятся в регионах до приемлемого уровня.

ADSL хочет в массы

Как известно, «последней милей» в большинстве российских регионов, представляющей собой обычную медную телефонную пару, владеют межрегиональные компании «Связьинвеста». Поэтому их стремление заработать на имеющейся инфраструктуре вполне логично. Пока число абонентов ШПД по технологии ADSL у «дочек» холдинга исчисляется всего десятками тысяч, хотя в компаниях прогнозируют, что абонентские базы в ближайшее время увеличатся на порядок. При этом условия для абонентов МРК существенно хуже, чем у лидера московского рынка «МТУ-Интел».

Даже у лидера по числу пользователей ШПД среди традиционных операторов «Уралсвязьинформ», который к концу 2005 года обслуживал более 55 тыс. абонентов, условия для домашних пользователей ADSL-доступа гораздо менее привлекательны, чем у столичного лидера, продвигающего эту услугу под торговой маркой «Стрим». В частности для пользователей « Домашнего интернет-канала» Екатеринбургского филиала «Уралсвязьинформа» отсутствуют безлимитные тарифные планы (у «Стрима» их два), а подключение (без учета стоимости оборудования) обходится от 500 до 1500 руб. (у «Стрима» — бесплатно). Вполовину дороже у «Уралсвязьинформа» стоит и «сверхнормативный» трафик. Так, для близких по параметрам тарифных планов («Pop» у филиала «Уралсвязьинформа» и «Стрим Лайт» у «МТУ-Интел») каждый дополнительный мегабайт стоит соответственно 2,1 руб. и 1,38 руб. При этом тарифы на услуги ADSL-доступа могут значительно отличаться у разных филиалов одной МРК, что говорит об отсутствии единой тарифной политики.

Развитие ADSL -доступа в МРК «Связьинвеста» и «МТУ-Интел»

Компания / бренд

Число абонентов, тыс

Тарифы

на конец 2005 г

Прогноз на конец 2006 г.

Стоимость подключения, руб.1

Минимальная ежемесячная абонплата, руб

Лимит трафика / стоимость 1 Мб сверх лимита

«МТУ-Интел» (СТРИМ)

250

400

Бесплатно2

550

неограниченный трафик3

Уралсвязьинформ (UTEL)4

55

200

от 500 — 1500

450

250 Мб /2,1 руб.

ЮТК (Disel)5

31,7

60

1000

500

0 Мб /0,85-1,4руб.

Дальсвязь (Disly)6

26,4

75

19007

175

50 Мб/ 1,7 руб.8

ЦентрТелеком (Domolink)9

16,510

100

1500

100

0 Мб / 1,6 руб.

СЗТ (@вангард)11

13

50

От 4186 до 23920

448,5

100 Мб / 3,59 руб.

СибирьТелеком(Webstream)12

10

58

3500

300

0 Мб / 1,15-3,0 руб.

ВолгаТелеком13

9,114

120-15015

2250

250

100 Мб / 2,5 руб.

Источник: CNews Analytics, 2005

Примечания:

1 Без учета стоимости оборудования.
2 Предложение действовало до конца апреля 2006 г. при подключении в офисах дилеров «МТУ-Интел»
3 Тарифный план «Стрим-Нео»
4 Тарифы приведены для Екатеринбургского филиала
5 Тарифы приведены для Ростовского филиала
6 Тарифы приведены для Приморского филиала
7 Включает стоимость оборудования и не включает стоимость инсталляционных работ на стороне абонента
8 Стоимость внешнего трафика при ежемесячном потреблении до 5 Гб. Стоимость внутреннего трафика — локального (в пределах одного населенного пункта) и зонового — 0,19 руб . и 0,82 руб. соответственно.
9 Тарифы приведены для Калужского филиала
10 Данные на начало апреля 2006 г.
11 Тарифы приведены для Мурманского филиала
12 Тарифы приведены для Кемеровского филиала
13 Тарифы приведены для Ульяновского филиала
14 Данные на конец июня 2005 г.
15 Прогноз на 2008 г.

МРК могут натолкнуться на ощутимую конкуренцию со стороны домовых сетей, оказывающих аналогичные услуги по выделенным линиям, и «МТУ-Интел», который намерен вывести свой брэнд на федеральный уровень. Впрочем, «МТУ-Интел», обслуживающему на конец 2005 года около 250 тыс. абонентов под брендом «Стрим», будет непросто тягаться с «дочками» «Связьинвеста», поскольку у них есть доступ к «последней миле», а у «МТУ-Интел» — нет. Возможно, что в ряде случаев «МТУ-Интел» будет вступать в партнерство с МРК, делясь с ними контентом, а взамен получая доступ к абонентам.

Смелые прогнозы

Как бы то ни было, а краткосрочные и среднесрочные прогнозы по росту широкополосных подключений в стране весьма оптимистичны. Так, по оценкам J’son & Partners по итогам 2006 года количество «домашних» широкополосных подключений в России может увеличиться на 80 % и достичь 2,4 млн, а объем рынка приблизится к $350 млн. В 2006 году окончательно утвердится роль регионов как основного источника новых подключений к «быстрому» интернету, при этом сохранится примерный паритет между ADSL и Ethernet по количеству новых подключений. Движение рынка в сторону регионов и менее обеспеченных пользователей приведет к дальнейшему снижению ARPU (примерно на 20 % в год), что, однако, будет с лихвой компенсироваться ростом абонентской базы.

Российский рынок услуг доступа в интернет, млрд руб.

* — прогноз

Источник: Мининформсвязи РФ, 2005

Тем временем в столице, по данным Pyramid Research, в декабре 2004 г. проникновение широкополосного доступа составляло 8,7 %, в сентябре 2005 г. эта цифра увеличилась до 18,2 %ю К 2010 г. быстрым интернетом, по прогнозам, будут пользоваться 56,2 % московских домохозяйств. Это более чем на порядок выше, чем в целом по стране — по оценкам того же источника к 2010 г. услуги широкополосного интернета будут доступны 4,8 % жителям российских домохозяйств. При этом коммутируемый доступ в интернет к 2008 году, по прогнозам Мининформсвязи, будет приносить провайдерам 14,1 млрд руб., в то время как объем доходов от широкополосного доступа составит почти в два раза больше — 26,5 млрд руб. Вполне возможно, что в ближайшие годы услуги передачи данных и доступа в интернет будут самым быстро растущим сегментом рынка телекоммуникаций, причем рост будет происходить в основном за счет услуг широкополосного доступа.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS