Обзор подготовлен

версия для печати
Рынок системной интеграции развивается без эксцессов

Рынок системной интеграции развивается без эксцессов

В 2007 году ситуация на российском рынке системной интеграции оставалась стабильной на фоне развития уже знакомых тенденций. Сохранялись и двухзначные темпы роста, и тренд движения игроков к публичности. Стремительно развивался рынок бизнес-приложений и интеграции разрозненных ИТ-решений. К числу «свежих» веяний можно, пожалуй, отнести активизацию слияний и поглощений в секторе.

Развитие рынка системной интеграции, его позитивные и негативные тенденции определяются развитием и особенностями развития компаний-заказчиков этих услуг, и, конечно, экономики страны в целом. Именно сохранение стабильной экономической ситуации в стране в 2007 году в значительной степени стимулировало развитие сектора. По словам Алексея Ананьина, президента компании IBS, российский ИТ-рынок продолжает «взрослеть». Конечно, и с точки зрения структуры совокупных ИТ-затрат, и структуры выручки интеграторов ему еще далеко до зрелых рынков, скажем, США или Европы, однако, признаки «взросления» налицо: выход на стабильные темпы развития 20-25% в год можно считать позитивным фактором.

В целом в 2007 году рынок системной интеграции развивался в условиях хорошего спроса на «тонкую настройку», поддержку и развитие существующей ИТ-инфраструктуры. В предыдущие годы были вложены значительные средства в оборудование и системное ПО для создания ИТ-инфраструктур, и сейчас руководители коммерческих и государственных организаций хотят получать отдачу от этих вложений. Это проявилось в целом ряде положительных трендов. Так, по свидетельству Феликса Гликмана, председателя совета директоров компании TopS BI, в ИТ-бюджетах организаций (прежде всего, крупных компаний и государственных структур) постепенно падает доля новых закупок оборудования и растут эксплутационные расходы, а значит, возрастает интерес к методам и технологиям управления процессами поддержки инфраструктуры и интерес к аутсорсингу.

Как рассказал Андрей Шалимов, заместитель генерального директора компании «Оптима-Интеграция» (ГК «Оптима»), в 2007 году развитие ИТ-инфраструктуры продолжалось как по интенсивному пути (внедрение новых сервисов), так и по экстенсивному (расширение географии, увеличение пропускной способности каналов и т.д.).

В 2007 году государство продолжало оказывать поддержку российскому ИТ-рынку, по-прежнему уделяя большое внимание информационным технологиям: национальные проекты в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства и строительства жилья заняли первые места в списках крупнейших проектов. Оптимизм вызывает также перспективы создания свободных экономических зон технико-внедренческого типа, что, несомненно, положительно скажется на развитии российского рынка ИТ-услуг в целом.

«Топовые» решения

Все большую востребованность в ушедшем году демонстрировали решения по управлению и мониторингу ИТ и телекоминфраструктуры, решения по обмену корпоративной информацией, системы электронного документооборота, интегрированные с системами хранения данных.

По мнению Дмитрия Сивохина, заместителя генерального директора по технологиям компании R-Style, большие перемены произошли в сегменте продуктов бизнес-аналитики, что подтверждает интерес к этому направлению и его перспективность (такие вендоры, как IBM, Microsoft, Oracle, SAP за счет последних приобретений усилили свое положение в этом сегменте). Ведь, как отмечает Борис Бобровников, генеральный директор компании «Крок», владельцам бизнеса и управленцам необходимы сведения о динамике деятельности в максимально удобной форме.

Быстрыми темпами растет рынок заказных разработок приложений для автоматизации специфичных процессов российских предприятий — как показывает практика, для ряда индустрий это вполне оправданный подход. Юрий Баев, исполнительный директор «ТехноСерв А/С», относит спрос на уникальные мультивендорные проекты, направленные на решение бизнес-задач конкретного заказчика, к числу основных тенденций рынка системной интеграции. «В условиях же, когда все больше компаний в своей инфраструктуре используют продукты различных вендоров, то есть уникальные, нетиповые решения, становится особенно актуальным опыт интеграторов в создании многокомпонентных интегрированных мультивендорных систем, максимально отвечающих индивидуальным требованиям заказчиков», — подчеркивает Елена Лебедева, руководитель отдела маркетинга компании Softline Consulting Services.

В 2007 году проявилась также тенденция увеличения популярности отраслевых решений (систем автоматизации торговли, гостиничного бизнеса и логистики (WMS-системы) и т.д.), к преимуществам которых относят, например, снижение рисков и, следовательно, стоимости проекта. В большинстве случаев подобные системы не требуют доработки и внедряются «под ключ».

Стремление к сервисной модели

Одной из наиболее заметных тенденций ушедшего года стало стремление рынка к сервисной модели. Доля ИТ-услуг в общем объеме ИТ-сектора в 2007 году стабильно росла. По словам Андрея Шалимова, сегодня заказчику необходимы консалтинговые услуги, аудит существующей инфраструктуры, техническая поддержка систем, внедренных ранее, научно-исследовательская деятельность в рамках реализации проектов. В настоящее время большинство крупных компаний уже построили разветвленную инфраструктуру, и сейчас стоит задача по ее поддержке. В основном предприятия предпочитают аутсорсинговую или мультисорсинговую модель, передавая непрофильные для своей деятельности функции «на сторону».

Как отмечает Сергей Романов, руководитель направления ИТ-консалтинга и инфраструктурных решений Amphora Group, заказчики начали более системно подходить к внедрению ПО и оборудования, уделяя больше внимания проработке общей ИТ-архитектуры и функциональности, а также стандартизации оборудования и решений. Соответственно, увеличилась доля консалтинговых услуг. Кроме того, повысилась ориентация ИТ на обеспечение непрерывности бизнеса, и, как следствие, многие заказчики стали наводить порядок в эксплуатирующих подразделениях, что, по свидетельству эксперта, привело к спросу на решения по мониторингу и внедрению процессов ITIL, включая создание SLA.

Использование информационных технологий в организациях любого масштаба сегодня уже не просто техническая необходимость, а неотъемлемый инструмент для решения конкретных бизнес-задач. В свою очередь компаниям-интеграторам важно быть компетентными не только в области предоставляемых ими профессиональных услуг. По словам Елены Лебедевой, им также необходимо знать специфику сферы, в которой ведет свою деятельность заказчик, понимать, какие именно технологии могут привести к росту бизнеса клиента, какие решения дадут быстрый возврат инвестиций. В результате заказчик, работая с такой ИТ-компанией, получает «из одних рук» и бизнес-консалтинг, и внедрение тех рекомендаций, которые были даны в ходе оказания услуг.

«Усложнение задач, выдвигаемых перед ИТ-проектом, продолжается. Оптимизируются многократно нарастившие свою мощь корпоративные информационные системы. Меняющиеся на мировом рынке условия побуждают корпорации активно бороться за свою эффективность, не теряя в управляемости как бизнеса в целом, так и ИТ-инфраструктур, — говорит Борис Бобровников. — Системных интеграторов это выводит на оказание услуг совершенно другого уровня — от знания конкретных технологий к экспертизе по интеграции разных платформ — и аппаратных, и, в особенности, программных».

По свидетельству Сергея Чирвы, руководителя отдела маркетинга компании «Утилекс АйТи 2000», компании-интеграторы уже рассматриваются не как исполнители в области поставок и автоматизации, но и как специалисты в области аудита и разработки концепций дальнейшего развития предприятий, определении бизнес-задач своих клиентов, поддержки и развития готовой системы.

Интеграция и масштабируемость

Важным трендом, наблюдавшимся не только в 2007 году, но и на протяжении последних нескольких лет, стал переход заказчиков к комплексной автоматизации деятельности, к ИТ-поддержке «сквозных» бизнес-процессов в стремлении, таким образом, повысить эффект от использования информационных технологий. Следствием этого стало возрастание спроса услуги по созданию интеграционных решений, управлению программой ИТ-проектов. При этом стабильно развивается спрос на внедрение бизнес-приложений — и не только ERP-систем. Андрей Алмазов, заместитель генерального директора компании Computer Mechanics, подчеркивает, что именно тенденция объединения платформ прикладного ПО, интеграции разрозненных систем с распределенной инфраструктурой была в 2007 году одной из превалирующих. Борис Бобровников («Крок») подтверждает, что сейчас разговоры о внедрении интеграционной шины все чаще переходят из области теории в практическую плоскость, причем, не только в крупном, но и в среднем бизнесе.

Учитывая быстрый рост компаний, их стремительную экспансию в регионы, встают и задачи оперативного распространения инфраструктуры на новые региональные подразделения, филиалы заказчиков. По словам Бориса Бобровникова, в том числе поэтому все более востребованы на российском рынке системы терминального доступа, дающие возможность быстро открывать новые офисы и представительства и предоставлять их сотрудникам необходимые для работы бизнес-приложения.

Кадры — это все!

Одна из ключевых тенденций 2007 года — продолжающееся повышение профессионализма сотрудников ИТ-служб заказчика и повышение статуса руководителей ИТ-служб. В настоящее время CIO предприятия нередко входит в совет директоров, принимает активное участие в разработке стратегии развития компании, опираясь на ИТ, прежде всего, как на инструмент решения бизнес-задач и повышения конкурентоспособности предприятия. Вследствие этого растет бизнес-ориентированность возникающих ИТ-задач. «Сегодня от интегратора требуется хорошее понимание бизнеса клиента, хорошая эрудированность и комплексность подходов при разработке и реализации проектов, что, в свою очередь, требует наличия на стороне исполнителя отточенных методик управления проектами», — говорит Андрей Шалимов («Оптима-Интеграция»).

В то же время одна из наиболее чувствительных и давних проблем — нехватка квалифицированных ИТ-специалистов и постоянный рост их «стоимости» на рынке — по-прежнему остается, чуть ли не самой большой головной болью руководителей компаний. В ушедшем году данная проблема так и не стала менее острой, а в каких-то сегментах ИТ-рынка даже усугубилась. По словам Сергея Чирвы, при постоянном росте спроса на квалифицированные ИТ-услуги, агенты рынка вот уже несколько лет сталкиваются с дефицитом кадров, что вынуждает многих интеграторов значительное внимание уделять подготовке специалистов, как в рамках образовательных заведений, так и организуя собственные академии/курсы.

M&A

В 2007 году на российском ИТ-рынке, наконец, активизировались M&A-процессы. Это стало закономерным следствием давно прогнозировавшейся трансформации рынка системной интеграции, подразумевающей появление крупных компаний, специализирующихся на предоставлении широкого спектра услуг. «В нашем сегменте для выполнения комплексного многомиллионного контракта, заключенного с крупным заказчиком, компания-исполнитель должна иметь соответствующие масштабам работ ресурсы (главным образом, специалистов необходимой квалификации). Причем, наращивание компетенций в области предоставления ИТ-сервисов занимает довольно длительный срок, и объединение компаний — способ быстрого увеличения возможностей», — комментирует Феликс Гликман (TopS BI). Юрий Баев («ТехноСерв А/С») согласен, что поглощение — наиболее действенный способ резкого наращивания компетенций, ресурсов и клиентской базы.

Андрей Гнездилов, заместитель управляющего директора компании «Verysell Проекты», видит в начавшемся в 2007 году процессе консолидации ИТ-рынка, укрупнении его игроков за счет слияний и поглощений основную тенденцию минувшего года. По его мнению, одна из главных причин — необходимость развития компетенций, ибо все игроки рынка понимают, что для конечного заказчика важно получить решение, позволяющее полностью решить его конкретную специфическую задачу. Поэтому, по словам специалиста, системному интегратору для того, чтобы привлечь к себе заказчика необходимо иметь целый портфель таких решений, исходя из чего, интеграторы начали вкладываться в развитие компетенций и конкурировать между собой за владение ими, и чем богаче выбор компетенций, тем больше шансов получить интересный заказ. Один же из очевидных способов решения данной задачи — покупка компаний, обладающих теми компетенциями, которых нет у покупателя.

Спрос становится все более «профессионализированным» — заказчик предъявляет все более четкие требования, он прекрасно понимает, что конкретно ему нужно, когда, почему и по какой цене. По мнению Алексея Ананьина, этот вызов можно парировать только повышая качество и эффективность работ, постоянно расширяя продуктовый ряд, причем, не просто следуя за спросом, но и опережая или формируя его, осваивая и предлагая новые продукты и решения, а с такими задачами могут справиться только крупные компании, способные постоянно инвестировать значительные средства в развитие продуктов и повышение квалификации персонала. Отсюда, по словам президента IBS, и четко обозначившаяся тенденция — структурирования и консолидации российского ИТ-рынка, укрупнение ИТ-компаний. В свою очередь, Юрий Баев отмечает, что более развитые рынки уже вступили в этап консолидации несколько лет назад, а в ИТ-индустрии эти процессы только начались.

Дмитрий Фомичев, говоря о череде слияний и поглощений, прошедших в 2007 году, называет ее скорее не тенденцией, а показателем степени зрелости рынка, свидетельствующей о приближении к фазе «взросления» не только рынка системной интеграции, но и ИТ-рынка в целом. «В условиях повышающейся конкуренции выживают компании, которые могут предложить заказчику комплекс услуг, а узкопрофильные компании, специализирующиеся на каком-либо одном или нескольких направлениях деятельности, поглощаются крупными игроками или вовсе перестают существовать», — отмечает специалист.

Леонид Волчанинов / CNews Analytics

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS