tev
Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2006" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Алексей Кузовкин: Темпы развития ИТ-рынка подталкивают компании к принятию решения о выходе на IPO

Алексей КузовкинО факторах, влияющих на решение ИТ-компаний о выходе на фондовый рынок в интервью CNews рассказывает генеральный директор компании «Армада» Алексей Кузовкин.

CNews: Как вы оцениваете развитие российского ИТ-рынка в 2006 году?

Алексей Кузовкин: Все последние годы российский ИТ-рынок растет, в 2006 году его рост составил около 30%. Можно уверенно говорить о том, что значительно повысился за это время и технологический, и качественный уровень услуг, предоставляемых российскими компаниями.

При этом нужно отметить, что в 2006 году активно росла доля таких направлений, как ИТ-услуги и обслуживание ИТ-инфраструктуры на фоне сокращения доли инвестиций в ИТ-инфраструктуру. В этом российский рынок постепенно сближается с рынками западных стран, где услуги, безусловно, превалируют.

Важной тенденцией развития ИТ-рынка стала набирающая обороты консолидация. Небольшим компаниям все труднее конкурировать с крупными, поэтому они с готовностью идут на сближение с ведущими игроками рынка. В свою очередь, крупные компании за счет консолидации обретают возможность в короткие сроки расширить список предоставляемых услуг. В настоящий момент на российском рынке нет явно выраженных лидеров, ни один из игроков не контролирует больше 10% рынка, но это не значит, что такие компании не появятся в ближайшие годы.

CNews: В 2005-2006 годах о своем желании провести IPO объявили сразу несколько российских ИТ-компаний. Тем не менее, никто так и не осуществил размещение. С чем это может быть связано, на ваш взгляд?

Алексей Кузовкин: Я думаю, что нельзя говорить о какой-то одной причине нереализованного выхода компаний на IPO. Скорее, имеет место целый комплекс причин, каждая из которых в той или иной степени присуща игрокам российского ИТ-рынка.

Во-первых, многие компании откладывают выход на IPO вопреки обещаниям, ожидая, что их стоимость возрастет вместе с общим ростом рынка. Во-вторых, на их решения об отсрочке влияет внутренняя неуверенность в своих силах, поскольку у менеджмента, как правило, отсутствует опыт привлечения инвестиций, тем более — посредством процедуры IPO. В-третьих, многих ИТ-игроков сдерживает собственная финансовая закрытость — а проведение IPO, как известно, предполагает высокую прозрачность компании для потенциальных инвесторов. В-четвертых, есть компании, имеющие достаточные средства для развития и без привлечения сторонних инвестиций, при этом в структуре продуктов и услуг многих игроков велика составляющая дистрибуции и продаж «железа», что само по себе не является привлекательным объектом для инвестиций. И последний аспект: некоторые компании не имеют четкой долговременной стратегии развития, что отражается на их возможностях и инвестиционной привлекательности. Но, несмотря на все сложности, ИТ-рынок своим развитием подталкивает компании к принятию решения о выходе на IPO. Поскольку те игроки, которые раньше других получат доступ к финансовым ресурсам, будут иметь возможность консолидации наиболее привлекательных активов.

CNews: Насколько российские ИТ-компании вообще заинтересованы в выходе на фондовый рынок, на ваш взгляд? Что может стимулировать их к этому шагу?

Алексей Кузовкин: Каждая компания развивается по собственному сценарию, и в ходе этого развития проходит множество этапов и перебирает массу возможностей. Кто-то способен постоянно развиваться и обладает достаточными для этого ресурсами, кто-то — нет. Выход на фондовый рынок — это одна из возможностей, очень перспективная, но отнюдь не единственная. Интерес к IPO существует, но главное — это наличие возможностей для роста, уверенность компании в завтрашнем дне и умение принимать верные стратегические решения.

Сильным стимулом к выходу на биржу должна служить идея активизации развития своей компании. Если она присутствует, если есть воля к воплощению этой идеи, то компания, как правило, добивается поставленных целей. Кроме того, всегда перед глазами пример других игроков, чей успех также может подтолкнуть многих к принятию такого решения.

CNews: Каковы ваши планы и ожидания в связи с процедурой IPO? Какие изменения претерпевает компания по мере подготовки к выходу на фондовый рынок?

Алексей Кузовкин: В феврале текущего года совет директоров «РБК Информационные Системы» принял решение о выделении ИТ-бизнеса в отдельную компанию, получившую название «Армада». Мы с уверенностью говорим о проведении IPO ОАО «Армада» в 2007 году. Безусловно, мы надеемся, что эта процедура пройдет успешно.

В ходе подготовки к выходу на фондовый рынок любая компания неизбежно и довольно значительно меняется. Для «Армады» этот этап во многом пройден, так как мы уже были частью публичной компании «РБК Информационные Системы» и вместе пережили необходимые для процедуры IPO перемены еще в 2002 году.

Но для компании, начинающей выход на фондовый рынок с нуля, изменения будут существенными и затронут все внутренние и внешние процессы. В компании появятся новые, непривычные, но обязательные для исполнения процедуры.Придется привыкнуть к довольно продолжительному внешнему аудиту и научиться общению с инвесторами.

CNews: Как бы вы оценили результаты наиболее крупных слияний и поглощений в отрасли за последнее время?

Алексей Кузовкин: Процессы слияний и поглощений на российском ИТ-рынке набирают обороты. Процедуры произошедших слияний продемонстрировали менеджменту, насколько велика сложность интеграционных процессов. По некоторым данным, примерно две трети слияний не имеют однозначного успеха, то есть компании не достигают уровня своей прежней эффективности. Игроки ИТ-рынка неизбежно столкнутся с этой проблемой и должны будут научиться ее решать.

Наша компания обладает положительным опытом проведения процессов консолидации: в 2006 году к нам присоединилась компания «Гелиос Компьютер». При этом была не только увеличена общая доля присутствия компании на рынке, но и обеспечены кросс-продажи продуктов и услуг всех компаний, участвовавших в сделке. В итоге совокупная выручка в 2006 году увеличилась более чем в два раза.

CNews: Как в целом вы охарактеризовали бы итоги 2006 года для компании «Армада»? Что обеспечило рост выручки более чем на 100%?

Алексей Кузовкин: Итоги года нас радуют. Компания находится на подъеме, и мы прилагаем максимум усилий для сохранения существующей динамики. Столь быстрый рост, помимо приобретения компании «Гелиос Компьютер» и ее успешной интеграцией в общий бизнес, был обусловлен активным развитием линейки собственных продуктов, а также работой по диверсификации клиентской базы и развитию отношений с ключевыми заказчиками. Клиентская база компании выросла с 300 до 740 заказчиков. Кроме того, «Армада» вдвое выросла в количественном отношении.

В 2006 году мы выиграли несколько крупных тендеров, финансируемых Всемирным банком. Нашими клиентами стали «Газпром», «Сбербанк», Министерство финансов РФ, МИД РФ, «Внешэкономбанк», «Банк Москвы» компания «Северсталь-Авто».

CNews: Какие из своих проектов в 2006 году вы могли бы выделить в качестве наиболее значимых?

Алексей Кузовкин: Не стану перечислять все проекты, подробнее остановлюсь лишь на четырех из них. Первый — это система управления регистрацией и таможенным оформлением автотранспорта для Федеральной таможенной службы России. Второй проект был реализован нами для Российской государственной библиотеки. Это национальная информационная система, предназначенная для доступа читателей через интернет к электронным версиям книг. Система объединяет информацию сотен библиотек по всей стране. В результате проекта будет создана крупнейшая электронная библиотека в России.

Еще одно интересное решение было разработано нами по заказу Росстата РФ. Это система для контроля макроэкономической политики и составления прогнозов по таким показателям, как ВВП, добавленная стоимость, объем производства. Система позволяет учитывать изменения указанных факторов и приводить данные к пригодному для сравнения виду, что дает возможность использовать максимально длинную историю для формирования прогноза.

Для Министерства финансов РФ в рамках гранта Мирового Банка нами был выполнен консалтинговый проект по созданию законодательной базы и информационной системы для учета объектов залога движимого имущества. Теперь заемщики, у которых нет недвижимости, но есть ценное движимое имущество (например, оборудование, автомобиль и др.) смогут использовать данные активы для обеспечения кредита.

CNews: Какие задачи стоят перед вашей компанией в 2007 году?

Алексей Кузовкин: Самой интересной из задач можно назвать успешное проведение процедуры IPO. Кроме того, мы намерены приобретать и эффективно интегрировать в существующий бизнес новые компании с их продуктами и инновационными технологиями, которые смогут дополнить имеющиеся у нас решения. Будем продолжать работать над расширением собственной линейки продуктов и услуг за счет инвестиций в разработку, экспертизу и партнерские отношения.  И конечно, будем развивать клиентскую базу.

Наша главная цель на ближайшие годы — добиться первенства на рынке ИТ-услуг для государственных и крупных коммерческих структур в России и СНГ.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS