tev
Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2006" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Рынок бизнес-приложений: пути к интеграции

Рынок бизнес-приложений: пути к интеграцииДля мирового рынка бизнес-приложений минувший год стал периодом драматического прорыва давно назревавших событий. Они были обусловлены всем ходом развития этой сферы ИТ: идеологией разработки продуктов, которой в последнее время придерживались ИТ-производители, и особенностями отношений между ИТ-поставщиками и корпоративными заказчиками. Практика внедрений указывает на то, что, несмотря на активное продвижение полнофункциональных пакетов бизнес-приложений от одного вендора, предприятия больше заинтересованы во внедрении и интеграции систем best-of-breed.

Первый сигнал намечающихся в отрасли перемен прозвучал еще в 2005 году: ERP-рынок, традиционно один из самых динамичных сегментов ИТ-бизнеса, после 14-процентного всплеска резко упал до 3% роста в год. Согласно отчетам IDC, западноевропейский рынок ERP в 2005 г. составил 7,5 млрд долл., что всего лишь на 2,5% выше показателя 2004 г. На период с 2006 по 2010гг. IDC прогнозирует увеличение среднегодового роста до 5% — в любом случае, не слишком впечатляющие показатели. Общемировые данные других аналитиков выглядели чуть более оптимистично: по данным AMR Research в 2005 г. мировой объем продаж ERP составил 25,4 млрд долл., а на 2006 г. компания прогнозировала общемировой доход от продаж ERP-систем на уровне 29 млрд долл. и обещала, что в ближайшие пять лет этот сектор будет расти на 10% ежегодно.

Корпоративные заказчики, однако, не спешили поддержать эти радужные прогнозы твердой валютой корпоративных ИТ-инвестиций: проведя опрос североамериканских ИТ-директоров относительно планируемого на 2006г. распределения бюджетов, Forrester Research обнаружила, что главным приоритетом будет сокращение затрат на ПО (36% респондентов) и совершенствование интеграции приложений (28%).

Конечно, у приведенных выше цифр есть несколько объяснений: это и массовые сделки по обновлению ERP-систем, закрытые в 2004 г., и последовавшее перераспределение бюджетов в пользу систем безопасности и соблюдения нормативов, и экономический спад в ряде стран. Но остается и самая важная, пусть и менее заметная причина — это неудовлетворенность заказчиков результатами внедрения бизнес-приложений, несоответствие ожиданий и заявленных показателей реальным возможностям систем. Позиционируя ERP-системы как универсальное средство для решения всех бизнес-задач предприятия, многие ИТ-поставщики вольно или невольно вводили заказчиков в заблуждение. В действительности ERP, выросшие из средств автоматизации финансово-бухгалтерских и учетных функций, до сих пор не достигли такого уровня развития, при котором им можно было бы доверить поддержку абсолютно всех направлений деятельности предприятия.

На прошедшей весной 2006г. конференции «Корпоративные ИТ-стратегии в России» было отмечено, что охват ERP-системами бизнес-процессов крупных компаний не превышает 60%. Более того, в некоторых отраслях, в частности, в промышленности, полная автоматизация на базе ERP, скорее всего, принципиально невозможна в силу специфики деятельности этих предприятий. Подход best-of-breed и тесная интеграция бизнес-приложений от разных поставщиков в рамках корпоративной информационной среды — вот требования заказчиков, которые они высказывали на протяжении последних двух лет и которое большинство ИТ-поставщиков пытались игнорировать.

Если бы разработчики корпоративных бизнес-приложений более внимательно прислушивались к той обратной связи, которую дают заказчики в опросах, подобных проведенному Forrester, то момент истины для игроков ИТ-рынка наступил бы гораздо раньше и не был бы столь болезненным. Помимо упущенной выгоды, в 2006 г. многие даже крупные поставщики бизнес-приложений оказались перед лицом возможных поглощений, направленных на решение именно этой задачи — предоставить заказчикам помимо инфраструктурной платформы и ERP-ядра специализированные продукты, наилучшим образом автоматизирующие те или иные участки деятельности.

По пути консолидации

Одним из недавних громких слияний стала сделка Infor и SSA Global, в результате которой на рынке появился игрок, сопоставимый по мощи с SAP и Oracle. После поглощения SSA годовой оборот Infor превысил 1,6 млрд. долл., и этот поставщик ERP и SCM-решений для фармацевтов, автопрома и FMCG/CPG смог усилить свои позиции и на рынке вертикальных решений для производственных предприятий. Вскоре после этого Infor начал активное продвижение на новые рынки, в частности, в конце 2006г. было открыто представительство этой корпорации в России.

Укрупнение Infor во многом было ответом на проводимую Oracle агрессивную политику поглощений, которая стала движущей силой консолидации рынка бизнес-приложений и ИТ-отрасли в целом. Только в 2006 г. корпорация Ларри Эллисона осуществила 11 приобретений, из них четыре — в сфере бизнес-приложений: Siebel (ERP и CRM системы), 360Commerce (управление розницей), Portal Software (биллинг и управление доходами) и Demantra (управление продажами). К этому списку можно добавить и первое приобретение 2007г. — популярного в России производителя BI-систем Hyperion. Поглощая компании, специализирующиеся на решениях best-of-breed или имеющие хорошую клиентскую базу в тех или иных отраслях, Oracle достаточно чутко выбирает наиболее перспективные с точки зрения ИТ-инвестиций направления.

Так, рынок полнофункциональных CRM-систем, вокруг которых была сконцентрирована значительная часть сделанных Oracle приобретений, только в Европе вырос по итогам 2005 года на 6%, после чего IDC повысила прогнозы прибыльности этого сектора ИТ-бизнеса. В августе 2006 г. Gartner также опубликовала отчет по рынку CRM-приложений, указав, что объем продаж этих систем в Европе достиг 1,9 млрд долл. — на 10% выше прошлогоднего показателя. В некоторых странах с благополучной экономикой, в частности, в Великобритании и Скандинавии рост CRM-рынка составил 27%. Согласно проведенному компанией Accenture опросу руководителей различных организаций, в ближайшие два года 35% компаний планируют внедрение CRM и 28% респондентов намерены инвестировать в системы управления взаимоотношениями с поставщиками (supplier relationship management, SRM).

Динамика рынка CRM и «лучших в классе» бизнес-приложений для автоматизации различных функций продаж и маркетинга подтверждает правильность первой ставки, сделанной Oracle в борьбе за рынок корпоративных бизнес-систем в целом. Но соответствует ли выбранная корпорацией стратегия интеграции бизнес-приложений требованиям заказчиков? Насколько успешно Oracle развивает приобретенные продукты? Если взглянуть на обзор технологий Oracle в «Business Software Platform Vendor Profile», подготовленный Forrester Research в октябре 2006 г., можно заметить, что к лидирующим (по объему продаж и функциональности имеющихся на данный момент предложений) бизнес-приложениям можно отнести только модули управления кадровыми ресурсами (PeopleSoft и EBS). Пакеты CRM, системы электронных закупок, управления деятельности торгового персонала и POS-решения, технологически достаточно продвинутые, занимают, тем не менее, относительно небольшие доли рынка. Остальные бизнес-приложения Oracle попадают в раздел «хорошистов», понижаясь от весьма качественных корпоративных маркетинговых систем Siebel до платформ автоматизации коммерческих операций, которым еще только предстоит продемонстрировать свой стратегический потенциал.

Технологии Oracle

Источник: Forrester Research, 2006

Аутсайдерами на этом фоне выглядят предлагаемые Oracle системы автоматизации складской деятельности (Warehouse Management Systems, WMS), в том числе и вертикальное WMS-решение для розничных сетей — наименее проработанные на данный момент продукты в портфеле решений Oracle. Между тем, направление WMS, как и уже упоминавшиеся решения для управления взаимоотношениями с поставщиками, является частью наиболее перспективного на сегодня сегмента бизнес-приложений, а именно систем управления цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM).

Приоритет цепочек поставок

В 2005 г. объем мирового рынка SCM составил 5,6 млрд долл. и, по оценкам ARC Advisory Group, в течение ближайших пяти лет он будет расти на 8,6% ежегодно. Автоматизация управления складами и SCM в целом — наиболее востребованная на сегодня задача во многих отраслях, традиционно активных в применении ИТ, в частности, в розничных торговых сетях. По данным IDC (декабрь 2006), в среднем 27% европейских компаний, занимающихся оптовой и розничной торговлей, в 2007г. намерены инвестировать средства в управление цепочками поставок. При разбиении данных исследования по сегментам этот показатель для розницы оказывается особенно высок: 48% голосуют за SCM как приоритет на 2007 г., и более 30% отмечают необходимость внедрения систем управления складской деятельностью.

На этом рынке Oracle, WMS-решения которой еще не достигли должной зрелости, будет трудно добиться преимущества путем нового поглощения, так как лучшее в этом классе решение — EXceed WMS от SSA Global — уже приобретено компанией Infor, и продвигается на рынок через ее партнеров. В частности, в России Infor Warehouse Management внедряет компания i2 СНГ, специализирующаяся на оптимизации цепочек поставок.

Динамика российского рынка в этом сегменте уже сегодня отражает общемировую тенденцию роста: в 2006г. только по направлению WMS компания i2 СНГ объявила о десятках выполненных проектов, причем среди заказчиков есть как бренды национального масштаба — торговая сеть «Мир», «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез», концерн «Калина», «Пятерочка», так и ведущие логистические компании, в частности, крупный 3PL-оператор Tablogix.

Как уже было отмечено, спектр SCM решений включает не только автоматизацию процессов хранения и движения готовой продукции, но и оптимизацию сложных логистических процессов, что особенно важно в российских географических условиях и ввиду слияния российских предприятий с международными холдингами и глобализации процессов поставок, а также системы прогнозирования спроса, планирования и организации взаимоотношений с поставщиками и клиентами. По данным AMR Research и Forrester, внедрение SCM сокращает стоимость и время обработки заказа на 20-40%, на столько же оптимизирует складские запасы, снижает закупочные издержки и производственные затраты в среднем на 10% и увеличивает прибыль на 15%. Неудивительно, что WMS и SCM-решения рассматриваются предприятиями как следующий после CRM виток расширения функциональности корпоративных бизнес-систем.

Тон на рынке SCM сегодня задают i2 Technologies и SAP, представляющие два разных подхода к решению специализированных бизнес-задач. SAP как поставщик систем масштаба предприятия наращивает вокруг ERP-ядра модули CRM, HR, SCM и другие, в значительной степени привязанные к использованию заказчиком учетной системы этого вендора. В противоположность этому, i2 предлагает решения best-of-breed, охватывающие все аспекты управления цепями поставок, учитывающие отраслевую специфику и интегрирующиеся практически со всеми ERP-системами. Успех реализации такого подхода был отмечен Gartner в выпущенном летом «Магическом квадранте» по Transport Management Systems, где i2 и ее решения семейства Transportation and Distribution Management занимают позицию лидера. 

Решения по управлению логистикой

Источник: Gartner, 2006

Практика внедрений также указывает на то, что, несмотря на активное продвижение полнофункциональных пакетов бизнес-приложений от единственного вендора, предприятия по-прежнему, и даже более, чем раньше, заинтересованы во внедрении систем best-of-breed. По данным i2 СНГ, примерно 70% проектов i2 в мире осуществляется с интеграцией с mySAP ERP или другими продуктами SAP, что говорит не только о хорошей совместимости систем, но и о предпочтениях заказчиков, которые отходят от моновендорной стратегии. В России SCM-решения i2 интегрируются с системами 1C, Oracle, J.D.Edwards и другими ERP, традиционно распространенными на отечественных предприятиях. Опрос ИТ-директоров российских торговых сетей, проведенный журналом Intelligent Enterprise, показал, что 37,5% предприятий этой наиболее динамичной с точки зрения автоматизации отрасли исповедуют принцип ориентации на лучшие в своем классе системы автоматизации по каждому направлению бизнес-задач с последующей их интеграцией.

Очевидно, что подход best-of-breed подразумевает наличие развитых средств интеграции систем разных поставщиков на уровне архитектуры решений. Движение к SOA неизбежно и для традиционных вендоров ERP, и для поставщиков best-of-breed, поскольку это требование рынка, и давление со стороны заказчиков будет только усиливаться. Но полнота реализации SOA, условно говоря, «истинность» SOA фактически определяется общей бизнес-стратегией поставщика. Гигантам индустрии, продвигающим обширные наборы бизнес-приложений, на деле оказывается невыгодно обеспечивать действительно легкую интеграцию своих систем с решениями сторонних поставщиков, в то время как для производителей специализированных систем best-of-breed интеграция их предложений с максимальным числом ИТ-продуктов, безболезненное включение в разнородную ИТ-среду предприятия — вопрос выживания и успеха на рынке. Именно поэтому разработчики «лучших в своем классе» решений, такие как i2, возможно, продемонстрируют в ближайшем будущем и лучшие образцы реализации сервисно-ориентированного подхода, на которые будет равняться весь рынок.

Лариса Артамонова

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS