tev
Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2006" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Андрей Гнездилов: Одним из основных требований к интегратору сегодня становится оперативность

Андрей Гнездилов На вопросы CNews отвечает Андрей Гнездилов, коммерческий директор компании «Открытые Технологии».

CNews: Как изменился отечественный рынок ИТ за последний год, по вашим наблюдениям?

Андрей Гнездилов: За прошлый год рынок вырос на 20-25%. Заметно оживился бизнес в регионах. Например, у нашей компании появился ряд новых крупных региональных проектов. Кроме того, хочу отметить активное развитие ИТ во всех индустриальных направлениях. 

CNews: Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что «эра» консолидаций заканчивается, начинается «эра» IPO?

Андрей Гнездилов: Процесс консолидации продолжается, компании объединяются. И он продлится еще года два-три. Но это не мешает выходить на IPO тем компаниям, которые готовы к этому, независимо от консолидации.

CNews: Что все еще является драйвером роста для отечественного ИТ-бизнеса? Как долго сохранится его влияние?

Андрей Гнездилов: Основной стимул роста – это развитие российской экономики и отечественных компаний, которые сейчас укрепляют свои позиции. Они конкурируют с западными игроками рынка в своих сегментах. Борьба накаляется и требует эффективности, оперативности и согласованности действий внутри организаций. А для этого необходимы отлаженные бизнес-процессы, а следовательно, и современные ИТ-системы и подготовленная к их внедрению ИТ-инфраструктура. Кроме того, уровень мировых цен и цен внутри страны подталкивает наших производителей выходить на зарубежные рынки. Таким образом, им приходится выдерживать конкуренцию и на мировом рынке, т.е. с западными компаниями, которые уже давно и успешно используют в управлении ИТ-решения. На  решение этих задач и направлен ИТ-бизнес и наши решения в частности.

CNews: По каким направлениям растет ИТ-бизнес сегодня?

Андрей Гнездилов: Основные направления – это центры обработки и системы хранения данных, сети, базовые корпоративные информационные системы. Первые три направления занимают львиную долю рынка. Кроме того, сейчас многие предприятия понимают необходимость систем управления и внедряют ERP. Так что в целом рынок в России становится более зрелым. Не секрет, конечно, что еще есть компании, работающие по старым правилам. Но рано или поздно процесс автоматизации затронет и их - этого требует конкуренция.

CNews: Как изменилась за последнее время структура спроса на ИТ со стороны российского корпоративного сектора? Каковы нынешние приоритеты?

Андрей Гнездилов: Сильно шагнул вперед госсектор. Дороговизна энергоресурсов, приведшая к профициту бюджета, способствует развитию государственных структур. И они, чтобы повысить эффективность процессов управления, активно стали заниматься внутренней автоматизацией. Также стоит отметить телекоммуникационные компании, нефтегазовый, банковский секторы, финансовые и страховые организации, промышленность – в этих сегментах рынка шло наиболее активное развитие ИТ. Бурный рост отмечался и в сфере ритейла: на отечественный рынок пришли крупные западные игроки, обладающие современными технологиями, что подвигает и российские организации соответствовать общему уровню.

Спрос на различные ИТ-продукты зависит от отрасли, в которой специализируется клиент, а также от уровня автоматизации предприятия: компании, которые прошли определенный этап становления, имеющие базовые системы, нуждаются в их модернизации и во внедрении новых, более сложных.

CNews: Насколько вырос спрос на консалтинговые услуги?

Андрей Гнездилов: Я считаю, что спрос вырос так же, как и рынок, т.е. на 20-25%. Но требования заказчиков меняются. Сейчас они стали особенно ценить наличие у интеграторов таких специалистов по консалтингу, которые раньше работали в их отрасли, знают ее проблематику и способны говорить с ними на одном языке. Это очень помогает руководителям компаний принять верное решение, понять, какие системы внедрять и насколько они могут быть эффективны и полезны для бизнеса.

CNews: Как бы вы охарактеризовали спрос на аутсорсинг в настоящий момент?

Андрей Гнездилов: Спрос, безусловно, есть. На Западе многие компании активно работают в этом направлении, а сейчас и в России все больше системных интеграторов предлагают услуги аутсорсинга. Пока заказчиков, готовых отдать часть или же всю свою ИТ-систему в ведение посторонней компании, не так много. Но многие руководители предприятий уже понимают, что выгоднее поручить часть работ интегратору, нежели содержать штат специалистов. И постепенно количество приверженцев такого подхода увеличивается.

CNews: Насколько вообще «привередливее», по мере «взросления», становится отечественный заказчик? Какие новые требования предъявляются сегодня к интегратору?

Андрей Гнездилов: Заказчики не привередливы. Просто они становятся более грамотными и четко понимают, какие продукты существуют на рынке, и поэтому требуют именно те решения, которые им необходимы. Многие компании сами анализируют, что им нужно, и очень грамотно формулируют свои запросы. Техническое задание таких заказчиков становится узконаправленным и понятным для интеграторов, и нам проще разработать правильное и точное решение.

Одним из основных требований к интегратору сегодня становится оперативность: заказчики все чаще устанавливают крайне сжатые сроки выполнения работ. А это в свою очередь требует от интегратора больших ресурсов, ведь важно не только успеть вовремя закрыть проект, но и качественно его выполнить. Кроме того, большое внимание сейчас уделяется детальной проработке предложений.

Очень большое значение имеет наличие в штате интегратора специалистов различных направлений, поскольку решения становятся комплексными и все более сложными, и для их реализации необходимо обладать большим количеством компетенций. Если же в компании не находится нужного специалиста, интегратор должен наверстать это упущение: найти субподрядчика или как-то по-другому решить вопрос. А для этого требуется время.

CNews: Продвигая управленческие решения, насколько сами российские интеграторы развивают у себя культуру управления инфраструктурой и бизнесом? Насколько структурирована и прозрачна их деятельность?

Андрей Гнездилов: Безусловно, мы и у себя внедряем решения, направленные на управление инфраструктурой. Эти решения помогают нам повысить оперативность и продуктивность бизнеса, особенно в условиях увеличения объема работ и количества персонала. Например, в нашей компании активно используется CRM-система. Она структурирует информацию о деятельности всех подразделений организации, помогает отслеживать этапы ведения проектов. Вообще, добиться прозрачности такого сложного бизнеса, как интеграторский, без соответствующих систем управления затруднительно.

Решение о внедрении той или иной системы мы принимаем, опираясь на собственные знания в этой области: все-таки мы не первый год занимаемся системной интеграцией, имеем богатый опыт, сотрудничаем с ведущими вендорами и обладаем информацией, что называется, из первых уст об эффективности и успешности определенных решений. Кроме того, у нас работают высококвалифицированные специалисты, способные грамотно порекомендовать приложения и продукты.

Вообще культура управления любым предприятием должна быть основана на постулатах теории менеджмента, которые давно и успешно применяются на западе. Мы четко понимаем, что эффективнее работает та организация, у которой есть культура управления, четко распределена ответственность персонала, отлажено взаимодействие между подразделениями, детально описаны все бизнес-процессы и созданы четкие процедуры, их регламентирующие. В российских компаниях пока только идет становление такой системы.

CNews: Насколько заметно смещается фокус отечественных поставщиков ИТ на регионы? Можно ли уже говорить об активной региональной экспансии московских интеграторов?

Андрей Гнездилов: Сегодня регионы развиваются очень активно. Большое количество предприятий там очень эффективны, прибыльны и конкурентоспособны. И многим из них требуются современные ИТ-решения. Этот спрос удовлетворяют либо местные ИТ-компании, либо крупные московские интеграторы, имеющие региональные представительства. Экспансия в регионы идет уже давно, однако о доминировании столичных компаний на местных рынках говорить пока рано. Создание филиальной сети зависит от подхода к бизнесу каждой конкретной организации и ее стратегии. Наша компания делает акцент на региональном развитии, поскольку понимает, что есть интерес среди клиентов и что мы можем им предложить именно те решения, которые им необходимы, а кроме того, наши заказчики также выходят на региональные рынки, и их представительства нуждаются в наших услугах. 

CNews: С какими главными сложностями сталкивается, по вашему опыту, интегратор, выходя на региональные рынки?

Андрей Гнездилов: Главная сложность – это кадровый дефицит: катастрофически не хватает грамотных, опытных специалистов. Причем на рынке труда системные интеграторы конкурируют не только между собой, но и с вендорами. К сожалению, зачастую производители способны предложить специалистам более выгодные условия и переманить сотрудника у интегратора. Так что основная проблема – кадры, которые действительно решают все: знают, как нужно работать, что нужно заказчикам, и способны развивать бизнес компании в конкретном регионе.

Какие наиболее значимые проекты были реализованы вами в 2006 году?

Андрей Гнездилов: Среди значимых и крупных заказчиков можно особо отметить проект внедрения единой информационно-телекоммуникационной сети в МВД республики Башкортостан, проект по автоматизированной системе управления дорожным движением (АСУДД), который велся в рамках программы по повышению безопасности дорожного движения, объявленной президентом России.

Интересным для нас стал проект модернизации вычислительного комплекса в  «Норильском никеле». Кроме того, мы завершили два проекта по внедрению в «Юганскнефтегазе» модулей системы АТОЛЛ - собственной разработки нашей компании, созданной в рамках Центра решений в топливно-энергетическом комплексе. Благодаря активности наших филиалов мы построили центры обработки данных в региональных подразделениях «Газпрома» и «ТрансГаза». Еще можно отметить ряд проектов в генерирующих компаниях РАО ЕЭС, работу по которым мы планируем усилить в этом году.

CNews: Какие вертикальные рынки являются для вас сегодня приоритетными?

Андрей Гнездилов: Для нас это госсектор, финансы, телекоммуникации, промышленность и нефтегазовая отрасль. Кроме того, я назвал бы еще и ритейл - он растет очень быстрыми темпами, и здесь велика потребность в ИТ-решениях. На сегодняшний день наша компания может предложить специализированные решения для всех перечисленных вертикалей.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS