Телеинком ПК

Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2005" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Вендоры укрепляют тылы

По итогам 2005 года поставщики телекоммуникационных решений в целом показали неплохую динамику продаж, так что можно считать, что кризис на рынке оборудования остался в далеком прошлом. Тем не менее, конкуренция обостряется, и крупнейшие игроки готовятся к консолидации.

В 2005 году в рейтинге мировых производителей телекоммуникационного оборудования произошли небольшие изменения. Так, по причине продажи подразделения мобильных телефонов Siemens Mobile, приносившего компании немалую часть выручки, Siemens Communications покинула тройку лидеров, которую теперь замыкает CiscoSystems. Последняя компания остается крупнейшим мировым поставщиком «тяжелых» решений, в то время как гиганты сотовой индустрии (мобильники и сотовая инфраструктура) продолжают занимать верхние строчки рейтинга.

Топ10 крупнейших производителей телекоммуникационного оборудования, 2005 г.

Компания

Объем продаж в 2004 г., $ млрд

Объем продаж в 2005 г., $ млрд

Рост

1

Nokia (Финляндия)

36,4

40,3

+ 10,8 %

2

Motorola (США)

31,3

36,8

+ 17,6 %

3

Cisco Systems (США)

22,0

24,8

+ 12,7 %

4

Ericsson (Швеция)

18,0

19,1

+ 5,9 %

5

Samsung (Южная Корея)

18,1

18,4

+ 2,0 %

6

NEC (Япония)

17,1

17,7

+ 3,6 %

7

Siemens Communications (Германия)

27,7

15,5

- 44,0 %

8

Alcatel (Франция)

15,2

15,5

+ 2,0 %

9

Nortel (Канада)

9,8

10,8

+ 11,1 %

10

Lucent Technologies (США)

9,0

9,4

+ 4,2 %

Источник: CNews Analytics, 2006

По итогам 2005 года выручка Nokia перевалила за $40 млрд, позволив финскому производителю сохранить позицию лидера. Объем поставок мобильников вырос на 28 % до рекордного для компании объема — 265 млн штук. Компания опять <ahref=www.cnews.ru/news/line/index.shtml?2006/02/28/196871>завоевала</a> на рынке производителей сотовых телефонов долю в 35 % (после падения в 2004 году). По расчетам Gartner, она имеет все шансы увеличить этот показатель до 40 %. Неплохие позиции у Nokia и на рынке инфраструктурного оборудования сотовой связи — по числу запущенных в коммерческую эксплуатацию сетей в мире этот вендор занимает второе место после Ericsson. Вместе со своим конкурентом Nokia занимает более половины всего рынка центровмультимедийных сообщений (MMSC).

Рынок оборудования сотовой связи, 2005

Источник: Informa Telecoms & Media, 2005

Для Motorola особенно удачным оказался 4 квартал 2005 года, когда американскому производителю удалось побить собственные рекорды по продажам мобильников как в стоимостном, так и в количественном выражении ($6,5 млрд и 44,7 млн соответственно). Абсолютным хитом продаж стала «раскладушка» RAZR — 12,9 млн. штук. Всего за 2005 год было продано 146 млн сотовых телефонов на сумму $21,455 млрд (рост на 40 % и на 25 % соответственно). Рыночная доля Motorola в этом сегменте оценивается самой компанией в районе 18 %. Доля мобильников в общих продажах производителя ($36,843 млрд) составила 58,2 %, остальные доходы Motorola получила в сегменте мобильных решений для корпоративного и государственного сектора (18 %), сетевых систем (17 %) и решений для «домашних» абонентов (8 %). Основную часть выручки компания заработала на рынке США (46 %), Европы (19 %) и Азии (17 %, из которых 8 % приходится на Китай) и Латинской Америки (10 %). На долю других регионов пришлось 8 % всех продаж.

Мировой рынок мобильных телефонов в 2005 г.

Источник: Gartner, 2005

Оборот Cisco Systems за прошедший финансовый год (который закончился для компании 30 июля 2005 года), вырос почти на 13 % и составил $24,8 млрд. Особенно существенный рост (32 %) наблюдался в сегменте продвинутых технологий, включающем оборудование для корпоративных IP-коммуникаций, устройства для домашних и оптических сетей, системы обеспечения информационной безопасности и хранения данных, беспроводные технологии. Кроме того, благодаря масштабным закупкам сервис-провайдеров зафиксирован рост продаж коммутаторов класса high-end. Хорошо продавались и коммутаторы для локальных сетей. 56,2 % продаж американского гиганта пришлось на страны Северной, Южной и Центральной Америки, 27,7 % — на регион EMEA (основной вклад внесли Соединенное Королевство, Германия, Нидерланды и Россия), 10 % — на Азиатско-Тихоокеанский регион. Отдельно выделена Япония — 6,1 %, а вот Китай разочаровал вендора — продажи там снизились.

Самый высокий рост продаж оборудования Ericsson наблюдался в Латинской и Северной Америке — 32 % и 26 % соответственно, а также в регионе EMEA — 19 %. На рынках Азиатско-Тихоокеанского региона и Западной Европы дела шли не так успешно — выручка шведского производителя выросла здесь на 10 % и 5 % соответственно. Совместное предприятие SonyEricsson заработало на мобильниках (их было продано 51,2 млн шт.) 7,3 млрд евро.

В 2005 году рост продаж телекоммуникационных решений у крупнейших азиатских производителей — Samsung и NEC – был весьма скромным — 2 % и 3,6 % соответственно. А выручка Samsung в местной валюте даже незначительно (менее чем на 1 %) снизилась. Львиную долю (более 90 %) в продажах южнокорейского вендора в секторе телекоммуникаций занимают сотовые телефоны, и в этом сегменте в прошедшем году ему не удалось добиться впечатляющих результатов. Так, по предварительным оценкам в 2005 году объем поставок телефонов Samsung увеличился на 15 % и достиг 100 млн, в то время как в 2003 г. рост составил 32 %, в 2004 г. — 55 %.

Продажи телекоммуникационных решений NEC (оборудование фиксированной связи, мобильные телефоны, сотовая инфраструктура и др.) достигли $17,7 млрд, а их доля в общем объеме продаж составила 39 %. Падение доходов в секторе мобильных телефонов было компенсировано ростом продаж в других сегментах. По итогам 2005 финансового года, который закончился 31 марта 2005 года, рост продаж NECв телекоммуникационном секторе (NetworkSolutions) составил 6,6 % в местной валюте.

Большая часть (56 %) всех продаж Siemens Communications в 2005 финансовом году (13,141 млрд евро) пришлась на Европу, в то время как Азиатско-Тихоокеанский регион принес 16 %, страны Африки, Ближнего и Среднего Востока и СНГ — 15 %, а американские континенты — 13 %. В первом квартале 2006 финансового года продажи телекоммуникационного подразделения немецкого концерна выросли на 13,9 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года — с 3,4 млрд евро до 3,9 млрд евро. Основной вклад внесло направление операторских сетей, в то время как бизнес корпоративных сетей показал более скромный рост продаж, а в сегменте абонентских устройств произошел спад.

В 2005 году продажи Alcatel выросли в местной валюте на 7,3 % до 13,135 млрд евро, из которых 41 % пришелся на Западную Европу, 15 % — на Азию, 14 % — на Северную Америку и 30 % — на другие регионы. Самый высокий рост продаж (23,6 %) зафиксирован в сегменте мобильных коммуникаций. К середине прошлого года наметился прогресс и в сегменте проводных коммуникаций, который связывают, прежде всего, с успехом стратегии tripleplay и популярности IP-решений операторского класса (рост продаж в этом сегменте составил более 10 %). В целом в сегменте фиксированной связи рост продаж был незначительным — 1,7 %, в то время как в секторе частных коммуникаций (все остальное оборудование, не предназначенное для операторов) наблюдалось незначительное снижение доходов — 0,7 %.

Предварительные неаудированные результаты 2005 финансового года Nortel включают выручку в размере $10,8 млрд и чистые убытки в размере $2,4 млрд. Задержка годового отчета канадского производителя связана с пересмотром финансовых результатов за предыдущие периоды в сторону уменьшения. Nortel ожидает, что корректировки в итоге приведут к снижению доходов на $470 млн и снижению чистой прибыли на $99 млн. За 9 месяцев 2005 года выручка канадского производителя выросла на 12 % по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. Рост продаж зафиксирован во всех сегментах — в секторе оборудования для GSM/UMTS-сетей (на 14 %), корпоративных сетей (на 15 %), операторских пакетных сетей (на 11 %) и CDMA-сетей (на 6 %).

Из-за снижения доходов в первом квартале 2006 финансового года, который закончился для Lucent Technologies 31 декабря 2005 года ($2,05 млрд. по сравнению с $2,43 млрд в предыдущем квартале), пришлось скорректировать прогноз по доходу на 2006 финансовый год в сторону уменьшения. По ожиданиям американского производителя его выручка останется на прежнем уровне либо незначительно увеличится. Уменьшение дохода обусловлено в основном снижением продаж в США и Китае. Однако компания прогнозирует, что доходы второй половины 2006 финансового года значительно превысят доходы первого полугодия благодаря инвестициям заказчиков в сети следующего поколения на базе IMS, мобильные сети третьего поколения, оптические сети следующего поколения и сети доступа. Что касается выручки Lucent в 2005 финансовом году, то она увеличилась за этот период на 4,4 % — с $9,045 млрд до $9,441 млрд. По этому показателю вендор замыкает десятку крупнейших мировых производителей телекоммуникационного оборудования.

В 2006 году можно ожидать появления нового гиганта, родившегося за счет слияния Alcatel и LucentTechnologies с оборотом около $25 млрд. Новый производитель сможет составить достойную конкуренцию Cisco и другим поставщикам «тяжелых» решений, в том числе быстрорастущим китайским производителям, прежде всего HuaweiTechnologies. Последняя компания очень успешно продвигается на рынке сотовой инфраструктуры. По данным Informa Telecoms & Media, по количеству запущенных сетей Huawei, наряду с Ericsson и Nokia, вошла в тройку лидеров, отодвинув конкурентов из Европы и США — Siemens, Nortel, Alcatel, Motorola и Lucent. Появление китайского производителя в рейтинге CNewsAnalytics по итогам 2006 года вполне вероятно — компания не первый год показывает рекордно высокие темпы роста. По итогам 2005 года Huawei заключил контрактов на $8,2 млрд — на 40 % больше, чем годом ранее.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS