tev
Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2006" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

20 самых больших заработков ИТ-иностранцев в России

Российская сотовая связь скорректировала ARPUЗа прошедший год российский ИТ-рынок вырос и доходы иностранных хай-тек компаний выросли вместе с ним. Лучше всего чувствовали себя производители телекоммуникационного оборудования, ноутбуков и ПО для решения задач масштаба холдингов — в этих сферах они все меньше ощущают конкуренцию со стороны отечественных игроков. Неплохо показали себя иностранные поставщики ИТ-услуг, в то время как в сфере «железа» рост оказался более скромным — сказывается сопротивление набравшихся опыта российских сборщиков.

Бизнес иностранных ИТ-компаний в России — традиционно «тайна за семью печатями». При всей закрытости и непрозрачности российских компаний представители зарубежных конкурентов им более чем дадут фору. Иностранцы в большинстве своем отказываются участвовать в рейтингах, ссылаясь на то, что выручка по России фигурирует в общем «котле» оборота в регионе ЕМЕА. Причин подобной закрытости много, в том числе — и все та же недостаточная цивилизованность российского рынка, где возможны прецеденты наподобие обысков в офисах международного вендора и ключевых локальных партнеров (как, например, в декабре 2006 г. произошло с IBM, ЛАНИТ и R-Style).

Тем не менее, CNews Analytics удалось составить рейтинг ключевых иностранных игроков отечественного рынка ИТ. Во-первых, некоторые из них все-таки уже готовы предоставить свои данные — абсолютно официально, заполнив анкету, либо назвав цифру в ходе интервью или пресс-конференций. Во-вторых, в отчетах, публикуемых головными офисами, России уделяется все больше внимание и, соответственно, указывается либо показатель выручки, либо доля региона в общем результате. В-третьих, собственно, оценки CNews Analytics с поправкой на так называемую инсайдерскую информацию.

Издержки нашего подхода — неполнота полученной двадцатки. Те компании, бизнес которых оценить сложно, либо слишком велика погрешность оценки, в рейтинге не представлены. В их числе — безусловно, один из ключевых и старейших игроков — «голубой гигант» IBM. Или яркий «железный новичок» — Dell. Нет данных ни по Intel, ни по AMD. Отсутствуют и многие поставщики софта или сервисов. Обращает внимание отсутствие четкого структурирования — среди рейтингуемых бок о бок идут поставщики ПК и разработчики софта, консультанты, интеграторы и производители телекоммуникационного оборудования. Тем не менее, задачу первого рейтинга выручки иностранных компаний в России — обозначить некоторые точки отсчета, сделать задел на более «прозрачное» будущее — в значительной мере можно считать выполненной.

Рейтинг CNews TNC*: Крупнейшие иностранные ИКТ-вендоры в России

Компания Выручка в России и СНГ 2006,
тыс руб. (1)
Выручка в России и СНГ 2005,
тыс руб. (2)
Рост 2006/2005, %
1 Nokia 53 534 400 48 126 910 11,2
2 HP** 43 814 160 37 310 000 17,4
3 Siemens 42 264 000 54 672 000 -22,7
4 Alcatel-Lucent** 21 744 000 17 650 000 23,2
5 Huawei 21 200 400 17 794 000 19,1
6 Ericsson 20 741 490 17 220 000 20,5
7 Aсer** 13 590 000 9 566 667 42,1
8 Fujitsu Siemens** 7 420 140 5 467 200 35,7
9 Microsoft 7 012 440 4 305 000 62,9
10 Oracle CIS** 6 604 740 5 166 000 27,9
11 SAP 6 204 838 4 326 522 43,4
12 Sun Microsystems** 5 241 378 3 897 531 34,5
13 Accenture** 2 323 550 2 014 453 15,3
14 Autodesk** 1 494 900 853 243 75,2
15 Symantec** 450 020 401 800 12,0
16 Columbus IT 381 607 335 790 13,6
17 Terralink 308 275 241 941 27,4
18 Check Point** 271 800 180 503 50,6
19 TrendMicro** 175 100 143 500 22,0
20 Eset 135 900 31 570 330,5

Рейтинг подготовлен CNews Analytics, апрель 2007

Показатели в евро пересчитаны по среднему номинальному курсу за 2006 г. — 35,22 руб.

Итак, как развивался в 2006 г. бизнес иностранных ИТ-компаний в России? Очевидно, что наиболее высокие темпы роста демонстрируют игроки, относительно недавно появившиеся на рынке (например, Eset), либо в силу корректировки стратегий, предпринявшие большую активность в продвижении (Fujitsu Siemens или Autodesk). Наибольшие обороты — у «железных королей» — поставщиков компьютерного или телекоммуникационного оборудования. Самый динамичный среди них — Acer, продолжающий затоваривать Россию, как и ЕМЕА, да и как весь мировой рынок, ноутбуками. Телекомщики же растут преимущественно за счет инвестиций в сети нового поколения, а также в гибридные решения. Поставщики софта увеличивают обороты на фоне укрепления сектора ПО и усиления интереса к продуктам западной разработки в контексте планируемых IPO. В свою очередь, высокие темпы роста в секторе информационной безопасности, все еще опережающие показатели отечественного рынка ИТ, также стимулируют игроков к большой активности.

Телекоммуникационное оборудование: рост за счет 3G

Лидер рейтинга CNews Analytics — финская Nokia, выручка которой в России выросла за 2006 г. на 11%. Надо отметить, что объем продаж крупнейшего поставщика мобильных телефонов в мире увеличился за тот же период на 20% — до 41,1 млрд евро. А в рейтинге топ 10 стран по объемам чистых продаж Nokia Россия занимает 6-е место. Помимо поставок сотовых телефонов (доля компании на мировом рынке составляет 36% в 2006 г. против 33% в 2005 г., на российском — 36,2% против 33,9%), бывшее деревообрабатывающее предприятие и нынешний телеком гигант развивает в России сети    GSM/GPRS/EDGE и внедряет решения класса «мобильный офис». В частности, в течение 2006 г. совместно с российскими интеграторами был реализован ряд проектов по внедрению Intellisync Mobile Suit для корпоративных клиентов в разных вертикалях экономики, в том числе для «Совкомфлота», «Магнитогорского Металлургического Комбината», Министерства топлива и энергетики РФ, а также московского отделения банка «Траст». В 4 квартале 2006 г. было заключено соглашение с «Мегафоном» на 320 млн евро для развития экспансии GSM/GPRS/EDGE сети оператора.

Alcatel-Lucent (рост выручки в России по итогам 2006 г. — 23%, 4-ая позиция в рейтинге) — новый игрок на рынке, не только российском, но и мировом, появившийся в результате недавнего слияния двух поставщиков телекоммуникационного оборудования. В России вновь образованная структура фокусируется на традиционных для бывших самостоятельных игроков рынках — финансовый сектор, страхование, госсектор, транспорт, здравоохранение, образование, гостиничный бизнес. Работающая по двухуровневой бизнес-модели (на первом уровне находятся три дистрибьютора — «Авикон Текнолоджис», «КомпТек» и «Ландата», через которых проходит основной объем продаж), компания сохраняет прямые связи с заказчиками в рамках наиболее масштабных проектов (Центробанк, МВД РФ).

В телекоммуникационном секторе Alcatel-Lucent завершил в 2006 г. проект модернизации сети «Вымпелкома» с помощью платформы нового поколения GSM/EDGE — первое в России и СНГ внедрение данной платформы в операторской сети на базе оборудования поставщика. В мире же решением пользуются более 170 заказчиков из 90 стран.

В числе других заметных проектов прошлого года — трансформация  корпоративной сети связи на нефтеперерабатывающем предприятии «Газпром нефть» (Омск). В начале 2007 г. заключено соглашение с оператором кабельного ТВ «Мостелеком», планирующим составить конкуренцию московскому «Стриму» и закупающему у Alcatel-Lucent оборудование для предоставления услуг triple play (телевидение, телефония, интернет). Сделку называют в данный момент крупнейшей на российском рынке triple play.

Китайская Huawei (№5 в рейтинге) выросла в 2006 г. на 19,1% — в значительной мере за счет доходов от решений мобильной связи (CDMA и GSM), на которые приходится примерно 48% от всей выручки. Собственно доля GSM составляет 35% ($220 млн, из которых 70% приходится на контракты с операторами «большой тройки»). В 2006 г. Huawei получила контракты на строительство сетей 3G (гибридных UMTS/GSM) для «Мегафона» и «Вымпелкома» в Таджикистане. В мире же по количеству вновь заключенных контрактов UMTS/HSDPA (всего — 28) компания занимает по итогам 2006 г. первое место — или 39% этого рынка.

Помимо операторов большой тройки, Huawei сотрудничает со «Связьинвестом», являясь поставщиком оборудования для ряда его МРК — «Волгателеком», «Уралсвязьинформ», «Дальсвязь», «Сибирьтелеком». Параллельно китайский поставщик развивает в России  CDMA-бизнес — на его решениях построены 27 сетей CDMA-450, 19 из которых  принадлежат «Скай Линк». Осенью 2006 г. Huawei объявила об успешном внедрении миллионного порта ADSL на телекоммуникационном рынке России и стран СНГ.

И, наконец, шведский поставщик Ericsson (№6 в рейтинге) вырос на 20,5%. Один из старейших игроков на российском телекоммуникационном рынке растет за счет широкополосных решений, оборудования систем коммутации и радиодоступа. В частности, в 2006 г. был заключен контракт на поставку оборудования волоконно-оптических линий связи (SDH) производства Marconi (первая поставка решений под этим брендом после поглощения) с оператором  мобильной связи «Енисейтелеком». Также было подписано рамочное соглашение с МТС (сумма — $100 млн) на поставку коммутационного оборудования для расширения  региональной сети, а также GPRS-оборудования и мультимедийных решений. А на сети «Вымпелкома» в Санкт-Петербурге было проведено первое в мире тестирование и демонстрация технологии Push-To-Talk (PTT), базирующейся на открытом решении Ericsson — IMS (OMA PoC).

«Железный» бизнес

Занимающий вторую строчку в тройке лидеров рейтинга НР, по оценкам CNews Analytics, продемонстрировал по итогам 2006 г. рост в 17%. Значительную долю оборота традиционно формирует «тяжелое» подразделение, за счет продаж серверов (в том числе блейд) и систем хранения данных. В частности, было поставлено оборудование для модернизации ЦОД центрального аппарата Сбербанка России. В рамках проекта в РНЦ «Курчатовский Институт» HP предоставила аппаратную платформу на базе блейд-серверов НР (32 двухпроцессорных сервера на базе процессоров Intel Xeon).

Сервисное подразделение HP Services осуществило в 2006 г. модернизацию информационных систем для Home Credit & Finance Bank и внедрение системы по консолидированному сбору и обработке данных HP IUM для «УралсвязьИнформ». Другой оператор, МТС, выбрал решение по борьбе с мошенничеством (HP Fraud Management System) и гарантированию доходов (HP Revenue Assurance) для внедрения по всей сети в Московском и 8 макрорегионах России.

Кроме того, лидер мирового рынка ПК и принтеров успешно реализует эти виды продукции в России, постоянно расширяя ассортимент устройств. А подразделение программных решений HP Software реализовало в 2006 г. проекты для «Сургутгазпрома», «Евросети», GM-Автоваза, «Мегафона», ГУП «Московский Социальный Регистр», «Альфа-Банка» (один из первых в мире проектов по внедрению решения НР для мониторинга бизнес-процессов) и др.

Бизнес Acer — седьмая строчка в рейтинге — вырос в России за 2006 г. на 42%. Лидируя по поставкам ноутбуков в регионе ЕМЕА (в том числе в России, Испании, Италии, Франции, Чехии, Польше), этот вендор становится также лидером по поставкам ПК в России (8,5% рынка по итогам 4 кв. 2006 года). Основную долю оборота компании на отечественном рынке составляют продажи ноутбуков (в этом секторе компания сохраняет лидерство с 2005 г.), а также ЖК-мониторов (второе место в России в 4 кв. 2006 г. по поставкам всех видов мониторов и первое место — по поставкам широкоформатных ЖК-мониторов).

Оборот Fujitsu Siemens в России вырос за 2006 г. на  35,7% — до этого, за предыдущие 3 года компания смогла утроить совокупную выручку от продаж на местном рынке. 40% оборота вендора здесь приходится на регионы, при этом региональные компании составляют 70% партнеров Fujitsu Siemens в России. Активно развивается, в частности, бизнес в Приволжье — здесь реализуются проекты для Государственного совета республики Татарстан, группы компаний «КАМАЗ» и ТРК «Кольцо».

По собственным оценкам поставщика, наибольшей популярностью у отечественного заказчика пользуются ноутбуки, также отмечаются успехи в продвижении Unix и Intel-серверов, которые становятся фокусом компании, и всего направления, связанного с развитием технологий для «цифрового дома». Из вертикалей доминирует нефтегаз.

Весной 2006 г. Fujitsu Siemens открыла линию по производству ЖК-мониторов в Зеленограде, на заводе «Квант», чтобы более эффективно конкурировать на корпоративном рынке и в сегменте СМБ с BenQ и Acer. С тем же заводом Fujitsu Siemens сотрудничает по сборке ПК с 2002 г.

Диверсифицированная интеграция

Оборот бывшего конкурента Nokia на рынке мобильных телефонов — Siemens (№3 в рейтинге) — снизился в России в 2006 г. на 23%. Сами представители немецкого концерна связывают спад с выходом из состава компании бизнеса по производству сотовых телефонов. Заметная доля выручки Siemens в России в 2006 г. приходится на проекты в РЖД. В частности, был заключен контракт на поставку в Россию 8 высокоскоростных составов по 10 вагонов. Контракт обошелся РЖД в 576 млн евро: 276 млн евро за сами поезда и еще 300 млн за их сервисное обслуживание в течение 30 лет. С учетом стоимости разработки концепции и стратегии весь проект принесет Siemens около 618 млн евро. Из других значимых шагов концерна в России в 2006 г. можно упомянуть договор с московским правительством на поставку беспроводных автоматов для оплаты парковки автомобилей (стоимостью 130 млн долл.), а также поставки нескольких тысяч рентгеновских аппаратов и в целом — расширение поставок медицинской аппаратуры Siemens. С осени 2006 г. концерн выводит на российский рынок новый продукт — профессиональную автомобильную навигационную систему. До конца 2007 г. планируется реализовать до 10 тыс. систем, а ежегодный объем реализации с конца 2007 г. в России ожидается в размере 1 млн евро.

Выручка Columbus IT Russia (№16) выросла на 13,6%, в структуре оборота по итогам года 80% приходится на продажи решений Microsoft, 20% — на проекты по  системам Cognos. За 2006 г. у датского интегратора появилось 35 новых заказчиков в России, включая Новосибирский завод химконцентратов, RRC, «Рембыттехнику», «НБ-Ретал», «Ренессанс Капитал», «БЗРК-Белгранкорм», «Белый Ветер», «Содружество Северо-Запад», Ernst & Young, банк «Русский стандарт», «Адамас», «Росинтер ресторанс», «Монетка» и др. Доля региональных проектов в общем обороте компании составила 37%, лидируют по продажам Северо-Западный округ и Урал.

2006 год стал для консультанта, уже хорошо известного на российском рынке, годом глобального ребрендинга. Изменения отразились в обновлении названия компании, логотипов и веб-сайтов. К началу 2007 г. Columbus IT Russia расширила портфель своих  решений, добавив системы компаний Aldata (G.O.L.D. — для автоматизации розничной торговли и склада) и Automaster (Automaster — для управления дистрибуцией автомобилей).

Поставщики корпоративного софта опережают рынок

Microsoft (№9) в 2006 г. увеличил свою выручку в России на 63%, став лучшим офисом корпорации в регионе EMEA. Значительная часть продаж традиционно относится к настольным приложениям. Рост продаж ОЕМ (предустановленных) версий операционных систем Microsoft Windows XP составил 76%. Рост продаж продуктов Microsoft Office достиг рекордного уровня 108%. Также увеличились продажи серверных приложений и средств разработки.

В течение 2006 финансового года совместно с партнерами был реализован ряд крупных проектов по внедрению решений на базе продуктов и технологий Microsoft. В том числе — применение для 16 тысяч пользователей ТНК-BP корпоративной почтовой системы на основе Microsoft Exchange Server 2003; ведение документооборота и кадрового учета более чем 9 тысяч сотрудников на основе Microsoft Dynamics AX в «ЯкутУголь»; Active Directory и Microsoft Identity Integration Server в «Аэрофлоте» и Microsoft Enterprise Project Management 2003 в «Вымпелкоме».

Microsoft пополнил также список заказчиков из государственного сектора, в числе которых Федеральная налоговая служба, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба государственной статистики, Почта России. Рост оборота подразделения по работе с государственными организациями в 2006 финансовом году превысил 90%.

Продажи Oracle (№10) в России выросли за 2006 г. на 28%. Среди крупнейших клиентов прошедшего года — организации государственного, банковского и телекоммуникационного секторов: «Сбербанк РФ», МТС, «Вымпелком», МВД, ТНК-ВР, «Соник Дуо», Федеральная налоговая служба, «Северо-Западный телеком», Правительство Москвы, РЖД. Стартовал первый проект по Oracle BPEL Process Manager в «РУСАЛе», а также под брендом  Oracle начались внедрения Oracle Retail (бывший Retek) и CRM-комплекса Siebel.

Oracle E-Business Suite за год выбрали четыре компании химической отрасли, включая  «Амтел-Фредештайн» и «КуйбышевАзот», а также пять металлургических компаний, среди которых — Ижорский трубный завод, «Мечел», «Северсталь», и пять предприятий энергетики, в том числе «Росатом», ДВУЭК, «Челябэнергосбыт». Завершен проект по Oracle E-Business Suite в авиакомпании «Сибирь».

В качестве корпоративного стандарта комплекс Oracle E-Business Suite используют международные компании, имеющие представительства в России. Среди них завершили внедрение в 2006 финансовом году: Pepsico, Leroy Merlin, Nokian Tyres и др. Тогда же был подписан контракт на разработку и внедрение автоматизированной системы Oracle с Федеральным казначейством РФ.

Ближайший конкурент американской корпорации — немецкая SAP — уступает на 1 строчку в рейтинге (№11), но демонстрирует более высокий показатель роста (43%). За 2006 г. были заключены 269 контрактов, из которых 157 — с новыми клиентами. 126 контрактов 2006 года были подписаны с предприятиями среднего и малого бизнеса. 7 из 10 крупнейших металлургических компаний в России являются клиентами SAP, в том числе «Евразходинг» (НТМК, ЗСМК, НКМК), «Металлоинвест» ( ОЭМК, Уральская сталь), «ТМК» ( ВТЗ, СинТЗ, СТЗ, ТагМет), «Мечел» (ЧМК), «УГМК» — (Уралэлектромедь, завод им. Серова), «РУСАЛ» — (КрАЗ, БрАЗ, САЗ, НкАЗ, ХАЗ), «СУАЛ» (8 заводов в структуре холдинга) и пр.

Список клиентов из нефтегазовой отрасли пополнился новыми компаниями, включая  ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь, ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть, ЛУКОЙЛ-КМН (Калининградморнефть), ЛУКОЙЛ-Север, ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка, ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез, ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка, ЛУКОЙЛ-Нефтехим, Надымгазпром, Севергазпром, Самаратрансгаз, РН-Бурение (Роснефть), Татнефть-Бурение, Альметьевнефть (Татнефть), Елховнефть (Татнефть), Джалильнефть (Татнефть), Сибнефть-Восток (Газпром нефть) и др. Успешно завершен проект по созданию корпоративной информационной системы управления «Ямбурггаздобычи», позволившей снизить дебиторскую задолженность,  объем складских запасов (на 103,3 млн руб.) и сократить трудозатраты (на 21,2 млн руб.).

В 2006 году SAP СНГ продолжил реализацию ИТ-проектов в оборонной отрасли. Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (в которую входят 14 ведущих предприятий российского ВПК) выбрала программные продукты SAP SEM (Strategic Enterprise Management) и SAP BW (Business Warehouse) для автоматизации системы финансово-экономического управления (СФЭУ).

В сфере финансов был подписан контракт с АКБ «ЦентроКредит» на поставку решения SAP NetWeaver BI (Business Intelligence), а также контракт на сумму 1 050 000 евро с банком «Центр -Инвест» — первая SAP CORE Banking сделка в России. Кроме того, был начат проект построения единой системы управления взаимоотношениями с клиентами в банке «Петрокоммерц».

Особенно активно бизнес SAP развивался в 2006 году в розничной торговле (новые проекты для «Техносилы», «Мира» и расширение проектов в «Копейке», «Евросети», «Эльдорадо»). Особенно успешными считаются итоги продвижения в секторе  электроэнергетики, коммунального хозяйства и связи. Динамично реализуются проектные решения в «Бизнес-единице» №2 РАО ЕЭС, где в настоящее время ведется более 20  внедрений SAP. Продолжается внедрение платформы в ФСК ЕЭС. Была одобрена  стандартизация ИТ-платформы холдинга на базе решений mySAP Business Suite, с подписанием контракта на сумму более 20 млн евро на закупку дополнительно рабочих мест для нужд всех 75 Региональных сетевых компаний (РСК), входящих в структуру управления ФСК ЕЭС.

Поставщики же ПО в области защиты информации — Symantec, Check Point, TrendMicro, Eset — замыкают двадцатку. Разработчики антивирусных продуктов чутко реагируют на позитивную динамику сектора в России, сохраняющиеся высокие показатели роста, а также увеличение доли корпоративных заказчиков. Ранее занимавшие не слишком заметные доли рынка, эти игроки провели реорганизацию работы своих представительств и серьезно упрочили позиции — например, Eset удалось увеличить выручку за 2006 г. в 4 раза. Есть, куда торопиться — в контексте появления в качестве конкурента в этой нише Microsoft нужно успеть занять себе место «под солнцем».

CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS