Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2005" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Мода на ERP проходит?

С легкой руки аналитиков Gartner сегодня вновь популярен тезис о скорой «смерти» ERP-систем: этот рынок как будто уже слишком близок к насыщению, а потребители все больше склоняются в пользу сервисно-ориентированных решений. Так ли это на самом деле?

ERP-система сегодня — больше, чем просто система поддержки управленческих решений. Скорее, это нервная система предприятия, которая интегрирует финансы, производство, сбытовые и логистические функции, позволяет оптимизировать работу с клиентами и поставщиками. Безусловно, ERP позволяет максимально оптимизировать процессы управления предприятием, что и делает этот класс решений популярным. Однако, принять решение о приобретении системы этого класса довольно сложно, так как фактически, речь идет о долгосрочных инвестициях, а это, прежде всего, оценка рисков и выгод внедрения, то есть, управленческая психология.

Одной из главных причин ослабевания позиций «стандартных» ERP-систем является необходимость долгосрочных инвестиций, что требует от руководства предприятия понимания того, какие управленческие функции должны быть включены в стандартный пакет системы, какие будут востребованы в будущем, и каким образом эти функции будут интегрированы в систему. Прогнозировать сегодня, что будет актуально для предприятия через 10 лет, практически невозможно. Это заставляет топ-менеджмент, особенно малого и среднего бизнеса, откладывать принятие решений по внедрению масштабных систем и обращать взор на менее функциональные, но и менее дорогостоящие решения. Вопросы вызывает и эффективность использования ERP-систем — например, по мнению аналитиков West Trax (Германия), большинство предприятий недоиспользует потенциал ERP-систем на 25-30%. Эта причина часто лежит в основе сомнений руководства, — так ли нужна предприятию ERP-система?



intertrust

Положение усугубляется отсутствием  возможности на практике измерить эффективность использования систем — ROI, так как величина выгод от использования системы не всегда очевидна. Кроме того, выгоды не всегда выражаются в материальных факторах, а синергетический эффект часто проявляется уже в процессе использования системы.   Рынки США и Европы находятся под сильным давлением законодательных инициатив, — Basel II и закон Сорбейнса-Оксли не способствуют принятию решений по долгосрочным вложениям в ИТ-сфере. Кроме того, некоторое время назад на рынке появились и начали быстро развиваться некие тенденции, благодаря которым позиции ERP-систем уже не столь сильны, как раньше, что заставляет игроков рынка ERP-систем расширять бизнес-портфель решений и выходить в нишевые области.

ERP и SCM: двустороннее движение

В последнее время рынок все больше поворачивается в сторону систем, позволяющих оптимизировать управленческие функции, выходящие за рамки одного предприятия. Одним из основных генераторов тенденций в этой сфере стали системы управления цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM), которые позволяют создавать эффективно функционирующие цепи «поставщик-потребитель», причем, число звеньев в такой цепи фактически не ограничено. Вслед за растущим спросом, на рынке наметилось двустороннее движение: крупные игроки рынка ERP-систем включают SCM в свой бизнес-кейс, а игроки, которые казались значимыми до прихода на рынок ERP-вендоров, постепенно становятся нишевыми.

ERP и CRM: гонки по вертикали

Продолжаются «гонки по вертикали» поставщиков ERP-решений на рынке CRM. Причиной повышенного внимания стали быстрые темпы роста рынка CRM-решений, значительно превышающие темпы роста ERP-сектора. По данным AMR Research, в 2005 темпы роста рынка ERP-систем составили около 4,8%. В то же время, аналитики AMR Research отмечают, что рынок CRM-решений вырос с $4,4 млрд. в 2004 до $4,8 млрд. в 2005, что соответствует 9% росту. При этом рынок решений «On Demand» вырос в 2005 году на 40%, а сегмент решений для малого и среднего бизнеса — на 12%. Это привлекает на рынок CRM крупных игроков, желающих расширить пакет предложений в сфере корпоративного программного обеспечения. Следует отметить, что развитие идет преимущественно по экстенсивному пути. То есть, поставщики ERP-решений, опасаясь давления конкуренции в сегменте корпоративного ПО и стремясь расширить финансовые потоки, усиливают свои позиции на рынке CRM-решений путем приобретения разработчиков и заключения лицензионных соглашений. Примером этой тенденции стало поглощение Oracle крупнейшего поставщика CRM-решений Siebel Systems, а также приобретение  Epiphany компанией SSA Global.

Основными целями игроков становятся вертикально ориентированные CRM-решения или решения, для определенных сегментов рынка. Их внимание в 2005 году было приковано к таким нишам, как автоматизация розничного ритейла. Например, в планы Oracle входит создание бренда, под которым будет собрано программное обеспечение для розничных сетей, производимое поглощенными компанией разработчиками: JD Edwards, PeopleSoft, Retek и ProfitLogic. Похожую стратегию использует Microsoft, которая объединяет ряд решений под брендом Dynamics. Популяризация CRM-решений имеет под собой прочное основание — CRM могут быть ориентированы как на крупные предприятия, так и на СМБ-сектор, который сейчас в основном генерирует рост спроса во большинстве секторов ИТ-рынка. В пользу CRM-решений говорит и их относительная дешевизна, и простота внедрения и поддержки — относительно громоздких ERP-систем.

ERP II: мобильная функциональность  или функциональная мобильность?

Шансы для стандартных ERP-систем на мировом рынке аналитики Gartner видят в развитии концепции веб-ориентированных систем, и даже вводят специальный термин для обозначения новой тенденции — ERP II. Хотя функциональность ERP II принципиально близка уровню современных ERP-систем, эта концепция ERP II более эффективно использовать потенциал системы, в том числе, и за счет интегрированных функций апгрейда программного обеспечения, управления лицензиями и других возможностей. Кроме того, рынок заговорил о «коллаборации»  — объединения в ERP II возможностей оптимизации внутренних управленческих процессов и внешних, выходящих за рамки отдельно взятого предприятия. Такой подход имеет больший потенциал развития, — за счет расширенной функциональности ERP-система легко масштабируется, вне зависимости от размера предприятия или числа предприятий в системе. Это может стать серьезным фактором конкуренции для ERP-систем на рынке, вопрос только в ценовой политике поставщиков.

СОА: перемены неизбежны

Другой тенденцией, угрожающей рынку ERP-систем, является быстрое развитие и распространение сервисно-ориентированной архитектуры (СОА), основным достоинством которой является возможность интеграции разрозненных программных решений. Сервисно-ориентированная архитектура позволяет минимизировать издержки, создавая оптимальный базис для поддержки управленческих решений, не требуя создания монолитной архитектуры. Прогнозировать, насколько развитие СОА повлияет на развитие  существующих корпоративных решений, довольно сложно. Аналитики Gartner уверены, что СОА знаменует собой если не закат, то существенное сокращение рынка ERP-систем, прежде всего, за счет постепенного отмирания стереотипа о том, что приобретение единой ERP-системы позволяет избавиться от последствий «лоскутной автоматизации» и таким образом, оптимизировать издержки.

Развитие СОА позволит, как минимум, выбирать наиболее оптимальные для конкретных сегментов или ниш решения, не заботясь о совместимости приобретенных продуктов, что должно довольно сильно сказаться на экономических моделях ведущих вендоров. Вероятнее всего, рынок СОА ожидает волна слияний и поглощений, как это происходит в других сегментах ИТ-рынка, хотя принцип организации сервисно-ориентированных платформ оставляет гораздо больше шансов независимым игрокам. Сейчас СОА используется в качестве интеграционной платформы, объединяющей существующее на предприятии множество «обрывочных» систем, например, унаследованных при поглощении компаний. Практически все ERP-системы в настоящее время ориентированы на работу с СОА или переводятся на нее. Часть поставщиков ERP-систем, такие как IBM, SAP, Microsoft, Oracle, предпочитают разрабатывать собственные платформы, другие создают решения на базе уже готовых платформ. 

Юлия Граванова / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS