tev
Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2006" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Евгений Аксенов: Основной наш риск — снова превратиться в отраслевую «мамину дочку»

Евгений АксеновО динамике проникновения ИТ в энергетическую отрасль, об основных задачах энергетики в области информатизации, о перспективных планах компании в интервью CNews рассказал генеральный директор «ГВЦ Энергетики» Евгений Аксенов.

CNews: Как вы оцениваете динамику изменений, происходящих в ИТ-процессах энергетической отрасли на фоне ее реструктуризации?

Евгений Аксенов: В 2004 году в ИТ-бюджетах энергопредприятий превалировала эксплуатационная составляющая. При этом сервисами профессионально никто всерьез не занимался. Работы выполнялись по остаточному принципу.

Период 2005 года характеризовался неопределенностью приоритетов в ИТ-сфере (для кого, что именно и в какой последовательности делать) и набирающими силу процессами обособления энергокомпаний целевой структуры (ОГК, ТГК, МРСК). Необходимость повышения капитализации спровоцировала «погоню за брендом», в частности — в вопросах выбора ERP-систем. В этот период специалисты энергокомпаний (во многом — в результате наших совместных усилий с департаментом информационных технологий РАО ЕЭС) задумались о том, что внедренные системы и установленные аппаратные комплексы надо кому-то профессионально эксплуатировать. Началось структурирование сервисной деятельности, стали создаваться небольшие аутсорсинговые структуры.

К 2006 году у энергокомпаний исчезли излишние амбиции. Сложилось общее понимание, что без согласованного развития ИТ-пространства электроэнергетики, без типовых решений, без единой технической политики издержки на ИТ вырастают в разы. Однако вопросы снижения совокупной стоимости владения (TCO) каждое энергопредприятие по-прежнему решало самостоятельно. Никакой значительной интеграции между предприятиями в этом смысле мы не наблюдали. Что касается аутсорсинга, то и в 2006 году серьезных продвижений в этом направлении не случилось.

Надо сказать, что большое влияние на достижения в сфере ИТ, на мой взгляд, оказывает фактор определенности будущей структуры капитала. В тех энергокомпаниях, где ситуация более стабильна (ФСК, ГидроОГК, СО-ЦДУ), развитие в сфере ИТ идет быстро и целенаправленно. Там, где будущая структура капитала пока не определена — процессы идут гораздо медленнее. 

CNews: Реализация каких ИТ-задач отрасли является, на ваш взгляд, наиболее трудновыполнимой по итогам последних лет? Чем обусловлены эти сложности?

Евгений Аксенов: Задача №1 для такой фондоемкой отрасли, как электроэнергетика — управление активами. Ситуация с ними сейчас приобрела особую остроту, поскольку актуальность отраслевой нормативной базы по обслуживанию оборудования крайне низка и каждая компания вынуждена решать эту проблему самостоятельно.

А в управлении энергоактивами нужно решать ту же задачу, которую мы решаем сейчас в ИТ — структурирование и переход к управлению уровнем услуг. Ведь без этого даже совокупную стоимость владения  нельзя толково посчитать.

CNews: В числе главных проблем, тормозящих информатизацию холдинга, ИТ-руководство РАО ЕЭС отмечает невысокий уровень квалификации ИТ-директоров и специалистов «на местах». Как вы оцениваете изменения, произошедшие в этой сфере за последний год?

Евгений Аксенов: Изменения я оцениваю позитивно. За последние полтора года произошла консолидация управления в области ИТ, в энергокомпаниях выстроились вертикали ИТ-власти (в ОГК, ТГК, ФСК). Во многих структурах созданы серьезные центры компетенции, предлагающие эффективные решения.

Что касается уровня квалификации ИТ-директоров энергопредприятий, то он значительно вырос. Если в 2003-2004 году инициативную группу департамента ИТ РАО ЕЭС мало кто понимал, то сегодня в большинстве своем ИТ-директора — это не только технически грамотные люди, но и специалисты, способные общаться с функциональными заказчиками на их языке, полноценно участвовать в выработке стратегии компании. Да и положение их к этому обязывает — они поднялись на второй уровень управления.

CNews: Известно, что политикой руководства РАО ЕЭС предусмотрен «отказ от навязывания» региональным энергокомпаниям решений тех или иных ИТ-вендоров. Какими принципами руководствуется «ГВЦ Энергетики», рекомендуя использование определенных ИТ-решений?

Евгений Аксенов: Выбор решений ИТ-вендоров, которые мы предлагаем, — это наш выбор. Энергокомпании никто не обязывает соглашаться с нами и покупать решения у нас. Мы участвуем в тендерах на общих основаниях.

Свой же выбор мы делаем не случайно — решения тщательно отбираются, проходят экспертизу в испытательной лаборатории «ГВЦ Энергетики» (мы являемся уполномоченным отраслевым экспертным центром) и сертифицируются.

Зная требования «Технической политики в области ИТ», разработанной в РАО, и технических преференций конкретных предприятий, мы можем выбрать наиболее подходящее решение из всего спектра, представленного на рынке. А угадали мы или нет — решит заказчик.

CNews: Какие новые возможности с точки зрения реализации ИТ-сервисов появились у вашей компании в 2006 году? Как вы оцениваете эффективность их использования к настоящему времени?

Евгений Аксенов: Исторически основным клиентом «ГВЦ Энергетики» была материнская компания — РАО «ЕЭС России». С 2004 года, когда в компании был взят курс на рыночные принципы, клиентская база компании значительно расширилась, нам стали доверять. К тому же к 2006 году многие наши клиенты внедрили у себя серьезные приложения, которые надо профессионально эксплуатировать (SAP, Oracle, Documentum и т.д.). Мы видим здесь свою нишу: ведь почти 40 лет ГВЦ профессионально занимается ИТ-сервисами.

К сегодняшнему дню в компании произошли серьезные технологические изменения: наш центр обработки данных модернизирован, Sevice Desk контролирует каждое обращение пользователей, все ответственные технологические комплексы «обвязаны» системами мониторинга, регламентами и пооперационными технологическими картами, схемами эскалации инцидентов. И, конечно, мы кардинально повысили квалификацию эксплуатационного персонала, изменили их статус и условия работы. И заказчикам это, похоже, понравилось.

CNews: Какие структурные изменения произошли в ГВЦ в течение минувшего года? Какими новыми задачами и потребностями они были обусловлены?

Евгений Аксенов: Рынок растет, системы усложняются, мы наращиваем квалификацию наших сотрудников. Причем действуем проактивно. Как только почувствовали потребность заказчиков — стараемся инвестировать: обучаем персонал, проводим его сертификацию, набираем новых сотрудников с необходимым уровнем компетенции. Так, с конца 2005 года в ГВЦ работает центр компетенции по продуктам SAP, которыми мы ранее не занимались. А сегодня мы — партнеры SAP, имеющие более ста сертифицированных специалистов. В этой части нашим основным клиентом является ФСК ЕЭС. Аналогичный ресурсный задел мы готовим и по практике на базе Documentum.

Мы значительно продвинулись в части построения модели управления сервисами. Для этого в 2006 годк был создан сервисный офис (в дополнение к уже существовавшему проектному). Сегодня практически все сервисы, оказываемые ГВЦ (а это около 60 тыс. человеко-часов в месяц), взяты под жесткий контроль в части соответствия расчетно-технологическим картам, требованиям с точки зрения отказоустойчивости и доступности. Здесь результат также не заставил себя долго ждать — сегодня нам доверяют «тяжелые» серверы, обеспечивающие работу критических для бизнеса приложений и требующие от персонала высокого уровня квалификации.

Есть и другая причина, объясняющая активизацию нашей деятельности в области управления сервисами — это необходимость интенсивного регионального развития. Ведь в случае аутсорсинга необходимо квалифицированно управлять ресурсами в разных уголках страны. Без наработанных технологий управления, без пооперационных нормативов, которым ты веришь, без соответствующей автоматизированной системы это невозможно.

CNews: Какие из ИТ-проектов, реализованных в 2006 году в энергетической отрасли, вы можете отметить в числе наиболее инновационных?

Евгений Аксенов: Пожалуй, назову два проекта — коммерческий и инвестиционный. Первый — это внедрение корпоративной информационной системы на базе SAP в центральном аппарате и региональных структурах ФСК ЕЭС, в котором наши специалисты приняли активное участие.

Второй — это модернизация нашего центра обработки данных, которую ГВЦ организовал и самостоятельно профинансировал (включая и строительные, и специализированные работы). Теперь у нас в центре Москвы есть современная высокотехнологическая площадка (1200 кв. м).

CNews: Как вы оцениваете перспективы развития вашей компании после реформирования РАО ЕЭС?

Евгений Аксенов: Оптимистично. В 2006 году в плановом порядке разработана и утверждена стратегия среднесрочного развития, предусматривающая форсированное развитие ГВЦ как рыночной компании. Еще в 2003 году контракты с РАО обеспечивали 83% бизнеса компании. Сегодня этот вклад составляет лишь 46%, а в 2008 году, по нашим прогнозам, снизится до 10% и ниже.

Но главное — в другом. Сегодня у компании не один, о четыре устойчивых клиентских сегмента: РАО, ФСК и аффилированные структуры, генерирующие предприятия и компании вне отрасли. За прошлый год рост реализации наших услуг составил 75%. Стоимость бизнеса компании ежегодно удваивается. Это говорит о том, что мы нашли свою нишу — классический аутсорсинг, причем и ресурсный, и функциональный, и стратегический. 

Основной наш риск — снова превратиться в отраслевую «мамину дочку». Поэтому нам очень важно преодолеть притяжение отрасли и прорваться к открытому рыночному пространству. Думаю, что у нас это получится.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS