tev
Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2006" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

В интернет опять хотят масштабно инвестировать

В интернет опять хотят масштабно инвестироватьСтабильный приток интернет-пользователей, количество которых в мире уже превысило миллиард, стимулирует бурный рост рекламы, торговли и социальных сервисов в Сети. В интернет возвращаются венчуры, заинтересовавшиеся перспективами Веб 2.0. Став осторожнее, они надеются, что история краха доткомов не повторится. Радость от онлайновых успехов пока не омрачается столь же активно растущей киберпреступностью.

Главный итог 2006 года: количество пользователей Всемирной сети превысило миллиард человек. Об этом знаменательном событии сообщила Организация объединенных наций. По статистике ООН, к началу 2006 г доступом в глобальную сеть обладали 1 млрд 020 млн 610 тыс. человек. По сравнению с предыдущим годом этот показатель вырос на 19,5%. В первую тройку стран по числу пользователей вошли США (около 200 млн) Китай (111 млн) и Япония (85,29 млн), причем наибольший прогресс демонстрирует Китай: к концу 2006 года количество пользователей увеличилось уже до 132 млн. Нужно заметить, что американские пользователи давно остались в меньшинстве. На крупнейшие порталы Сети сегодня около 75% посетителей приходит из-за пределов США.

Одновременно с ростом количества пользователей растет и среднее время, которое они проводят в Сети. Для миллионов людей интернет стал основным информационным источником и важной частью досуга. Например, в Западной Европе в 2006 году 45% пользователей выходили в интернет ежедневно и проводили в Сети примерно 11 часов 20 минут в неделю — на 1 час больше, чем в 2005 году. Поэтому неудивительно, что в 2006 году продолжился бурный рост интернет-рекламы, который наблюдается уже несколько лет подряд. В Европе рынок интернет-рекламы вырос до $6 млрд, а в США — до $19,5 млрд, то есть на 30,8% (оценки eMarketer). Что характерно, около $4 млрд из этих денег достались компании Google.

Новые рекламные платформы заработают только в 2007

На фоне притока денег развиваются и рекламные технологии, особенно в секторе поисковой рекламы. Здесь стоит отметить выход долгожданной платформы Panama от компании Yahoo и рекламной платформы третьего поколения adCenter от компании Microsoft. Обе они по некоторым параметрам превосходят нынешнего технологического лидера, рекламную платформу Google AdSense/AdWords. Например, Microsoft adCenter поддерживает технологии демографического таргетинга, то есть при выборе объявления для показа учитывает не только содержание страницы, где находится рекламный модуль, но также возраст посетителей этой страницы и их место жительства.

Обе платформы работают пока в ограниченном режиме, то есть обрабатывают не весь поток поисковых запросов на своих порталах. На полную мощность они развернутся, предположительно, в 2007 году.

Платежная система от Google в поддержку e-business

Одновременно с притоком рекламных денег в интернете нарастает объем электронной коммерции. Прием платежей через интернет и отправка товаров курьером и по почте становится обычным делом даже для многих офлайновых магазинов. Объем интернет-торговли в американских магазинах по итогам прошлого года вырос на 24% до $102,1 млрд (comScore), а в Западной Европе — на 37% до €76,7 млрд (данные eMarketer).

Из главных технологических событий стоит отметить появление новой платежной системы Google Checkout, которая в перспективе может составить конкуренцию PayPal. Открыв счет в системе Google Checkout и «привязав» к нему свою кредитную карточку, пользователь может расплатиться в любом интернет-магазине одним щелчком мышки, при этом магазин не получает номер кредитной карточки покупателя, потому что платеж поступает непосредственно через Google Checkout.

Для интернет-магазинов, клиентов Google Checkout, отчисления составляют 20 центов и 2% за каждую транзакцию. Для сравнения, тарифы PayPal составляют 30 центов и 2,9%. В обоих случаях действуют скидки для крупных клиентов. Дополнительно Google Checkout предоставляет льготы для клиентов, которые покупают рекламу в системе AdWords (покупка рекламы на $1 дает право на бесплатный процессинг платежей на сумму $10). Для некоторых магазинов эти льготы сведут на ноль все транзакционные издержки.

Бум социальных сервисов и онлайнового видео

В секторе интернет-стартапов главным итогом 2006 года стал настоящий бум социальных сервисов, которые принято относить к поколению Веб 2.0. Прошлый год можно без преуменьшения назвать годом социальных сервисов (социальных сетей). У всех на слуху были истории успеха MySpace и YouTube, но заслуживают внимания и другие проекты, например, социальная сеть Bebo в Великобритании. Апофеозом же победного шествия социальных сервисов в интернете, конечно, стала покупка видеосервиса YouTube за $1,65 млрд. компанией Google.

Еще одной важнейшей тенденцией 2006 года стало онлайновое видео. Этот феномен объясняется тем, что широкополосный интернет полностью вытеснил устаревшие каналы связи. В 2006 году ежедневный просмотр видео в онлайне стал нормальным поведением для среднего американского пользователя. По статистике comScore, видео в интернете ежемесячно просматривают более 100 млн американских пользователей, то есть примерно 60% всей аудитории. Средний пользователь просматривает два или больше видеороликов в день.

Феномен онлайнового видео достиг таких масштабов, что некоторые эксперты уже начинают выражать озабоченность, справятся ли магистральные каналы связи с возросшей нагрузкой. По статистике CacheLogic, файлообменный трафик составил до 60% всего трафика в интернете, причем около 60% файлообменного трафика — это видеофильмы. Популярность YouTube и других социальных сервисов вокруг онлайнового видео только усугубляет ситуацию. В сетях некоторых американских интернет-провайдеров видеоклипы YouTube составляют до 50% всего пользовательского интернет-трафика. Так, нагрузка на крупнейшую в мире точку обмена трафиком AMS-IX (Амстердамская точка обмена), через которую проходит пятая часть европейского трафика, увеличивалась в среднем на 7,4% в месяц.

Венчуры инвестируют в Веб 2.0

Бурное развитие многочисленных проектов Веб 2.0 вызвало вполне объяснимое внимание к ним со стороны венчурных инвесторов. Американские интернет-стартапы получили в 2006 году $4 млрд, что на 25% больше, чем в 2005 г. Это максимальный объем инвестиций со времен 2001 года, когда в интернет было вложено $10,2 млрд. Конечно, до бума доткомов еще очень далеко, но если венчурные инвестиции в интернет-стартапы будут и дальше расти на 25% в год, то уровень $10,2 млрд будет достигнут всего через четыре года.  Впрочем, этого может и не случиться, потому что инвесторы теперь стали гораздо осторожнее. Кроме того, сейчас значительно ужесточены правила выхода на Нью-йоркскую фондовую биржу. Средний срок между основанием стартапа и выпуском акций нынче вырос до пяти-семи лет. Например, среди стартапов Веб 2.0 еще ни один не вышел на биржу. А если невозможно осуществить IPO, то и венчурные инвестиции становятся не такими привлекательными, и средства населения через биржу не привлечешь, так что в такой ситуации «пузырь доткомов» очень сложно быстро «надуть».

Проекты Веб 2.0 по своему внешнему виду скорее напоминают программы для персонального компьютера, чем традиционные веб-сайты в прежнем понимании этого слова. Именно они олицетворяют собой еще один технологический тренд, который ярко проявил себя в 2006 году: Веб как платформа, то есть использование Веба как платформы для компьютерных приложений. В этом направлении в 2006 г. интересный эксперимент предприняла компания Amazon, которая выпустила целый ряд передовых сервисов, предназначенных для обслуживания приложений нового поколения. Это распределенная система хранения данных S3, распределенное «вычислительное облако» EC2 и уникальный проект Mechanical Turk (интеграция в компьютерные приложения результатов труда живых людей, например, по распознаванию образов на фотографиях). Доступ ко всем этим сервисам осуществляется через программные интерфейсы, то есть свои собственные программы можно создавать на их основе. Таким образом, компания Amazon пытается создать универсальную платформу, инфраструктуру для построения независимых веб-сервисов, предлагая свои услуги новым интернет-стартапам.

Спам зашкаливает

Не очень приятным результатом 2006 года стало увеличение количества спама. В конце 2006 г. уровень спама в некоторые дни зашкаливал за 90% от всего почтового трафика (статистика Postini). С августа по декабрь 2006 г. общий объем спама вырос на 67% (данные Barracuda Networks). Злоумышленники успешно освоили новую технологию графического спама с вариациями содержимого каждого письма (эффективная техника для обмана антиспамерских фильтров). Уровень спама очень важен по той причине, что это является одним из самых точных индикаторов состояния киберпреступности.

Дело в том, что мусорные письма обычно рассылаются с помощью ботнетов, то есть сетей компьютеров «зомби» — домашних компьютеров, которые инфицированы вирусом и рассылают спам по команде от «хозяина» сети. В преступной среде ботнеты считаются очень ликвидным товаром и постоянно продаются и покупаются. Эти же ботнеты используются и для многих других видов преступной активности: фишинга, клик-фрода, воровства паролей, организации атак DDoS (вымогательство, рэкет) и т.д. Содержание ботнета — чрезвычайно выгодный бизнес, который является главным источником дохода современных киберпреступных группировок.

По оценкам специалистов, на сегодняшний день активные (то есть с доказанным фактом активности) спамерские ботнеты состоят из 3–4 млн ПК. Сколько же компьютеров на самом деле заражены, но пока не проявляют себя — остается только догадываться. Один из отцов-основателей Всемирной сети Винт Серф недавно выступил с докладом на Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария), в котором оценил возможное количество зараженных ПК в 25% от всех компьютеров, подключенных к интернету. Прошлый год назвали «самым киберпреступным» в истории Сети.

В оценку Винтона Серфа можно поверить, если объективно посмотреть на уровень защищенности компьютеров. Новые дыры в ОС и программах под Windows находят почти каждый день. Только Microsoft выпустила в прошлом году 97 «критических» патчей для своих программ, из них 14 так называемого патчей «нулевого дня» (zero day), закрывающих дыры, о существовании которых Microsoft узнала уже после того, как киберпреступники начали их успешную эксплуатацию. Для сравнения, в 2005 г. компания Microsoft выпустила всего 37 «критических» патчей.

В прошлом году хакеры стали расширять свои ботнеты с помощью дыр не только в браузере, но и в текстовом редакторе, медиаплеере и электронных таблицах. Вирусы стали проникать в компьютеры пользователей даже через рекламные баннеры на самых популярных сайтах в Сети. В общем, рост киберпреступности остается самым неприятным итогом 2006 года и самой угрожающей тенденцией на будущее.

Анатолий Ализар

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS