tev
Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2006" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Юрий Вартанов: Опыт Москвы в области госзакупок становится доступен регионам

Юрий ВартановОб актуальных задачах развития системы государственных закупок в России, о региональном распространении прогрессивных технологий в этой области, о результатах проекта по возданию автоматизированной системы реестра контрактов и торгов в интервью CNews рассказал директор ГНПП «Гранит-Центр» Юрий Вартанов.

CNews:  Какие тенденции доминировали в 2006 году в сфере информатизации государственных и муниципальных  структур, по вашим наблюдениям?

Юрий Вартанов: Если раньше государственные и муниципальные органы приходилось убеждать в необходимости внедрения информационных технологий, продвигаемых в государственную сферу чрезвычайно трудно, то сейчас наблюдается обратная ситуация. Сегодня очень многие распорядительные и директивные документы выходят с конкретными поручениями, связанными с реализацией в автоматизированных системах определенных задач.

Если говорить о Москве, то сегодня ИТ занимают в управлении городом чрезвычайно важное место. Всю свою учетную деятельность город начал интенсивно систематизировать и автоматизировать. Основная тенденция 2006 года состоит в том, что все городское хозяйство подверглось тотальному учету. Все началось с учета недвижимости, земли, государственных контрактов, торгов, учета участников размещения госзаказа, к примеру, в 2006 году был заявлен реестр зеленых насаждений.

Городу необходимо создание той основы, на которой потом можно будет принимать какие-либо управленческие решения. Конечно, это пока еще разрозненная учетная система. Но с 2006 года госструктуры Москвы начинают понимать, что прежняя изолированная деятельность — малопродуктивна. Для принятия решений им не хватает данных, а получить информацию из смежных систем довольно сложно. Каждая отдельная структура приходит к пониманию в необходимости налаживания информационного взаимодействия. И это уже неоспоримая тенденция.

Конечно, процесс этот очень сложный и, несмотря на понимание со стороны госструктур, пока не носит массовый характер. Одна из причин заключается в том, что не вся информация готова к интеграции. Она не всегда точна, конкретна и систематизирована, поэтому здесь заказчикам еще предстоит много работы.

CNews: Какие существенные шаги были предприняты государством в течение последних лет в сегменте госзакупок?

Юрий Вартанов: В России существует три лидера в области государственных закупок: Москва, Санкт-Петербург и Татарстан. Эти субъекты РФ занялись автоматизацией процессов размещения госзаказа еще до выхода федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд».

Самым существенным шагом в системе размещения госзаказа было вступление в действие 94-ФЗ от 1.01.2006 года. Этот закон определил и очень точно выстроил для всех участников системы госзакупок стандартные процедуры проведения конкурсов и аукционов. Таким образом, было обеспечено выравнивание прав и обязанностей всех субъектов, участвующих в системе госзакупок. Единая система дает возможность участвовать в конкурсе на размещение госзаказа компаниям из любых регионов нашего государства по единым установленным правилам.

В этом законе многие процедуры были прописаны достаточно подробно. И теперь уже не нужно думать о том, как поступать в тех или иных случаях, не надо изобретать какие-то новые пути решения возникающих вопросов.

CNews: В прошлом интервью вы упоминали о старте крупного проекта по созданию автоматизированной городской системы ведения реестра контрактов и торгов. Каких результатов удалось достичь?

Юрий Вартанов: Я повторюсь в том, что по своему замыслу эта система занимает особое место, потому что аналогов ей по масштабу и охвату пользователей не было. Наш реестр сразу охватил практически все организации, все органы исполнительной власти. Характерной особенностью этой системы является распределенный ввод данных, то есть каждый заказчик на удаленном рабочем месте сам вводит в систему информацию об итогах заключаемого государственного контракта или договора и сам несет за нее ответственность. При этом руководство города получает полную информацию по каждому участнику для принятия правильных управленческих решений, а по результатам внесения в базу данных этих характеристик можно говорить о характере, сроках, качестве и итогах исполнения договорных обязательств.

С самого начала мы очень плотно работали и продолжаем работать с Департаментом по конкурентной политике. Приходилось по много раз обсуждать принцип построения системы, алгоритмы ввода, обработки информации, вопросы внедрения унифицированных решений и интеграции с существующими информационными системами и технологиями во всех организациях и органах исполнительной власти города, выполняющих функции главных распорядителей бюджетных средств города Москвы.

Естественно, мы сразу ощутили ту полноту ответственности, которую на нас возложили органы власти города Москвы. Однозначно, никаких ошибок допускать было нельзя, так как саму систему испытывали в действии в реальной обстановке. И здесь пригодился наш опыт по внедрению системы электронного документооборота в ряде префектур города Москвы. Главным результатом мы считаем факт, что АИС ЕРКТ принята в промышленную эксплуатацию, жизнеспособна, в полной степени удовлетворяет всем требованиям, которые к ней были предъявлены. И, конечно, высокая оценка, которую АИС ЕРКТ дал Мэр Москвы Ю.М.Лужков и Департамент по конкурентной политике. Кстати, В конце 2005 года Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) совместно с независимым маркетинговым агентством PM-Group подвели итоги исследований отечественных B2G (госсектор) и B2B (корпоративный сектор) электронных торговых площадок. В рейтинге были представлены более 250 ресурсов и 50 компаний. В числе трех лучших отечественных систем электронных торгов в госсекторе была признана АИС Единого реестра контрактов и торгов. Организаторы рейтинга отметили успехи АИС ЕРКТ – крупнейшей в России системы, обеспечивающей информационное сопровождение ведения реестра государственных контрактов.

CNews: Аналитики утверждают, что Москва сегодня полностью готова к использованию средств электронных госзакупок. Как распространяется этот опыт в российских регионах?

Юрий Вартанов: Да, это действительно так. Департаментом по конкурентной политике сегодня предпринят ряд шагов для того, чтобы определить для Москвы правила проведения процедуры госзакупок. Причем, отстроив их таким образом, чтобы туда не попадали случайные пользователи. Для подготовки и проведения торгов не пришлось создавать новую электронную торговую площадку: из существующих площадок были выбраны наиболее надежные. Был проведен открытый конкурс на выполнение функций специализированной организации по проведению торгов в электронной форме. Вся подготовка происходит за рамками этих электронных торговых площадок. Она проводится в АИС ЕРКТ по регламентированной процедуре, а собственно сами торги — на электронных торговых площадках.

Одно из главных условий проведения торгов в электронной форме — это наличие электронно-цифровой подписи: допуск к торгам осуществляется только по сертификату ЭЦП, который является удостоверением того, что участник будет самостоятельно торговаться на электронной торговой площадке. Электронные торговые площадки — это один из путей побудить предпринимателей к массовому применению ЭЦП. Распространение этого опыта в российских регионах уже начато. Получение удостоверения ЭЦП — процедура не сложная и не долгая. Если, допустим, предприятие, Ивановской области изъявит желание принять участие в торгах, которые проводит Москва, причем в форме электронного аукциона — оно может приобрести для себя сертификат ЭЦП. Электронные торги предоставляют ряд преимуществ для региональных участников размещения государственных заказов.

CNews: На каком этапе сегодня находится ваш проект по развитию АИС ЕРКТ?

Юрий Вартанов:  С заказчиком — департаментом по конкурентной политике — мы неоднократно обсуждали принципы построения системы, алгоритмы ввода и обработки информации, вопросы внедрения унифицированных решений и интеграции с существующими информационными системами и технологиями во всех организациях и органах исполнительной власти города, выполняющих функции главных распорядителей бюджетных средств Москвы.

Никаких ошибок допускать было нельзя, поскольку саму систему мы испытывали в реальной обстановке. И здесь пригодился наш опыт по внедрению системы электронного документооборота в ряде московских префектур.

Сегодня АИС ЕРКТ принята в промышленную эксплуатацию, она в полной степени удовлетворяет всем предъявленным требованиям. АИС Единого реестра контрактов и торгов была признана одной из трех лучших отечественных систем электронных торгов в госсекторе.

Аналогов создаваемой системе по масштабу не было: наш реестр охватил практически все органы исполнительной власти. Характерной особенностью системы является распределенный ввод данных. Каждый заказчик на удаленном рабочем месте сам вводит в систему информацию об итогах заключаемого государственного договора и сам несет за нее ответственность. При этом руководство города получает полную информацию по каждому участнику, а по результатам внесения в базу данных этих характеристик можно говорить о характере, сроках, качестве и итогах исполнения договорных обязательств.

CNews: Как в 2006 году изменилось число пользователей системы и ее функциональные возможности?

Юрий Вартанов: Число пользователей портала выросло за минувший год более чем в два раза. Если до определенного времени пользователями являлись только государственные заказчики, то сейчас к ним добавились специализированные организации, которые осуществляют подготовку и проведение самих конкурсов.

В течение 2006 года мы продолжили развитие и доработку АИС ЕРКТ: создавали специальные возможности для управления по экономической безопасности, что позволило этой структуре вести проактивный контроль, не допускать нарушений или замечать их на самой ранней стадии (то есть — свести к минимуму случаи судебных разбирательств).

Мы ввели в эксплуатацию реестр торгов и лотов, который регистрирует все процедуры размещения, выдает извещение, которое  выкладывается на официальный портал департамента по конкурентной политике. Также формируются протоколы по каждому шагу процедур. Кроме того, расширился аналитический блок системы, который позволил выявить множество недоработок в самой процедуре размещения государственного заказа. В 2006 году нами была спроектирована и запущена система информационной безопасности, которая полностью перекрывает несанкционированный доступ к базам данных.

Фактически мы ввели в эксплуатацию портал госзакупок, который обеспечил возможность деятельности департамента по конкурентной политике. И если в марте 2006 года у нас был лишь сайт, который мог обеспечить только публикацию ограниченной информации, то теперь портал предоставляет более широкие возможности: поиск, сортировку, что позволило всем участникам сектора госзакупок работать более оперативно и эффективно. Сегодня все предприятия имеют доступ в интернет и могут получать любую информацию о госзакупках прямо с официального портала.

CNews: С какими проблемами пришлось столкнуться при создании этой системы?

Юрий Вартанов: Были проблемы с протоколами конкурсных комиссий, в которых допускались чисто технические ошибки. К примеру, одни заказчики вносили в систему сумму в рублях, другие — в тысячах рублей и т.д. Сегодня процедура внесения изменений отработана и применяется в соответствии с регламентом, причем вся история внесения каких-либо изменений сохраняется и может быть представлена заинтересованным сторонам в случаях необходимости.

Рост числа пользователей информационной системы поставил перед нами задачу замены технического оборудования: прежнее уже не справлялось с возрастающим количеством информации. Сейчас эта проблема нас уже не беспокоит.

CNews: Каковы ближайшие планы развития этого направления?

Юрий Вартанов: Количество конкурсов и торгов постоянно растет, поэтому наши планы, в первую очередь, связаны с развитием возможностей государственных структур в области более быстрого и качественного проведения конкурсных процедур.

Мы будем развивать функционал в области формирования типовой конкурсной документации с заполнением элементарных форм. То же самое необходимо применить к государственным контрактам, чтобы оптимизировать процесс ввода информации.

В 2007 году в Москве запускается единая торговая площадка, которая включает в себя несколько отраслевых и все территориальные торговые площадки. В связи с этим мы должны обеспечить заказчиков дополнительным функционалом, например — должна быть автоматизирована процедура балльного анализа.

Важное направление — интеграция. Уже сегодня данные АИС ЕРКТ чрезвычайно востребованы многими городскими структурами. В конечном счете, система должна стать источником данных по размещению государственного заказа для всех городских информационных систем.

И еще одна технологическая перспектива — обеспечение проведения конкурсов и аукционов в режиме видеоконференцсвязи с удаленным голосованием. Это направление мы начали развивать в 2006 году и продолжим в текущем году. Данная технология позволила сэкономить время при проведении конкурсов и аукционов: сегодня уже имеется возможность проведения заседаний межведомственной комиссии в режиме видеоконференцсвязи с удаленным голосованием.

CNews: Спасибо.


CNews Справка:

Вартанов Юрий Оганесович — директор ГУП г. Москвы «ГНПП "Гранит-Центр"»

Родился 20 сентября 1953 года в городе Тбилиси.

В 1976 году окончил Московский физико-технический институт по специальности «Системы автоматизированного управления».

1976 — 1992 гг. — прошел путь от младшего научного сотрудника до начальника сектора в ЦНПО «ЭКОР».

В 1992 г. создал малое предприятие «Гранит» (с 1995 г. — «ГНПП «Гранит-Центр»).

Подробнее

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS