tev
Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2006" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Российская сотовая связь скорректировала ARPU

Российская сотовая связь скорректировала ARPUПо подключениям новых абонентов сотовой связи Россия, замыкавшая тройку лидеров по этому показателю, может «скатиться» с третьего на пятое место уже в 2007 году. Утешением может служить тот факт, что российским операторам удалось преломить негативную тенденцию постоянного снижения ARPU.

По итогам 2006 года Россия заняла третье место (после Китая и Индии) по числу чистых подключений, которые, по данным Informa Telecoms & Media, составили 28,5 млн. Однако уже в этом году, по прогнозам аналитиков, ее оттеснят такие страны как Пакистан и США, где число новых абонентов растет, а не падает как у нас. В будущем Россию может обогнать и Индонезия, где число подключений также растет, а разрыв с нашей страной не так уж велик (около 200 тыс).

Топ 10 стран по числу чистых подключений, млн

2006 2007*
Китай 79,163,300 Индия ↑ 82,052,700
Индия 62,331,000 Китай ↓ 69, 381,000
Россия 28,496,300 Пакистан ↑ 25,268,500
Пакистан 27,222,500 США ↑ 20,897,800
США 24,471,400 Россия ↓ 17,999,800
Украина 18,889,900 Индонезия ↑ 17,799,900
Бразилия 16,766,500 Бразилия 13,985,800
Индонезия 15,133,300 Украина ↓ 11,143,100
Нигерия 10,394,500 Нигерия 10,785,200
Бангладеш 9,746,900 Бангладеш 10,559,000

Источник: Informa Telecoms & Media, 2007

Мнимые абоненты

В России, как и во многих других странах, число подключений к сетям сотовой связи заметно превышает число реальных абонентов. По оценкам «Евросети», например, количество SIM-карт, начиная с 2005 года, более чем в два раза превышает число людей пользующихся мобильником. Это заметно выше, чем в целом по миру, где указанное отношение равно 1,3.


Источник: Евросеть, 2007

Владельцы двух и более SIM-карт «размывают» показатель ARPU сотовых операторов, и в России эта особенность сказывается наиболее остро. По предварительным итогам 2006 года средний доход в расчете на одного абонента в месяц у МТС, крупнейшего сотового оператора России, Восточной и Центральной Европы, составил около $7,6. Примерно такой же показатель ожидается по результатам 2006 года и у другого российского оператора «большой тройки» - «ВымпелКома». Это существенно меньше, чем у подавляющего большинства других операторов Восточной Европы, а также таких развивающихся рынков как Китай ($9,6) и Индия ($9,0).

Источник: iKS-Consulting, 2007

Неадекватно низкий ARPU в России, где сосредоточена почти половина сотовых абонентов Восточной Европы (46,2% по данным на конец 3 квартала 2006 года), «портит» общую картину в регионе. По величине APRU Восточная Европа, где этот показатель оценивается Informa Telecoms & Media по итогам 2006 года на уровне $16-16,5, занимает предпоследнее место среди других регионов мира, незначительно выигрывая лишь у Латинской Америки ($15,5).

Источник: Informa Telecoms & Media, 2007

Долгожданная коррекция

Впрочем, в 2006 году ARPU в нашей стране подвергся корректировке. Благодаря резкому снижению массового притока новых (чаще всего малодоходных) абонентов, средняя месячная выручка в расчете на абонента у крупнейших российских сотовых компаний перестала снижаться и начала расти. Так, «ВымпелКому» удалось повысить за год (с сентября 2005 года по сентябрь 2006 года) российский ARPU на 11,7% - до $8,6. До такой же величины вырос с начала 2006 года к концу 3-го квартала ARPU у МТС. Увеличивался в течение первых трех кварталов 2006 года этот показатель и у «МегаФона».

Источник: CNewsAnalytics, данные операторов, 2007

Сравнивая ARPU у различных операторов, необходимо учитывать методику расчета этого показателя, которая может существенно влиять на конечный результат. Например, МТС, начиная со второго квартала 2006 года, при расчете ARPU учитывает доходы от установления соединения. Как следствие, этот показатель, рассчитанный по новой методике, вырос по сравнению со «старым» ARPU и в первом и во втором квартале 2006 года на $0,4 — до $6,6 и $7,5 соответственно. «ВымпелКом», в свою очередь, приводит в своих презентациях два показателя ARPU. Один, рассчитанный по совокупному числу абонентов компании, другой — только по активным абонентам. Во втором случае ARPU оказывается на 1,5-2 доллара выше. А «МегаФон» исключает из числа абонентов тех, кто не пользовался связью в течение трех месяцев, а не в течение полгода, как это делают конкуренты. Во многом благодаря этому «МегаФон» имеет самый высокий ARPU среди операторов «большой тройки».

Реальный ARPU

Несоответствие числа абонентов и числа подключений имеет место и в других регионах. Так, в Западной Европе, по оценке Informa Telecoms & Media, на 300 млн абонентов приходится 431 млн SIM-карт, т.е. отношение «число SIM-карт — число абонентов» составляет примерно 1,44. В этой связи аналитики предлагают учитывать при расчете «реального» ARPU число действительных подписчиков, а не число подключений (SIM-карт). Исходя из этого, в Западной Европе, например, «реальный» ARPU составляет по итогам 2006 года не $32, а $46.

Кстати, если верить оценкам «Евросети» о том, что реальных пользователей в России насчитывалось по состоянию на конец 2006 года около 70 млн, то есть почти в 2,2 раза меньше, чем активных SIM-карт (153 млн), то «реальный» российский ARPU будет составлять около $17. Эта цифра примерно соответствует общемировому показателю и ARPU Восточной Европы, приближая Россию к таким регионам как Африка, Средний Восток и Азия. Но до таких развитых стран, как Япония и США, еще очень далеко — ARPU там составляет около $57 и $53 соответственно.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS