tev
Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2006" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Поставки десктопов в России контролируют «свои»

Поставки десктопов в России контролируют 'свои'В отличие от рынка ноутбуков, серверов или сетевых устройств, на рынке настольных ПК в России лидерство пока принадлежит пятерке отечественных компаний: Aquarius, Depo, Formoza, K-Systems и Kraftway (перечислены в алфавитном порядке). На долю иностранных производителей в этом секторе приходится, по данным CNews Analytics, около 6%.

Объем российского рынка настольных ПК в 2006 году, по данным Gartner, составил 5063 тыс. ед., что на 11,9% больше показателя предыдущего года. В отличие от других секторов рынка аппаратного обеспечения России здесь заметно сильны позиции отечественных поставщиков. Это закономерно — отрасль начала формироваться достаточно давно, и к моменту образовавшейся потребности отечественного пользователя в ПК еще не появилось достаточное количество иностранных вендоров, чтобы ее удовлетворить.

По мнению Александра Баринова, вице-президента по продуктовому маркетингу компании Depo Computers, до 1998 года ПК в России не был массовым продуктом, а представлял собой уникальный товар, с высокой долей инженерного и интеллектуального труда его создателей. После кризиса 98-го года образовался вакуум в активности международных ОЕМ-поставщиков, что явно отбросило их назад. «В этот период международные бренды не могли эффективно существовать в России, в силу отсутствия привычных для них систем координат. Локальные же (прежде всего «nonames») проявили высокую степень устойчивости, либо в силу своего малого размера, либо ввиду уже успешно занятых ниш. В 2004 году, в силу инертности, мультинациональные производители «проспали» рост розничного рынка и дали возможность локальным игрокам начать захватывать его в свою пользу», — считает он.

Как комментирует исполнительный вице-президент группы компаний Formoza Абулферз Абачев, на российском компьютерном рынке всегда была сильная конкуренция, которая заставляла игроков предлагать инновационные продукты, проводить активную маркетинговую деятельность. В результате в настоящее время здесь присутствуют сильные отечественные бренды, которые построили свои производства и сервис, сформировали региональный канал продаж, а также активно развивают розничные сети. Рынок практически насыщен — в этих условиях иностранным производителям в рознице работать сложно, хотя на корпоративном рынке они проявляют себя очень активно».

Структура поставок настольных ПК в России, 1994-2007 (прогноз)

Источник: Depo Computers, 2007

Залог эффективной работы на сложившемся сегодня в России рынке ПК г-н Баринов видит в умении и возможности быстро принимать решения, использовать агрессивный продуктовый маркетинг, а также в обладании высокой скоростью производства и создания продуктов.

Пертурбации в Топ5

Gartner по итогам 2006 года на российском рынке десктопов «поставил» на первое место компанию Formoza, официально не раскрывающую показатели своих продаж. По данным же CNews Analytics, по количеству поставок лидирует компания Depo, реализовавшая 336 тыс. ПК. Это составляет приблизительно 6,6% от всего рынка десктопов. На втором месте — Kraftway, поставившая 280 тыс. ПК (5,5%). Далее, по версии CNews Analytics, достаточно плотной группой, с результатом чуть более 200 тыс. каждая, следуют K-Systems, Formoza, Aquarius. Прошедший год особенно удачно сложился для лидеров рынка — Depo и Kraftway, их поставки увеличились более чем на 27%.

Однако, несмотря на успехи «большой пятерки», она контролирует лишь четверть рынка настольных ПК. На долю иностранных вендоров приходится около 6%. «Львиная доля» проданных в 2006 г. ПК произведены локальными сборщиками.

На российском рынке десктопов лидируют локальные сборщики и noname

Источник: CNews Analytics, 2007

По мнению Андрея Кирияна, директора департамента маркетинга компании «Аквариус», «доля noname в общем объеме поставок настольных ПК неуклонно снижается. Одна из причин — это бурное развитие федеральных розничных сетей, которое сопровождается активной маркетинговой и рекламной поддержкой. В основном эти сети торгуют техникой российских производителей из Топ10. Кроме того, пользователям уже стали очевидны преимущества крупного производителя перед «самосбором» — это и гарантия качества, и продуманная конфигурация, и сервисная поддержка.

Совершенно естественной и предсказуемой является также тенденция увеличения присутствия «иностранцев». С полным снятием «таможенных барьеров» их доля, очевидно, будет расти. В этой ситуации наиболее верной стратегией для  российского производителя является переход от простого производства компьютерной техники к созданию готовых решений на ее основе для различных сегментов рынка. Но для этого нужен высокий уровень компетенции и наличие собственных разработок».

Проблемы российского производства

В качестве главной проблемы российских производителей ПК Ренат Юсупов, старший вице-президент Kraftway по технологиям, в интервью CNews отмечает, что производственные мощности большинства отечественных производителей растут медленнее, чем спрос на рынке. Однако компания предпринимает определенные шаги в этом направлении. Уже в июне 2007 года Kraftway планирует ввести в промышленную эксплуатацию завод в Обнинске Калужской области с планируемой производительностью 1 млн изделий в год.

На сегодняшний же день, похоже, что только Depo может похвастаться действующим крупным производством,  способным реально производить 800 тыс. ПК в год на 11 линиях (есть также 12-я резервная). Сегодня в Depo намечается модернизация производства, благодаря чему планируется повысить эффективность и поднять мощность до 900-950 тыс. ПК в год.

Главная производственная площадка компании K-Systems находится в подмосковном городе Видном. Ее открытие состоялось в сентябре 2006 года. В настоящий момент этот завод может производить более 200 тыс. ПК в год на шести конвейерных линиях, кроме того, учитывая требования рынка и постоянный рост заказов, компания планирует запуск двух дополнительных конвейерных лент. Вторым по объемам производства является производственно складской комплекс в Санкт-Петербурге мощностью около 100 тыс. ПК в год.

С 1996 года занимается конвейерной сборкой ПК Formoza, чей промышленный комплекс занимает площадь более 25000 кв.м. «Аквариус» первым из российских брендов открыл собственный завод по производству персональных компьютеров осенью 1990 года в городе Шуя Ивановской области (проектная мощность в настоящее время около 350 тыс. ПК). В 2001 году на базе НИИ «Восход» в Москве был открыт производственный цех для мелкосерийного производства — около 36 тыс. ПК в год.

Тагир Мустафин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS