tev
Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2006" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Ждать ли интернет-телевидение и мобильный интернет в 2007?

Ждать ли интернет-телевидение и мобильный интернет в 2007?Наступивший год обещает стать весьма интересным с точки зрения интернет-технологий и бизнеса. В 2007 году мы увидим, смогут ли выйти на коммерческие рельсы такие технологии как интернет-телевидение и мобильный интернет. Все это будет сопровождаться дальнейшим бумом интернет-рекламы, притоком венчурных инвестиций, развитием социальных сетей и других интернет-сервисов нового поколения.

Мобильный интернет — по пути Японии и Южной Кореи

Одной из самых главных тенденций, которая должна проявить себя в 2007 году, является мобильный интернет. В мире насчитывается около 900 млн ПК, тогда как количество мобильных телефонов в 2007 году приблизится к трем миллиардам. Многие веб-сервисы, особенно социально-ориентированные Веб 2.0, словно специально созданы для мобильного интернета. Эксперты сходятся во мнении, что будущее интернета — именно за мобильными устройствами, а не за настольными компьютерами. Тенденция налицо. Именно поэтому компьютерные фирмы все чаще выпускают мобильные устройства, которые потенциально могут конкурировать с мобильными телефонами известных марок. Это iPod от Apple, Zune от Microsoft, и планируемое на лето 2007 г. устройство iPhone от Apple (впрочем, название устройства может быть другим из-за судебного спора с Cisco, которой принадлежат права на торговую марку «iPhone» в США).

В 2007 г. будет появляться все больше веб-приложений и веб-сервисов для мобильных телефонов. Факторы, которые способствуют наступлению мобильного веба: распространение широкополосного беспроводного доступа (например, 3G/UMTS), миграция традиционных телекомов на интернет-технологии, распространение WiFi и «гибридных» мобильников с поддержкой WiFi, массовое распространение интернет-телефонии.

Если говорить о мобильном интернете в западных странах, то он во многих отношениях повторяет те шаги, которые уже пройдены более технологичными Японией и Южной Кореей, где мобильное телевидение уже считается нормой, как и многопользовательские онлайновые игры, и оплата товаров с мобильного телефона. Пока технологии 3G распространяются на остальной мир, Япония и Корея идут дальше. Операторы мобильной связи Южной Кореи инвестировали $5,4 млрд в создание сеть передачи данных следующего поколения High-Speed Downlink Packet Access (HSDPA), которая будет завершена весной 2007 г. и обеспечит скорости передачи данных до 3,6 Мбит/с. Кроме нее, в 2007 г. начнет работу первая сеть в стандарте WiBro (версия мобильного WiMAX).

Пожалуй, самым популярным мобильным веб-сервисом в Южной Корее является социальная сеть Cyworld, которой регулярно пользуются c мобильных телефонов 3 млн корейцев. Сотни тысяч из них снимают мобильным телефоном фотографии и видеоролики, после чего публикуют контент на своих страницах в Cyworld.

Крупнейшие американские социальные сети, конечно же, не упустили из виду большую популярность мобильной версии Cyworld. На 2007 год многие из них планируют выпуск собственных мобильных версий — специальных виджетов, которые устанавливаются на мобильный телефон и обеспечивают удобный доступ к сервису. Кроме того, появятся аналогичные программы от независимых разработчиков. Например, о планах выпустить универсальный клиент для мобильных сетей объявила небольшая канадская компания Oz Communications.

Одновременно с выходом на мобильные телефоны крупнейшие американские социальные сети начнут в 2007 г. массивную региональную экспансию. Владельцы сервиса MySpace уже открыли филиалы в Великобритании, Франции и Германии, а в 2007 г. собираются открыть отделение в Японии (соответствующее соглашение заключено с японской компанией Softbank, которая владеет в том числе и оператором мобильной связи). В более отдаленном будущем появятся локальные версии MySpace в Индии, Китае и других странах мира. Региональная экспансия осуществляется при содействии местных операторов мобильной связи в каждой стране.

Рынок созрел до интернет-ТВ

Вторым главным экспериментом 2007 года должно стать интернет-телевидение. «Я ошеломлен тем, что люди не видят этого в отношении телевидения, через пять лет будут смеяться над тем, что у нас было», — сказал Билл Гейтс на недавнем Всемирном экономическом форуме в Давосе, завершая свою речь об интернет-телевидении, которое полностью преобразит современную телевизионную индустрию. Возможно, массовое распространение интернет-телевидения начнется уже в 2007 году, потому что рынок вполне для этого созрел. Большинство пользователей в развитых странах «пересели» на широкополосные каналы связи, а компьютер уже повсеместно воспринимается как мультимедийный центр развлечений.

На роль главного технологического инноватора в сфере интернет-телевидения претендует амбициозный проект Joost от Никласа Зеннстрема, основателя Skype. От этого стартапа можно ожидать громких новостей в 2007 году. Система интернет-телевидения Joost построена на той же P2P-технологии Joltid Global Index, что и знаменитая система интернет-телефонии Skype. Она предназначена для вещания телеканалов в пиринговой сети телезрителей, установивших у себя специальную программу. Для работы интернет-телевидения требуется доступ в Сеть на скорости как минимум 1 Мбит/с, за час генерируется в среднем около 250 МБ трафика. Бета-тестирование системы Joost заканчивается в самое ближайшее время, а в 2007 году ожидается коммерческий запуск этого проекта.

Программа Joost превращает ПК в телевизор, но для приема программ через интернет это необязательно делать. В 2007 году на рынок выйдут десятки моделей цифровых телевизоров, способных принимать сигнал через интернет: начиная от Apple iTV, и заканчивая цифровыми телевизорами от крупнейших производителей, таких как Sharp и Sony. Кроме того, многие компьютерные компании (Hewlett-Packard, Microsoft) собираются выпустить в 2007 году другие устройства для интернет-телевидения, в том числе цифровые приставки и домашние мультимедийные серверы.

Объем онлайновых продаж телепрограмм, фильмов и другой видеопродукции достигнет $1,46 млрд в 2007 году, согласно прогнозу компании Strategy Analytics. По сравнению с прошлым годом ($298 млн) рост составит 389%. Вместе с интернет-телевидением (платным и бесплатным) ожидается бурный рост продаж кинофильмов, телесериалов и другого видеоконтента через интернет.

Значимым игроком на рынке онлайнового видео в 2007 году может стать компания Google, которая в конце 2006 года приобрела крупнейший онлайновый видеосервис YouTube. Осуществить такую покупку стало возможно благодаря хорошему финансовому положению Google — эта компания сейчас контролирует около 25% американского рынка интернет-рекламы.

Рекламный локомотив

Поисковая реклама является сейчас главным локомотивом всего рынка интернет-рекламы: этот локомотив продолжает быстро двигаться вперед за счет притока в интернет новых пользователей и за счет увеличения влияния интернета на повседневную жизнь людей. В 2007 году американский рынок интернет-рекламы вырастет как минимум на 19% до $19,5 млрд (прогноз eMarketer), а европейский рынок интернет-рекламы вырастет на 25% до $7,5 млрд (прогноз eMarketer) и обгонит по объему радиорекламу.

В 2007 году на рынке поисковой рекламы должна усилиться конкуренция, потому что свои собственные рекламные платформы развернут основные конкуренты Google: компании Yahoo (платформа Panama) и Microsoft (платформа adCenter). Но они вряд ли смогут хорошо проявить себя, потому что Google в 2007 году сохранит контроль над львиной долей поискового трафика в интернете. Какие-то серьезные изменения могут произойти разве что с распространением мобильного интернета и локальной поисковой рекламы (с учетом местоположения пользователя), где Yahoo имеет прочные позиции, но это будет позже.

Среди многообещающих экспериментов, которые начнутся в 2007 году, можно выделить совместный проект eBay и Google в области контекстной рекламы типа «click-to-call», которая позволяет осуществлять голосовые звонки по текстовым рекламным баннерам в интернете одним щелчком мышки. Компании начали совместную работу в августе 2006 г., так что в 2007 г. они объявят о результатах своего труда и начнут тестировать сервис.

Офисный 2.0

С точки зрения офисных работников самой главной тенденцией 2007 года станет приход технологий Веб 2.0 в офисные корпоративные сети. В самом начале 2007 года компания IBM представила социальный корпоративный софт, созданный на базе блогов, социальных закладок и других привычных сервисов Веб 2.0. Программа под названием Lotus Connections позволяет офисным сотрудникам создавать виртуальные миры, где они общаются с коллегами, обмениваются идеями и помогают друг другу в совместных проектах. У Lotus Connections всего пять компонентов: события (activities), сообщества, социальные закладки (dogear), профили и блоги. Структура Lotus Connections практически полностью копирует структуру MySpace и других социальных сетей.

Lotus Connections — только первая ласточка, которая свидетельствует о приходе социально-ориентированных сервисов в офисную культуру. В 2007 стандартными офисными инструментами станут корпоративные блоги, веб-форумы, системы коллективного редактирования документов и коллективного обсуждения проектов. Некоторые компании начнут использовать веб-офис (например, Google Docs) как альтернативу стандартному MS Office.

С точки зрения технологий веб-разработки главной силой в 2007 году станут насыщенные интернет-приложения, Rich Internet Apps. Немалый интерес у разработчиков уже сейчас вызывает платформа Apollo от Adobe, но не стоит сбрасывать со счетов также Windows Presentation Foundation от Microsoft и другие альтернативные решения, например, OpenLaszlo.

По мере роста пользовательской базы новой операционной системы Windows Vista в 2007 году начнется рост популярности сервисов на платформе Windows Live, в том числе поисковой системы Live.com. Эта тенденция может подвигнуть Google к принятию неких ответных мер. Какими они будут — сложно сказать.

Сетевая нейтральность под угрозой

Главной угрозой для интернета в 2007 году может стать вовсе не киберпреступность, а деятельность американских парламентариев, которые могут не принять закон, закрепляющий принцип сетевой нейтральности. Если его не утвердить, то интернет-провайдеры обязательно расширят пагубную практику по нарушению этого принципа, что может привести к неприятным последствиям уже в 2007 году.

Принцип сетевой нейтральности — основополагающий принцип маршрутизации трафика в интернете, который предполагает равноправие любого контента, независимо от его источника. Таким образом, VoIP-трафик одного оператора не может передаваться с большим приоритетом, чем VoIP-трафик другого оператора, как это часто практикуется сейчас. Крупнейшие интернет-провайдеры США отстаивают свое право распоряжаться интернет-трафиком в своих собственных сетях. Например, они хотят брать плату с крупных порталов (Yahoo, Google) за гарантированно быструю доставку их трафика к конечным потребителям. Если такая практика станет повсеместной, то это приведет к расколу веба, разделению его на сайты первого и второго сорта, которые отличаются по скорости загрузки.

«Технологическое» лобби в американском парламенте (в том числе Google и Microsoft) сейчас пытаются продвинуть закон, юридически закрепляющий принцип сетевой нейтральности, но эта инициатива встречает серьезное сопротивление со стороны не менее мощного лобби телекоммуникационных компаний. Тем не менее, вероятность принятия такого закона в 2007 году достаточно высока.

Анатолий Ализар

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS